Анализ нефтяной отрасли России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:34, реферат

Краткое описание

В настоящее время нефтяной сектор топливно-энергетического комплекса России является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Нефть и ее переработка являются базовым сектором российской экономики. Нефть и продукты ее переработки являются важнейшим экспортным ресурсом страны.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты экономики отраслевых рынков 4
2. Анализ нефтяной отрасли по парадигме «Структура - поведение - результативность» 8
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 278.75 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты экономики отраслевых рынков 4

2. Анализ нефтяной отрасли по парадигме  «Структура - поведение - результативность» 8

Заключение 19

Список литературы 21

 

 

    ВВЕДЕНИЕ

      В настоящее время нефтяной сектор топливно-энергетического комплекса России является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Нефть и ее переработка являются базовым сектором российской экономики. Нефть и продукты ее переработки являются важнейшим экспортным  ресурсом страны.

      Нефтяной комплекс сегодня обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Такие высокие показатели связаны со значительным ресурсным и производственным потенциалом нефтяной отрасли. В недрах России сосредоточено около 13% разведанных запасов нефти.

      В мировых объёмах производства и экспорта нефти (включая газовый конденсат) доля России постоянно увеличивается и на настоящий момент составляет порядка 12%, что меньше лишь доли Саудовской Аравии.

      Добычу нефти в стране осуществляют более 240 нефтегазодобывающих организаций, причем 11 нефтедобывающих холдингов обеспечивают более 90% всего объема добычи.

      Таким образом, нефтяная отрасль играет огромную роль в экономике России, и оценка ее состояния всегда актуальна.

      Целью  данного реферата является анализ нефтяной отрасли Российской Федерации по парадигме «Структура - поведение - результативность».

 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

      Предметом анализа отраслевой организации рынков является механизм, который приводит общественную производственную деятельность в соответствие с общественными потребностями и, перебои, в функционировании которого негативно влияют на прогресс в удовлетворении этих потребностей. Любая экономическая система независимо от того, какими могут быть ее традиции, должна решить какие продукты предлагать, в каком количестве, как ограниченные ресурсы будут распределены на производство каждого из них и как конечные продукты будут поделены или распределены между различными членами общества.

      Рынок - базовое понятие микроэкономического анализа. Именно на рынке взаимодействуют фирмы. Рынок - это саморегулирующаяся, основанная на экономической свободе система обмена, купли-продажи между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар различными предложениями с передачей юридического права собственности после оплаты товара.

      Параметры рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для исследователя. Однако на практике определить границы рынка непросто. Рынком товара Х является совокупность продавцов и покупателей товара Х. Говоря о "товаре Х", мы можем иметь ввиду как единственный продукт, так и группу товаров-заменителей.

      Идентификация рынка будет зависеть от широты или узости задания его границ. Выделяют несколько видов границ рынка:

  • товарные (продуктовые) границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении;
  • временные границы, связанные с существенным изменением условий спроса и предложения во времени;

географические  границы (их определение зависит от фактической остроты конкуренции продавцов на общенациональном или мировом рынке, и от высоты барьеров проникновения на региональный рынок "внешних" продавцов).

      Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависит, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа. Один из непростых вопросов - вопрос о соотношении рынка и отрасли. В  рамках теории организации промышленности эти понятия различаются. Отраслью является совокупность предприятий, производящих близкие продукты, с использованием близких ресурсов и близких технологий.

      Существенными признаками отрасли являются следующие:

- наличие определенного числа самостоятельных однородных предприятий; - единство потребительского или экономического назначения производимого в отрасли продукта;

-  определенная однородность перерабатываемого исходного сырья;

-  единая, специфическая для данной отрасли, материально-техническая база;

- своеобразный состав кадров, персонала, сформированного требованиями вышеизложенных признаков.

      Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль - характером используемых технологий. Рынки объединяют продавцов и покупателей товаров, являющихся близкими субститутами с точки зрения их покупателей. Отрасли объединяют производителей товаров, являющихся близкими субститутами и предлагаемых на единичном рынке. Отрасль, как правило, шире рынка, так как предприятия могут предлагать свои товары на разных единичных рынках.

      Отождествление отрасли и рынка, как правило, неприемлемо - товары, реализуемые предприятиями отрасли, могут быть более или менее близкими заменителями, но могут быть и совершенно независимыми товарами. В свою очередь рынок и подотрасль, выделяемая в рамках конкретной отрасли на основании производства близких товаров-заменителей, иногда могут рассматриваться в качестве взаимозаменяемых между собой понятий.

      Определение границ отраслевого рынка непосредственно связано с целью исследования. Наиболее распространен подход, согласно которому рынок включает однородный товар и его заменители до того момента, когда не будет найден резкий разрыв в цепи товарных субститутов. Степень субституции (замещения) характеризуется показателем перекрестной эластичности спроса по цене. Как только перекрестная эластичность становится меньше определенной заданной величины, можно говорить о разрыве в цепи товарных субститутов, а значит, и о границе рынка. Задавая различные значения перекрестной эластичности, мы можем получать разные масштабы рынка.

      В странах ЕЭС используются и другие критерии выделения рынка, такие как: показатель изменения выручки при изменении цены, корреляция цен товаров во времени, географическая ограниченность рынка.

      Выявив границы рынка, можно определить фирмы, производящие товар на этом рынке. Насколько верно определен круг предприятий, действующих на данном рынке, можно проверить с помощью двух показателей: показателя специализации (отношение объема продаж данного товара к объему продаж всех товаров фирмами, отнесенными нами к данной отрасли) и показателя охвата (отношение объема продаж данного товара предприятиями, отнесенными нами к данной отрасли, к общему объему продаж данного товара всеми отраслями).

      Важнейшими характеристиками структуры рынка  являются барьеры входа на рынок и выхода с рынка. Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм.

      Барьеры, порожденные объективными характеристиками отраслевого рынка, связанными с технологией производства, характером предпочтений потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т. д. относят к нестратегическим факторам рыночной структуры.

Другой  тип барьеров - барьеры, вызванные  стратегическим поведением фирм, действующих  на рынке (стратегическое ценообразование, ограничивающее вход потенциальных  конкурентов в отрасль, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, патентов и т. д.).

      Классификация отраслевых рынков.

Совокупность  рынков может быть классифицирована по видам деятельности его участников: производственный, непроизводственный, финансовый, интеллектуальный. По территориально-географическому признаку рынок может быть внешним и внутренним. Также рынки подразделяются на открытые и замкнутые. По другому критерию различают рынки стихийные и организованные. Отраслевые рынки дифференцируются также по стадиям их зрелости, различаются рынки растущие, зрелые (развитые), и, наконец, затухающие (сжимающиеся).

      Изучение экономики отраслевых рынков занимает важное место в современной экономической науке.

      Во второй главе реферата представлен анализ нефтяной отрасли России по парадигме «Структура - поведение - результативность». 
 
 
 
 
 

    2. АНАЛИЗ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ ПО ПАРАДИГМЕ

    «СТРУКТУРА - ПОВЕДЕНИЕ - РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ»

Базовые условия

  1. Со стороны предложения

- Сырье (природные углеводороды, извлекаемые из недр земли).

-Технологии, используемые в добыче нефти, включают сбор нефти и сопутствующих ей газов и воды на поверхности, их разделение, удаление минеральных солей из нефти, обработка пластовой воды, сбор попутного нефтяного газа. К современным технологиям добычи нефти относятся следующие применяемые способы эксплуатации нефтяных месторождений – фонтанный, компрессорный и насосный.

- Длительность добычи (зависит от геологической структуры месторождения).

  1. Со стороны спроса

- Перекрестная эластичность спроса (спрос варьируется в зависимости от наличия альтернативного источника энергии для того или иного пользователя). Такие нефтепродукты, как керосин и мазут, достаточно часто ведут себя независимо от рынка нефти, так как являются менее эластичными товарами, чем бензин и дизельное топливо.

- Темпы роста. За период с 2006 по 2010 гг. производство нефтепродуктов выросло на 14,3%. Предложение нефтепродуктов на российском рынке увеличилось в 2006—2010 гг. на 17%. В условиях мирового финансового кризиса темпы роста предложения снизились, но сохранили положительную динамику. Внутренние продажи нефтепродуктов в 2010 г выросли на 5,3 млн. т. Объем экспорта нефтепродуктов из России растет с каждым годом. В 2010 году Россия продемонстрировала положительную динамику добычи – второй год подряд.

      На структуру рынка влияют такие базовые условия как длительность  и затратность производства, а также используемые технологии. Например, повышение транспортных затрат или переход на более сложные технологии производства увеличивают экономические барьеры входа на рынок, следовательно меняется количество производителей в отрасли. 

Структура рынка

      Рассматриваемая отрасль очень прибыльна и барьеры входа на нее крайне высоки. Структуру возможных барьеров, с которыми столкнется предприниматель, пытающийся заняться бизнесом в нефтяной отрасли, можно условно разделить на стратегические и нестратегические. Стратегические барьеры в значительной мере определяются действиями работающих в отрасли компаний и включают ограничивающее вход ценообразование, объем дополнительных инвестиций в оборудование, степень дифференциации продукта и характер долгосрочных контрактов с третьими лицами.

      К числу нестратегических барьеров можно отнести следующие:

Ограничения спроса (емкости рынка). Осуществив первоначальные инвестиции и понеся значительные необратимые издержки, предприниматель может обнаружить, что потенциальные покупатели уже нашли своих продавцов, и дополнительный товар некому продавать.

      Барьеры, основанные на преимуществе в уровне затрат. Абсолютные преимущества в уровне затрат означают, что функция долгосрочных средних издержек уже действующих в отрасли фирм расположена на всем своем протяжении ниже функции издержек компании, входящей на рынок, так что цена, необходимая для возмещения инвестиций, окажется выше, чем средняя цена отрасли, что затрудняет вход новой компании в отрасль.

      Средние издержки крупных нефтегазовых компаний складываются, в основном, из трех составляющих: средние издержки разведки и разработки месторождений, средние издержки на добычу и транспортные издержки. Транспортные издержки стоит рассмотреть как комплексный показатель, состоящий из издержек доставки, таможенных пошлин, налогов, транспортных тарифов, устанавливаемых государством и взимаемых некоторыми государственными организациями.

Информация о работе Анализ нефтяной отрасли России