Сравнительный анализ типологий общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:47, реферат

Краткое описание

Общение можно назвать процессом взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; это одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Ествественно, такой сложный и многогранный феномен нельзя классифицировать каким-то одним определенным способом, поэтому существуют различные типологии общения.

Оглавление

Введение
Различные типологии общения и их сравнительный анализ
Заключение

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ типологий общения.docx

— 53.88 Кб (Скачать)

Московский государственный  университет им. М.В. Ломоносова

Факультет психологии


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по курсу «Психология общения» на тему:

 

Сравнительный анализ типологий общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка 304  группы Меламед Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва

2013 год

 

 

Оглавление

Введение

Различные типологии общения и  их сравнительный анализ

Заключение

Введение

Общение можно назвать процессом взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; это одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Ествественно, такой сложный и многогранный феномен нельзя классифицировать каким-то одним определенным способом, поэтому существуют различные типологии общения. Их может быть бесконечное множество, поэтому мы в данной работе рассмотрим только несколько самых распространенных и попытаемся провести их сравнительный анализ.

Различные типологии общения и их сравнительный  анализ

Первая типология, которую хотелось бы осветить, - типология А. А. Леонтьева. Придерживаясь традиций отечественного деятельностного подхода, он в качестве первого и главного критерия своей типологии выделяет отнесенность общения к деятельности. Два основных варианта общения в типологии Леонтьева – предметно ориентированное и «чистое» общение. Первое осуществляться в ходе совместной некоммуникативной деятельности, обслуживая ее. По мнению Леонтьева, это генетически исходный вид общения (как в фило-, так и в онтогенезе). Рассматривая отдельно предметно ориентированное общение, он выделяет в нем две стороны: общение, непосредственно включенное в деятельность и ее регулирующее, то есть общение как элемент или сторону взаимодействия (исполнительная фаза деятельности), и общение, являющееся предпосылкой взаимодействия (ориентировочная фаза деятельности). Предметом данного вида общения (предметно ориентированное) является взаимодействие.

“Чистое” же общение не включено (по крайней мере внешне) в некоммуникативную совместную деятельность. Здесь автор усматривает две различные ситуации: социально ориентированное общение (типа ораторской речи, массовой коммуникации и т. д.) и личностно ориентированное общение. Далее Леонтьев переходит к более пристальному рассмотрению «чистого общения», выделяя в различных ситуациях его субъект и предмет.  В социально ориентированном общении субъектом является одновременно оратор, но также и тот или иной коллектив или общество в целом. «…Коммуникатор всегда представляет, репрезентирует мнения, убеждения, информацию социального коллектива или общества. Не лектор общества “Знание” взаимодействует с аудиторией, а можно сказать, что его устами говорит общество “Знание”, выражающее, в свою очередь, позицию всего общества, а когда лекция носит в основном познавательный характер, — то позицию науки». Предметом же социального ориентированного общения является социальное взаимодействие (или социальные, общественные отношения) внутри определенного социального коллектива.

Что касается личностно ориентированного (межличностного) общения, то оно выступает в двух вариантах. Это, во-первых, диктальное общение, то есть общение, связанное с тем или иным предметным взаимодействием (согласование позиций с целью дальнейшей совместной деятельности, обмен с собеседником информацией, значимой для деятельности, и т. п.). Оно тождественно предметно ориентированному (групповому) общению и по субъекту взаимодействия (группа, в данном случае — диада), и по субъекту общения (та же диада), и по предмету (взаимодействие). Во-вторых, модальное общение — это то, что в обиходе называется “выяснением отношений”. Предметом этого общения является уже не взаимодействие, не кооперация, а согласие. Субъектом модального общения также является диада.

При этом в личностно ориентированном  общении всегда есть лидер диады, он аналогичен “экспрессивному лидеру” (Р. Бэйлс) в предметно ориентированном общении и тождествен субъекту в социально ориентированном общении.

 

Теперь перейдем к рассмотрению другой типологии общения, Алешиной Ю.Б и Петровской Л.А. Они выделяют четыре типа общения: деловое, воспитательное, диагностическое, интимно-личностное.

Деловое общение – это ситуации, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности. Чаще всего подобное взаимодействие возникает между людьми, не состоящими друг с другом в близких межличностных отношениях (между коллегами, двумя коммерсантами, начальником и подчиненным и т.д.), и статус каждого из партнеров по отношению к другому четко определен, то есть существуют общепризнанные нормы и представления, характеризующие то, что каждый из них может требовать и ждать от другого, и нарушение таких правил будет рассматриваться как нечто необычное и, скорее всего мешающее общению. В такого рода ситуациях важен предмет или повод, приведший к общению, без которого деловая беседа вообще состояться не может.

Под воспитательным общением авторы имеют в виду ситуации, в которых один из участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представляя себе желаемый результат, т.е. зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему он хочет его научить и т.д. Обычно такого рода беседы возможны, когда один из партнеров по общению (обучающий) обладает ситуационно или постоянно большим авторитетом и знаниями, чем другой. Или же, что иногда делает такие ситуации особенно трудными, обучающему партнеру приходится добиваться необходимого авторитета в глазах другого в ходе самого воздействия.

Диагностическим является общение, цель которого – сформировать определенное представление о собеседнике или получить у него какую-либо информацию. Таково общение начальника отдела кадров с оформляющимся на работу, врача с пациентом и т.п. Здесь, как и в предыдущем случае, партнеры находятся в различных позициях: один спрашивает, другой – отвечает. Конечно же, чтобы получить полноценный ответ, спрашивающий должен уметь правильно задавать вопросы, учитывая свой собственный статус и статус отвечающего, его готовность и умение давать соответствующие ответы и т.д.

Интимно-личностное общение, как отмечают авторы, во многом уникально и специфично. Оно возможно только тогда, когда партнеры внутри возникшей ситуации чувствуют себя на равных, одинаково заинтересованы в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений. Для него характерно такое взаимодействие собеседников друг с другом, когда каждый из них находится в поле зрения другого и поэтому любая реакция – поза, взгляд, жест, могут быть легко замечены и учтены собеседником. В ситуациях такого общения особенно важны проявления взаимного интереса, дружелюбия и доверия.

Теперь рассмотрим еще несколько  широко распространенных типологий  общения. Во-первых, это деление общения  на непосредственное и опосредованное. Это деление по критерию пространственного существования. Непосредственное общение - это вид общения, при котором происходит прямой контакт между субъектами общения. Например, студенты, слушая лекцию преподавателя, общаются с ним напрямую, при прямом контакте (видя, слушая его живую речь).  Опосредованное общение - это вид общения, противоположный непосредственного общения, и является таким, при котором субъекты общения не контактируют друг с другом, но одновременно вступают в коммуникативные связи.  Такое происходит, например, при общении с помощью писем, через интернет, при чтении книги.

Выделяют также ролевое и  личностное общение. В ролевом общении люди действуют совместно как представители одной социальной общности. Например, ролевым будет общение учителя со школьником, директора завода с начальником цеха. Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и специфическим обращением. Личностное общение более свободно, не связано общественными регуляторами и ограничителями, зависит от индивидуальных особенностей лиц, вступивших в контакт, и взаимоотношений между ними. Примеры личностного общения – дружеская беседа, отношения между членами семьи.

Кроме того, выделяется открытое и  закрытое общение. Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности "низкой стороны"; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). "Одностороннее выспрашивание"- полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. "Истерическое предъявление проблемы" – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек "войти в чужие обстоятельства", слушать "излияния".

Выделяют также отдельно светское и деловое общение.  Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются типом делового общения, формой, степенью официальности, конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися, а также национально-культурными традициями и общественными нормами поведения. Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

Можно также разделить общение  на свободное и вынужденное. В первое люди вступают в силу личной заинтересованности, желания общаться, второе происходит в тех ситуациях, когда от общения нельзя уклониться – например, им может быть то же ритуальное общение.

Наконец, одной из самых распространенных дихотомий общения являются монологическое и диалогическое общение. Монологическое общение (от моно и греч. lygos - слово, речь) - вид общения, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогического общения) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте.

Теперь проведем краткий сравнительный  анализ рассмотренных типологий общения. Для начала, выделим критерий для типологии в каждой из них:

- типология А. А. Леонтьева  – отнесенность к деятельности, ориентированность, цель

- типология Алешиной и Петровской – цель

- непосредственное и опосредованное  общение – наличие/отсутствие  прямого контакта

- ролевое и личностное общение  – степень регламентированности общественными нормами

- открытое и закрытое общение  – желание/нежелание выразить  свою позицию

- свободное и вынужденное –  наличие желания вступать в  общение

- монологическое и диалогическое  – наличие одного или нескольких  субъектов общения

Далее рассмотрим, как связаны типы общения в каждой из типологий. Первая типология предусматривает иерархическую  систему:

 

«Чистое» общение


Предметно ориентированное  общение




 

Социально ориентированное  общение


Личностно ориентированное



 


 

Модальное


Диктальное



 

 

 

Типология Алешиной и Петровской выделяет четыре различных равнозначных типа:

Деловое


Интимно-личностное


Диагностическое


Воспитательное




 

Остальные типологии построены  по принципу дихотомий: выделяют два  противоположных типа.

В целом, каждая типология охватывает какой-то свой аспект сложного феномена общения и в большинстве своем  они не пересекаются.

Заключение

Конечно, представленный список типологий  общения далеко не полон, и разными  авторами предлагаются различные другие классификации такого сложного феномена, как общение, однако в рамках данной работы мы смогли охватить лишь несколько  самых известных типологий. Мы рассмотрели  каждую из них по отдельности, проведя  содержательный анализ и дали краткий сравнительный анализ.

Использованная  литература:

  1. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. Психология общения: психологическая

компетентность пропагандиста.

  1. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл: Academia, 2007.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E1%F9%E5%ED%E8%E5#.D0.92.D0.B8.D0.B4.D1.8B_.D0.BE.D0.B1.D1.89.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F

Информация о работе Сравнительный анализ типологий общения