Оценка эффективности деятельности коммерческого предприятия ( на примере ООО «Фабрика Окон»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:50, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является всестороннее исследование вопросов оценки эффективности коммерческой деятельности малых предприятий.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих основных задач:
рассмотреть место и роль малого предпринимательства в экономике РФ;
проанализировать подходы к интерпретации понятия эффективности коммерческой деятельности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. Сущность и значение малого предпринимательства для экономики РФ 4
1.2. Анализ подходов к определению понятия «эффективность коммерческой деятельности» предприятия 4
1.3. Факторы, влияющие на эффективность деятельности малого предпринимательства 4
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2.1. Информационная база оценки эффективности деятельности 4
2.2. Система показателей эффективности коммерческой деятельности предприятия 4
2.3. Методика расчета экономических и финансовых показателей оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия 4
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ФАБРИКА ОКОН» 4
3.1. Характеристика деятельности предприятия 4
3.2. Анализ экономических показателей эффективности деятельности предприятия 4
3.3. Анализ финансовых показателей эффективности деятельности предприятия 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...95

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 833.50 Кб (Скачать)

Перечисленные ранее  традиционные экономические и финансовые показатели оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия, сгруппированные в разрезе предложенных нами подходов, представлены на рис. 4.

Рис. 4. Экономические и финансовые показатели оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия

Как видно из рис.4, каждый из рекомендуемых подходов для целей оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия реализуется в аспекте конкретных аналитических показателей, которые в совокупности представляют собой методику комплексной оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия.

Перейдем непосредственно  к рассмотрению методики расчета  экономических и финансовых показателей, характеризующих эффективность деятельности.

2.3. Методика расчета экономических и финансовых показателей оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия

 

Рассмотрим порядок  расчета показателей экономической  группы, характеризующих эффективность коммерческой деятельности предприятия:

- материалоемкость:

,     (1)

где МР – материальные расходы;

В – выручка.

- зарплатоемкость:

,     (2)

где РОпт – расходы  по оплате труда;

- амортизациоемкость:

,     (3)

где АМ – амортизационные  расходы;

- прочая расходоемкость:

     (4)

где ПР – прочие расходы.

Рентабельность –  это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, выгодности производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает эффект с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.

Рассмотрим расчет используемых в оценке эффективности деятельности коммерческой организации показателей  рентабельности, представленных на рис.4, и факторов влияющих на них.

Рентабельность продаж (оборота) – отношение прибыли от реализации (Прп) продукции, товаров, работ и услуг или чистой прибыли (ЧП) к сумме полученной выручки (В):

   (5)

 

Характеризует эффективность  предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

Базовая модель, для проведения факторного анализа рентабельности продаж (RПР) выглядит следующим образом:

 

,  (6)

 

где В – выручка  от продаж;

С – себестоимость  реализованной продукции, работ, услуг;

КР – коммерческие расходы;

УР – управленческие расходы.

Для определения влияние  каждого из факторов необходимо осуществить  следующие расчеты.

1. Влияние изменения  выручки от продаж на Rпр

 

 (7)

 

где В1 и В0 – отчетная и базисная выручка;

      С1 и С0 – отчетная и базисная себестоимость;

      КР1 и КР2 – отчетные и базисные коммерческие расходы;

      УР1 и УР2 – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.

2. Влияние изменения  себестоимости продажи на Rпр:

 

 (8)

 

3. Влияние изменения  коммерческих расходов на рентабельность  продаж Rпр:

 (9)

 

4. Влияние изменения  управленческих расходов на рентабельность  продаж Rпр:

 (10)

 

Совокупное влияние  факторов составляет:

 

  (11)

Показатель рентабельности активов показывает способность  активов генерировать доходы. Рассчитывается следующим образом:

 

    (12)

 

где ЧП – чистая прибыль, полученная организацией за отчетный период;

0,5х(Во1) – средний за отчетный период итог бухгалтерского баланса (В0, В1 – значение итога баланса соответственно на начало и конец отчетного периода).

Факторный анализ рентабельности активов может быть выполнен с  использованием двухфакторной и трехфакторной модели.

Двухфакторная модель рентабельности активов имеет следующий вид:

 

     (13)

 

Оценка динамики рентабельности всех активов на основе факторной модели осуществляется на основе сопоставления с динамикой рентабельности продаж и оборачиваемости всех активов. Модель, записанная в индексной форме выглядит следующим образом:

 

   (14)

     (15)

     (16)

    (17)

 

где I(Rпр) – индекс изменения рентабельности продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом;

I (Ка) – коэффициент изменения оборачиваемости всех активов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом;

I (RОА) – индекс изменения рентабельности всех активов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом;

Rпр (1), Rпр (0) – значения рентабельности продаж в отчетном и предыдущем периодах;

Ка (1), Ка (0) – значения оборачиваемости всех активов в отчетном и предыдущем периоде;

RОА (1), RОА (0) – значение рентабельности всех активов в отчетном и предыдущем периодах.

Возможные варианты соотношений  динамики рентабельности всех активов  и ее факторов в обобщенном виде представлены в табл.8.

Таблица 8.

Варианты соотношений динамики для двухфакторной модели рентабельности активов

Индекс изменения рентабельности активов I(RОА)

Индекс изменения рентабельности продаж I(Rпр)

Индекс изменения оборачиваемости активов I(Ka)

>1

>1

>1

>1

<1

<1

>1

<1

<1

<1

<1

>1

>1

<1


 

Другим относительным показателем эффективности деятельности является рентабельность собственного капитала. Коэффициент показывает эффективность использования собственного капитала и рассчитывается по формуле:

 

,    (18)

где 0,5х(СКо+СК1) – средний за отчетный период стоимость собственного капитала (СК0, СК1 – значение стоимости собственного капитала соответственно на начало и конец отчетного периода).

Факторная модель анализа  рентабельности собственного капитала может быть представлена следующим образом:

 

 (19)

где А – активы;

     ЗК –  заемный капитал.

Для изучения причин, повлиявших на динамику рентабельности собственного капитала, может быть использована и другая факторная модель, представляющая собой мультипликативно кратную четырехфакторную модель:

 

  (20)

 

Расчет влияния факторов на динамику рентабельности собственного капитала может быть произведен методом цепных подстановок. Вначале выполняются последовательные подстановки значений включенных в модель факторов, начиная с данных базисного периода и заканчивая данными отчетного периода. Затем из результата каждого последующего скорректированного результата расчета рентабельности собственного капитала вычитается предыдущий, тем самым определяется количественного влияние каждого из четырех факторов, включенных в модель.

Поскольку в модели использовано четыре фактора, то вначале рассчитываются значения пяти показателей рентабельности, путем подстановки цифровых данных, начиная с прошлогодних и заканчивая отчетными.

Перейдем к рассмотрению методики расчета финансовых показателей, характеризующих эффективность коммерческой деятельности малого предприятия.

Коэффициент финансовой устойчивости (коэффициент автономии) может быть рассчитан с учетом долгосрочных заемных источников финансирования и без них. В последнем случае показатель рассчитывается по формуле:

 

,     (21)

где СК – собственный капитал;

ВБ – валюта бухгалтерского баланса

Методика расчеты допустимого  для данного малого предприятия значения коэффициента автономии приведена в табл.9.

Таблица 9.

Расчет допустимого  значения коэффициента автономии

№ п/п

Рассчитываемый показатель, ед.изм.

Расчетная формула и источник информации

1

Стоимость постоянных активов, тыс.руб.

Основные средства + Незавершенные капитальные вложения

2

Стоимость наименее ликвидной части  текущих активов, тыс.руб.

Запасы материалов + Незавершенное производство

3

Итого наименее ликвидная часть  активов, тыс. руб.

Строка 1 + Строка 2

4

Всего необходимо собственных средств, тыс.руб.

Строка 3

5

Фактическая величина активов предприятия, тыс.руб.

Валюта Баланса

6

Допустимая величина заемных средств, тыс.руб.

Строка 5 - Строка 4

7

Допустимый для данного предприятия  коэффициент финансирования

Строка 4 : Строка 6


 

Коэффициент текущей  ликвидности определяется по формуле:

 

,      (22)

 

где ТА – текущие активы (строка 290 бухгалтерского баланса)

ТО – текущие обязательства (сумма строк бухгалтерского баланса – 610, 620, 630, 660).

Оптимальные значения коэффициента текущей ликвидности для определенной отрасли и определенного предприятия уникальны, в качестве ориентира нередко используются следующие значении равное 2 [15].

Коэффициент текущей  ликвидности, допустимый для данного предприятия, можно определить как отношение фактической величины текущих активов к расчетной допустимой величине текущих пассивов (табл.10).

 

Таблица 10.

Расчета допустимого значения коэффициента общей ликвидности

№ п/п

Рассчитываемый показатель, ед.изм.

Расчетная формула и источник информации*

1

2

3

1

Период оборота дебиторской  задолженности, дни

ДЗ : Выручка от реализации : 360

2

Период оборота кредиторской задолженности, дни

КЗ : (СБ реал. + Комм.расх. + Упр.расх) : 360

3

Период оборота авансов поставщикам, дни

АПост. : (СБ реал. + Комм.расх. + Упр.расх) : 360

4

Период оборота авансов покупателей, дни

АПокуп. : Выручка от реализации : 360

5

Средняя величина дебиторской задолженности, тыс.руб.

[ДЗ (тек.) + ДЗ (пред.)] : 2

6

Средняя величина кредиторской задолженности, тыс.руб.

[КЗ (тек.) + КЗ (пред.)] : 2

7

Средняя величина авансов поставщикам, тыс.руб.

[АПост. (тек.) + АПост. (пред.)] : 2


Продолжение табл.10

1

2

3

8

Средняя величина авансов покупателей, тыс.руб.

[АПокуп. (тек.) + АПокуп. (пред.)] : 2

9

Средняя стоимость наименее ликвидности  части текущих активов (запасов материалов, незавершенного производства)

[Мат.(тек.) + Мат. (пред.) + НП (тек.) + НП (пред.)] : 2

10

Поступления от покупателей (дебиторская задолженность + авансы покупателей), имеющиеся к сроку погашения кредиторской задолженности и выплаты авансов поставщикам, тыс.руб.

[(Строка 5 + Строка 8) + (Строка 2 + Строка 3)] : (Строка 1+Строка 4)

11

Собственные средства, необходимые  для покрытия текущих платежей поставщикам (погашения текущей кредиторской задолженности и выплаты авансов), тыс.руб.

Выбор максимум из 0 или [(Строка 6 + Строка 7) - Строка 10]

12

Всего необходимо собственных средств (чистый оборотный капитал достаточный), тыс.руб.

Строка 9 + Строка 11

13

Средняя фактическая величина текущих  активов, тыс.руб.

[ТА (тек.) + ТА (пред.)]: 2 по итоговым  строкам Баланса

14

Допустимая (расчетная) величина текущих  пассивов, тыс.руб.

Строка 13 - Строка 12

15

Допустимый для данного предприятия коэффициент текущей ликвидности

Строка 13 : Строка 14

* Все номера строк в расчетных  формулах таблицы указаны согласно графе «№ п/п» данной таблицы 
ДЗ - дебиторская задолженность 
КЗ - кредиторская задолженность 
Мат. - запасы сырья и материалов 
НП - незавершенное производство 
Апост. - авансы поставщикам 
АПокуп. - авансы покупателей 
ТА - текущие активы 
тек./пред. - текущий/предыдущий интервал анализа соответственно

Информация о работе Оценка эффективности деятельности коммерческого предприятия ( на примере ООО «Фабрика Окон»)