Сравнительный анализ Конституций России и Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Во-первых: определить сходства и различия исполнительной власти, поскольку многие политологи склоняются к тому, что именно модель французской конституции легла в основу проекта статей о статусе президента РФ;
Во-вторых: рассмотреть вопросы гарантий прав и свобод граждан, дабы определить, есть ли в конституции Франции что-то определяющее, что позволило ее гражданам жить по определению в «высокоразвитой» стране. Ведь именно защита прав граждан и наделение их возможностью работать на благо страны позволяет поднять государство на уровень высокоразвитого и прогрессивного.

Файлы: 1 файл

Конституции РФ и Франции.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

8. Местное самоуправление. В этой главе конкретизированы положения об основах конституционного строя. Закрепленная здесь модель местного самоуправления приближается к общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как демократического института.

9. Конституционные поправки и пересмотр конституции. В гл. 9 регламентируется порядок изменения действующей и принятия новой Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его развития с учетом постоянно меняющихся общественных потребностей.

Второй раздел носит название "Заключительные и переходные положения". Там закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежне Конституции и Федерального Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.[4]

 

Структура Конституции Франции:

Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., точнее, она состоит из трех документов:

1.       Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции (в ней говорится о некоторых аспектах правового статуса личности, в связи, с чем в конституции 1958 г. отсутствует соответствующий раздел);

2.       преамбулы конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после второй мировой войны (в ней говорится о возможности социально-экономических реформ и о некоторых социально-экономических правах личности);

3.       конституции 1958 г., в которой есть ссылки на указанные выше два документа и которая, прежде всего, регулирует отношения между высшими органами государства. Конституция 1958 г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых участвует Франция (теперь — договор о Европейском союзе 1992 г.), и другие основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи с чем отдельные французские юристы включают их в «конституционный блок».

 

Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и пространнее конституции США. В ней наряду с краткой преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов (разд. 13 «О Сообществе» и 17 «Переходные постановления» отменены в 1995 г.). Это 17-я конституция со времени Декларации 1789 г.[5]

В силу своей природы конституции присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьёзного обоснования. Поэтому в большинстве стран установлен усложнённый порядок изменения конституции.

Конституция Пятой Республики относится к категории жестких и достаточно стабильных. Она подвергалась пересмотру 3 раза (в 1992, 1993 и 1995 гг.). Были вставлены новые разделы: "Об уголовной ответственности членов Правительства" и др.

 

Новая Конституция РФ применяет новую терминологию - вводятся понятия "пересмотр" Конституции и "поправки" (гл. 9).

Конституция, в отличие от предыдущих, право принятия Конституции не относит к компетенции какого-либо органа государственной власти. Она лишь устанавливает, что принятие Конституции РФ составляет предмет исключительной компетенции РФ (ст. 71). Конституция свидетельствует, что она восприняла концепцию установления конституции особой учредительной властью, а не учреждённой, не обычной законодательной властью. Принятие Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое только и может принять её 2/3 голосов от общего числа его членов или внести на всенародное голосование. В случае референдума Конституция считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

 

 

Политическая модель правления двух стран.

При оценке значения и места Президента, Федерального Собрания и Правительства в Конституции РФ многие политологи находят аналогии в зарубежном законодательстве, и прежде всего - во французской Конституции, утвержденной на референдуме 28 сентября 1958 г. Отметим, что контуры и концепция ее были определены Президентом Ш. де Голлем исходя из необходимости сильной личной власти для выхода Франции из тяжелого в те годы кризисного положения. Однако при внешней схожести юридических формул власти, имеющихся в Конституциях России и Франции, нельзя не видеть принципиальных отличий в практике их применения.

В России гражданское общество складывается медленно, и пока еще нельзя говорить, что оно сложилось. Не сформировались у нас демократические традиции и мощные политические партии, представляющие интересы различных групп населения. В таких условиях чрезвычайно важно найти оптимальный баланс разделения властей, не допускающий возникновения авторитарного режима. В этой связи отметим, что французская демократия за прошедшие более чем 30 лет "переварила" невиданное в ее истории ограничение парламентской власти, установленное Конституцией V Республики. Нынешний французский вариант разделения властей представляет собой, безусловно, сильную (но не диктаторскую) фигуру Президента, сильную исполнительную власть и отнюдь не второстепенный по своей роли парламент.

Ясно, что разные ветви власти никогда не будут равны. В каждой стране складывается своя система ценностей и авторитета власти. Важно только, чтобы ни одна власть не подавляла другие.

Попробуем сравнить основные статьи, характеризующие политическую модель правления. Так как считается, что и в России и во Франции самой сильной является фигура Президента, то сравним, для начала, его статус по конституциям.

 

ФРАНЦИЯ

 

РОССИЯ

   Раздел 2 Конституции Ст. № 5. Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

    Гл.4. Президент - глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности страны.

Так в конституциях России и Франции установлен статус Президента. Об отношениях Президента и других ветвей власти можно судить по следующим выдержкам из конституций:

Президент избирается на 7 лет (прямыми всеобщими равными выборами) и лично назначает Премьер-министра.              

 

Президент избирается на 4 года (всеобщим равным и прямым избирательным правом) и назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства. (Ст. 81)

Премьер-министр подбирает министров и представляет их Президенту и Парламенту.              

 

Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры своих заместителей и федеральных министров. (Ст. 112)

Правительство подотчетно и Президенту и Парламенту.              

 

Правительство подотчетно и Президенту и Государственной Думе. (Ст. 114)

Парламент может не утвердить состав кабинета.              

 

Государственная Дума может отклонить кандидатуру Председателя правительства. (Ст. 103)

В случае отказа, Президент имеет право распустить Парламент и назначить новые выборы (Ст. 19), но на этот шаг он может пойти после консультации с Премьер-министром, Председателями обеих палат (при этом, Национальное Собрание имеет преимущество перед Сенатом) и Конституционным Советом.              

 

После трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства Президент назначает Председателя и распускает Государственную Думу. (Ст. 111)

Референдум может проводиться и по предложению Президента и по предложению Правительства. (Ст. 11)              

 

Президент назначает выборы Государственной Думы и назначает референдум. (Ст. 84)

В экстремальных обстоятельствах президент может объявить чрезвычайное положение и взять всю полноту власти в свои руки после консультации с Премьер-министром, Председателями палат Парламента и Конституционным Советом. (Ст. 16) Парламент выбирается снова и не может быть распущен.              

 

Президент при обстоятельствах, предусмотренных законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. (Ст. 88)

Президент лично отвечает за армию, государственную безопасность, внешнюю политику.              

 

Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, в случае агрессии вводит на территории Российской Федерации военное положение и является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил России.

Национальное Собрание и Сенат избираются на более короткий срок - 5 лет и работают раздельно.              

 

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федераций и Государственной Думы, которые заседают раздельно. Государственная Дума избирается сроком на 4 года.

Сенат - верхняя палата - не может более одного раза отвергать закон, принятый Национальным Собранием.              

 

При отклонении закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию или, при несогласии Государственной Думы, закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосует не менее двух третей депутатов.

Более полно прописано во французской Конституции разграничение полей деятельности Президента и Парламента, в России же многие вопросы оставлены на регулирование федеральных законов.

Национальное Собрание определяет лишь общие принципы в переданных Президенту вопросах обороны и в вопросах организации доходов органов местного самоуправления, образования, трудового права. Национальное Собрание имеет исключительную компетенцию в отношении законов осуществления прав граждан, гражданского и уголовного законодательств, налоговой системы. Право Национального Собрания - определять порядок выборов в стране и статус государственных служащих, вопросы национализации предприятий.              

 

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы по вопросам федеральных налогов и сборов. Он назначает выборы Президента.

Вопрос о доверии правительству может поставить Премьер-министр, если среди министров возникнут разногласия, либо 10% депутатов.              

 

Вопрос о доверии Правительству может поставить Председатель правительства либо Государственная Дума.

Правительству может быть отказано в доверии только абсолютным большинством голосов.              

.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству большинством голосов от общего числа депутатов

После роспуска Национального Собрания назначаются новые выборы. В течение года, следующего за этими выборами, новый роспуск невозможен. (Ст. 12)              

 

Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания. (Ст. 109, ч. 3) Российский президент в течение года не может распустить любую Думу, а глава Франции лишь палату, избранную на смену досрочно распущенной. Правда, роспуск возможен после трехкратного отклонения Думой кандидата на пост Председателя правительства. (Ст.Ст.109, 111)

Право голосования члены Парламента осуществляют лично (Ст. 27).              

 

(В России такого условия не предусмотрено)

 

Можно заметить, что Конституции России и Франции очень похожи. Но, хотя во Франции Президент является сильной фигурой, его ограничивают различные консультации и согласовательные процедуры, то есть он постоянно должен советоваться при решении важных вопросов с другими ветвями власти, кроме того, за всей его деятельностью постоянно следит Конституционный Совет, а если его деятельность будет касаться экономики, то заключение по его предложениям даст еще и Экономический Совет.

Франция – страна с давней традицией сильной центральной власти, которая в Пятой Республике успешно сочетается с деконцентрацией и децентрализацией, т. е. перенесением части бремени государственного управления на периферийные государственные органы и расширением прав местного самоуправления. Его единицы – "местные коллективы" на территориях коммун, департаментов, заморских территорий.

 

Права гражданина.

Первостепенная задача государства – гарантировать своим гражданам достойное существование и обеспечить нормальные условия для жизнедеятельности на благо государства и личности. Исходя из этого, простому обывателю гораздо важнее знать свои права и быть уверенным, что основной закон и его служители гарантируют ему защиту и исполнение прав, обеспечат условия для исполнения гражданских обязанностей, чем нормы переизбрания главы государства или внесения поправок в конституцию. Поэтому в данной главе мы рассмотрим основы правового статуса личности в конституциях Французской Республики и Российской Федерации.

Конституция 1958 г. упоминает лишь об отдельных правах (равноправие, избирательные права, коллективное право народов на самоопределение), а также содержит общие положения, из которых можно сделать выводы о характере прав личности во Франции, — положения о светском, социальном, демократическом государстве. Более детально об этом говорится в Декларации 1789 г. и в преамбуле конституции 1946 г.: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность Правам Человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 года. Исходя из этих принципов и принципа свободного самоопределения народов, Республика предлагает тем заморским территориям, которые выражают желание присоединиться к ней, новые институты, основанные на общем идеале свободы, равенства и братства и призванные служить их демократическому развитию». Отдельные права и свободы личности закреплены в более ранних законах, на которые в общей форме даны ссылки в преамбуле конституции 1946 г. (например, свобода труда и предпринимательства, равенство хозяина и работника по конституции 1848 г., несколько законов о свободе печати и собраний 1881 г., о свободе ассоциаций 1901 г., о свободе совести 1907 г. и др.). Некоторые права граждан были признаны только после второй мировой войны (например, право на забастовку, равенство избирательных прав мужчин и женщин были закреплены конституцией 1946 г., закон о свободе ассоциаций издан в 1971 г., закон о свободе образования — в 1977 г. и т.д.). Содержание этих положений было расширено толкованиями Конституционного совета, в результате чего все эти документы в совокупности закрепляют тот перечень прав и свобод личности, который соответствует международным стандартам.

 

Составной частью основ правового статуса личности является принцип равноправия. Конституционные акты признают равенство перед законом, равноправие мужчины и женщины, равноправие независимо от расы и национальности, равное право на труд независимо от происхождения, взглядов или вероисповедания, равный доступ к образованию, культуре, приобретению профессии.

К числу социально-экономических прав относятся: право собственности и ее неприкосновенность (изъятие возможно на основе закона, для общественных нужд и при условии справедливого и предварительного возмещения), право на равное налогообложение в соответствии с состоянием граждан и контроль за его необходимостью, профсоюзные свободы и право на забастовку (не могут бастовать некоторые государственные служащие: полиции, исправительных учреждений, неотложной медицинской помощи, диспетчеры воздушных сообщении, работники информационных служб и др.), право трудящихся участвовать через делегатов в коллективном определении условий труда и в руководстве предприятиями, право личности и семьи на необходимые условия для развития право на охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых, бесплатное образование на всех ступенях. Эти права закреплены в основном в преамбуле конституции 1946 г.

К числу политических прав, которые названы в основном в преамбуле Декларации 1789 г. и в законах, входящих в «конституционный блок» относятся: свобода объединения, слова, печати, собраний, митингов, демонстраций.

Конституционные документы закрепляют личные права исходя из концепции естественных прав человека (неприкосновенность личности свобода совести, право на публичные должности, право убежища для иностранцев). В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. записаны также и некоторые общие принципы осуществления этих прав: свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому,  границы устанавливаются только законом; никого нельзя принуждать тому, что не предписано законом.

В конституционном праве Франции закреплены также обязанности личности: трудиться, платить налоги для общественных нужд. В качестве обязанностей государства провозглашается бесплатное и светское образование на всех ступенях, помощь неимущим.

Защита конституционных прав и свобод во Франции осуществляется не только общими (как в Великобритании) и административными судами, но и специальными органами, о которых говорилось выше, — Конституционным советом и Государственным советом. В первом рассматриваются законы между их принятием парламентом и промульгацией президентом. Граждане в случае нарушения их конституционных прав также могут обращаться в Конституционный совет, но только после прохождения других инстанций. Государственный совет рассматривает акты исполнительной власти, в том числе и на предмет выявления нарушений конституционных прав граждан, но только в том случае, если эти акты изданы в качестве самостоятельных, а не в развитие на основе закона.

Информация о работе Сравнительный анализ Конституций России и Франции