Правовая природа Конституционного Суда РФ и его место в системе органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Конституционный Суд не только особый судебный орган. Он, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и прямого действия Конституции, баланса властей, выступает одновременно и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………... 3
1. Создание и современное состояние конституционного правосудия в РФ…… 4
1.1. Создание и деятельность Конституционного Суда РФ в 1991 -1993 гг……… 4 - 6
1.2. Переходный период в деятельности Конституционного Суда РФ (1993-1995 гг.)…………………………………………………………………………………. 6 - 8
1.3. Конституционные (уставные) суды в субъектах РФ…………………………... 8 - 9
2. Полномочия, состав, порядок образования Конституционного Суда РФ. Решение Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение…………………………………………………………… 10
2.1. Состав, порядок образования Конституционного Суда……………………….. 10 - 12
2.2. Полномочия Конституционного Суда РФ……………………………………… 13 - 15
2.3. Решение Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение. Действие и исполнение решений…………………….. 15 - 17
3. Конституционный контроль, его понятие и истоки…………………………… 18 - 21
4. Конституционный Суд РФ как самостоятельный и независимый орган судебной власти………………………………………………………………….. 22
4.1. Судебная власть и ее осуществление Конституционным Судом РФ………… 22 - 24
4.2. Независимость Конституционного Суда и ее гарантии……………………….. 24 - 25
4.3. Бюджетное финансирование Конституционного Суда Российской Федерации как важнейшая гарантия его самостоятельности и независимости……………………………………………………………………. 26 - 27
5. Статус судьи Конституционного Суда РФ……………………………………... 28 - 30
6. Защита прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом РФ. 31 - 33
7. Конституционный суд в «европейском поле». ………………………………… 34
7.1. Конституционный Суд РФ – новый этап в развитии…………………………... 34 - 35
7.2. Роль Конституционного Суда России в обеспечении взаимосвязи национального и международного права………………………………………. 35 - 36
7.3. Значение решений Европейского суда по правам человека для практики Конституционного Суда России………………………………………………… 36 - 37
Заключение……………………………………………………………………………… 38
Список использованной литературы………………………………………………….. 39 - 40

Файлы: 1 файл

Курсовик(готовый).doc

— 256.50 Кб (Скачать)

Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122 Конституции РФ). Нарушение этих прав судьи возможно только в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи.

Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно  доставлен в тот или иной государственный  орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Привлечь судью к уголовной ответственности  можно не иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.

Все это  вовсе не превращает судей в некую  секту "неприкасаемых". Как и другие граждане, они несут уголовную и гражданскую ответственность за правонарушения. Но специфика судейского труда, авторитет судебной власти требуют повышенных гарантий защиты прав этой категории государственных служащих.30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Защита  прав и свобод человека и гражданина Конституционным  Судом РФ.

     Целью деятельности Конституционного Суда Российской Федерации на всех этапах его деятельности наряду с другими была и остается защита основных прав и свобод человека и гражданина. Тоталитаризм, как известно, отрицал политический и идеологический плюрализм, ограничивал и ущемлял права граждан, подчиняя их государственным, общественным, коллективным интересам. Поэтому слом тоталитарной системы в пост социалистических и постсоветских государствах связан с конституционно-правовым закреплением приоритета прав и свобод человека, с созданием новых институтов, направленных на контроль за соблюдением прав человека и их защиту (Конституционный Суд, Уполномоченный по правам человека и др.).

     В современном мире существуют разнообразные  модели защиты прав человека и гражданина в конституционных судах и  других странах конституционного контроля, в общих и специализированных судах.31

     Роль  Конституционного Суда РФ в системе  механизмов обеспечения основных прав и свобод личности обусловлена тем местом, которое он занимает среди федеральных органов государственной власти. Во-первых, он является единственным судебным органом, компетенция которого установлена в Конституции. Во-вторых, его деятельность связана не столько с применением правовых норм, сколько с обеспечением соответствия их Конституции. В-третьих, он оказывает непосредственное воздействие на деятельность главы государства, органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, лишая юридической силы их нормативные акты, договоры, не соответствующие Конституции. Суд не просто интерпретирует отдельные правовые нормы, он формирует конституционно-правовую доктрину, предлагает свое понимание определенных положений Конституции.32

     В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  РФ на всей территории Российской Федерации  Конституционный Суд РФ:

1) разрешает  дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных  законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства  Российской Федерации и др.; 

б) конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской;

в) договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, договоров между  органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров  Российской Федерации;

2) разрешает  споры о компетенции:

а) между  федеральными органами государственной  власти;

б) между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между  высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по  жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает  толкование Конституции Российской  Федерации;

5) дает  заключение о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения  Президента Российской Федерации  в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения;

7) осуществляет  иные полномочия, предоставляемые  ему Конституцией Российской  Федерации, Федеративным договором  и федеральными конституционными законами.

     Права человека – главный критерий деятельности Конституционного Суда, который во многом имеет универсальное значение и оказывает влияние практически  на каждое решение о проверке конституционности  тех или иных актов.

     Позволим  себе согласиться с Б. С. Эбзеевым33, что институт конституционной жалобы – это своеобразный «способ участия личности в осуществлении государственной власти», поскольку положительное решение КС РФ по жалобе о нарушении прав и свобод человека в конечном итоге отражается на законодательстве, влияет на дальнейшее применение нормы закона. Граждане своими жалобами, равно как и их объединения и государственные органы через свои обращения в Конституционный суд, «толкают» судебную власть России в лице Конституционного суда, фактически осуществлять правотворческие функции, и это признается подавляющим большинством отечественных авторов – теоретиков и практиков. Как совершенно верно отмечает Н.В.Витрук34, дела по рассмотрению конституционных жалоб граждан в конституционных судах – особая категория дел, и определяется это следующими факторами:

во-первых, в жалобе должно быть отчетливо выражено мнение заявителя о том, что нарушено его конкретное конституционное  право или свобода – т.е. именно то, что, согласно ст. 2 Конституции РФ, является высшей ценностью.

во-вторых, что конституционные суды – это не апелляционная, кассационная или надзорная судебная инстанция в рассмотрении дел, связанных с нарушением прав и свобод граждан в общих судах. Конституционный суд выносит решение лишь об оценке конституционности закона или подзаконного акта, действий должностных лиц, признавая их соответствующими или не соответствующими конституции. Процедура рассмотрения конституционной жалобы не означает замену юрисдикции иных судов в защите конституционных прав и свобод личности. Глава XII ФКЗ «О КС РФ» носит название «Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан». Пять статей закона (ст.ст. 96-100) раскрывают порядок и особенности конституционного судопроизводства по данным делам ( взглянем на статистику (обзор) обращений граждан в КС по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод)35.

Защита  конституционных прав и свобод граждан 27472
Равенство прав и свобод 642
Охрана  трудовых прав 3075
Охрана  жилищных прав 4696
Здравоохранение 383
Образование 147
Социальная  защита 16063
Гражданство, въезд в РФ и выезд из РФ 594
Иные  вопросы 1872
 
 
 
 
  1. Конституционный Суд РФ в «европейском поле».

7.1. Конституционный  суд РФ – новый  этап в развитии.

     В течение последних десяти лет  в мире резко увеличилось число  конституционных судов. Как правильно  отмечал председатель Конституционного Суда Венгрии Л. Шольом на Х Конференции  европейских конституционных судов, начался новый этап развития судебного конституционного контроля. Конституционные суды являются важным фактором стабильности в обществе и государстве. Острые политические проблемы в «новых демократиях» благодаря им могут и должны решаться в конституционном поле, в рамках и на основе конституции, а не так, как в прошлом, когда политика доминировала над правом, конституцией, законом.

     Как отмечалось на Х Конференции европейских  конституционных судов, при всем различии государств "зрелой" и "молодой", "новой" демократии нельзя не видеть общих проблем, встающих перед всеми конституционным судами.

Перед всеми конституционными судами стоит  задача — повысить свою роль в конституционном обеспечении правового регулирования процессов европейской интеграции, развития технологий в обмене информацией, в эффективной защите прав национальных и иных меньшинств, прав беженцев и вынужденных переселенцев в условиях межэтнических и иных конфликтов и т.д. 36

Создание  в 1991 году Конституционного Суда России - специального института судебного  конституционного контроля - явилось одним из конкретных подтверждений приверженности новой России европейским правовым ценностям. При этом данный институт рождался непросто. В ожесточенных парламентских, научных и общественных дискуссиях о статусе органа конституционного контроля, его законодательном оформлении диапазон взглядов распространялся от придания этому институту статуса вспомогательного консультативного органа при парламенте до возложения конституционно-контрольной функции на суды общей юрисдикции, внедрения американской модели судебного конституционного контроля. В итоге, учитывая близость развивающейся правовой системы России к континентальной (романо-германской) правовой семье, была избрана европейская модель конституционной юрисдикции, конституционного судопроизводства. Отсюда следует, что положения Конституции, закрепляющие конкретные права и свободы человека и гражданина, должны толковаться Конституционным Судом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Российская  Конституция заключает в себе механизм, позволяющий вводить в отечественную правовую систему новые принципы и нормы, равно как и международные договоры по мере их возникновения, а также обновлять существующие - по мере их развития.

Так, в  настоящее время в правовую систему России инкорпорирована Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), вступившая в силу для России 5 мая 1998 г. Российское государство, подписавшее Конвенцию, признает взятые на себя ограничения и подчиняется правам человека, принципам правового государства и демократии.

Следовательно, права и свободы, закрепленные ЕКПЧ, поскольку она является международным  договором, и решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в той  степени, в какой они выражают общепризнанные принципы и нормы международного права, являются составной частью российской правовой системы.

Регулирование прав и свобод человека в России осуществляется прежде всего Конституцией, а кроме того - основанными на ней законами. Однако такое регулирование  не должно противоречить Конвенции. Вследствие этого Конвенция занимает особое место по сравнению с традиционными нормами международного права и международными договорами. И Европейским судом, и господствующей среди юристов доктриной она характеризуется как "конституционный инструмент европейского правопорядка". Следует отметить, что одним из Постановлений Конституционного Суда РФ (Постановление от 14 марта 2002 г. N 6-П) фактически были сняты обе оговорки, сделанные Россией при ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Эти оговорки касались внесудебного ареста в соответствии с действовавшими на тот момент редакциями Уголовно-процессуального кодекса и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ. Тем самым Конституционный Суд РФ побудил органы, издавшие эти акты, внести в них необходимые изменения. 37 

7.2. Роль Конституционного  Суда России в  обеспечении взаимосвязи  национального и  международного права.

     Практика  Конституционного Суда демонстрирует  тенденцию, предопределяемую Конституцией, к возрастанию роли судебной власти в упрочении взаимодействия между национальной и международной правовыми системами, в обеспечении все более активного вхождения России в международное правовое пространство, в том числе в правовое поле Европы.

Целям согласования национального и международного права служит прежде всего полномочие Конституционного Суда проверять конституционность не вступивших в силу для Российской Федерации международных договоров (п. "г" ч. 2 ст. 125 Конституции). Конституционный Суд РФ, вырабатывая с применением международно-правовых аргументов правовые позиции, носящие общий характер и обязательные для судов, других государственных органов и должностных лиц, на практике реализует конституционное положение о принадлежности международно-правовых принципов и норм к российской правовой системе. Придавая своему решению дополнительный вес за счет международного права, Конституционный Суд демонстрирует, что считает международное право важным критерием, которому должны соответствовать законодательство и практика судов. Нередко решение Конституционного Суда с содержащимися в нем правовой позицией и толкованием конституционно-правового смысла проверяемого закона ориентирует законодателя, суды, граждан в отношении применения международного права соответственно при совершенствовании законодательства, решении дел, отстаивании собственных прав. 

Информация о работе Правовая природа Конституционного Суда РФ и его место в системе органов государственной власти