Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:50, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является всестороннее исследование вопросов оценки эффективности коммерческой деятельности малых предприятий.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих основных задач:
рассмотреть место и роль малого предпринимательства в экономике РФ;
проанализировать подходы к интерпретации понятия эффективности коммерческой деятельности
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. Сущность и значение малого предпринимательства для экономики РФ 4
1.2. Анализ подходов к определению понятия «эффективность коммерческой деятельности» предприятия 4
1.3. Факторы, влияющие на эффективность деятельности малого предпринимательства 4
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2.1. Информационная база оценки эффективности деятельности 4
2.2. Система показателей эффективности коммерческой деятельности предприятия 4
2.3. Методика расчета экономических и финансовых показателей оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия 4
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ФАБРИКА ОКОН» 4
3.1. Характеристика деятельности предприятия 4
3.2. Анализ экономических показателей эффективности деятельности предприятия 4
3.3. Анализ финансовых показателей эффективности деятельности предприятия 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...95
Продолжение табл.20
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
11 |
Собственные средства, необходимые для покрытия текущих платежей поставщикам (погашения текущей кредиторской задолженности и выплаты авансов), тыс.руб. |
Выбор максимум из 0 или [(Строка 6 + Строка 7) - Строка 10] |
0 |
0 |
0 |
0 |
12 |
Всего необходимо собственных средств (чистый оборотный капитал достаточный), тыс.руб. |
Строка 9 + Строка 11 |
877,08 |
856,57 |
989,35 |
1 003,21 |
13 |
Средняя фактическая величина текущих активов, тыс.руб. |
[ТА (тек.) + ТА (пред.)]: 2 по итоговым строкам Баланса |
1 551,12 |
1 481,87 |
1 868,85 |
1997,19 |
14 |
Допустимая (расчетная) величина текущих пассивов, тыс.руб. |
Строка 13 - Строка 12 |
674,04 |
625,30 |
879,50 |
993,98 |
15 |
Допустимый для данного |
Строка 13 : Строка 14 |
2,30 |
2,37 |
2,12 |
2,01 |
* Все номера строк в расчетных
формулах таблицы указаны |
Таблица 21.
Расчет допустимого значения коэффициента автономии ООО «Фабрика Окон»
№ п/п |
Рассчитываемый показатель, ед.изм. |
Расчетная формула и источник информации |
Значение показателя | |||
1 квартал 2011 г. |
2 квартал 2011 г. |
3 квартал 2011 г. |
4 квартал 2011 г. | |||
1 |
Стоимость постоянных активов, тыс.руб. |
Основные средства + Незавершенные капитальные вложения |
509,95 |
485,53 |
461,11 |
436,87709 |
2 |
Стоимость наименее ликвидной части текущих активов, тыс.руб. |
Запасы материалов + Незавершенное производство |
877,08 |
836,06 |
1 142,64 |
863,79002 |
3 |
Итого наименее ликвидная часть активов, тыс. руб. |
Строка 1 + Строка 2 |
1 387,02 |
1 321,59 |
1 603,75 |
1 300,67 |
4 |
Всего необходимо собственных средств, тыс.руб. |
Строка 3 |
1 387,02 |
1 321,59 |
1 603,75 |
1 300,67 |
5 |
Фактическая величина активов предприятия, тыс.руб. |
Валюта Баланса |
2 061,06 |
1 898,16 |
2 300,64 |
2 591,74 |
6 |
Допустимая величина заемных средств, тыс.руб. |
Строка 5 - Строка 4 |
674,04 |
576,57 |
696,89 |
1 291,07 |
7 |
Допустимое для данного |
Строка 4 : Строка 6 |
2,06 |
2,29 |
2,30 |
1,01 |
Рис. 14. Динамика коэффициента текущей ликвидности ООО «Фабрика Окон»
Рис. 15. Динамика коэффициента финансовой устойчивости ООО «Фабрика Окон»
В табл.20 и 21 приведены результаты проделанных расчетов. Сравнительный анализ оптимальных, рекомендуемых и фактических значений коэффициентов автономии и текущей ликвидности приведены на рис.14, 15.
Как видно из представленных данных во всех исследуемых периодах фактические значения коэффициентов текущей ликвидности не соответствуют, как рекомендуемым показателям, так и допустимому для ООО «Фабрика Окон».
На конец 2011 г. разрыв между допустимым значением и фактическим значением составил 3,96. И необходимо заметить, что данные разрыв за исследуемый период увеличивается.
Как видно из рис.15 во всех исследуемых периодах величина фактического значения коэффициента финансовой устойчивости ниже расчетного значения, но значительно выше рекомендуемого, что подтверждает наличие высокой степени финансовой устойчивости при одновременном снижении уровня рентабельности собственного капитала.
Исходя из выше изложенного рычагом увеличения эффективности деятельности предприятия может выступать эффективная кредитная политика для покупателей, определение оптимального остатка денежных средств, рациональная снабженческая политика, что позволит фактически отказаться от заемного финансирования (с помощью краткосрочных кредитов), и как следствие приведет к снижения расходов и увеличению прибыли ООО «Фабрика Окон».
С сезонностью в продажах так или иначе сталкивается практически любой бизнес. Так же и бизнес оконной продукции подвержен сезонным спадам продаж. Как правило, с наступлением осенне-зимнего периода цена на окна снижается на 5—10 %. Объясняется это нежеланием покупателей менять оконные блоки в холодное время. Исключением является установка окон в новых домах. Спрос на окна вновь начинает расти с середины весны и продолжается до середины осени.
Под сезонностью обычно понимают периодические изменения спроса в зависимости от различных факторов, чаще всего времени года (зима, лето, весна, осень). В любом случае о наличии сезонности можно говорить лишь тогда, когда пики и спады в продажах наблюдаются на протяжении не менее чем 3-х лет подряд и разница в продажах на спаде и на пике составляет не менее 30-40%. Так как ООО «Фабрика Окон» была организована в августе 2010 года, провести сравнительный анализ продаж и выявить сезонность в продажах невозможно.
Рассмотрим влияние сезонности на аналогичном предприятии ООО «Евро-Дом».
Рис. 16. График сезонности продаж за 2003-2006 год ООО «Евро-Дом»
Из рисунка 16 мы видим четкий пик продаж, приходящий на летние месяцы, а также второй пик в декабре. Похожие графики сезонности наблюдаются и на смежных предприятиях занимающихся реализацией оконной продукции. При этом в январе – декабре уместнее анализировать не месячные продажи, а недельные, так как 80% продаж в этот период может приходиться на новогодние и рождественские каникулы, начало же декабря и конец января могут быть с точки зрения продаж даже самыми плохими в году.
Обычно цикл сезонности составляет год, однако колебания спроса могут наблюдаться и в течение недели, и в течение одного дня. Но, как правило, такие колебания спроса не рассматривают как сезонные. Прежде всего, потому, что чаще всего не требуется специальных действий по выравниванию таких колебаний, необходимо лишь понимать эти особенности бизнеса и учитывать их при планировании.
Итак, сезонность относится
к нормальным бизнес-явлениям и важно
уметь правильно с ней работать
Наиболее распространены следующие меры по корректировке сезонных спадов:
• Скидки
Самый простой и распространенный способ стимулировать продажи в период спадов – это специальные скидки и распродажи. Так же возможно использовать более сложные схемы. Например, накопительные бонусы в течение периода спада, которые возвращаются товаром в период пика, когда товара не хватает.
• Отсрочки платежей
В период спада в компаниях (как поставщиков, так и клиентов) чаще всего наблюдается дефицит финансовых средств. Большая, чем обычно, отсрочка платежа в период спада может быть существенным стимулом для увеличения объема закупки. Однако с этим способом нужно быть особо осторожным, т.к. выровняв спад продаж, можно в итоге получить такой рост дебиторской задолженности, что придется как-то компенсировать недостаток средств, а это дополнительные затраты.
• Другие льготы для клиентов, которые покупают несезонный товар (лучшая рекламная поддержка, бесплатная доставка, бесплатное сервисное обслуживание и обучение)
Самое лучшее – это найти такие способы увеличения продаж в период спада, которые не особенно затратные для компании, но при этом высоко ценятся клиентами. Выбирая, что же предложить клиентам такого, что повысит их интерес и заставит покупать больше и чаще, имеет смысл ориентироваться на данные опросов по удовлетворенности клиентов. Если какой-то фактор имеет для клиента большое значение и при этом высокую же степень неудовлетворенности в настоящий момент – то его вполне можно использовать для корректировки сезонности.
Например, опрос удовлетворенности клиентов показал, что клиенты сильно нуждаются в информационной поддержке по продукту, т.к. товар довольно сложен в эксплуатации. Причем они испытывают потребность как в устных консультациях, так и в специальных справочных брошюрах. Компания ввела бесплатную горячую линию для клиентов, предоставление бесплатных (при определенном объеме закупок) справочных брошюр и платные демонстрационно-обучающие семинары. А в период сезонного спада стала выдавать брошюры всем клиентам независимо от объема закупок и проводить бесплатные семинары при определенном объеме закупок. Т.е. клиенты, получили возможность несколько месяцев в году проходить уникальный семинар бесплатно. Такая мера привела к увеличению продаж на 15%.
• Продажа несезонных товаров в комплекте с сезонными
Этот метод, в некоторой степени, аналогичен предоставлению скидок, так как цена за комплект обычно устанавливается ниже, чем за покупку отдельных наименований. Однако данный способ работает лучше простых скидок, особенно, если стоимость сезонного товара существенно выше, чем проданного «в нагрузку» несезонного.
• Программы лояльности и работа с постоянными клиентами
Чтобы использовать данный метод для стимулирования продаж в межсезонье нужно быть уверенным, что именно постоянные клиенты совершают большинство покупок в это время. Т.е. необходимо провести анализ продаж в разрезе клиентов. Довольно часто оказывается, что до 80% продаж на спадах делают именно постоянные клиенты. И это вполне обоснованно, ведь привлечь нового клиента в период спада, когда потребность у него еще не сформирована и неактуальна, довольно сложно. Поэтому в период спада имеет смысл особое внимание уделять программам лояльности для постоянных клиентов.
• Реклама и стимулирование сбыта немонетарными методами
Суть данного метода состоит в том, чтобы не просто привлечь внимание к товару, а показать новые условия его потребления или способы использования.
Хотя напоминать о существовании товара в период спада тоже очень важная задача. Спад закончится, только если за это время не пропадет интерес к товару вообще. Его нужно поддерживать, не допуская, чтобы потребители просто забыли о товаре за время межсезонья.
В рекламной активности на сезонных рынках часто используют комбинированную стратегию. В общем виде, акценты могут быть расставлены следующим образом:
Проблема эффективности коммерч
Но как было установлено в ходе исследования, на сегодняшний момент, критерии и индикаторы для оценки эффективности деятельности выдвигаются разные. Многие проблемы, относящиеся к этой предметной области, трактуются по-разному. Не сегодняшний день отсутствует не только единый подход к определению термина «эффективность», но и единая система показателей эффективности, не сложилось общего мнения относительно конкретных форм и методов расчета отдельных показателей, методики их анализа.
В работе предлагается для оценки эффективности коммерческой деятельности малого предприятия использовать систему показателей, состоящую из двух групп – экономические и финансовые показатели. В группу финансовых показателей включены – частные показатели расходоемкости и показатели рентабельности (продаж, активов, собственного капитала). К финансовым показателям отнесены показатели, характеризующие финансовую устойчивость, текущую ликвидность и структуру финансирования.
При этом источниками информации для проведения оценки эффективности коммерческой деятельности служат данные бухгалтерской отчетности, в частности бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
В ходе анализа эффективности деятельности ООО «Фабрика Окон» были получены следующие основные результаты.
Установлено, что наибольший удельный вес в стоимости активов ООО «Фабрика Окон» во всех кварталах исследуемого периода времени занимают оборотные активы. При этом основным источником финансирования деятельности предприятия являются собственные средства. За 2011 г. ООО «Фабрика Окон» наращивает стоимость своего имущества на 530 тыс.руб.
Основная деятельность предприятия генерирует положительный финансовый результат. При этом за 2011 г. распределение прибыли от продаж и чистой прибыли по квартал было неравномерно.