Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:50, дипломная работа
Основной целью дипломной работы является всестороннее исследование вопросов оценки эффективности коммерческой деятельности малых предприятий.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих основных задач:
рассмотреть место и роль малого предпринимательства в экономике РФ;
проанализировать подходы к интерпретации понятия эффективности коммерческой деятельности
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. Сущность и значение малого предпринимательства для экономики РФ 4
1.2. Анализ подходов к определению понятия «эффективность коммерческой деятельности» предприятия 4
1.3. Факторы, влияющие на эффективность деятельности малого предпринимательства 4
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2.1. Информационная база оценки эффективности деятельности 4
2.2. Система показателей эффективности коммерческой деятельности предприятия 4
2.3. Методика расчета экономических и финансовых показателей оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия 4
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ФАБРИКА ОКОН» 4
3.1. Характеристика деятельности предприятия 4
3.2. Анализ экономических показателей эффективности деятельности предприятия 4
3.3. Анализ финансовых показателей эффективности деятельности предприятия 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...95
2. Высокий уровень эффективности - отношение доходов к расходам больше единицы, использованы 100% ресурсов при нулевых потерях, сведены к минимуму либо отсутствуют отрицательно влияющие внешние эффекты, максимально увеличено количество положительно влияющих внешних эффектов.
3. Максимальный уровень эффективности -отношение доходов к расходам больше единицы, использованы 100% ресурсов при нулевых потерях, сведены к минимуму либо отсутствуют отрицательно влияющие внешние эффекты, максимально увеличено количество положительно влияющих внешних эффектов, немаргинальный бизнес, лидерская ментальность.
Логика классификации подтверждает тот факт, что понятие «эффективность коммерческой деятельности малого предприятия» очень абстрактно. Только максимальный уровень эффективности свидетельствует об абсолютной успешности предприятия, однако, следует заметить, что оценка по более низким уровням также является адекватной. Следовательно, выводы об эффективности или неэффективности деятельности предприятия должны делаться в соответствии с целесообразностью того или иного оценочного подхода.
В экономической литературе понятие «фактор» трактуется так: «фактор - один из основных ресурсов производственной деятельности предприятия и экономики в целом; движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающих влияние на результат производственной, экономической деятельности». [13; 26; 30].
Факторы могут воздействовать
как в сторону повышения эффект
Обзор экономической литературы показал, что существует множество способов классификации факторов эффективности коммерческой деятельности предприятия, использование которых зависит от целей исследования, от общей экономической ситуации, в которой они проводятся, а также от характера задач, которые предстоит решать.
Одна из моделей классификации факторов эффективности коммерческой деятельности [4] помогает разделить факторы на внешние - с точки зрения обслуживания потребителей и удовлетворения спроса и внутренние - повышение эффективности и производительности компании. Внешние факторы - те, которые в краткосрочном плане не могут быть объектами контроля или влияния со стороны руководства предприятия, внутренние - те, которые находятся под контролем руководства предприятия и на которые оно должно оказывать влияние; при этом важно знать и понимать значение и взаимодействие внешних и внутренних факторов.
Исследование, проведенное консультационной фирмой McKinsey, определило, что 85% количественных параметров, влияющих на эффективность функционирования мировых компаний, являются внутренними и находятся под контролем руководства и только 15% - внешние факторы, находящиеся вне зоны его контроля. Однако даже если предприятие не в состоянии управлять внешними факторами, они должны представлять интерес для его руководства: понимание внешних факторов может стимулировать определенные действия, направленные в долгосрочном плане на изменение поведения предприятия и эффективности его функционирования.
Рассмотрим общие группы факторов, связанные с внешней и внутренней средой малого предприятия и влияющие на эффективность коммерческой деятельности предприятия в целом (рис.1).
Рис. 1. Факторы, влияющие на эффективность коммерческой деятельности малого предприятия
Внешние факторы эффективности – это макроэкономические факторы эффективности коммерческой деятельности, которые либо ускоряют ее рост, либо препятствуют ему. Хорошо известно, что эффективность коммерческой деятельности предприятия в значительной степени зависит от внешних экономических, социальных, политических и других связанных с инфраструктурой условий, которые оказывают влияние на эффективность и процесс принятия решений руководством малого предприятия. Внешние факторы должны осознаваться и приниматься во внимание руководством предприятия при принятии им стратегических и оперативных решений. То, что в краткосрочном плане находится за пределами сферы контроля отдельных предприятий, может оказаться контролируемым на более высоких уровнях общественных структур и государственных институтов.
Цикл деловой активности и структурные изменения. Наиболее важными структурными изменениями во внешней среде являются перемены в экономике и демографии. Структурные изменения в экономике связаны с переменами в характере занятости населения, структуре капитала, технологиях, экономии, обусловленной увеличением масштаба производства, и в конкурентоспособности. Еще одной исторически значимой структурной переменой в экономике стал сдвиг от сферы промышленности к сфере услуг - торговле, финансам, страховому делу, операциям с недвижимостью, услугам для бизнеса и отдельных граждан и т.д.
Изменения в структуре капитала, относительная капиталоемкость, возраст и тип основных фондов влияют на эффективность. Увеличение капитала зависит от накоплений и инвестиций. Возраст основных фондов оказывает влияние на внедрение нововведений и зависит от технологических изменений, воплощенных в средствах производства. Однако капитальные затраты выше среднего уровня в расчете на одного рабочего совсем необязательно обеспечат рост выпуска продукции на одного рабочего.
Конкурентоспособность воздействует на эффективность экономики в целом и отдельной компании в частности. В производительном секторе она зачастую ассоциируется со способностями и возможностями предпринимателей разрабатывать, производить и продавать на своих рынках товары, цены и качество которых более привлекательны, чем цены и качество товаров, предлагаемых конкурентами.
Социальные и демографические изменения. Структурные изменения в составе персонала малого предприятия являются как демографическими, так и социальными. Составляющими этих изменений являются:
- совершенствование
- в России рабочим приходится конкурировать не только друг с другом, но и с притоком рабочей силы из других регионов и стран СНГ;
- под давлением экономических об
- уровень безработицы
может расти также за счет
притока молодых людей на
Внутренние факторы – это объективные критерии, которые определяют возможности малого предприятия по обеспечению собственной эффективности коммерческой деятельности.
Факторы, связанные с процессом производства. Производственный процесс – комплексная система. Повышение эффективности коммерческой деятельности зависит от того, насколько успешно на предприятии определяются и используются основные факторы системы.
На основании модели «входов-выходов» основными логически последовательными элементами любого производственного процесса являются факторы эффективности производства, которые могут быть разбиты на четыре группы:
- вход в процесс
(факторы, связанные с
- процесс (преобразование исходных ресурсов в готовую продукцию);
- результат (продукция и услуги, предназначенные для продажи);
- обратная связь (измерение результатов).
Эти группы факторов должны быть хорошо сбалансированы и скоординированы. Обратная связь (в нашем случае измерение и анализ эффективности) дает наилучшие критерии оценки сбалансированности и скоординированности факторов, воздействующих на процесс и его результаты.
Факторы, связанные с исходными ресурсами. Эта группа факторов особенно важна, поскольку наиболее полно соответствует частным показателям эффективности коммерческой деятельности, таким как производительность труда и капиталоотдача. Анализ соотношения «капитал/труд» и эффективности дает важную информацию для принятия управленческих решений в области улучшения качества и возможного сочетания ресурсов, а также методов их использования.
Повышение показателей эффективности коммерческой деятельности малого предприятий в значительной степени зависит от оптимального выбора сырья и материалов для производства собственной продукции. Материалоотдача (выход продукции на единицу потребленных сырьевых ресурсов или энергоносителей) зависит от их правильного выбора, включает такие показатели, как количество, ассортимент, качество, рыночная цена, а также постоянное внимание к оптимизации складских запасов, сокращению накладных расходов и экономии энергоресурсов.
Технологические нововведения представляют важнейший источник роста эффективности производства. Повышение уровня автоматизации и применения информационных технологий поможет компании добиться прозрачности бизнеса для руководителей и собственников компаний, повысить эффективность принятия управленческих решений, увеличить объем выпуска товаров и услуг, повысить качество, внедрить новые методы маркетинга и т.д.
Человеческий фактор является ведущим ресурсом с точки зрения повышения эффективности деятельности компании. Следовательно, предприятия заинтересованы в найме хорошо образованной, квалифицированной и профессионально подготовленной рабочей силы, что позволит минимизировать издержки на внутрифирменное обучение.
Факторы, связанные с
выпуском продукции. В данном случае
продукцию рассматриваем с
Другие полезные факторы. Во многих случаях полезными являются другие возможные классификации факторов эффективности коммерческой деятельности, например:
- факторы, положительно влияющие на эффективность;
- факторы, отрицательно влияющие на эффективность (их зачастую называют позитивными барьерами на пути повышения эффективности).
Анализ статистической информации показал, что мировой финансовый кризис отразился в 2009 г. на всех сферах деятельности малого предпринимательства. Особенно усилилось воздействие факторов, оказывающих наибольшие негативные последствия и ограничивающих рост производства. Эти факторы могут быть проранжированы следующим образом: первое место - неопределенность экономической ситуации, второе - недостаток финансовых средств, третье - недостаточный спрос на продукцию предприятия на внутреннем рынке, четвертое место - высокий уровень налогообложения (табл.7).
Таблица 7.
Ранжирование факторов, ограничивающих рост на малых предприятиях, по видам экономической деятельности
Добыча полезных ископаемых |
Обрабатывающие производства |
Производстве и распределение электроэнергии, газа и воды |
Места факторов по видам экономической деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
Недостаточный спрос на продукцию предприятия на внутреннем рынке |
Неопределенность экономической ситуации |
Недостаток финансовых средств |
1, 2, 5 |
Продолжение табл.7
1 |
2 |
3 |
4 |
Неопределенность экономической ситуации |
Недостаточный спрос на продукцию предприятия на внутреннем рынке |
Неопределенность экономической ситуации |
2, 1, 2 |
Недостаток финансовых средств |
Недостаток финансовых средств |
Изношенность и отсутствие оборудования |
3, 3, 1 |
Высокий уровень налогообложения |
Высокий уровень налогообложения |
Высокий уровень налогообложения |
4, 4, 4 |
Изношенность и отсутствие оборудования |
Высокий процент коммерческого кредита |
Недостаточный спрос на продукцию предприятия на внутреннем рынке |
5, 6, 3 |
Высокий процент коммерческого кредита |
Изношенность и отсутствие оборудования |
Недостаток квалифицированных рабочих |
6, 5, 7 |
Недостаток квалифицированных рабочих |
Недостаток квалифицированных рабочих |
Высокий процент коммерческого кредита |
7, 7, 6 |
Недостаточный спрос на продукцию предприятия на внешнем рынке |
Конкурирующий импорт |
Нет ограничений |
8, 9, 10 |
Отсутствие или несовершенство нормативно-правовой базы |
Недостаточный спрос на продукцию предприятия на внешнем рынке |
Отсутствие или несовершенство нормативно-правовой базы |
9,10, 9 |
Конкурирующий импорт |
Отсутствие или несовершенство нормативно-правовой базы |
Недостаточный спрос на продукцию предприятия на внешнем рынке |
10, 8, 11 |
Нет ограничений |
Нет ограничений |
Конкурирующий импорт |
11, 11, 8 |