Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:45, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть теоретическое содержание и практические проблемы правоприменения.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
Рассмотреть различные подходы к трактовке понятия «применение права».
Раскрыть основные принципы правоприменительной деятельности.
Выделить признаки применения права.
Раскрыть актуальность проблемы пробелов в праве и рассмотреть способы их восполнения.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие применения права …………………………………………………5
2. Принципы применения права ………………………………………………8
3. Признаки применения права………………………………………………..10
4 Виды применения права …………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………......13
Список используемой литературы ………………………………………......14
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И
ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
УНИВЕРСИТЕТ»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ И ПРАВА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Контрольная работа по Теории
государства и права
Применение права: понятие, признаки, виды.
Выполнил:
Красноярск,2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие применения права …………………………………………………5
2. Принципы применения права ………………………………………………8
3. Признаки применения права………………………………………………..10
4 Виды применения права …………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы ………………………………………......14
Введение
Экономические, политические и социальные изменения в современном обществе актуализируют вопросы воплощения нормативных правовых предписаний в жизнь. Учитывая возросшую гражданско-правовую активность граждан, желание наиболее полно использовать свои права и обязанности в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, вопрос об эффективном применении норм права становится исключительно важным направлением, как научных исследований, так и практики.
Целью данной работы является рассмотреть теоретическое содержание и практические проблемы правоприменения.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
Проделанная работа велась по следующим этапам: составление плана, поиск источников информации и их анализ, выявление необходимых особенностей.
Практическое применение состоит из введения, четырех пунктов, заключения и списка литературы.
В законах, равно как и подзаконных правовых актах, мы выражаем наши требования к организованности, порядку и дисциплине, определяем параметры образа жизни, указываем конкретные пути и средства, которые ведут к намеченным целям. Существует мнение, что можно оправдать обход закона ради более приоритетных задач. Это глубокое заблуждение. Нарушение или неисполнение закона, в конечном счете, всегда имеют отрицательный общественный резонанс, оборачиваются не только материальными, но и, главным образом, нравственными потерями.
В законах и подзаконных правовых актах мы выражаем наши требования к организованности, порядку и дисциплине, определяем должный образ жизни, указываем конкретные пути и средства, которые ведут к намеченным целям. Существует мнение, что можно оправдать обход закона ради более важных задач. Это глубокое заблуждение. Нарушение или неисполнение закона, в конечном счете, всегда приводит к отрицательным последствиям, оборачивается не только материальными, но и, что еще более важно, нравственными потерями. И правотворчество, и правоприменение имеют большое значение для установления режима законности и справедливости во всем мире. В то же время мы думаем, что главное в реализации права занимают саморегулирование собственного поведения участниками общественных отношений, уважение к принятому в стране правопорядку, отношение граждан к действующему законодательству как к эффективному и социально ценному регулятору общественных отношений.
1. Понятие применения права
Назначение права состоит в упорядочении общественных отношений, в регулировании поведения людей. Но принятые юридические нормы и нормативные правовые акты не смогут регулировать общественные отношения, если не будут претворены в жизнь, то есть применены. Для того, чтобы лучше изучить процесс правоприменительной деятельности, следует дать определение понятию «применение права». Существует несколько подходов к определению понятия данного термина.
В советской дореформенной литературе правоприменительная практика определяется как «предметная материальная деятельность людей».
Л.А. Морозова трактует данное определение следующий образом: «правоприменение» определяется как осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий. Иногда правоприменение определяется в литературе как форма правореализации, которая представляет собой властную деятельность уполномоченных законом субъектов по осуществлению управленческого воздействия на общественные отношения путем издания индивидуально-правовых предписаний и актов.
В работах Г.Ф. Шершеневича дается следующая характеристика процессу применения норм права: это силлогизм, в котором большую посылку составляет юридическая норма, а малой посылкой является данный
случай, конкретное правоотношение. А.Т. Боннер обозначает в своих трудах правоприменение как подведение конкретного жизненного случая под общую формулу правовой нормы. В свете современного развития российской правовой системы, применение является особой формой реализации права. Оно осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных государственных органов. В ходе реализации права часто возникают такие моменты, когда вышеназванные формы не позволяют в полном объеме реализовать права и обязанности, предусмотренные правовыми нормами. Возникает необходимость в применении права как особой формы его реализации.
Применение права — особая форма воплощения требований юридических норм в отношениях людей, которая является одной из форм государственной деятельности, в ходе которой компетентный орган организует и контролирует соблюдение юридических норм.
Физические и юридические лица обычно самостоятельно реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, должностных лиц. Применение права необходимо в ряде случаев:
» отношения в сфере государственного управления, когда предусмотренные юридические субъективные права и обязанности непосредственно не вытекают из закона, не могут возникнуть и реализоваться без государственно-властной деятельности, и требуется издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица (например, назначение должностного лица вышестоящим должностным лицом, приказ ректора о зачислении в вуз, директора — на работу и т.п.);
» отношения в области распределения материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, выделение земельных участков);
» отношения при разрешении споров о праве, когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями (например, при судебных спорах, при наличии препятствий осуществления права собственности);
» отношения по привлечению к юридической ответственности, назначению и исполнению наказания, когда совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру наказания нарушителю (приговор суда, дисциплинарное взыскание, гауптвахта и др.) или когда юридические обязанности не исполняются добровольно (например, не выполняется договор поставки);» иные общественные отношения, когда сами граждане в силу специфики юридического действия не полномочны самостоятельно осуществлять его (решение о награждении отличившихся граждан). Изучением вопросов правоприменения отечественные авторы начали заниматься еще в начале XX века и продолжают до сих пор.
2. Принципы применения права.
Правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными во всех странах принципами. Среди них важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых в порядке правоприменения тех или иных решений.
Что означает в практическом плане каждый из этих принципов и как они согласуются между собой?
Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.
Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности - это следование букве и духу закона, который применяется; действие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юридических актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т.п.).
Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан или групп, а в интересах всего общества. Разумеется, нельзя не считаться с тем, что "нормы права, являющиеся в результате классовой борьбы", как отмечал еще Г.Ф. Шершеневич (и другие юристы дореволюционной России), "отражают интересы господствующих классов сильнее, чем интересы других классов" и что применение норм права "агентами власти, судебной и административной", с точки зрения социальной справедливости "еще более наклоняет действие законов в этом направлении", выделяет их как акты, обслуживающие в первую очередь интересы господствующих слоев.
Однако это вовсе не означает, что правоприменительные органы и должностные лица, действуя в интересах господствующих кругов, не должны руководствоваться интересами всего общества, соблюдать принцип социальной справедливости. В правовом государстве это должно быть непременным условием их деятельности.
Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.
Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов. Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены.
3. Признаки применения права.
Путем реализации права предписания юридических норм претворяются, воплощаются в жизнь. Правоприменительная деятельность есть особая форма реализации права, и она характеризуется следующими особенностями:
1. Правоприменение, как государственно-властная деятельность. В процессе применения норм права компетентные органы и лица принимают управленческие решения индивидуально-конкретного характера и осуществляют управление персонально определенными лицами. Необходимость управления в обществе является закономерным следствием объективной потребности организовать и согласовать совместную деятельность. Такой признак применения норм права как государственно-властный осуществляется только компетентными государственными органами и должностными лицами. Граждане право не применяют.