Сравнительно-правовой анализ КС РФ и КС ФРГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

цель моей курсовой: это сравнить два Конституционных суда, Федеративных государств, России и Германии. Сравнивать буду по полномочиям, составу, порядоку образования и конституционному контролю.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………..3-4
2. Полномочия Конституционного суда России………………………..5-8
3. Полномочия Конституционного суда Германии…………………….9-12
4. Состав Конституционного суда России и статус судей…………….13-16
5. Решение Конституционного суда России……………………………17-19
6. Состав Конституционного суда Германии……..................................20-22
7. Конституционный контроль Конституционных судов……………..23-29
-Сравнительная таблица………………………………………………30-32
8. Заключение……………………………………………………………..33-35
9. Список использованной литературы………………………………….35-37

Файлы: 1 файл

Курсовая (2).doc

— 186.00 Кб (Скачать)

Компетенция ФКС, согласно ч.2 ст. 93, может быть расширена федеральным законом. Закон земли может предусмотреть передачу в ФКС внутриземельных споров. (ст. 99)

 

Решения Суда обязательны для конституционных органов федерации и земель, а также для всех судов и ведомств. В случаях, специально оговоренных законом, решения Суда имеют силу закона (например, когда он выносит решение по ходатайству конституционного суда земли при расхождении мнений в толковании основного закона с решением Федерального конституционного суда).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состав Конституционного суда России и статус судей.

 

Согласно Ст. 4 ФКЗ « О конституционном суде»

Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.[9]

 

Согласно ст. 8 ФЗ «О Коституционном суде РФ» Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком.  Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.[10]

На Председателя Конституционного Суда Российской Федерации установленный настоящей статьей, а также другими федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.

Согласно ст.15 ФЗ «О Конституционном Суде РФ» Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде Российской Федерации, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Федерального конституционного закона, федерального закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью Конституционного Суда Российской Федерации по решению Конституционного Суда Российской Федерации может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

-предупреждения;

-прекращения полномочий судьи.

 Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации прекращаются ввиду:

1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;

5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;

9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

12) смерти судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, указанному в пункте 1 части первой настоящей статьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, указанному в пункте 6, 7 или 8 части первой настоящей статьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации, принятому большинством не менее двух третей от общего числа судей.[11]

 

Судьи КС РФ:

Зорькин Валерий Дмитриевич-Председатель КС РФ

Хохрякова Ольга Сергеевна-Заместитель Председателя КС РФ

Маврин Сергей Петрович-Заместитель Председателя КС РФ

Арановский Константин Викторович

Бойцов Александр Ильич

Бондарь Николай Семенович

Гаджиев Гадис Абдуллаевич

Данилов Юрий Михайлович

Жаркова Людмила Михайловна

Жилин Геннадий Александрович

Казанцев Сергей Михайлович

Клеандров Михаил Иванович

Князев Сергей Дмитриевич

Кокотов Александр Николаевич

Красавчикова Лариса Октябриевна

Мельников Николай Васильевич

Рудкин Юрий Дмитриевич

Селезнев Николай Васильевич

Ярославцев Владимир Григорьевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решения Конституционного Суда РФ.

 

Процедура принятия решений Конституционным Судом РФ.

Письменное разбирательство в конституционном судопроизводстве.

М.А.Митюков, С.Н.Станских

Государство и право, № 10, 2005

          Предлагается в целях процессуальной экономии использовать письменное производство в КС РФ в более широком количестве случаев.

          Предполагаемые случаи:

1) В.А.Туманов: письменное производство рационально использовать для решения типичных и менее существенных дел.

2) Использование письменного производства при рассмотрении дел  о толковании Конституции, если иное предложение не выскажет ходатайствующая сторона или судьи. Этой точки зрения придерживается и В.Д.Зорькин, предполагая таким образом ускорить процесс рассмотрения дел в КС РФ (поток жалоб в КС РФ постоянно возрастает). В связи с этим В.Д.Зорькин указывает на то, что часть решений КС РФ, так называемых определений с позитивным содержанием, выносится в письменной форме без публичного рассмотрения дела в зале судебных заседаний. Эти определения совпадают с теми правовыми позициями, которые уже были высказаны КС РФ ранее, проверяемые нормы являются «аналогичными» тем, которые уже были предметом рассмотрения в КС РФ, и нет смысла тратить время на рассмотрение таких дел еще в одном публичном заседании. При этом вполне можно соблюсти состязательность и гласность. Состязательность в том, что стороны в обязательном порядке предоставляют суду письменно свои позиции, а гласность путем опубликования определений. Таким образом, письменное производство у нас существует. Необходимо модернизировать законодательство в этом направлении.

 

 

Законодательные изменения призваны:

1) легализовать письменное производство

 2) легализовать существующие в практике КС РФ определения с положительным (позитивным) содержанием и придать им соответствующие юридические свойства, сближающие их с постановлениями.

Такой законопроект «О внесении изменений и дополнений в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» был разработан КС РФ и представлен в Венецианскую комиссию Совета Европы с просьбой дать заключение на данный законопроект в части его соответствия конституционным принципам и европейским стандартам. 

Доводы за (высказанные Венецианской комиссии Совета Европы):

1)    конституционные суды должны сохранять возможность выносить важные решения в разумный срок, в то время как устное разбирательство может занимать много времени и не во всех случаях обеспечивает необходимую быстроту производства;

2)    конституционные суды могут обходиться без устного разбирательства по делам, где следует ожидать, что устное разбирательство не внесет существенного вклада в вынесение судебного решения либо не приведет к рассмотрению иных важных вопросов

3)    когда вопрос о проведении устного разбирательства решается по усмотрению суда, такое решение должно приниматься самими судьями КС, а не сотрудниками его аппарата.

4)    письменное производство должно иметь состязательный характер, допускающий обмен противоположными доводами

5)    использование письменного производства получило широкое распространение в судах Европы. 

   Доводы против:

А.Л.Кононов: письменное производство превратит суд в контору по отпискам жалоб.

Таким образом, сочетание принципа устности с письменной процедурой в конституционном судопроизводстве является одним из резервов значительного сокращения продолжительности разбирательства дел. При этом, необходимо учитывать следующие моменты:

1)    письменное производство возможно в тех видах конституционного судопроизводства, которые не связаны с вызовом свидетелей и установлением определенных фактов, а полностью обусловлены аналитической оценкой нормативного материала.

2)    возможность письменного производства и его процедура должны быть урегулированы в законодательном порядке, а не в Регламенте КС РФ.

3)    письменная процедура не должна исключать других принципов конституционного судопроизводства: непрерывности судебного заседания, состязательности сторон.

4)    равноправие сторон должно предполагать, что письменная процедура должна использоваться при отсутствии возражений против нее инициатора запроса (жалобы) и государственного органа, издавшего оспариваемый акт. [12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состав Конституционного суда Германии

 

Федеральный конституционный суд состоит из 16 судей. Половина судей избирается- Бундестагом, другая половина Бундесратом, кандидат на должность судьи должен полу­чить ⅔ голосов. Срок пребывания в должности судьи составляет 12 лет. Переизбрание исключено. Суд решает сенатом или палатой.

     Суд состоит из 2 сенатов с соответственно 8 членами. Вице-президент - это председатель первого сената, президент председателей второго сената. Компетентность в жалобах конституционному суду и проверках норм распределена на оба сената. Во всех остальных процессах исключительно решает второй сенат.

Информация о работе Сравнительно-правовой анализ КС РФ и КС ФРГ