Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 08:38, контрольная работа
Цель данной работы определить конституционно-правовой статус
Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению
в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость
его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В
результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости
наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех
полномочий которые определены ему по Конституции.
I. ВВЕДЕНИЕ. 3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
2.1 Президент – как глава государства. 5
2.2 Выборы Президента. 8
2.3 Полномочия Президента. 11
2.4 Разрешение Президентом спорных вопросов. 17
2.5 Президент – Верховный Главнокомандующий. 18
2.6 Полномочия Президента по введению чрезвычайного положения. 19
2.7 Полномочия Президента по вопросам гражданства. 20
2.8 Полномочия Президента на издание правовых актов. 21
2.9 Неприкосновенность Президента. 22
2.10 Процедура отрешения Президента от власти. 22
III. ВЫВОДЫ 25
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 26
I. ВВЕДЕНИЕ. 3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
2.1 Президент – как глава
2.2 Выборы Президента. 8
2.3 Полномочия Президента. 11
2.4 Разрешение Президентом
2.5 Президент – Верховный
2.6 Полномочия Президента по
2.7 Полномочия Президента по
2.8 Полномочия Президента на
2.9 Неприкосновенность Президента.
2.10 Процедура отрешения
III. ВЫВОДЫ 25
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
Цель данной работы определить конституционно-правовой статус
Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению
в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость
его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В
результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости
наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех
полномочий которые определены ему по Конституции.
Президент, глава государства, избираемый гражданами, парламентом или
специальной избирательной коллегией на определенный срок; высшее
должностное лицо государства. В России институт президентства был введен 24
апреля 1991года законом «О Президенте РСФСР», интегрированный затем в
Конституцию РСФСР 1978г. В июне 1991 года состоялись прямые президентские
выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет избран Б.Н. Ельцин.[1]
Официальная резиденция
Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг),
представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага
Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в
центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной
фамилией, именем и отчеством Президента и датами его пребывания на этом
посту.
Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как главы
государства достижимо лишь при уяснении и использовании совместно главы 4
«Президент Российской Федерации» и других структурных подразделений
Конституции, прежде всего глав о «Федеральном Собрании – парламенте
Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации»
Часть I ст.80 Конституции Российской Федерации[2] устанавливает, что
Президент Российской Федерации является главой государства России как
демократического федеративного правового государства с республиканской
формой правления. В соответствии со своим положением Президент Российской
Федерации олицетворяет единство многонационального народа Российской
Федерации, суверенную государственность России и незыблемость ее
демократической основы.[3]
Согласно Конституции
гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и
гражданина.
Президент – совершенно новый
для России государственный
введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию
государственной власти в нашей стране. В 1990-1991 гг. был закреплен пост
Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в
республиках бывшего Союза. В Российской Федерации пост президента введен во
исполнение решения народа, принятого на референдуме России 17 марта 1991г..
В соответствии с прежней Конституцией Президент РСФСР провозглашался высшим
должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Закрепление этого
нового положения было вызвано необходимостью укрепления исполнительной
дисциплины в период углубления политического и экономического кризиса,
обострение межнациональных отношений.
Президентская власть была
управление, исполнение законов. Ее самостоятельность по отношению к
представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной
власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки
стабилизации обстановки в стране.
Важно отметить следующее, что
направляя и обеспечивая
всех государственных органов, Президент действует в рамках, установленных
Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает
несколько сфер:
1. Президент выступает как глава государства;
2. Президент является Верховным
Главнокомандующим
3. Президент обладает
4. В сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие
полномочия.
Изучая главу 4 настоящей Конституции можно сделать вывод, что
Президент занимает самостоятельное главенствующее место в системе органов
Российской Федерации, осуществляющих государственную власть, (а это
Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены
на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение
Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного
суверенитета.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Президент – как глава
Как глава государства
внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления
внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя
государственной власти, высшего должностного лица государства. Действующая
Конституция России ставит институт президентства на первое место среди
федеральных государственных органов. Президент Российской Федерации наделен
большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно,
юридически независимо от других государственных органов, но в тесном
взаимодействии с ними.
Президент Российской
согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной
власти. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на
Президент как главу государства. Для этого он наделен полномочиями (ст.
83,84 Конституции), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви
власти. Такая координация хорошо видна, например, при решении важнейших для
страны кадровых вопросов, назначение на высшие должности в государстве.
Президент взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации и с
Председателем Правительства. Безусловно соответствующие полномочия
Президента – это и его обязанности, их исполнение является средством
осуществления конституционных прав Государственной Думы и Совета Федерации,
закрепленных в ст. 102 и 103 Конституции.[4]
Необходимость подобной же
такому важному вопросу, как законодательная деятельность. В этом вопросе
крайне важно использовать потенциал всех властей, соединить наработки и
профессионализм исполнительной власти с возможностями депутатов высказывать
решающее слово о судьбе законопроектов. Кроме того, через право вернуть
Государственной Думе законопроект со своими замечаниями (право
отлагательного вето) он имеет возможность известным образом отстаивать свою
точку зрения по поводу содержания того или иного законопроекта.
Президент не подчинен и не
подотчетен никакому органу
полномочия основаны на Конституции. Он представляет собой единство
государства и государственной власти в целом, а не какой либо отдельно.
Президент является гарантом Конституции. Это очень важная президентская
функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней
политики нашего государства должны соответствовать Конституции и
федеральным законам. Президент обеспечивает должное исполнение
конституционных законов всеми органами государства. Достигает этого
Президент путем обращения к органам и лицам, нарушающим требования
Конституции, так и через уполномоченные органы, например суды.
Конституция отводит
человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы,
направленные на защиту правового положения личности в нашей стране.
В сфере охраны суверенитета
Президент наделен особыми
например, он единолично принимает решения по введению военного или
чрезвычайного положения на территории Российской Федерации.
На Президента возложена очень
важная функция в системе
государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и
взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной
функции Президент выступает своего рода «арбитром», помогая разрешить
противоречия между государственными органами. Это, прежде всего относится к
взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а также
федеральных органов государственной власти субъектов Федерации. Для
разрешения разногласий Президент может использовать согласительные
процедуры. Конституция наделила Президента Российской Федерации правом
определения внутренней и внешней политики государства. Эти правомочия
Президент реализует различными путями, так ему разрешено обращаться к
Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об
основных направлениях внешней политики.
Характеризуя конституционный
важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он
выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как
проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Федеральное
Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих
избирателей, т.е. население избирательных округов и регионов, и отсюда
неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента
интересов. Но Президент Российской Федерации, получая свой мандат на прямых
всеобщих выборах, представляет совокупные, т.е. общие, интересы всего
народа и всей России. Вот почему неправомерны какие либо его действия в
интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент Российской
Федерации как глава федеративного государства вправе контролировать
президентов республик, входящих в Российскую Федерацию. Он также вне
интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных
объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа.
Взаимодействие Президента и Парламента должно обеспечить единство