Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:50, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является всестороннее исследование вопросов оценки эффективности коммерческой деятельности малых предприятий.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих основных задач:
рассмотреть место и роль малого предпринимательства в экономике РФ;
проанализировать подходы к интерпретации понятия эффективности коммерческой деятельности
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. Сущность и значение малого предпринимательства для экономики РФ 4
1.2. Анализ подходов к определению понятия «эффективность коммерческой деятельности» предприятия 4
1.3. Факторы, влияющие на эффективность деятельности малого предпринимательства 4
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2.1. Информационная база оценки эффективности деятельности 4
2.2. Система показателей эффективности коммерческой деятельности предприятия 4
2.3. Методика расчета экономических и финансовых показателей оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия 4
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ФАБРИКА ОКОН» 4
3.1. Характеристика деятельности предприятия 4
3.2. Анализ экономических показателей эффективности деятельности предприятия 4
3.3. Анализ финансовых показателей эффективности деятельности предприятия 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...95
Большие проблемы
для малых предприятий
Сравнительный анализ факторов, препятствующих развитию малого бизнеса в 2004-2009 гг. в промышленности и строительстве, показывает одни и те же проблемы (высокие налоги, высокий процент коммерческого кредита, недостаток квалифицированных рабочих, недостаточный спрос на продукцию предприятия на внутреннем рынке или недостаток заказов на работы) и выявляет наличие других факторов (неплатежеспособность заказчиков, погодные условия). В 2011 г. главными проблемами для малого бизнеса стали нехватка квалифицированного персонала и недоступность кредитов для финансирования.
Анализ также показал, что усиление негативного воздействия рассматриваемых факторов на развитие малого предпринимательства было обусловлено мировым финансовым кризисом. В анализируемый период государство решало отдельные проблемы, способствующие развитию предпринимательства, повышению его коммерческой эффективности, в том числе: упрощение процедуры открытия малого бизнеса посредством введения принципа одного окна; упорядочение администрирования и сокращение количества проверок, совершенствование правовой основы ведения малого предпринимательства и его налогообложения.
Но в настоящее время многие вопросы остаются не решенными и для развития малого предпринимательства, реализации его экономического потенциала, повышения эффективности коммерческой деятельности необходимо минимизировать и/или нейтрализовать влияние всех факторов, препятствующих его развитию.
Успешное функционирование системы управления эффективностью коммерческой деятельности малого предприятия во многом определяется эффективностью ее информационного и методического обеспечения.
Информационная система оценки эффективности коммерческой деятельности малого предприятия представляет собой результат непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных управленческих решений по всем аспектам формирования распределения и использования прибыли предприятия.
Глубина анализа, достоверность и объективность аналитических выводов, а соответственно и эффективность управленческих решений по всем аспектам повышения эффективности коммерческой деятельности обеспечиваются привлечением и аналитической обработкой разнообразных источников информации.
Конкретные показатели системы формируются за счет как внешних, так и внутренних источников информации. В разрезе каждой из групп этих источников вся совокупность показателей, включаемых в информационную систему оценки эффективности коммерческой деятельности малого предприятия предварительно классифицируется (см. рис.2).
Система показателей информационного обеспечения оценки эффективности коммерческой деятельности, формируемых из внешних источников, делится на четыре группы.
Рис. 2. Информационная база анализа финансового состояния предприятия
1. Показатели, характеризующие
общеэкономическое развитие
2. Показатели, характеризующие
конъюнктуру финансового рынка.
3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Используются в основном сравнительной оценки и для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования ресурсов. Источник формирования показателей данной группы - публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации обязательны), соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), платные бизнес-справки, предоставляемые некоторыми информационными компаниями.
4. Нормативно-регулирующие показатели. Показатели этой группы формируются, как правило, в разрезе двух блоков: «Нормативно-регулирующие показатели по различным аспектам деятельности малого предприятия» и «Нормативно-регулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сегментов рынка». Источником их формирования являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.
К внутренним источникам информации относятся данные бухгалтерского, налогового, управленческого учета и отчетности, операционного, финансового, инвестиционного бюджетов и отчетов об их исполнении, оперативного финансового учета и отчетности (платежный баланс и отчет о его исполнении, журнал учета договоров, журнал учета убытков и др.), статистической отчетности, а также нормы и нормативы предприятия.
Ведущим внутренним источником анализа являются данные бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия, и в первую очередь, данные бухгалтерского баланса (форма №1) и отчета о прибылях и убытках (форма №2).
В настоящее время порядок формирования показателей указанных форм регулируется приказом Минфина РФ от 02 июля 2010г №66н. В состав бухгалтерской отчетности входят:
- бухгалтерского баланса,
- отчета о прибылях и убытках,
- отчета об изменениях капитала,
- отчета о движении денежных средств,
- отчета о целевом использовании полученных средств (заполняется общественными организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность);
- пояснения к бухгалтерской отчетности.
Кратко охарактеризуем содержание бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Главной формой в системе бухгалтерской отчетности организации является баланс. Бухгалтерский баланс выполняет две функции:
- экономико-правовая: самостоятельный бухгалтерский баланс согласно ст. 48 ГК РФ является одним из признаков юридического лица
- информационная: данные баланса позволяют заинтересованным пользователям отчетности оценивать финансовое положение и перспективы организации.
Отечественный баланс имеет горизонтальную форму. Элементом бухгалтерского баланса считается статья (строка). Каждая статья характеризует стоимостную оценку отдельного объекта бухгалтерского наблюдения – актив или источник формирования на начало и конец отчетного периода. Статьи объединяются в группы, а группы в разделы. Разделы актива выделяются в зависимости от сроков их использования – свыше 12 месяцев и до 12 месяцев. Выделение разделов в пассиве ориентируется на юридический подход (отдельно показан собственный и заемный капитал) с одновременным разделением обязательств по срокам их погашения на долгосрочные и краткосрочные. Причем расположение разделов осуществляется в порядке снижения сроков погашения.
В российском учете для отражения статей в активе используется принцип ликвидности (в частности, активы располагаются в порядке повышения их ликвидности). Горизонтальные связи разделов баланса проявляются в симметричном расположении статей активов и статей источников, за счет которых они, как правило, приобретаются.
Бухгалтерский баланс включает пять разделов: внеоборотные активы, оборотные активы, капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства.
Отчет о прибылях и убытках, как один из элементов бухгалтерской отчетности, является источником информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменения в ее финансовом положении. Данный отчет позволяет определить вид, величину и источники формирования финансового результата на основе произведенных расходов. отчет входит и в промежуточную и в годовую бухгалтерскую отчетность и ведется нарастающим итогом с начала года – это позволяет оперативно реагировать на изменения в финансовом положении организации, делать выводы и принимать соответствующие сложившемуся положению экономические и управленческие решения.
Российский отчет о прибылях и убытках основан на методе представления расходов по функциональному назначению, т.е. применяется формат себестоимости продаж. При составлении отчета предусмотрена определенная группировка и последовательность отражения показателей, характеризующих структуру доходов и расходов при расчете прибыли (убытка) отчетного года. Прежде всего, приводятся доходы и расходы по обычным видам деятельности, т.е. связанные с выполнением основной деятельности организации, затем прочие доходы и расходы.
К основным составляющим элементам любой методики расчета эффективности, в том числе эффективности коммерческой деятельности предприятия, относятся прежде всего показатели, характеризующие результат или эффект оцениваемой деятельности или процесса (как сравниваемые показатели - числитель расчета эффективности), а также показатели, к которым относится искомый результат или эффект (как база сравнения - знаменатель расчета эффективности).
Однако в вопросе содержательного наполнения как сравниваемых показателей, так и показателей базы сравнения нет единства мнений у ученых, занимающихся проблемами анализа эффективности. Изучение различных точек зрения по ее расчету позволило выделить два основных подхода к оценке эффективности коммерческой деятельности малого предприятия. Определим их как потенциальный (ресурсный) и затратный подходы (рис. 3).
Рис. 3. Составляющие расчета эффективности коммерческой деятельности предприятия по основным ее подходам
Изучение приведенных на рис. 3 подходов к оценке эффективности коммерческой деятельности предприятия показало, что и потенциальный, и затратный подходы идентичны по сравниваемым показателям. А именно и в том, и другом случае за сравниваемый показатель принимается доход от обычных видов деятельности или совокупный (балансовый) доход от деятельности. Различаются они между собой только базами сравнения. При потенциальном подходе за базу сравнения принимаются непотребленные ресурсы, а за базу сравнения затратного подхода - потребленные ресурсы. Для текущей оценки эффективности коммерческой деятельности малого предприятия необходимо, на наш взгляд, применять затратный подход, который в качестве базы сравнения включает лишь те затраты, которые представляют собой потребленные ресурсы. Так как именно они показывают фактическую характеристику количества потребленных ресурсов, отнесенных на затраты, что позволяет в этом случае говорить о реальной эффективности коммерческой деятельности предприятия. Что касается показателей, включающих в базу сравнения непотребленные ресурсы, то они к характеристике фактической (реальной) эффективности хозяйственной деятельности предприятия, на наш взгляд, отношения практически не имеют и могут приниматься лишь для расчета прогнозной (будущей) эффективности, т.е. характеризуют потенциальную эффективность, которую целесообразно определять для оценки инвестиционной привлекательности.
По качественным характеристикам показателей, применяемых для анализа эффективности коммерческой деятельности предприятия и описанных в научной литературе, затратный, как, впрочем, и потенциальный, подходы условно можно определить как основные элементы экономического подхода. К показателям затратного подхода, прежде всего, относятся материалоемкость, амортизациоемкость, энергоемкость и другие подобные показатели; к показателям потенциального подхода - фондоотдача, производительность труда, материалоотдача, амортизация отдача и т.д.
Несмотря на то, что затратный подход к анализу эффективности коммерческой деятельности предприятия позволяет выявлять и количественно оценивать тенденции эффективности потребленных и непотребленных ресурсов, он не раскрывает такую важную качественную характеристику экономической эффективности коммерческой деятельности предприятия, как чистую его доходность. Поэтому при формировании системы показателей, характеризующих экономический подход к анализу эффективности коммерческой деятельности предприятия, важно, на наш взгляд, в большей мере ориентироваться на показатель чистой прибыли, который в ее расчете является сравниваемым показателем, относимым к активам, или к собственному капиталу, или к доходу от обычных видов деятельности (как базе сравнения), и характеризует рентабельность предприятия, которая предполагает расчет таких показателей, как: рентабельность активов, рентабельность оборотных активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность продаж и т.д.
Таким образом, по нашему мнению, экономический подход к анализу эффективности хозяйственной деятельности предприятия должен состоять только из следующих элементов: затратного подхода (потребленные ресурсы) и подхода по чистой доходности (рентабельность).
При этом важно иметь в виду, что затратный подход отличается от подхода по чистой доходности как по сравниваемым показателям, так и по базе сравнения. В затратном подходе в качестве сравниваемого показателя выступает доход от обычных видов деятельности или совокупный (балансовый, валовой) доход, а в подходе по чистой доходности - чистая (нераспределенная) прибыль (прибыль после налогообложения). За базы сравнения в затратном подходе принимаются фактические затраты, а в подходе по чистой доходности - активы предприятия, или собственный капитал, или доход от обычных видов деятельности.
Отсюда можно сделать вывод, что экономический подход к анализу эффективности коммерческой деятельности предприятия дает возможность выявлять тенденции эффективности потребленных ресурсов и давать качественную ее характеристику через выявление количественной оценки факторов, оказывающих на нее влияние. Поэтому экономический подход к оценке эффективности коммерческой деятельности предприятия, на наш взгляд, в большей мере ориентирован на количественную ее характеристику. В то же время в рыночной экономике для целей анализа эффективности коммерческой деятельности предприятия важной является, по мнению авторов, характеристика и структура формирования активов и ее оценка. Поэтому в систему показателей, характеризующих эффективность коммерческой деятельности предприятия, должны быть наряду с показателями, определяемыми как так называемый экономический подход, включены и финансовые показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, к которым относятся: коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент текущей ликвидности, эффект финансового рычага и др. Применение таких показателей говорит о том, что при изучении эффективности коммерческой деятельности предприятия возникает необходимость в применении не только экономического, но и финансового подхода, который позволяет определять качество использованных ресурсов.