Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 08:38, контрольная работа
Цель данной работы определить конституционно-правовой статус
Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению
в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость
его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В
результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости
наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех
полномочий которые определены ему по Конституции.
I. ВВЕДЕНИЕ. 3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
2.1 Президент – как глава государства. 5
2.2 Выборы Президента. 8
2.3 Полномочия Президента. 11
2.4 Разрешение Президентом спорных вопросов. 17
2.5 Президент – Верховный Главнокомандующий. 18
2.6 Полномочия Президента по введению чрезвычайного положения. 19
2.7 Полномочия Президента по вопросам гражданства. 20
2.8 Полномочия Президента на издание правовых актов. 21
2.9 Неприкосновенность Президента. 22
2.10 Процедура отрешения Президента от власти. 22
III. ВЫВОДЫ 25
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 26
относятся издание указов на военную службу, а также утверждение плана
гражданской обороны Российской Федерации, им также утверждаются планы
дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещение военных объектов.
Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской
Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам
коллективной безопасности. Как Верховных Главнокомандующий Вооруженными
Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы,
обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками,
воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России
осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.
Президент Российской
на всей территории страны или в отдельных местностях и незамедлительно
сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о
введении военного положения подлежит утверждению Совета Федерации, который
подтверждает юридическую силу Указа.
Военное положение вводится
или непосредственной угрозы агрессии и представляет собой особый правовой
режим жизнедеятельности государства. Во время военного положения органы
государственной власти и местного самоуправления наделяются особыми
полномочиями.
Введение военного положения
связано с определенными
граждан, государственная власть сосредотачивается в руках военных. В период
действия на всей территории Российской Федерации военного положения
Государственная Дума не подлежит роспуску.
2.6 Полномочия Президента по
Целью введения чрезвычайного положения является обеспечение
безопасности граждан и защита конституционного строя. Порядок введения
чрезвычайного положения определен Законом Российской Федерации от 17 мая
1991г. «О чрезвычайном положении»[8]. Чрезвычайное положение вводится
Указом Президента России в случаях попытки насильственного изменения
конституционного строя, межнациональных конфликтов, массовых беспорядков,
стихийных бедствий и др. С прекращением чрезвычайного положения утрачивают
силу все акты, принятые в связи с введением чрезвычайного положения.
Право Президента вводить на
территории Российской
отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью
немедленно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ
Президента о чрезвычайном положении подлежит утверждению Совета Федерации.
2.7 Полномочия Президента по
Президент уполномочен решать
вопросы гражданства
Под гражданством понимают устойчивую политико-правовую связь человека с
государством, в силу которой на человека распространяется суверенитет этого
государства, и он пользуется его защитой, и может участвовать в управлении
государственными делами. Эта связь с государством создает взаимные права,
обязанности и ответственность, а также основывается на признании и уважении
достоинства, основных прав и свобод человека.
Согласно Закону «О
решает вопросы:
V приема в гражданство
граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;
V принимает решения по вопросам восстановления гражданства;
V дает разрешение на выход из гражданства;
V разрешает гражданину
гражданство.
До решения указанных вопросов Президентом они предварительно
рассматриваются в Комиссии по вопросам гражданства при Президенте
Российской Федерации.
В компетенцию Президента
политического убежища, которое является суверенным правом государства-
субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент
имеет право предоставления политического убежища.
Президент осуществляет высшую
форму государственного
награждение государственными наградами России. Президент также присваивает
почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и
положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и
награждения ими.
Президент Российской
генералов и адмиралов. Для предварительного рассмотрения данных вопросов
при Президенте создана комиссия по государственным наградам.
Президенту предоставлено
верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от
наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может
быть снята судимость с лиц, уже отбывших наказание. Акты помилования носят
всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении
конкретного лица или нескольких определенных лиц.
2.8 Полномочия Президента на
Президент Российской
своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные. К
нормативным относятся указы и распоряжения – содержащие правовые нормы,
будучи обнародованными они приобретают государственно-властный характер,
т.е. становятся обязательными для исполнения всеми гражданами, должностными
лицами, государственными органами. Правовые нормы представляют собой общие
правила поведения людей, т.е. относятся не только к тому или иному случаю,
а предлагают возможность своего неоднократного применения.
К индивидуальным относятся указы и распоряжения Президента, которые
касаются конкретных отношений или лиц. Например, указы Президент о
присвоении различных почетных званий конкретным деятелям науки, искусства и
так далее. Такого рода указы не содержат каких-либо общих правил, т.е.
юридических норм. Указы и распоряжения Президент Российской Федерации
обязательны для исполнения на всей территории России. Издаваемые
Президентом правовые акты не должны противоречить Конституции и федеральным
законам.
Акты Президента, носящие нормативный правовой характер вступают в силу
на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их
официального опубликования, если при принятии акта не установлен иной срок.
2.9 Неприкосновенность Президента.
Президент Российской
1) неприкосновенность Президента связана с тем, чтобы создать ему все
гарантии в течении срока его полномочий, т.е. в период своих
полномочий Президент не может быть задержан, арестован и подвергнут
обыску и личному досмотру;
2) неприкосновенность также
помещения, которые Президент занимает, на используемые личные и
служебные транспортные
3) Президент не может
гражданской ответственности
Конституция предоставляет
неприкосновенность.
2.10 Процедура отрешения
Президент Российской
принесения торжественной присяги и, как правило, прекращает осуществление
своих полномочий с истечением срока, на который был избран.
Конституцией предусмотрена
исполнения полномочий Президента в случаях:
1) отставки (по инициативе самого Президента);
2) стойкой неспособности по
полномочия (по причине не зависящей ни от какой воли);
3) отрешения от должности (по инициативе Федерального Собрания).
При отставке Президента
прекращении его полномочий выборы нового Президента России должны
состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения
полномочий. Досрочные выборы Президента должны проводиться на основе
федерального закона о выборах Президента. В тех случаях, когда Президент не
в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель
Правительства Российской Федерации. Сюда можно отнести длительную болезнь
Президента (которая признана достаточным основанием для досрочного
прекращения им своих полномочий), смерть Президента. Исполнение
обязанностей Президента Председателем Правительства ограничена сроком на
три месяца – до избрания нового Президента. Объем прав и обязанностей
Председателя Правительства меньше, чем у законно избранного Президента.
Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Думу,
назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре
Конституции.
Действующая Конституция
Президента от должности на основании выдвинутого в отношении его обвинения
в государственной измене или совершении тяжкого преступления, составы этих
преступлений определяются в Уголовном кодексе.
Конституция установила четкую
процедуру рассмотрения
отрешении Президента. В этой процедуре участвуют обе палаты Федерального
Собрания, Верховный Суд, Конституционный Суд Российской Федерации.
Процедура отрешения
1) Государственная Дума, числом голосов не менее чем одной трети
депутатов, выдвигает обвинение против Президента, которое может
служить основанием для
Государственной Думы о
должно приниматься двумя
палата (т.е. квалифицированным
2) Верховный Суд и
решению Государственной Думы. Верховный Суд дает заключение о
наличии в действиях Президента признаков преступления.
Конституционный Суд дает
порядка выдвижения обвинения (в случае принятия решения о
несоблюдении порядка – рассмотрение обвинения против Президента
прекращается);