Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:47, курсовая работа
Во-первых: определить сходства и различия исполнительной власти, поскольку многие политологи склоняются к тому, что именно модель французской конституции легла в основу проекта статей о статусе президента РФ;
Во-вторых: рассмотреть вопросы гарантий прав и свобод граждан, дабы определить, есть ли в конституции Франции что-то определяющее, что позволило ее гражданам жить по определению в «высокоразвитой» стране. Ведь именно защита прав граждан и наделение их возможностью работать на благо страны позволяет поднять государство на уровень высокоразвитого и прогрессивного.
Введение
Конституция - основной закон страны. Она содержит в себе все основные правила и принципы устройства государства и его работы. По Конституции государства можно судить о степени его правового развития и о его приверженности принципам демократии.
Конституцию как правовой акт, занимающего самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:
1. особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;
2. учредительный, первичный характер конституционных установлений;
3. всеохватывающий объект конституционной регламентации, т.е. сфера общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;
4. особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в неё поправок, специфические формы охраны и др.[1]
После принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году, многие исследователи указывали на сходство ее с Конституцией Франции. Некоторые считали, что российский проект был вдохновлен Конституцией 1958 г. Также очевидно, что можно провести параллели между российской Конституцией 1993 г. и Конституцией, которую положил в основу власти в 1958 г. генерал де Голль.
Политический опыт Франции вызывает особый интерес для исследования еще и потому, что он, в отличие от нашей страны, оказался удачным. Французская Конституция прошла этап становления и работает до сих пор, не вызывая сомнений на свой счет у французов. В России же эта модель стала проблемой № 1, несмотря на то, что процессы и ситуация в стране, предшествующие принятию обеих моделей, были схожими.
Цель работы – сравнить современные конституции Российской Федерации и Французской Республики. Конечно, в рамках одной работы невозможно определить все плюсы и минусы данных конституций, поэтому наше исследование ограничивается поставленными ниже задачами:
Во-первых: определить сходства и различия исполнительной власти, поскольку многие политологи склоняются к тому, что именно модель французской конституции легла в основу проекта статей о статусе президента РФ;
Во-вторых: рассмотреть вопросы гарантий прав и свобод граждан, дабы определить, есть ли в конституции Франции что-то определяющее, что позволило ее гражданам жить по определению в «высокоразвитой» стране. Ведь именно защита прав граждан и наделение их возможностью работать на благо страны позволяет поднять государство на уровень высокоразвитого и прогрессивного.
И, в заключении сделать вывод по проделанной работе.
Принятие Конституций России и Франции. Структура.
История Конституций.
Французская Республика - высокоразвитое западно-европейское государство с многовековой историей. Площадь территории - 551,6 тыс. км 2, население – 65,4 млн. человек (2010 г.). Франция занимает шестое место в мире по объему ВВП и 15-е — по доле ВВП на душу населения (наряду с Германией).
Франция – страна с богатой политической и социальной историей. Она переживала политические потрясения более 200 лет. Во Франции было 16 конституций и 20 полуконституционных режимов. За это ее называли "Лабораторией конституций", а французов – "Великими потребителями конституций". В результате, она выработала своеобразную модель полупрезидентской формы правления, оказавшуюся не только эффективной и устойчивой, но и послужившей примером для других стран, таких, как Италия, Португалия, Турция, Пакистан, Финляндия, Польша, Чехия, Болгария, Румыния, Сербия, Литва, Эстон ия и др.
После Великой Французской революции, свергнувшей монархию династии Бурбонов, установилась Первая Республика и авторитаризм первого Бонапарта (1792-1799). Как пишет Ж. де Местр: "Комиссия Одиннадцати выработала Конституцию только с одной прекрасной победой - разделением властей, хотя разделять их будет, вроде, только стенка". Затем начался процесс реставрации Бурбонов и произошла новая революция (1848), которая установила Вторую Республику (1848-1852). После этого был еще один Бонапарт, война с Пруссией и Парижской Коммуной. Затем - Третья Республика (1875-1940). Эта Республика пала под натиском Гитлера. После освобождения Франции в 1946 г. установилась Четвертая Республика (1946-1958)- развалилась ввиду неспособности решить насущные задачи экономического роста и обновления, деколонизации (две проигранные колониальные войны во Вьетнаме и Алжире), а особенно эффективного управления в политической сфере (правительственная нестабильность, министерская чехарда).- Это была республика продажной буржуазии. Произошел раскол общества, усилилось недовольство пролетариата. На референдуме 21 октября 1945 г. был поставлен вопрос: "Хотите ли вы, чтобы избираемое сегодня собрание стало конституционным?"
Проводилось двойное голосование - парламентское и народное, причем, вотум в течение 1946 г. пришлось повторить, т.к. конституционный проект от 19 апреля был, отвергнут французским народом на референдуме 5 мая. Совмещение двух процедур, свойственных и представительной и "полупрямой" демократии, сегодня встречается наиболее часто. Именно такой порядок разработки Конституции Четвертой Республики был принят по ордонансу от 17 августа 1945 г. Негативное отношение к парламенту наложило свой отпечаток на процесс подготовки летом 1958 г. проекта Конституции Пятой Республики - конституционным законом от 3 июня 1958 г. Разработка и окончательная редакция текста были поручены Правительству, получившему мандат от Парламента и ответственному перед ним, а при кабинете были образованы совещательные органы (включая Консультативный Конституционный Комитет, состоявший, в основном, из парламентариев). Затем проект Конституции был представлен на референдум, на котором и был принят. Патриоты Франции сплотились вокруг де Голля и идеи сильной президентской власти над внутриполитическими и партийными противоречиями. Замысел документа был предложен де Голлем и Дебре при помощи легистов. Так, при принятии Конституции, состоялся альянс всех ветвей власти и народа.[2]
Конституционная история России:
1) Проекты декабристов 1815-1825 гг;
2) Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка" от 17 октября 1905 г;
3) Конституция РСФСР В.И.Ленина - июль 1918 г.;
4) Конституция СССР И.В.Сталина - декабрь 1936 г.;
5) Конституция СССР Л.И.Брежнева - октябрь 1977 г.;
6) Конституция РФ Б.Ельцина – декабрь 1993 г.
История разработки и принятия конституции очень сложна, хотя время создания рекордно короткое для документа такой важности. 31 марта был подписан Федеративный договор (Чечня и Татарстан его не подписали). Вопрос о необходимости новой Конституции был поставлен в июне 1990 г. первым Съездом народных депутатов.
Председателем Конституционной комиссии стал Б. Ельцин, который в октябре 1991 г. представил проект Конституции V Съезду народных депутатов России. Съезд предложил доработать проект. VI Съезд, в апреле 1992 г., предложил вновь доработать проект и внести в его содержание текст Федеративного договора. Камнем преткновения стал вопрос: "сильный президент - сильный парламент", или "сильный парламент – сильный президент". VII Съезд вынес вопрос конституционной реформы на Всероссийский референдум. В 1993 г. Верховный Совет открыто выступил против экономической политики Президента и Правительства, объявляя, что она ведет страну к экономическому кризису. Критиковались правительственные методы приватизации, радикальные экономические переустройства (метод "шоковой терапии"). Тогда, осенью 1993 г., Президент объявил о роспуске Верховного Совета, а Верховный Совет объявил Президента низложенным. В результате этой борьбы за власть в Москве, в противостоянии 3-4 октября погибло более ста человек. Одержав верх, Президент приступил к ликвидации Советов по всей стране. А 12 декабря состоялся референдум, с выбором в новый парламент и важнейший выбор страны - выбор новой Конституции.
Сразу после принятия новой Конституции многие западные и российские специалисты заговорили о суперпрезидентском режиме, который может вытекать из текста Конституции. Но известный юрист и правовед Ковлер говорит, что в отличие от "сильных" американского и французского президентов, у российского - нет "своей" политической партии, нет поддержки в парламенте. Практически, невозможно для самого Президента добиться увеличения или даже уточнения своих полномочий путем изменения Конституции из-за крайне сложной процедуры ее изменения вообще. В то же время, его внеправовые возможности иногда оказываются большими из-за юридической неопределенности, "непрописанности", самого института президентства и ограниченности и нечеткости полномочий других институтов власти в сочетании с их реальной слабостью.
Но в жизни мы видим, что власть Президента очень сильна. И другие ветви власти не то, что спорить с президентской, но даже ограничить ее не могут.
Структура действующих конституций
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определённая система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность расположения.
В основе обобщения конституционных норм в определённые общие комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования, т.е. связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.
Структура Конституции Российской Федерации: по своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.
Конституцию открывает преамбула, т. е. вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание.
Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего развития государства и общества. В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это:
- утверждение прав и свобод человека,
- утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,
- сохранение исторически сложившегося государственного единства,
- возрождение суверенной государственности России,
- утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,
- обеспечение благополучия и процветания России.
Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции. [3]
Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:
1. Основы конституционного строя. Глава закрепляет исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни современного российского общества, определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и недрами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии.
2. Права и свободы человека и гражданина. Подробнее об этой главе будет сказано в главе третьей данной работы.
3. Федеративное устройство. В этой главе развивается ряд существенных положений, содержащихся в гл. 1 "Основы конституционного строя", где, в частности, указано, что наша страна является федерацией, что и закреплено в ее названии. Там же определенно, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти ее субъектов, а также на равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.
4. Президент. В соответствии со ст. 80 Конституции именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, которые затем реализуются в соответствующих законах и подзаконных актах, принимаемых государственными органами власти всех уровней. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: "Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина".
5. Федеральное собрание. Глава 5 раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации. Согласно ст. 11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. Как установлено ст. 10, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.
6. Правительство РФ. Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания приведенных положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя слово "высший" применительно к этому федеральному органу в Конституции не употребляется. Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность.
7. Судебная власть. В главе утверждается понятие правового института судебной власти в действующем законодательстве. Глава характеризуется новым, нетрадиционным подходом к раскрытию сущности названной политико-юридической категории. За органами судебной власти признаются самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти.
Информация о работе Сравнительный анализ Конституций России и Франции