Президент РФ как глава государства и исполнительной власти. Место Президента РФ в системе органов государственной власти России, порядок

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы осветить вопросы, связанные с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России, объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране.
Поставленная мною цель определяет следующие конкретные задачи:
а) Исследовать конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации;
б) Обосновать теоретические основы полномочий Президента РФ, определить необходимый для этого понятийный аппарат;
в) Определить порядок избрания и порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

       Участковая избирательная комиссия формируется выборными органами местного самоуправления также только на период проведения выборов Президента Российской Федерации для осуществления очень важных функций: составление списков избирателей и ознакомления с ним населения, организации голосования в день выборов, подсчет голосов и установление итогов голосования на избирательном участке.  Каждый зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию. Кроме того, в день голосования каждый кандидат, каждое избирательное объединение вправе назначить в соответствующие участковые комиссии по одному наблюдателю, который имеет право находиться в помещении для голосования с начала голосования до окончания оформления документов об итогах голосования и получать заверенные копии этих документов.

       Следующей, четвертой, стадией  избирательной кампании по выборам  Президента Российской Федерации  является составление списков  избирателей. Такие списки составляют  участковые избирательные комиссии  на основе данных, представляемых главами местных администраций. Список составляют в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, адресам избирателей). Список избирателей – военнослужащих, находящихся в воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части. В список избирателей по избирательному участку, образованному за пределами территории Российской Федерации, включаются граждане России, проживающие на территории соответствующего иностранного государства или находящиеся там в командировке при наличии у них заграничного паспорта гражданина Российской Федерации.

       Одной из важных, а потому детально  урегулированных избирательным  законодательством, является стадия  выдвижения и регистрации кандидатов  на должность Президента Российской Федерации. Право выдвижения кандидата на должность Президента принадлежит: непосредственно избирателям, а также избирательным объединениям, избирательным блокам.

       Избиратели выдвигают кандидата  на должность Президента РФ  в следующем порядке: каждый гражданин или группа граждан, обладающие избирательным правом, образуют инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 человек для выдвижения кандидата; такая группа регистрируется Центральной избирательной комиссией при наличии протокола собрания группы с указанием выдвинутого ею кандидата на должность Президента РФ.

       Под избирательным объединением  понимается общероссийской общественное  объединение (политическая партия, общественная организация, движение), созданное в установленном законом порядке, устав которого предусматривает участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации не позднее, чем за 6 месяцев до объявления дня выборов. Два и большее число избирательных объединений на период проведения выборов могут создавать избирательные блоки для выдвижения общего для них кандидата на должность Президента Российской Федерации.

     Выдвижение  кандидата на должность Президента Российской Федерации производится на съезде (конференции) избирательного объединения (блока). При этом избирательное объединение (блок) может выдвинуть только одного кандидата. Однако для регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации недостаточно самого факта его выдвижения. Избирательное объединение (блок) или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее одного миллиона подписей избирателей. После проверки правильности сбора подписей и согласия кандидата баллотироваться  на должность Президента Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия РФ регистрирует кандидата. С этого момента он обладает особым статусом.

       Статус кандидата на должность  Президента Российской Федерации  определяется законом о выборах и включает в себя следующие основные положения: по личному заявлению кандидат освобождается от работы, военной службы до дня официального опубликования результатов выборов. В этот период Центральная избирательная комиссия РФ выплачивает ему денежную компенсацию в 20-кратном размере минимальной оплаты труда. Кандидат, находящийся на государственной или муниципальной службе либо работающий в средствах массовой информации, на время его участия в выборах освобождается от служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.

     Президент  Российской Федерации, баллотирующийся  на второй срок, или Председатель Правительства  России, временно исполняющий в соответствии с Конституцией Российской Федерации  обязанности главы государства и зарегистрированный кандидатом на должность Президента Российской Федерации, продолжает выполнять свой полномочия, но не вправе пользоваться преимуществом своего служебного положения;  кандидат на должность Президента Российской Федерации не может быть уволен с работы по инициативе администрации, переведен без его согласия на другую работу или должность, призван на военную службу или военные сборы до дня официального опубликования результатов выборов; он не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации.

     Давая такое согласие, Генеральный прокурор немедленно извещает об этом Центральную  избирательную комиссию Российской Федерации. Кандидат на должность Президента Российской Федерации может иметь до 200 доверенных лиц, зарегистрированных в установленном порядке Центральной избирательной комиссией. Их агитационная и иная деятельность способствует избранию кандидата.

       Сущность следующей, шестой стадии  избирательной кампании, составляет  проведение предвыборной агитации. В соответствии с законодательством  о выборах правом на участие  в предвыборной агитации (за или  против кандидатов на должность  Президента России) обладают граждане РФ и общественные объединения. В то же время существует запрет на участие в такой агитации государственных органов или органов местного самоуправления, благотворительных организаций и религиозных организаций. Агитационные мероприятия проводятся со дня регистрации кандидата и прекращаются в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. В день выборов любая агитация запрещается.

       Закон определяет, что предвыборная  агитация может осуществляться  тремя основными способами: через средства массовой информации, путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, митингов, шествий и т.п.), а также путем выпуска и распространения печатных и других агитационных материалов.

       Завершающей стадией избирательной  кампании по выборам Президента  Российской Федерации является  голосование и определение результатов  выборов. В день выборов голосование  проводится с 8 до 22 часов по  местному времени. Закон разрешает  закончить голосование и ранее этого времени на избирательных участках, образованных в воинских частях, на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных районах.

       При получении избирательного  бюллетеня избиратель проставляет  в списке избирателей серию  и номер своего паспорта или заменяющего его документа и расписывается. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки «Против всех кандидатов».

       По истечении времени голосования  участковой избирательной комиссии  производится подсчет избирательных  бюллетеней и составляет протокол  об итогах голосования. Такие  протоколы всех участковых комиссий  направляются в соответствующие  территориальные, а затем в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, а те, в свою очередь, - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая и подводит окончательные итоги выборов Президента России.

       Избранным считается кандидат  на должность Президента России, который получил больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом в выборах должно принять участие не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. В противном случае выборы признаются несостоявшимися. В случае если в выборах принимало участие более двух кандидатов на должность главы государства, и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при соблюдении следующего условия: число голосов, поданных за победившего кандидата, должно быть больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

     В случае, если выборы Президента РФ признаны несостоявшимися, недействительными  или при повторном голосовании  ни один кандидат не был избран главой государства, Совет Федерации назначает  повторные выборы. Они начинаются со стадии выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации и должны быть проведены не позднее чем через 4 месяца со дня первоначальных выборов.

       Вновь избранный Президент Российской  Федерации вступает в должность  на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов. При вступлении в должность Президента Российской Федерации в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

     «Клянусь  при осуществлении  полномочий Президента Российской Федерации  уважать и охранять права и свободы  человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу»3.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации4 вновь избранный Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги. 
 
 
 
 
 

 

    1. Полномочия  Президента РФ.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.80) Президент  России является главой государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и в международных отношениях. Это означает, что Президент России обладает правом вести официальные встречи и переговоры не только с представителями иностранных государств и международных организаций, но и руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей Федерации в целом.

       Наделение Президента России  такими обширными полномочиями  прямо вытекает из конституционной  нормы о том (п.2 ст.80), что он  является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

       В отличие от ранее действующего Основного Закона России Конституция РФ не называет Президента страны главой исполнительной власти, ограничиваясь лишь указанием на то, что Президент России -  это глава государства. Однако перечень полномочий Президента России и характер его взаимоотношений с другими должностными лицами и органами власти, позволяют сделать вывод о том, что Президент Российской Федерации оказывает самое непосредственное влияние на организацию деятельности исполнительной власти. Это проявляется, прежде всего, в праве Президента России определять в соответствии с Конституцией и Федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства.

       Президент РФ активно участвует  в определении персонального  состава Правительства РФ и  организации его работы. Так, согласно п. «а», «б», «в», «г», «и» и «к» ст.83 Конституции РФ Президент Российской Федерации:

  • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • принимает решение об отставке Правительства РФ;
  • по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, Федеральных министров;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
  • формирует Администрацию Президента РФ;
  • назначает и освобождает своих полномочных представителей в субъектах РФ.

Информация о работе Президент РФ как глава государства и исполнительной власти. Место Президента РФ в системе органов государственной власти России, порядок