Оценка эффективности деятельности турагенства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Развитие туризма, проявляющееся в его многоотраслевом характере и тесной связи практически со всеми сферами жизнедеятельности, позволяет использовать его в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста на национальном и региональном уровнях. Во многих странах Запада (Франция, Австрия, Испания, Швейцария и ряде других) значительная доля общественного благосостояния была построена на доходах от туризма. Говоря о туризме отметим ряд его преимуществ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы оценки эффективности деятельности туристического агентства
1.1 Понятие экономической эффективности деятельности предприятий сферы туризма…………………………………………………………………….7
1.2 Виды эффективности в социально-культурном сервисе и туризме…………………………………………...………………………………10
2. Система показателей оценки экономической эффективности предприятий туризма
2.1. Показатели эффективности деятельности предприятий индустрии туризма ……………………………………….………………………………….13
2.2 Общая и сравнительная экономическая эффективность.…………..18
3. Оценка экономической эффективности деятельности и пути повышения эффективности на примере ООО «Бюро путешествий»
3.1. Организационно-экономическая характеристика туристической фирмы ООО «Бюро путешествий»……………….……………………………23
3.2. Пути повышения эффективности деятельности турфирмы «Бюро
путешествий»…………………………………………………………………….25
3.3. Оценка эффективности тура «Москва – Санкт-Петербург – Москва»…………………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………34
Приложения………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 267.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы оценки эффективности деятельности туристического агентства

1.1 Понятие экономической эффективности деятельности предприятий сферы туризма…………………………………………………………………….7

1.2 Виды эффективности в социально-культурном сервисе и туризме…………………………………………...………………………………10

2. Система показателей  оценки экономической эффективности предприятий туризма

2.1. Показатели эффективности деятельности предприятий индустрии туризма ……………………………………….………………………………….13

2.2 Общая и сравнительная экономическая эффективность.…………..18

3. Оценка экономической эффективности деятельности и пути повышения эффективности на примере ООО «Бюро путешествий»

3.1. Организационно-экономическая характеристика туристической фирмы ООО «Бюро путешествий»……………….……………………………23

3.2. Пути повышения эффективности деятельности турфирмы «Бюро

путешествий»…………………………………………………………………….25

3.3. Оценка эффективности тура «Москва – Санкт-Петербург – Москва»…………………………………………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………….32

Список используемой литературы……………………………………34

Приложения………………………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Туризм в настоящее время является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально-культурного развития, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.

Развитие туризма, проявляющееся в его многоотраслевом характере и тесной связи практически со всеми сферами жизнедеятельности, позволяет использовать его в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста на национальном и региональном уровнях. Во многих странах Запада (Франция, Австрия, Испания, Швейцария и ряде других) значительная доля общественного благосостояния была построена на доходах от туризма.  Говоря о туризме отметим ряд его преимуществ.

Во-первых туризм – это экономика. Об этом свидетельствует тот факт, что данная отрасль третья по объёмам доходов в мировой экономике. Более того, доходы в туризме сопровождаются возрастанием доходов в других отраслях таких как: транспорт, бытовое обслуживание, торговля, общественное питание, и т.д. То есть туризм – это настоящий источник, который материально и духовно стимулирует развитие народного хозяйства. Во-вторых, туризм – это экология. Он побуждает и поддерживает усилия по охране природы. В третьих, туризм – это образование. Он расширяет мировоззрение, обогащает человеческий разум опытом, а сердце наполняет глубоким удовлетворением и радостью.

В начале третьего тысячелетия туризм превратился в мощное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере оказывающее влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов. Он стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, сравнимым по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобилестроением[1].

В системе туризма тесно переплетены интересы экономики и культуры, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и транспортных организаций. Развитие туризма имеет большое значение как для государства в целом, так и для отдельной личности в частности.

Любая организация, в том числе и туристическое предприятие, находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

В условиях растущей конкуренции даже компании со стабильным положением и сформировавшимся кругом постоянных клиентов серьёзно задумываются над усиленной разработкой и реализацией новых и уникальных маршрутов, направленных на удержание и привлечение стабильного клиента.

Оценка экономической эффективности деятельности играет важную роль в деловой жизни хозяйствующих субъектов, так как после проведения данной оценки руководители предприятий могут принять все необходимые решения, связанные с управлением, координацией и оптимизацией деятельности предприятия. Предприятие будет нормально функционировать при обеспеченности финансовыми ресурсами, целесообразном их размещении и эффективном использовании. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности необходима для своевременного выявления и устранения недостатков в развитии организации, а также выявления резервов для улучшения финансового состояния организации и обеспечения финансовой устойчивости ее деятельности.

Оценка экономической эффективности деятельности лежит в основе принятия рациональных финансовых решений, поэтому исследуемая тематика является чрезвычайно актуальной.

Практический интерес к разработкам на данную тему обусловлен тем, что оценка экономической эффективности деятельности – это один из факторов, определяющих перспективы развития организации, после проведения данного анализа, руководители смогут сделать выводы, насколько эффективно работает предприятие и какие меры необходимо предпринять для повышения эффективности деятельности. Качественная система оценки эффективности деятельности является одной из основ для обеспечения устойчивого роста хозяйствующего субъекта.

Целью данной работы является оценка эффективности деятельности туристической фирмы ООО «Бюро путешествий».

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1) Раскрыть сущность экономической эффективности деятельности предприятий сферы туризма;

2) Изучить и описать различные показатели оценки экономической эффективности;

3) Отразить пути совершенствования ООО «Бюро путешествий» на основании результатов оценки эффективности деятельности;

4) Разработать туристический продукт и дать оценку его эффективности.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе управления эффективностью деятельности предприятия, и проблемы ее повышения.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных зарубежных ученых по экономике и управлению туризмом, а именно: Веткина В.А, Ильиной В.Н., Качмарека Я., Морозова М. А. и других.

В качестве методологической основы исследования были использованы такие методы общенаучного исследования как: анализ и синтез, логический подход к оценке экономических явлений, сравнение изучаемых показателей, метод расчета показателей и другие.

Объектом исследования является ООО «Бюро путешествий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы оценки эффективности деятельности туристического агентства

 

1.1 Понятие экономической эффективности деятельности предприятий сферы туризма

 

 

Существует большое количество определений понятия «эффективность». Можно провести некую градацию понятий. Словарь экономических терминов трактует эффективность, как «относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение[2]». Можно выделить эффективность социальную, технико-экономическую, экономическую, эффективность производства и управления.

Согласно словарю терминов антикризисного управления, эффективность производства - рыночная стоимость произведенной продукции, деленная на суммарные затраты ресурсов организации[3]. Экономическая эффективность означает способность всей экономики получить максимальный результат из существующих ограниченных ресурсов. Технико-экономическая характеризует уровень развития производительных сил общества и результативности их использования безотносительно к общественному строю, существующим отношениям.

Экономическая эффективность является важной составляющей общей эффективности, потому как любому предприятию важно оценить результаты своей деятельность, выраженные в соответствующих показателях, определить затраты своей деятельности, а также рационализировать схемы распределения денежных средств для повышения эффективности организации в целом.

  Любой управленец всегда мечтает о том, чтобы его предприятие работало эффективно. Однако наверняка немногие задумывались о том, что оценить эту самую эффективность управления не так-то уж просто, поскольку единого взгляда на критерии эффективности пока не существует. И даже само понятие «эффективность» видоизменяется в зависимости от выбранного подхода к ее оценке. Обобщив основные сведения относительно эффективности, попытаемся понять, как оценить ее и какие существуют особенности оценки для туристического агентства.

Целью управления предприятием является обеспечение устойчивого функционирования предприятия во внешней среде в течение длительного (в идеале - неограниченного) периода времени. А при оценке эффективности управления всегда следует учитывать, что управление подразумевает как определение целей, так и обеспечение их достижения.  в оценке эффективности.

Деятельность любого туристического предприятия осуществляется, как указывалось выше, на взаимодействии трех определяющих его факторов: персонала (рабочей силы), средств труда и предметов труда. Используя имеющиеся средства производства, коллектив предприятия создает туристический продукт и предоставляет услуги. Это означает, что, с одной стороны, имеют место затраты живого труда, а с другой, – некоторые результаты деятельности. Эффективность деятельности – это комплексное отражение конечных результатов использования средств производства и рабочей силы за определенный промежуток времени. 

Эффективность предприятия туристической сферы определяют как отношение результатов его деятельности до расходов, направленных на их качественное достижение (использование)[4]. 

Эффективность – это характеристика процессов и воздействий, в основном, управленческого характера, которая отражает степень достижения поставленных целей. 

Под эффективностью понимают: 

- определение конкретного результата (эффективность действия чего-либо);  соответствие результата или процесса максимально возможному, идеальному или плановому; 

- функциональную разнообразие систем; 

- числовую характеристику функционирования; 

- вероятность выполнения целевых задач и функций;  отношение реального эффекта до нормативного. 

В отечественной науке и практике можно выделить материал трех видов, посвященный эффективности производства (деятельности): апробированный, размещенный в нормативных актах (методиках, инструкциях и т.п.);  материал, который освещает дискуссионные вопросы, отраженные в специальной литературе; а также материал, касающийся вопросов, до конца не решенных, среди которых комплексная оценка предприятий непроизводственной сферы, в том числе туристических. 

Конечным результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия является изготовленный туристический продукт или предоставленные услуги, то есть вновь созданная стоимость, а финансовым результатом коммерческой деятельности – полученный доход. Экономическую эффективность отражают через различные стоимостные показатели, характеризующие промежуточные и конечные результаты деятельности. К таким показателям относятся: объем предоставленных услуг, величина полученной прибыли, рентабельность, экономия ресурсов, производительность труда и т.д. 

Социальная эффективность заключается в сокращении продолжительности рабочей недели, увеличении количества новых рабочих мест, улучшении условий труда и быта и т.д. 

Для каждого туристического предприятия желаемое повышение эффективности деятельности всех структурных подразделений, что в целом приведет к повышению эффективности работы всего предприятия.  Суть проблемы повышения эффективности деятельности заключается в том, чтобы на каждую единицу затрат добиться максимально возможного увеличения объема предоставляемых услуг или прибыли.

1.2. Виды эффективности в социально-культурном сервисе и   туризме

 

Эффективность отражает уровень достижения преследуемых целей, поэтому все туристские организации в условиях рынка стремятся к максимизации эффекта.

              Проблема повышения эффективности турбизнеса состоит в увеличение экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов. Это обусловливают важность разработки единых подходов к измерению затрат и результатов для отбора и реализации подлинно эффективных решений на всех уровнях управления туристским бизнесом, которые превращают расчет экономической эффективности из формальной хозяйственной процедуры в жизненную необходимость.

              Экономическая эффективность туристского бизнеса предполагает конкретизацию понятий «экономическая эффективность» и «экономический эффект». Экономический эффект – абсолютная величина, обозначающая результат туристского бизнеса. Один и тот же эффект может быть получен разными способами, с разными затратами. И наоборот, одинаковые затраты могут дать разные результаты. Поэтому необходимо сравнение результатов с затратами. Соизмерение эффекта и затрат на его достижение является основой экономической эффективности. Таким образом, экономическая эффективность – это относительная величина, получаемая в результате соотношения одной абсолютной величины (эффекта) с другой абсолютной величиной (затратами).

Информация о работе Оценка эффективности деятельности турагенства