Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:03, контрольная работа
За сорок лет после принятия предыдущей Конституции 1936 года, во всем советском обществе произошли столь глубокие изменения, что их стало необходимо обобщить в Новом Основном законе страны. Всенародное обсуждение проекта Конституции началось 4-го июня 1977 года. 7-го октября 1977 года была принята Декларация: " Верховный Совет Союза ССР, действуя от имени Советского народа и выражая его суверенную волю, принимает Основой закон СССР ". Конституция исходит из основных принципов и идей, выработанных предшествующими советскими Конституциями. 13
Предпосылки возникновения новой Конституции 2
Сравнительный анализ Конституций советского периода об обязанностях граждан 4
Недостатки “Конституции СССР” 1977 г. 7
Заключение 12
Литература 13
Содержание
Предпосылки возникновения
новой Конституции
КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК , была принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. (Историческая справка, БСЭ)
За сорок лет после принятия предыдущей Конституции 1936 года, во всем советском обществе произошли столь глубокие изменения, что их стало необходимо обобщить в Новом Основном законе страны. Всенародное обсуждение проекта Конституции началось 4-го июня 1977 года. 7-го октября 1977 года была принята Декларация: " Верховный Совет Союза ССР, действуя от имени Советского народа и выражая его суверенную волю, принимает Основой закон СССР ". Конституция исходит из основных принципов и идей, выработанных предшествующими советскими Конституциями. Вместе с тем она знаменует новый этап в истории конституционного строительства. Конституция отличается от прежних Основных законов не только по содержанию, но и по форме. Отличительной чертой этого документа является наличие вводной теоретической части закона.
Конституция 1977 года, в отличие от прежних, состоит из крупных разделов, посвященных основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству страны. Прежние Конституции характеризовали Советское государство, как государство рабочих и крестьян. Основной закон 1977 года включает в эту формулу интеллигенцию. Таким образом, социальная база Советского государства расширяется. Конечно, воля Советской интеллигенции и до этого совпадала с волей рабочих и крестьян. Однако, характеризуя Советское государство, как государство рабочих, крестьян и интеллигенции.
Конституция
1977 года подчеркивает все возрастающую
консолидацию советского общества, его
социальную однородность. Новая Конституция
впервые вводит понятие "народ". Без
сомнения, прежнее понятие "трудящиеся"
в большей мере совпадает с понятием "народ".
Однако нельзя не отметить, что народ есть
более высокая ступень консолидации Советского
общества. В этом смысле указания на народ
как источник власти означает дальнейшее
развитие Советской демократии. Народовластие
в нашей стране юридически обеспечивается
правом граждан участвовать в управлении
государственными делами, в обсуждении
и принятии законов и решений
общегосударственного и местного значения
(статья 48). Но, как говорилось выше, часто
в нашем государстве народ является идеологической
ширмой для правящего класса людей (в данном
случае Коммунистической партии). В новой
Конституции Коммунистической партии
отводится особое значение. Статья 6-ая
действующей Конституции гласит: КПСС,
действуя в рамках Конституции СССР, осуществляет
политическое руководство государственными
и общественными организациями, направляет
и координирует их деятельность. Но не
редко КПСС в управлении страны выходила
за рамки конституции. Но, не смотря на
все негативные стороны (их было немного).
Конституция 1977 года была намного лучше
своих предшественниц. Были сильнее закреплены
права граждан. Одним из важнейших прав
является право человека на труд. Конституция
1977 года подчеркивает, что право на труд
включает в себя и право на выбор профессии
в соответствии с призванием, способностями,
подготовкой и образованием. Не менее
важным является право на отдых. Действующая
Конституция, говоря о праве граждан СССР
на отдых, подчеркивает, что это право
обеспечивается 41-ой часовой рабочей неделей
для рабочих и служащих. Таким образом,
у трудящихся увеличивается время на отдых.
Для общенародной демократии закономерно
расширение круга конституционных прав
и свобод советских граждан. Действующая
Конституция провозглашает и совершенно
новое право - право на охрану здоровья.
Характерно, что документ связывает право
на охрану здоровья с трудом. Задача состоит
в том, чтобы трудовая деятельность человека
была не только безвредной для него, но
и по возможности полезной. Статья 42-я
предоставляет широкий круг мероприятий,
целью которых является забота о здоровье
Советских граждан в процессе их трудовой
деятельности, развитие и совершенствование
техники безопасности и производственной
санитарии, профилактические мероприятия,
меры по оздоровлению окружающей среды
и т.д. К сожалению, подобные мероприятия
не входят в Конституцию России, а если
и входят, то редко исполняются. Еще одним
важнейшим мероприятием стало закрепление
в Основном законе нового права Советских
граждан права на жилище. Новая Конституция
развивает дальше такие институты, как
неприкосновенность личности, жилища,
тайна переписки. Кроме тайны переписки
Закон охраняет также тайну телефонных
переговоров. Новая Конституция не только
закрепляет права и свободы, известные
нам по прежним конституциям, но и расширяет
гарантии этих прав. Так, право на образование
действующей Конституции обеспечивает
осуществление всеобщего обязательного
среднего образования. Прежний Основной
закон гарантировал лишь всеобщее начальное
образование. В любой статье, посвященной
правам граждан, большую часть текста
занимают гарантии того или иного право.
Например, право на материальное
обеспечение (статья 43), гарантируется
социальным страхованием рабочих, колхозников
и служащих пособиями по временной нетрудоспособности;
выплаты за счет государства и колхозов
пенсии по возрасту, инвалидности и по
случаю потери кормильца; трудоустройством
граждан частично утратившим трудоспособность;
заботой о престарелых гражданах и об
инвалидах; а также другими формами социального
обеспечения. Вот гарантия права на жилище
(статья 44): "это право обеспечивается
развитием и охраной государственного
и общественного жилищного фонда, содействием
кооперативному и индивидуальному жилищному
строительству, справедливому
распределению под общественным контролем
жилой площади, представляемой по мере
осуществления программы строительства
благоустроенных жилищ, а также невысокой
платы за квартиру и коммунальные услуги".
Новая конституция обеспечивает использование
свободы совести, запрещая возбуждение
вражды и ненависти в связи с религиозными
верованиями (статья 52). Конституция предусматривает
не только материальные, но и чисто правовые
гарантии прав и свобод Советских граждан.
Так статья 49 устанавливает, что должностные
лица обязаны в определенные сроки рассматривать
заявления и предложения граждан, давать
на них ответы и предпринимать необходимые
меры. Провозглашая свободу критики, Конституция
гласит, что лица, преследующие за критику,
привлекаются к ответственности. Говоря
о неприкосновенности личности, Конституция
подтверждает и ранее
существующий принцип: "никто не может
быть подвергнут аресту иначе как на основании
судебного решения -и с санкции
прокурора". Статья 47, предусматривающая
право на свободное творчество, устанавливает
что права авторов, изобретателей и рационализаторов
охраняются государством. Мы видим,
что Конституция обязывает надлежащие
государственные органы обеспечить
реальное использование гражданами СССР
всех перечисленных в ней прав.
Сравнительный
анализ Конституций советского периода
об обязанностях граждан
Конституция РСФСР 1918г. Первая советская конституция была принята 10 июля 1918г. V Всероссийским съездом советов. В январе этого же года на третьем съезде была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая была включена в Конституцию в качестве ее первого раздела. Строго говоря, применительно к этой конституции вообще нельзя говорить об обязанностях граждан, поскольку личность как таковая и в ее политическом качестве (“гражданин”) не вписывается в идеологическую доктрину, которая с принятием Конституции получила юридическое оформление.
“Единицами” социума признаются некие коллективные образования (“совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов”, “нация”). Хотя, в соответствии с Конституцией, ее основной задачей является “уничтожение всякой эксплуатации человека человеком”, отношения человека с государством не регулируются вообще. Вместо этого все население России делится на две категории: “трудящиеся массы” и “паразитические слои общества”. Эти расплывчатые понятия несколько конкретизируются, когда решается вопрос об активном и пассивном избирательном праве. Как можно понять из ст.64, к “трудящимся массам” относятся следующие категории граждан: а) все, добывающие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли; б) солдаты советской армии и флота; в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах “а” и “б”, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность. К “паразитическим слоям” были отнесены пять категорий граждан: 1) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; 2) лица, живущие на нетрудовой доход, как то: проценты с капитала, доходы с капитала, поступления с имущества и т.п.; 3) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; 4) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; 5) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также “члены царствовавшего в России дома”.
Конституция закрепляет неограниченные возможности государственной власти, “руководствуясь интересами рабочего класса в целом”, лишает “отдельные лица и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции” (ст.23). Соответственно такому разделению на “трудящихся” и “паразитов” были дифференцированы и обязанности граждан государства “нового типа”. В частности, институт военной повинности в ст.19 Конституции изложен следующим образом: “В целях всемерной охраны завоеваний великой рабоче-крестьянской революции Российская социалистическая федеративная советская республика признает обязанностью всех граждан республики защиту социалистического отечества и устанавливает всеобщую воинскую повинность. Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагается отправление иных военных обязанностей”.
Хотя ст.18 Конституции признает труд “обязанностью” всех граждан республики и провозглашает лозунг: “нетрудящийся да не ест”, применительно к “нетрудящимся” указывается, что всеобщая трудовая повинность вводится “в целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства” (п. “е” ст.3).
Таким образом, формально Конституция РСФСР 1918г. устанавливала лишь две обязанности гражданина: трудиться (в сугубо “социалистическом” понимании этого слова) и в той или иной форме нести воинскую повинность. Да и какие другие обязанности можно было возложить на людей, лишенных права частной собственности и находящихся не только экономически, но и физически в полной зависимости от власти?
Конституция СССР 1924г. не вносит каких-либо изменений, касающихся отношений государства и личности. Эта конституция была принята в связи с образованием СССР и необходимостью закрепить новую форму государственного устройства.
Конституция СССР 1936г. Эта конституция, известная как “сталинская”, отражает изменения, к этому времени внесенные в официальную идеологическую доктрину, и поэтому витрина тоталитарного режима претерпевает определенные коррективы.
Исчезает упоминание об эксплуататорских классах и всякого рода “лишенцах”. Теперь все население СССР трактуется как однородная масса “трудящихся города и деревни”. Им и принадлежит “вся власть... в лице Советов депутатов трудящихся” (ст.3).
Наряду с социалистической системой хозяйства, “являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию человека человеком” (ст.9). Впервые упоминается право личной собственности граждан, хотя ее объем ограничивается достаточно узкими и весьма неопределенными рамками. Личная собственность распространяется на “трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства”. Одновременно провозглашается, что “право наследования личной собственности граждан охраняется законом” (ст.10).
Появляется специальная глава, посвященная основным правам и обязанностям граждан. Круг обязанностей граждан расширяется. Сама формулировка обязанностей граждан претерпевает определенные модификации. Так, обязанность трудиться помещена в первую главу Конституции “Общественное устройство” и гласит следующее: “Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду человека по принципу: “кто не работает, тот не ест”. В СССР осуществляется принцип социализма: “от каждого по его способности, каждому — по его труду” (ст.12). Вместе с тем, право на труд сформулировано в ст.118 гл.10 “Основные права и обязанности граждан” и раскрывается как “право на получение гарантированной работы с оплатой... труда в соответствии с его количеством и качеством”.
Обязанность нести воинскую службу разбита на две статьи гл.10 (ст.ст.132 и 133). Одна из них провозглашает всеобщую воинскую обязанность законом, указывая при этом, что воинская служба в РККА представляет собой почетную обязанность граждан СССР (ст.132). Ст.133 подкрепляет эту “почетную обязанность” суровыми карами за “измену родине”. “Защита отечества, — говорится в этой статье, — есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж — караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние”. Наряду с изменением формулировок обязанностей трудиться и нести воинскую повинность, закрепленных прежней конституцией, появляются и новые обязанности граждан. Они носят декларативный и расплывчатый характер и могут быть истолкованы в любом желательном для властей смысле. Первая из них сформулирована в ст.130 следующим образом: “Каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития”. Вполне очевидно, что неопределенность, юридическая неформализованность таких понятий как “честное” отношение к “общественному долгу” и “уважение правил социалистического общежития” открывала широкий простор для применения государственного насилия и принуждения.
Ст.131 Конституции обязывает каждого гражданина СССР беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются “врагами народа”.
Итак, “паразитов” и “эксплуататоров” Конституции 1918г. заменили “враги народа”. Правда, Конституция 1936г. причисляла к таковым лишь “экономических нарушителей”. Жизнь, как известно, весьма расширила это понятие.
Сформулированные таким образом обязанности граждан давали возможность конструировать любой состав преступления, как бы “легитимизируя” судебную расправу за такие, в частности, деяния, как “тунеядство”, “скармливание хлеба домашнему скоту и птице” и т.п.
Конституция СССР 1978г. Брежневская конституция “развитого социализма” несколько изменила словесное оформление оставшейся неизменной тоталитарной сущности режима. Многословие и расплывчатость формулировок, наряду с некоторым их внешним смягчением, отражают усилия ее авторов создать видимость перемен в положениях Основного закона страны.
Глава, посвященная основным правам, свободам и обязанностям граждан, не только переместилась во второй раздел конституции, озаглавленный “государство и личность”, но и увеличилась почти вдвое по количеству статей (с 16 до 31). Теперь обязанностям граждан, вместо четырех статей, было посвящено одиннадцать. При этом была изменена и редакция обязанностей граждан, закрепленных в Конституции 1936г. Так, обязанность “соблюдать Конституцию СССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития” была дополнена обязанностью “с достоинством нести высокое звание гражданина СССР” (ст.59). Обязанность беречь и укреплять социалистическую собственность дополнена “долгом” гражданина СССР “бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру”. “Враги народа” исчезли, эта формула была заменена указанием на то, что “лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону” (ст.61). Обязанность трудиться сохранилась, а “уклонение от общественно полезного труда” было признано несовместимым с “принципами социалистического государства”. Соответствующие статьи представляют собой некие общие запреты, а не обязанности граждан как субъектов правоотношений с государством. Например, ст.64 устанавливает, что “долг каждого гражданина СССР — уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства”. Если в соответствии с текстом этой статьи можно предположить, какие виды поведения запрещены гражданину, то сделать вывод о том, какие действия нужны, чтобы выполнить эту обязанность, практически невозможно. То же самое можно сказать и о ст.65, которая обязывает гражданина “уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримыми к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка”.
Кроме того, данная норма конституции пытается сделать предметом правового регулирования человеческие эмоции (“уважение”, “непримиримость”), что в принципе невозможно. Предметом правового регулирования может быть только поведение людей, но не их чувства и эмоции.
Ст.66 возлагает на граждан обязанность “заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети должны заботиться о родителях и оказывать им помощь”. Будучи декларативной и практически не поддающейся контролю исполнения, эта статья несет в себе определенный идеологический заряд, указывая, в каком именно духе родители обязаны воспитывать своих детей. Очевидно, что такого рода декларация не могла каким-либо образом повлиять на реальные отношения в семье, но идеологическая доктрина требовала подобного “украшения”.
Информация о работе Сравнительный анализ Конституций СССР и РФ