Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:16, курсовая работа
цель моей курсовой: это сравнить два Конституционных суда, Федеративных государств, России и Германии. Сравнивать буду по полномочиям, составу, порядоку образования и конституционному контролю.
1. Введение………………………………………………………………..3-4
2. Полномочия Конституционного суда России………………………..5-8
3. Полномочия Конституционного суда Германии…………………….9-12
4. Состав Конституционного суда России и статус судей…………….13-16
5. Решение Конституционного суда России……………………………17-19
6. Состав Конституционного суда Германии……..................................20-22
7. Конституционный контроль Конституционных судов……………..23-29
-Сравнительная таблица………………………………………………30-32
8. Заключение……………………………………………………………..33-35
9. Список использованной литературы………………………………….35-37
В первый сенат входит:
-Вице-президент профессор доктор Кирххоф
-Профессор доктор BVR Гайер
-Профессор доктор BVR Айхбергер
-BVR Шлюкебир
-Профессор доктор BVR Масинг
-Профессор доктор BVR Павел
-Профессор доктор BVRin Бер
-Профессор доктор BVRin Бриц
Второй сенат:
-Президент профессор доктор Фосскуле
-Профессор доктор BVR доктор Ди Фабио
-Профессор доктор BVR h.c. Mellinghoff
-Профессор доктор BVR'in Люббе-Вольфф
-BVR Доктор Герхардт
-BVR Профессор Ландау
-Профессор доктор BVR Хубер
-BVR'in Германа
В обоих сенатах имеются несколько палат с соответственно 3 членами. Палаты считают, прежде всего, принимается ли жалоба конституционному суду для решения. В случае неприема процесс закончен. Палата может удовлетворять жалобу конституционному суду, если она обоснована. В процессе принципиального значения всегда решает сенат.
Для кандидатов установлены довольно жесткие условия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей пяти высших судов страны (в ФРГ нет единого верховного суда), пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом президента республики.
В общественности суд известен в первую очередь посредством процессов сената. Только сенаты проводят устные переговоры. Однако, палаты выполняют обширную часть работы. Во время с 1951 по 2006 год 6783 решения сената и 133 831 решение палаты объявлены, решительны наряду с этим 1789 заявлений на указ временного расположения. Палаты значительно освобождают сенаты. Ввиду высокого числа процессов это также требуется. Теперь почти 6.000 жалоб конституционному суду при федеральном конституционном суде поступают каждый год.
Пленум существует из всех 16 членов суда. Это решает, если сенат хочет отклоняться от юридической точки зрения другого сената. Наряду с этим это имеет организационные задания. Это регулирует компетентность сенатов в рамках закона. Каждый год это определение происходит заранее.
Федеральный конституционный суд - это высший орган государственной власти. Это не подчиняется служебному надзору министерства. Управление суда руководит президентами. Пленум принимает принципиальные организационные решения. Это решает также о смете для бюджета. В федеральном бюджете в 2006 с общим объемом в размере около 261,6 млрд. евро план федерального конституционного суда охватывает издания в размере примерно 20,6 млн. евро.[13]
Конституционный контроль
В современном мире существуют две основные модели конституционного контроля. Первая модель заключается в том, что конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции. Такую модель принято называть «американской», так как впервые она получило свою реализацию именно в США. Вторая модель преобладает в европейских странах. Конституционное правосудие осуществляется специальным органом - конституционным судом. В федеративных государствах создаются, кроме федеральных конституционных, суды субъектов, которые являются самостоятельными и обладают собственными компетенциями. Именно эта модель конституционного контроля применяется в ФРГ.
Итак, сравним два Конституционного суда федеративных государств: Германии и России.
Конституционный контроль (конституционный надзор) - особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны.
М.В. Баглай обращает внимание на то, что «функцию обеспечения конституционной законности в сфере нормотворчества нельзя целиком вверять парламенту, поскольку он принимает законы и вряд ли мог бы стать эффективным средством самоконтроля. Эту функцию может выполнять глава государства, но он большей частью является главой исполнительной власти, а потому контролировать законодательную власть не должен. Более логично наделить правом конституционного контроля судебную власть, поскольку она независима от законодательной и исполнительной власти и непосредственно занимается правоприменением. Понятие «конституционного контроля» часто употребляется в одном смысле с понятием «конституционный надзор», хотя контроль и надзор – термины не идентичные. Под контролем обычно понимают право какого-то органа проверять деятельность вплоть до отмены актов другого, подконтрольного органа. Надзор сводится к наблюдению, позволяющему указать на ненадлежащие принятый или незаконный акт, который поднадзорный орган должен изменить или отменить сам. Для конституционной юстиции больше подходит термин «контроль», что, однако, не означает подчинения ей законодательных и исполнительных органов».[14]
Конституционный суд специальный орган, которому во многих странах вверена функция конституционного контроля. Обычно он формируется при участии разных ветвей власти (законодательной – парламента, исполнительной – президента), а также судейского корпуса (высшего совета магистратуры или аналогичных органов судебного руководства). В его составе часто есть не только профессиональные судьи, но и профессора права, политики, бывшие государственные служащие.
Европейская модель конституционного контроля, применяемая в ФРГи России, характеризуется организационной и юрисдикционной самостоятельностью, так как для осуществления конституционного контроля создается специализированный орган конституционного контроля, единственный уполномоченный осуществлять конституционный контроль как основную функцию. При этом орган конституционного правосудия управомочен рассматривать исключительно конституционно-правовые дела.
С другой стороны, данная модель конституционной юстиции позволяет решать конституционно-правовые вопросы безотносительно к обстоятельствам конкретного дела, использовать различные процедуры конституционного производства, формулировать общеобязательные решения, решения выносятся квалифицированными судьями.
В ФРГ существует специальный орган конституционного контроля -Федеральный конституционный суд (далее - ФСК), а в России- Конституционный суд РФ.
ФСК и КС РФ разрешает спорные вопросы толкования Конституции, споры по поводу соотношения с Конституцией других федеральных законов и законов, изданных властями земель.
Полномочия ФСК включают возможность отмены – по мотивам противоречия Конституции – законов, принятых парламентом ФРГ и властями земель, любых постановлений правительства и иных органов управления и, наконец, по тем же мотивам – решений любых судебных инстанций, в том числе высших федеральных судов. ФСК вправе признавать неконституционной деятельность различных организаций и объединений граждан. Важная функция ФСК – рассмотрение жалоб общин и граждан на нарушение органами власти их основных конституционных прав.
В Основном законе подробно определен состав Федерального конституционного суда, его компетенция и некоторые важные случаи разрешения конституционных споров (ст. 93, 94, 99, 100). Кроме того, в абзаце 2 ст. 21 закреплено право суда на решение вопроса об антиконституционности политических партий. Таким образом, как по существу, так и по самой форме регулирования Основной закон выделил Федеральный конституционный суд как особый по важности орган государства, не менее значимый, чем такие конституционные учреждения, как бундестаг, бундесрат, Федеральный президент или федеральное правительство. В Конституции РФ определён не полный перечень полномочий в ст. 125, дополнительные полномочия указаны в ФКЗ « О Конституционном суде РФ».
Суть конституционной юстиции состоит в контроле над всей правовой системой страны со стороны элитарного по составу, слабо контролируемого представительными учреждениями судебного органа.
Диапазон решений Суда по важным общественно-политическим проблемам весьма широк. Они касаются экономических и социальных вопросов, гражданского и уголовного права, военной политики, финансовых вопросов, гражданства и даже проблем международных отношений. Особенно велика роль Суда в том, что он не только контролирует законодателя, вынося решения о неконституционности законов, но и связывает его волю в процессе создания законов.
В качестве основных черт европейской модели можно выделить:
1) создание специального судебного органа конституционного контроля - Конституционного Суда, не входящего в судебную систему или занимающего в ней автономное положение. Полномочия в сфере конституционной юрисдикции в концентрированной форме осуществляются этим органом.
В федеративных государствах подобные органы могут создаваться как на федеральном уровне, так и в субъектах федерации. Таким образом, применительно к «европейской» модели можно говорить об осуществлении конституционного правосудия - особой деятельности специальных судебных органов в сфере конституционного контроля;
2) судебный конституционный контроль для органов конституционного правосудия - не одна из побочных функций наряду с другими, как у судов общей юрисдикции в «американской» модели, а единственная;
3) конституционные суды, учитывая их функциональное предназначение, образуются способом, отличным от формирования судов общей юрисдикции. Нередко он предполагает участие государственных органов, относящихся к различным ветвям власти. В состав конституционных судов избираются (назначаются), как правило, профессора права, государственные чиновники высокого ранга, другие высококвалифицированные юристы;
4) особенности правового положения конституционных судов обусловливают процессуальный порядок их деятельности, отличный от всех иных судебных процедур, который именуется конституционным судопроизводством;
5) конституции предусматривают, что решения органа конституционной юрисдикции носят общеобязательный характер, т.е. обязательны не только для сторон по делу, как это свойственно «американской» модели, а для всех субъектов права. Признание какого-либо правового акта не соответствующим Конституции непосредственно влечет за собой утрату им юридической силы.
Поскольку «европейская» модель предполагает создание особых органов судебного конституционного контроля и специальную процессуальную форму их деятельности, то ее отличает большее, чем в «американской» модели, многообразие видов осуществляемого контроля:
1) законодательством может допускаться возможность не только последующего (хотя этот вид является основным), но и предварительного контроля, который осуществляется до вступления правового акта в юридическую силу;
2) конституционный контроль носит в основном постановляющий характер, но допускаются и его консультативные формы, предполагающие необходимость последующего рассмотрения соответствующих решений уполномоченными государственными органами и устранение ими установленных конституционных нарушений;
3) допускаются как факультативные, так и обязательные виды конституционного контроля.
Последние предполагают, что осуществление того или иного конституционного контрольного полномочия является обязательной частью той или иной государственно-правовой процедуры (например, отрешения от должности высшего должностного лица). При этом для реализации такого полномочия, как правило, требуется обращение заинтересованного органа государственной власти, в редких случаях осуществляется по инициативе самого Конституционного Суда;
4) в условиях «европейской» модели допускается возможность осуществления как конкретного, так и абстрактного конституционного нормоконтроля. Последний не связан с каким-либо конкретным судебным делом, предполагает возможность проверки норм, которые даже ни разу не применялись, по обращениям уполномоченных государственных органов и должностных лиц. Конкретный контроль предполагает возможность проверки конституционности нормы в связи с ее судебным применением по жалобам заинтересованных физических или юридических лиц.
При этом Конституционный Суд, давая оценку конституционности нормы, не наделен правом непосредственно отменять или пересматривать решения судов общей юрисдикции, хотя его постановления, безусловно, влияют на осуществление производства в этих судах и подлежат исполнению ими на основе реализации обычных судебных процедур;
5) «европейская» модель, как и «американская», предполагает осуществление как материального, так и формального конституционного контроля.
Таким образом, европейская» модель судебного конституционного контроля в отличие от американской всегда подразумевает известную дистанцированность конституционно-контрольной деятельности от обычного правосудия.
Положительной чертой этого является то, что особые организационные условия осуществления конституционных юрисдикционных полномочий обеспечивают более квалифицированное судебное разрешение этой категории дел.
Недостатком «европейской» модели является необходимость для заинтересованных лиц, управомоченных законом (прежде всего для граждан), затрачивать дополнительные усилия (организационные, материальные и другие) для обращения в конституционные суды. Несмотря на это, именно данная модель организации судебного конституционного контроля получила наибольшее распространение в новейший исторический период.
Информация о работе Сравнительно-правовой анализ КС РФ и КС ФРГ