Президент – глава государства Республики Беларусь и гарант Конституции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

. Целью работы является изучение особенностей института президентской власти в Республике Беларусь.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- исследовать особенности организации власти Президента Республики Беларусь;
- изучить содержание основных полномочий Президента Республики Беларусь в сфере исполнительной власти.

Оглавление

Введение !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
1.1 Президент – глава государства Республики Беларусь и гарант Конституции !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
1.2
1.3 Порядок выборов Президента.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
1.4 Прекращение полномочий Президента Республики Беларусь
2.1 Функции и полномочия Президента в сфере исполнительной власти
2.2Администрация Президента как государственный орган
2.2 Нормативные акты издаваемые президентом Республики Беларусь
3. 1 Администрация Президента как государственный орган
3.2Правовой статус и функции Администрация Президента Республики Беларусь.
Заключение.

Файлы: 1 файл

бип курсовая.docx

— 29.12 Кб (Скачать)

Введение    !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

1.1  Президент – глава государства Республики Беларусь и гарант Конституции !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

1.2

1.3 Порядок выборов Президента.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

1.4 Прекращение полномочий Президента Республики Беларусь

2.1 Функции и полномочия Президента в сфере исполнительной власти

2.2Администрация Президента как государственный орган

2.2 Нормативные акты издаваемые  президентом Республики Беларусь

3. 1 Администрация Президента как государственный орган

3.2Правовой статус и  функции Администрация Президента  Республики Беларусь. 

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 Принятая 15 марта 1994 года  Конституция Республики Беларусь  впервые закрепила принцип разделения  властей в нашей стране. Принцип  разделения властей означает, что  каждая из ветвей власти (законодательная,  исполнительная и судебная) обладает  только ей присущими полномочиями  и действует в пределах своих  полномочий, не вмешиваясь в деятельность  других властей. Так, Национальное  собрание Республики Беларусь  является представительным и  законодательным органом (ст.90 Конституции). Исполнительную власть в нашей  стране осуществляет Правительство  – Совет Министров  - центральный  орган государственного управления, который обеспечивает исполнение  Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента (ст.ст. 106 и 107 Конституции). Судебная  власть осуществляет правосудие  на основе Конституции и принятых  в соответствии с ней иных  нормативных актов (ст.112 Основного  Закона).

 Создателем классической  теории разделения властей считается  французский философ и историк  Ш.Монтескье, на взгляды которого  значительное влияние оказали  его предшественники. В частности,  Д.Локк отстаивал необходимость  организационного обособления властей:  законодательной (осуществляется  парламентом, который принимает  законы), исполнительной (правительство,  претворяющее в жизнь законы), союзная власть (осуществляет внешнеполитическую деятельность).

 Концепция, предложенная  Ш.Монтескье, получила большую  поддержку. По мнению Монтескье,  все погибло бы, если бы в  одном и том же лице были  соединены все три власти: создавать  законы, приводить в исполнение  общеобязательные постановления  и судить преступления или тяжбы частных лиц. Если законодательная и исполнительная власти будут созданы в одном лице или учреждении, то свободы при этом не будет, так как можно опасаться, что тот, кто этой властью обладает, станет издавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически их применять. Таким образом Ш.Монтескье не допускал верховенства какой-либо ветви власти.

 Монтескье отмечал  необходимость полного равноправия,  равновесия и независимости властей  и в то же время их взаимную  связанность. Разделение властей  необходимо в связи с тем,  чтобы исключить концентрацию  властных полномочий в руках  одного человека или органа. Чтобы  исключить возможность злоупотребления властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные ветви власти могли бы сдерживать друг друга. Тем самым были заложены основы для разработки системы “сдержек и противовесов”.

 Западно-германский специалист Р.Дарендорф отмечал, что разделение властей не является реальным фактом, так как в обществе они переплетаются и смешиваются, в каждом государстве они имеют своеобразную неповторимую связь.1

 Закрепленное в статье 6 Конституции Республики Беларусь разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную вовсе не означает отсутствие их взаимодействия. В этой связи учреждается пост главы государства, который является должностным лицом, занимающим высшее место в системе государственных органов.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе  государственных органов. Он является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность  и взаимодействие органов государственной  власти (ст.79 Конституции). Таким образом, на Президента возлагаются функции  арбитра между властями. В этом и заключается особенность его  статуса – с одной стороны, он выступает в качестве арбитра, с другой – сам может активно  руководить правительством, подчиненными ему органами.

 В пределах своих  полномочий государственные органы  самостоятельны. Их самостоятельность  гарантирована Конституцией и  другими законами Республики  Беларусь прежде всего через определение полномочий, порядка формирования, организации и обеспечения гарантий деятельности этих органов. Оставаясь самостоятельными, государственные органы взаимодействуют между собой, так как они призваны осуществлять функции государства, которые распространяют свою власть на все общество, в необходимых случаях опираясь на средства и меры принуждения.

 Система “сдержек  и противовесов” обеспечивает  возможность взаимного контроля  властей и условия для их  взаимодействия. Эта идея реализуется  в Конституции Республики Беларусь  через механизм формирования властей ; через механизм принятия законов, через возможность смещения Президента с должности в случаях, предусмотренных статьей 88 Конституции; а также через функционирование Конституционного Суда, который обеспечивает контроль за конституционностью нормативных актов государства. Целью работы является изучение особенностей института президентской власти в Республике Беларусь.

Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

-    исследовать особенности  организации власти Президента  Республики Беларусь;

-    изучить содержание  основных полномочий Президента Республики Беларусь в сфере исполнительной власти.

Объектом исследования является институт президентства в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1В Беларуси институт президентства появился с принятием 15 марта 1994 года Конституции Республики Беларусь. В соответствии со ст. 95 Конституции 1994 года (до внесения изменений и дополнений) Президент РБ является Главой государства и исполнительной власти. В первоначальной редакции закона «О Президенте Республики Беларусь» было закреплено, что Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, представителем государства в межгосударственных отношениях и внутри страны. Для нашей Республики, как и для других государств СНГ, этот институт является относительно новым. В настоящее время институт Президентства введен почти во всех пост советских государствах и государствах восточной Европы, принадлежащих до 1990 г. к социалистическому блоку. Статус Президента, круг его полномочий, порядок взаимодействия с ветвями власти во многом является определяющими факторами при характеристике государства.

 

     Новая редакция  Конституции РБ 1994 г., принятая на  Референдуме 24 ноября 1996 года, изменила  объем полномочий Президента  Республики Беларусь и установила, что Президент является Главой  государства, гарантом Конституции  РБ, прав и свобод человека  и гражданина.

 

     Президент  олицетворяет единство народа, гарантирует   реализацию основных направлений  внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь  в отношениях с другими государствами  и международными организациями.  Президент принимает меры по  охране суверенитета Республики  Беларусь, ее национальной безопасности  и территориальной целостности,  обеспечивает политическую и  экономическую стабильность, преемственность  и взаимодействие органов государственной  власти, осуществляет посредничество  между органами государственной  власти, и обладает большими властными  полномочиями в области внешней  и внутренней политики.

 

     Президент  Республики Беларусь перестал  быть главой исполнительной власти, что, однако, не превращает его  в некий государственный  символ. Теперь он – Глава государства,  из чего следует, что Президент  является первым среди государственных  должностных лиц, занимает самостоятельное  главенствующее место в системе  государственных органов Беларуси. Он представляет Республику Беларусь внутри страны и в международных отношениях. А это означает, что Президент выступает от имени всех государственных органов, его официальные заявления и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении, утверждении. Все официальные выступления Президента и сделанные им заявления обязывают государство в целом, поскольку он действует в соответствии с Конституцией Беларуси и в силу должности. К тому же Президент является наиболее авторитетным выразителем определенных политических интересов, обладателем политического мандата, полученного от народа во время всеобщих прямых президентских выборов.

 

     Положительным  моментом является то, что Президент   не включен в систему разделения  властей, поставлен над всеми   ветвями власти. В результате  его  авторитет, политико-правовая  защищенность усиливаются. Президент  обладает неприкосновенностью, а  его честь и достоинство охраняются  законом.

 

     В политико-правовом  плане наделение  Президента  титулом Главы государства   вытекает из необходимости обеспечения   взаимодействия властей, устойчивости  системы государственного управления, стабильности в государстве. Невозможно  представить функционирование органов  государственной власти в современном  государстве на основе принципа  разделения властей без авторитетного  арбитра, обеспечивающего политическую  и экономическую стабильность. Таким  арбитром, охранителем основ конституционного  строя, существенных ценностей  общества, который не только олицетворяет  единство народа, государства внутри  страны и вовне, устойчивость  механизма государственной власти  является Президент Республики  Беларусь, который обеспечивает  необходимое взаимодействие государственных  властей. Остальные ветви власти  – законодательная, исполнительная  и судебная – осуществляют  установленную Конституцией и  законом деятельность, то есть  законодательствуют, управляют, осуществляют  правосудие. 

 

     Изменения  и дополнения, внесенные в Конституцию,  свидетельствуют о том, что  Президент дистанцирован от всех ветвей власти и не несет политической ответственности за свои действия. Вместе с тем он отчасти нормотворчествует, участвует в осуществлении законодательной, исполнительной и судебной властей, разрешает споры между властями. Президент Республики Беларусь обязан это делать для того, чтобы выступать в качестве гаранта республиканской формы правления, реализации основных направлений внутренней и внешней политики, суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, выполнять обязанность по поддержанию стабильности в государстве, гражданского мира в обществе. Именно поэтому главам, посвященным трем ветвям власти, предшествует глава о   Президенте Республики Беларусь. С нее начинается изложение системы государственных органов Беларуси, что объясняется особым значением Президента в системе государственных органов Республики Беларусь.

 

     Президент,  реализуя свои функции, закрепленные  в части первой и второй  статьи 79 Конституции, призван обеспечить  должное исполнение юридических  обязанностей всеми органами  государства. К примеру, функцию гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина Президент может осуществлять как путем непосредственного обращения к органам и должностным лицам, действия которых не отвечают конституционным требованиям, нарушают права и свободы личности в целом, отдельных групп населения, так и инициируя законы, издавая декреты, указы, направленные на восстановление нарушенных норм, прав и свобод, защиту интересов граждан.

1.3 прежде всего кандидат в Президенты должен быть гражданином Республики Беларусь. Допускается избрание Президентом лица, получившего гражданство как по рождению, так и по натурализации, т.е. получившего белорусское гражданство по его заявлению при соблюдении определенных условий. В ряде государств "натурализованный гражданин" не может быть избран Президентом. Статья 80 Конституции устанавливает возрастной критерий для кандидата на должность Президента: он должен быть не моложе 35 лет (такой возраст принят во многих зарубежных странах).Конституция не предусматривает предельного возраста (например, 65 или 70 лет) для кандидата на должность Президента.Кандидат на должность Президента должен обладать избирательным правом, т.е. правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

 

 Кандидат на должность  Президента Республики Беларусь  может быть только гражданин,  проживающий в республике не менее десяти лет.Представляется, что понятие "проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет" означает, что кандидат должен постоянно жить в Беларуси не менее указанного срока непосредственно перед его выдвижением для избрания на должность Президента. Указанное требование отнюдь не исключает зарубежных командировок, поездок для отдыха, лечения в другие страны.Конституция закрепляет прямые выборы Президента народом, т.е. гражданами республики, достигшими определенного возраста. Срок полномочий Президента предусмотрен конституциями многих стран мира. Президент Республики Беларусь избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основании всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроком. Ограничение пребывания на должности Президента двумя сроками также является распространенной мировой практикой. Она исключает возможность прихода к власти "бессменных" или "вечных" президентов.

 Согласно статьи 98 Конституции "выборы признаются действительными, если в них приняло участие 50% плюс один избиратель из числа зарегистрированных. Для избрания Президента необходимо, чтобы 50% плюс один избиратель из этого числа проголосовали за данного кандидата, т.е. для победы в первом туре необходимо получить как минимум 25% голосов включенных в список избирателей плюс один голос".1

 

 Если в первом туре  никто из кандидатов не наберет  необходимого количества голосов,  проводится второй тур, в котором  принимают участи два кандидата,  получившие наибольшее количество  голосов избирателей. Выбранным  считается кандидат в Президенты, получивший большее число голосов  при условии, что количество  голосов, поданных за кандидата  в Президенты, больше числа голосов,  поданных против него.

Информация о работе Президент – глава государства Республики Беларусь и гарант Конституции