Оценка эффективности деятельности коммерческого предприятия ( на примере ООО «Фабрика Окон»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:50, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является всестороннее исследование вопросов оценки эффективности коммерческой деятельности малых предприятий.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих основных задач:
рассмотреть место и роль малого предпринимательства в экономике РФ;
проанализировать подходы к интерпретации понятия эффективности коммерческой деятельности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. Сущность и значение малого предпринимательства для экономики РФ 4
1.2. Анализ подходов к определению понятия «эффективность коммерческой деятельности» предприятия 4
1.3. Факторы, влияющие на эффективность деятельности малого предпринимательства 4
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2.1. Информационная база оценки эффективности деятельности 4
2.2. Система показателей эффективности коммерческой деятельности предприятия 4
2.3. Методика расчета экономических и финансовых показателей оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия 4
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ФАБРИКА ОКОН» 4
3.1. Характеристика деятельности предприятия 4
3.2. Анализ экономических показателей эффективности деятельности предприятия 4
3.3. Анализ финансовых показателей эффективности деятельности предприятия 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...95

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 833.50 Кб (Скачать)

 

Распределение и ранжирование малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности на 01.04.2012 показало несущественное различие по сравнению с ранжированием на 2010 г. всех малых предприятий. На 1, 2, 7, 8, 10-12, 15 местах - предприятия одних и тех же видов деятельности (табл. 4, 5).

Анализ распределения  малых предприятий частной формы  собственности по видам экономической деятельности выявил, что наибольшее значение этого показателя составило 45,1 % в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

Таблица 5.

Распределение и ранжирование малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности на 01.04.2012

Вид деятельности

Количество предприятий, тыс. ед.

К итогу, %

Место

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

71,1

30,8

1

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

40,4

17,1

2

Обрабатывающие производства

35,7

15,5

3

Строительство

31,6

13,7

4

Сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство

13

5,6

5

Транспорт

11,6

5

6

Гостиницы и рестораны

9,6

4,2

7

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

5,5

2,4

8

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

3,1

1,3

9-10

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

3

1,3

9-10

Научные исследования и разработки

1,7

0,7

11-12

Связь

1,6

0,7

11-12

Добыча полезных ископаемых

1,1

0,5

13

Рыболовство, рыбоводство

0,6

0,3

14

Образование

0,3

0,1

15

Всего...

230,9

100

-


 

Достаточно высокий  процент малых предприятий (15,9 %) занят операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг; 11,6 % - строительством; 11,2 % - обрабатывающим производством.

Статистические данные показывают, что основная часть малых предприятий во всех сферах экономики частной формы собственности. Последние данные государственной статистики по этому вопросу за 2007 г. свидетельствуют, что предприятия частной формы собственности составляли по видам экономической деятельности от 95,2 до 98,3 %. Малый бизнес решает важные социальные задачи самозанятости и предложения рабочих мест.

Анализ удельного веса малых предприятий в основных экономических показателях в 2002-2010 гг. показывает ежегодный рост значений показателей по численности работников, обороту и инвестициям в основной капитал (за исключением оборота и инвестиций в 2010 г.) (табл. 6).

Таблица 6.

Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях в  
2002-2010 гг., %

Показатель

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей)

12,8

14,3

15

15,9

16,7

17,8

18,9

21,1

21,7

Средняя численность внешних совместителей

38,9

34,4

36,6

38,7

39,6

40,5

39,5

42

43,2

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера

26,4

21,4

22,6

22

22,8

19,8

22,4

22,7

22,8

Оборот предприятий

-

-

-

-

26

26,3

26,6

25,8

24,5

Инвестиции в основной капитал

2,9

2,9

2,4

3,5

3,3

3,6

3,9

5,4

4,4


 

Сравнительный анализ удельного  веса микропредприятий, малых и средних предприятий в основных экономических показателях в 2009-2010 гг. подтверждает их важную роль в реализации социальных и экономических задач государства. Малый бизнес в большей степени по сравнению со средним бизнесом решает не только социальную проблему самозанятости и сокращения безработицы, но и экономическую задачу по росту ВВП.

В то же время по сравнению с США в России роль малого предпринимательства в экономике не столь значительна. В США действует свыше 22,9 млн. малых предприятий, в которых работает 50,1 % от общего количества занятых в стране, их вклад в ВВП в 2003 г. достиг 52 %. В этом секторе ежегодно создаются до 75 % новых рабочих мест и сосредоточено 39 % всех специалистов, разрабатывающих высокие технологии и новейшее оборудование.

1.2. Анализ подходов к определению понятия «эффективность  
коммерческой деятельности» предприятия

 

Вопросы оценки эффективности коммерческой деятельности вообще и оценки эффективности коммерческой деятельности малых предприятий в частности относятся к направлениям научных исследований, достаточно широко освещенным в работах экономистов разных периодов времени и научных направлений.

Но как показало проведенное  исследование лексически термин эффективность - одно из наиболее общих экономических понятий, но до настоящего момента не имеющего единого общепризнанного определения.

Данная неопределенность кажется на первый взгляд некорректной, эффективность воспринимается нами как само собой разумеющееся понятие еще со времен Д. Рикардо, который стал рассматривать эффективность не просто как результат, а как отношение результата к затратам [34].

Однако экономисты последующих  поколений, исследовавших эффективность и пути ее повышения, к данной трактовке постоянно добавляли дополнительные элементы.

Проблему эффективности  рассматривал в рамках экономической теории Вильфредо Парето в контексте модели кривой производственных возможностей. В трактовке Парето эффективности слово «эффективность» имеет особый смысл, а именно обозначает условие, при котором все участвующие  в производстве ресурсы используются полностью и увеличение выпуска какого-либо блага, возможно лишь при сокращении выпуска других. Данная трактовка эффективности акцентирует внимание на максимум производства при стопроцентном использовании ресурсов. Такое понимание слова «эффективность» шире, чем минимизация издержек: при минимальных издержках данный вариант не только эффективен, но и оптимален [13].

Проблема эффективности  волновала также и управленцев, так один из теоретиков и практиков менеджмента Г. Эмерсон считал эффективность «основной задачей управлении» [49].

Эмерсон рассматривает  эффективность как абсолютный синоним производительности. Подтверждением этому служит даже перевод названия его главной работы в области менеджмента, который не является инвариантом: существует перевод «Двенадцать принципов эффективности» и «Двенадцать принципов производительности». В своей работе Г. Эмерсон впервые доказывает функциональную зависимость эффективности с организацией производства и принципами управления, постоянно подтверждая основную идею: эффективной является та фирма, которая максимально много и быстро производит, используя 100% всех ресурсов, при нулевых потерях.

Иная трактовка эффективности у одного из самых неортодоксальных экономистов XX века Рональда Коуза. Р. Коуз не конкретизировал факторы, влияющие на доходы и издержки, которые формируют значение итоговой эффективности деятельности фирмы, он воспринимал их априорно, при этом расчетная эффективность, важная для аналитика, будет неточная. Р. Коуз ввел новое понятие внешних эффектов, которые могут, как повышать эффективность, так и снижать ее.

Внешние эффекты – это издержки (или наоборот доход) третьей стороны. Простейший пример «…я скотовод, и у меня есть небольшое стадо коров, с которых я имею молоко и продаю его. Я и мои покупатели – участники сделки. В цене будут учтены наши издержки и выгоды. Но, допустим, что во время выпаски мои коровы проходят по земле, принадлежащей другому земледельцу, естественно нанося ему ущерб. Его ущерб, как правило, не будет учтен в цене, хотя производство молока другого землевладельца очень даже затрагивает» [16, с.105]. Идеи Р. Коуза кажутся совсем простыми, но не во всех случаях истина нам очевидна.

Величайший мыслитель  в сфере менеджмента XX столетия Питер Друкер эффективный бизнеса рассматривает как антипод маргинальному бизнесу. Маргинальный бизнес, по мнению П. Друкера, работает в предельном режиме – это бизнес минимального уровня эффективности, то есть предприниматель получает доход от объемов, которые удовлетворяют потребности рынка инертных клиентов. Объемы средств, получаемые от такого вида бизнеса, не позволяют проводить реинвестирование. Итог существования такого вида бизнеса один – рано или поздно, Ж.Мартын, когда условия перестанут быть для него максимально благоприятными, его вытеснят с рынка.

Трактовка термина эффективность  Питера Друкера весьма тонкая: маргинальный бизнес, имея более или менее статичные объемы продаж, тоже прибыльный и в трактовке Д. Рикардо был бы эффективный. Маргинальный бизнес может вести и компания-гигант, имеющая огромные доли рынка, но Друкер не считает такой бизнес эффективным.

Эффективный бизнес –  это бизнес «лидерской позиции» [10]. Лидерская позиция не означает, что бизнес должен быть крупным или первым по выпуску любого товарного ассортимента.

Крупный бизнес вовсе  не идентичен лидерству. Лидирующее положение подразумевает, что продукт имеет реальную ценность с точки зрения потребителя или рынка. Потребитель должен быть готов платить за нее. Не имеет значения, какое качество предлагаемого им продукта, всё равно  оно приведет к лидирующей позиции, если потребитель согласится с тем, что предлагаемые ему свойства действительно нужны.

Такой бизнес генерирует значительный приток наличности ввиду высокого спроса в совокупности с низкими издержками, возникающими за счет эффекта масштаба. Здесь позиция Питера Друкера совпадает с мнением Йозефа Шумпетера в вопросе прибыли. Й. Шумпетер считал, что сверхприбыль может быть только следствие новаторского преимущества и, следовательно, исчезает, когда инновация становится рутинной [37, с.328].

Таким образом, эффективность  бизнеса, по мнению Друкера, - это не банальное превышение доходов над расходами, а перманентно перспективное состояние бизнеса, получающее сверхприбыль, за счет лидерской позиции. Если бизнес не имеет лидерской позиции, то он функционирует в предельном режиме, иными словами – это маргинальный, неэффективный, бесперспективный бизнес.

В обобщенном виде мнения ученых-экономистов приведены в Приложении 1. Определения сущности категории «эффективность» могут быть представлены следующим образом:

- эффективность как соотношение затрат и соответствующих им результатов (эффективность по Новожилову или традиционная система оценки экономической эффективности; эффективность по словарю Collins ) [6; 24];

- эффективность как характеристика состояния экономической системы или как характеристика качества управления (концепция  эффективности Х.Н. Гизатуллина) [7];

- эффективность как мера приближения к оптимальному состоянию экономической системы (эффективность по Парето; эффективность по критерию оптимальной продуктивности; эффективность с позиции логистической концепции управления предприятием) [6; 21];

- эффективность как комплексная категория соответствия интересам участников проекта (эффективность по официальным методическим рекомендациям для оценки инвестиционных проектов; эффективность с позиции системно-синергетического подхода оценки) [15; 27].

Проведенные нами исследования позволяют классифицировать эффективность функционирования предприятия по уровням:

1. Минимальный уровень  эффективности – отношение доходов к расходам больше единицы;

Информация о работе Оценка эффективности деятельности коммерческого предприятия ( на примере ООО «Фабрика Окон»)