Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:47, курсовая работа
Во-первых: определить сходства и различия исполнительной власти, поскольку многие политологи склоняются к тому, что именно модель французской конституции легла в основу проекта статей о статусе президента РФ;
Во-вторых: рассмотреть вопросы гарантий прав и свобод граждан, дабы определить, есть ли в конституции Франции что-то определяющее, что позволило ее гражданам жить по определению в «высокоразвитой» стране. Ведь именно защита прав граждан и наделение их возможностью работать на благо страны позволяет поднять государство на уровень высокоразвитого и прогрессивного.
8. Местное самоуправление. В этой главе конкретизированы положения об основах конституционного строя. Закрепленная здесь модель местного самоуправления приближается к общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как демократического института.
9. Конституционные поправки и пересмотр конституции. В гл. 9 регламентируется порядок изменения действующей и принятия новой Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его развития с учетом постоянно меняющихся общественных потребностей.
Второй раздел носит название "Заключительные и переходные положения". Там закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежне Конституции и Федерального Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.[4]
Структура Конституции Франции:
Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., точнее, она состоит из трех документов:
1. Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой французской революции (в ней говорится о некоторых аспектах правового статуса личности, в связи, с чем в конституции 1958 г. отсутствует соответствующий раздел);
2. преамбулы конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после второй мировой войны (в ней говорится о возможности социально-экономических реформ и о некоторых социально-экономических правах личности);
3. конституции 1958 г., в которой есть ссылки на указанные выше два документа и которая, прежде всего, регулирует отношения между высшими органами государства. Конституция 1958 г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых участвует Франция (теперь — договор о Европейском союзе 1992 г.), и другие основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи с чем отдельные французские юристы включают их в «конституционный блок».
Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и пространнее конституции США. В ней наряду с краткой преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов (разд. 13 «О Сообществе» и 17 «Переходные постановления» отменены в 1995 г.). Это 17-я конституция со времени Декларации 1789 г.[5]
В силу своей природы конституции присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьёзного обоснования. Поэтому в большинстве стран установлен усложнённый порядок изменения конституции.
Конституция Пятой Республики относится к категории жестких и достаточно стабильных. Она подвергалась пересмотру 3 раза (в 1992, 1993 и 1995 гг.). Были вставлены новые разделы: "Об уголовной ответственности членов Правительства" и др.
Новая Конституция РФ применяет новую терминологию - вводятся понятия "пересмотр" Конституции и "поправки" (гл. 9).
Конституция, в отличие от предыдущих, право принятия Конституции не относит к компетенции какого-либо органа государственной власти. Она лишь устанавливает, что принятие Конституции РФ составляет предмет исключительной компетенции РФ (ст. 71). Конституция свидетельствует, что она восприняла концепцию установления конституции особой учредительной властью, а не учреждённой, не обычной законодательной властью. Принятие Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое только и может принять её 2/3 голосов от общего числа его членов или внести на всенародное голосование. В случае референдума Конституция считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.
Политическая модель правления двух стран.
При оценке значения и места Президента, Федерального Собрания и Правительства в Конституции РФ многие политологи находят аналогии в зарубежном законодательстве, и прежде всего - во французской Конституции, утвержденной на референдуме 28 сентября 1958 г. Отметим, что контуры и концепция ее были определены Президентом Ш. де Голлем исходя из необходимости сильной личной власти для выхода Франции из тяжелого в те годы кризисного положения. Однако при внешней схожести юридических формул власти, имеющихся в Конституциях России и Франции, нельзя не видеть принципиальных отличий в практике их применения.
В России гражданское общество складывается медленно, и пока еще нельзя говорить, что оно сложилось. Не сформировались у нас демократические традиции и мощные политические партии, представляющие интересы различных групп населения. В таких условиях чрезвычайно важно найти оптимальный баланс разделения властей, не допускающий возникновения авторитарного режима. В этой связи отметим, что французская демократия за прошедшие более чем 30 лет "переварила" невиданное в ее истории ограничение парламентской власти, установленное Конституцией V Республики. Нынешний французский вариант разделения властей представляет собой, безусловно, сильную (но не диктаторскую) фигуру Президента, сильную исполнительную власть и отнюдь не второстепенный по своей роли парламент.
Ясно, что разные ветви власти никогда не будут равны. В каждой стране складывается своя система ценностей и авторитета власти. Важно только, чтобы ни одна власть не подавляла другие.
Попробуем сравнить основные статьи, характеризующие политическую модель правления. Так как считается, что и в России и во Франции самой сильной является фигура Президента, то сравним, для начала, его статус по конституциям.
ФРАНЦИЯ |
РОССИЯ |
Раздел 2 Конституции Ст. № 5. Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров. | Гл.4. Президент - глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности страны. |
Так в конституциях России и Франции установлен статус Президента. Об отношениях Президента и других ветвей власти можно судить по следующим выдержкам из конституций: | |
Президент избирается на 7 лет (прямыми всеобщими равными выборами) и лично назначает Премьер-министра.
| Президент избирается на 4 года (всеобщим равным и прямым избирательным правом) и назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства. (Ст. 81) |
Премьер-министр подбирает министров и представляет их Президенту и Парламенту.
| Председатель Правительства предлагает Президенту кандидатуры своих заместителей и федеральных министров. (Ст. 112) |
Правительство подотчетно и Президенту и Парламенту.
| Правительство подотчетно и Президенту и Государственной Думе. (Ст. 114) |
Парламент может не утвердить состав кабинета.
| Государственная Дума может отклонить кандидатуру Председателя правительства. (Ст. 103) |
В случае отказа, Президент имеет право распустить Парламент и назначить новые выборы (Ст. 19), но на этот шаг он может пойти после консультации с Премьер-министром, Председателями обеих палат (при этом, Национальное Собрание имеет преимущество перед Сенатом) и Конституционным Советом.
| После трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства Президент назначает Председателя и распускает Государственную Думу. (Ст. 111) |
Референдум может проводиться и по предложению Президента и по предложению Правительства. (Ст. 11)
| Президент назначает выборы Государственной Думы и назначает референдум. (Ст. 84) |
В экстремальных обстоятельствах президент может объявить чрезвычайное положение и взять всю полноту власти в свои руки после консультации с Премьер-министром, Председателями палат Парламента и Конституционным Советом. (Ст. 16) Парламент выбирается снова и не может быть распущен.
| Президент при обстоятельствах, предусмотренных законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. (Ст. 88) |
Президент лично отвечает за армию, государственную безопасность, внешнюю политику.
| Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, в случае агрессии вводит на территории Российской Федерации военное положение и является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил России. |
Национальное Собрание и Сенат избираются на более короткий срок - 5 лет и работают раздельно.
| Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федераций и Государственной Думы, которые заседают раздельно. Государственная Дума избирается сроком на 4 года. |
Сенат - верхняя палата - не может более одного раза отвергать закон, принятый Национальным Собранием.
| При отклонении закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию или, при несогласии Государственной Думы, закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосует не менее двух третей депутатов. |
Более полно прописано во французской Конституции разграничение полей деятельности Президента и Парламента, в России же многие вопросы оставлены на регулирование федеральных законов. | |
Национальное Собрание определяет лишь общие принципы в переданных Президенту вопросах обороны и в вопросах организации доходов органов местного самоуправления, образования, трудового права. Национальное Собрание имеет исключительную компетенцию в отношении законов осуществления прав граждан, гражданского и уголовного законодательств, налоговой системы. Право Национального Собрания - определять порядок выборов в стране и статус государственных служащих, вопросы национализации предприятий.
| Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы по вопросам федеральных налогов и сборов. Он назначает выборы Президента. |
Вопрос о доверии правительству может поставить Премьер-министр, если среди министров возникнут разногласия, либо 10% депутатов.
| Вопрос о доверии Правительству может поставить Председатель правительства либо Государственная Дума. |
Правительству может быть отказано в доверии только абсолютным большинством голосов. . | Государственная Дума может выразить недоверие Правительству большинством голосов от общего числа депутатов |
После роспуска Национального Собрания назначаются новые выборы. В течение года, следующего за этими выборами, новый роспуск невозможен. (Ст. 12)
| Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания. (Ст. 109, ч. 3) Российский президент в течение года не может распустить любую Думу, а глава Франции лишь палату, избранную на смену досрочно распущенной. Правда, роспуск возможен после трехкратного отклонения Думой кандидата на пост Председателя правительства. (Ст.Ст.109, 111) |
Право голосования члены Парламента осуществляют лично (Ст. 27).
| (В России такого условия не предусмотрено) |
Можно заметить, что Конституции России и Франции очень похожи. Но, хотя во Франции Президент является сильной фигурой, его ограничивают различные консультации и согласовательные процедуры, то есть он постоянно должен советоваться при решении важных вопросов с другими ветвями власти, кроме того, за всей его деятельностью постоянно следит Конституционный Совет, а если его деятельность будет касаться экономики, то заключение по его предложениям даст еще и Экономический Совет.
Франция – страна с давней традицией сильной центральной власти, которая в Пятой Республике успешно сочетается с деконцентрацией и децентрализацией, т. е. перенесением части бремени государственного управления на периферийные государственные органы и расширением прав местного самоуправления. Его единицы – "местные коллективы" на территориях коммун, департаментов, заморских территорий.
Права гражданина.
Первостепенная задача государства – гарантировать своим гражданам достойное существование и обеспечить нормальные условия для жизнедеятельности на благо государства и личности. Исходя из этого, простому обывателю гораздо важнее знать свои права и быть уверенным, что основной закон и его служители гарантируют ему защиту и исполнение прав, обеспечат условия для исполнения гражданских обязанностей, чем нормы переизбрания главы государства или внесения поправок в конституцию. Поэтому в данной главе мы рассмотрим основы правового статуса личности в конституциях Французской Республики и Российской Федерации.
Конституция 1958 г. упоминает лишь об отдельных правах (равноправие, избирательные права, коллективное право народов на самоопределение), а также содержит общие положения, из которых можно сделать выводы о характере прав личности во Франции, — положения о светском, социальном, демократическом государстве. Более детально об этом говорится в Декларации 1789 г. и в преамбуле конституции 1946 г.: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность Правам Человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 года. Исходя из этих принципов и принципа свободного самоопределения народов, Республика предлагает тем заморским территориям, которые выражают желание присоединиться к ней, новые институты, основанные на общем идеале свободы, равенства и братства и призванные служить их демократическому развитию». Отдельные права и свободы личности закреплены в более ранних законах, на которые в общей форме даны ссылки в преамбуле конституции 1946 г. (например, свобода труда и предпринимательства, равенство хозяина и работника по конституции 1848 г., несколько законов о свободе печати и собраний 1881 г., о свободе ассоциаций 1901 г., о свободе совести 1907 г. и др.). Некоторые права граждан были признаны только после второй мировой войны (например, право на забастовку, равенство избирательных прав мужчин и женщин были закреплены конституцией 1946 г., закон о свободе ассоциаций издан в 1971 г., закон о свободе образования — в 1977 г. и т.д.). Содержание этих положений было расширено толкованиями Конституционного совета, в результате чего все эти документы в совокупности закрепляют тот перечень прав и свобод личности, который соответствует международным стандартам.
Составной частью основ правового статуса личности является принцип равноправия. Конституционные акты признают равенство перед законом, равноправие мужчины и женщины, равноправие независимо от расы и национальности, равное право на труд независимо от происхождения, взглядов или вероисповедания, равный доступ к образованию, культуре, приобретению профессии.
К числу социально-экономических прав относятся: право собственности и ее неприкосновенность (изъятие возможно на основе закона, для общественных нужд и при условии справедливого и предварительного возмещения), право на равное налогообложение в соответствии с состоянием граждан и контроль за его необходимостью, профсоюзные свободы и право на забастовку (не могут бастовать некоторые государственные служащие: полиции, исправительных учреждений, неотложной медицинской помощи, диспетчеры воздушных сообщении, работники информационных служб и др.), право трудящихся участвовать через делегатов в коллективном определении условий труда и в руководстве предприятиями, право личности и семьи на необходимые условия для развития право на охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых, бесплатное образование на всех ступенях. Эти права закреплены в основном в преамбуле конституции 1946 г.
К числу политических прав, которые названы в основном в преамбуле Декларации 1789 г. и в законах, входящих в «конституционный блок» относятся: свобода объединения, слова, печати, собраний, митингов, демонстраций.
Конституционные документы закрепляют личные права исходя из концепции естественных прав человека (неприкосновенность личности свобода совести, право на публичные должности, право убежища для иностранцев). В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. записаны также и некоторые общие принципы осуществления этих прав: свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому, границы устанавливаются только законом; никого нельзя принуждать тому, что не предписано законом.
В конституционном праве Франции закреплены также обязанности личности: трудиться, платить налоги для общественных нужд. В качестве обязанностей государства провозглашается бесплатное и светское образование на всех ступенях, помощь неимущим.
Защита конституционных прав и свобод во Франции осуществляется не только общими (как в Великобритании) и административными судами, но и специальными органами, о которых говорилось выше, — Конституционным советом и Государственным советом. В первом рассматриваются законы между их принятием парламентом и промульгацией президентом. Граждане в случае нарушения их конституционных прав также могут обращаться в Конституционный совет, но только после прохождения других инстанций. Государственный совет рассматривает акты исполнительной власти, в том числе и на предмет выявления нарушений конституционных прав граждан, но только в том случае, если эти акты изданы в качестве самостоятельных, а не в развитие на основе закона.
Информация о работе Сравнительный анализ Конституций России и Франции