Система государственной власти РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:09, контрольная работа

Краткое описание

Система органов государственной власти – необходимый атрибут любого государственного образования. Конституция РФ четко разграничивает органы государственной власти Российской Федерации, т.е. федеральные органы государственной власти, и органы государственной власти субъектов Федерации – система государственных органов, действующих в субъектах Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Понятия и принципы построения органов государственной власти……………………………………………………………………….5
Законодательная власть в субъектах РФ……………………………….16
Исполнительная власть в субъектах РФ……………………………….21
Заключение…………………………………………………………………….25
Список литратуры……………………………………………………….…….26

Файлы: 1 файл

политология тема система государственной власти рф.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Понятия и принципы построения органов государственной власти……………………………………………………………………….5
  2. Законодательная власть в субъектах РФ……………………………….16
  3. Исполнительная власть в субъектах РФ……………………………….21

Заключение…………………………………………………………………….25

Список литратуры……………………………………………………….…….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      

       В теории права при рассмотрении вопроса о системе конституционного права выделяется один из основополагающих институтов данной правовой отрасли, который составляют нормы, закрепляющие систему государственной власти, виды ее органов, принципы их образования и деятельности.1

     Система органов государственной  власти – необходимый атрибут  любого государственного образования.  Конституция РФ четко разграничивает органы государственной власти Российской Федерации, т.е. федеральные органы государственной власти, и органы государственной власти субъектов Федерации – система государственных органов, действующих в субъектах Российской Федерации.

     Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции  РФ государственную власть в  субъектах Федерации осуществляют  образуемые ими органы государственной  власти. Следует отметить необходимость  основных начал организации органов  государственной власти на всех  ее уровнях и инвариантности, свойственной конкретным субъектам.

    Система органов государственной  власти в субъектах РФ, как  и в Российской Федерации, строится  на основе принципа разделения  властей на законодательную, исполнительную  и судебную. Установление общих  принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

    Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система  органов государственной власти  субъекта РФ устанавливается  им самостоятельно в соответствии  с основами Конституционного  строя Российской Федерации и  общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

    Часть 2 ст. 77 РФ устанавливает,  что федеральные органы исполнительной  власти субъектов РФ образуют  единую систему исполнительной власти в Российской Федерации и в пределах ее ведения и полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

     6 октября  1999 г. принят Федеральный закон  “Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

       Федеральный Закон  РФ устанавливает общие положения,  которые определяют принципы  деятельности органов государственной  власти субъекта РФ, систему органов  государственной власти субъекта РФ, осуществление федеральными судами и федеральными органами исполнительной власти своих полномочий на территории субъекта Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и принципы построения органов государственной власти

Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования.

Органы государственной  власти - важнейшая часть этого  механизма, выравнивающие, в первую очередь, организаторскую роль государства  в обществе. Поэтому орган государственной  власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.

Орган государственной  власти создается только государством и действует от имени государства. Только государство устанавливает  порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.

Каждый орган государственной  власти имеет свою особую структуру  и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства. Таким образом, орган государственной власти - это составная, относительно обособленная и самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.

Орган государственной  власти для реализации задач и  функций государственной власти Российской Федерации наделяется государством определенными правовыми и материально-финансовыми средствами.

Конституционно-правовой статус органа государственной власти характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества  других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти, но органами государственной власти не являются. Прежде всего, орган государственной власти устанавливается только государством и в особом порядке. Он создается в соответствии с нормами Конституции, законами или другими нормативными правовыми актами. Это означает, что вне установленного порядка образования органа государственной власти, он не может быть создан и функционировать. Конституция РФ прямо гарантирует этот принцип, определяя в ст. 3 (ч. 4), что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Конституция определяет способ и порядок образования  органов государственной власти. На федеральном уровне государственную  власть в РФ осуществляют Президент  РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. Вместе с тем, Конституция устанавливает, что образование этих органов должно осуществляться в соответствии со специально принятыми законами, поскольку в Конституции невозможно предусмотреть все детали и особенности формирования и функционирования органов государственной власти. Через соответствующие конституции, уставы и законы образуются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Президент РФ и Государственная  Дума, например, избираются непосредственно  гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при  тайном голосовании, а судьи Конституционного Суда, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ, как и Генеральный прокурор РФ. Председатель Правительства РФ назначается по представлению Президента Государственной Думой; члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства РФ. В создании органа могут участвовать не один, а несколько органов государственной власти. Так, например, Конституция РФ предусматривает, что половину состава аудиторов счетной палаты и ее председателя назначает Государственная Дума, а вторую половину состава аудиторов и заместителя председателя Счетной палаты назначает Совет Федерации.

Органы государственной  власти могут быть созданы, преобразованы  или ликвидированы не только законами, но и подзаконными актами, например, указами Президента РФ или главы исполнительной власти субъекта РФ. Это касается, прежде всего, структуры и полномочий органов исполнительной власти.

Для органа государственной  власти характерно то, что он создается для осуществления задач государственной власти, осуществления деятельности российского государства. Так, например, Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации, Президент является главой государства, а Правительство осуществляет исполнительные функции. Задачи и функции органов государственной власти субъектов РФ определяются их Конституциями, уставами и другими законодательными актами.

Признаком органа государственной  власти являются его властные полномочия. Это означает, что его решения носят общеобязательный характер, и для их осуществления при необходимости может быть использовано государственное принуждение. Органы государственной власти издают нормативные правовые акты, которыми устанавливается порядок использования гражданами, общественными организациями и должностными лицами своих прав и выполнение обязанностей и регулирование отношения между государством и гражданином в установленной сфере государственной жизни.

Государственный орган имеет определенные права, которые выступают для него и в качестве обязанностей, имеет четко установленную сферу применения этих прав, пределы их территориального использования. Установлено это для того, чтобы орган государственной власти не выходил за рамки своей компетенции и не присваивал себе полномочий других органов государственной власти.

Обычно объем компетенции  органа государственной власти устанавливается  при его создании нормативными правовыми  актами - законами, указами, положениями  и т.д., которые впоследствии законным порядком могут быть изменены или дополнены. Орган государственной власти обладает самостоятельной компетенцией, чего, как правило, лишены его внутренние подразделения и в силу чего они не могут рассматриваться как самостоятельные государственные органы.

Для органа государственной  власти характерен особый, как правило, установленный Конституцией порядок  его деятельности. Он более детально регламентирован в отношении  Государственной Думы, Совета Федерации  и судебных органов, причем последние действуют в рамках уголовного и гражданского судопроизводства, и менее четко - в отношении Президента, Правительства и других органов исполнительной власти, порядок деятельности которых устанавливается специальными конституционными законами.

Характерным признаком органа государственной власти является установленная в правовых формах его структура, внутренняя организация данного органа, обычно закрепляемая Конституциями, уставами, законами, другими нормативными правовыми актами. Внутренняя структура органа государственной власти зависит от модификаций, объема компетенции, правового статуса. Она может быть очень простоя (прокурор субъекта Федерации) или сложной (двухпалатная структура Федерального Собрания РФ).

Органы государственной  власти могут состоять из выборных депутатов или назначенных в установленном законом порядке государственных служащих, осуществляющих от имени государства определенные властные полномочия. Орган государственной власти может быть представлен и в лице одного человека. Это, например, Президент РФ, президенты республик в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституционных норм или на основе закона и несут ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил.

В зависимости от порядка  принятия властных решений органы государственной  власти могут основываться на принципах  единоначалия (Президент, министерство) или на принципах коллегиальности (Правительство РФ).

Наряду с органами государственной власти, Конституция закрепляет создание и функционирование органов местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией не входят в систему органов государственной власти. Эти органы обладают особым правовым статусом, но для них также характерны основные признаки органа государственной власти - установленный законом порядок создания, структуры и функционирования этих органов, их властные полномочия.

Местное самоуправление - это не государственная власть, но оно не может функционировать без соответствующих органов, наделенных своей компетенцией, объемом ответственности, правом прибегать к принуждению для обеспечения реализации своих властных полномочий и т.д. Особенностью органов местного самоуправления является то, что они формируются населением определенной территориальной единицы, прямо не подчинены органам государственной власти РФ или ее субъектов и занимаются, в основном, делами, имеющими местное значение(см. гл. 27).

Система органов государственной  власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции. Прежде всего, органы государственной власти действуют на принципе суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.

Информация о работе Система государственной власти РФ