Оценка эффективности деятельности работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая связана с достижением конечной цели развития общественного производства в целом и каждого предприятия в отдельности. В общем виде экономическая эффективность производства – это количественное соотношение двух величин – результатов торговой деятельности и производственных затрат.
Таким образом, в рыночной практике хозяйствования встречаются самые различные формы проявления экономической эффективности. В условиях рынка каждое предприятие, будучи экономически самостоятельным, вправе использовать любые оценки эффективности труда работников и развития собственного предприятия в рамках установленных государством ограничений.

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты эффективности деятельности работников предприятий в условиях рыночной экономики
1.1 Понятие и сущность эффективности как экономической категории
1.2 Факторы, влияющие на повышение эффективности деятельности работников
1.3 Оценка эффективности деятельности работников
1.4 Пути повышения эффективности деятельности работников розничного торгового предприятия
2 Анализ эффективности деятельности работников АТПП «Группа предприятий «ОША»
2.1 Краткая характеристика АТПП «Группа предприятий «ОША»
2.2 Характеристика и структура персонала
2.3 Оценка результативности труда персонала департамента финансов и экономики
3 Основные мероприятия по повышению эффективности деятельности работников АТПП «Группа предприятий «ОША»
3.1 Предлагаемые мероприятия в области повышения эффективности деятельности работников АТПП «Группа предприятий «ОША»
3.2 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Эффективность деятельности персонала.doc

— 551.00 Кб (Скачать)

Введение

 

В условиях рыночной экономики изучение повышения эффективности деятельности работников предприятия розничной торговли основано на фундаментально новых концептуальных представлениях о функционировании и эффективности труда, формировании и регулировании трудового потенциала, а также на анализе реальных экономических и социальных процессов, происходящих в сфере труда в условиях развития рыночных отношений в российской экономике.

Опыт доказал жизнеспособность и эффективность рыночного механизма в обеспечении сбалансированности экономики, в рациональном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в создании гибких производств, восприимчивых к запросам потребителей и достижениям научно-технического прогресса. Рынок стимулирует предприятия к решительным действиям в овладении новыми методами хозяйствования, перестройке своей деятельности. В условиях рынка предприятие является главным объектом хозяйствования, независимым товаропроизводителем, экономическое пространство для которого практически не ограничено, но всецело зависит от умения работать безубыточно, адаптируясь к условиям изменяющейся экономической среды.

Рыночная экономика ориентирует фирмы на удовлетворение спроса и потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства только тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме необходимую для развития прибыль. Показатели фирмы являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень их деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия. Рынок характерен постоянным стремлением  к повышению эффективности производства.

Сущность проблемы повышения экономической эффективности производства  состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования   имеющихся ресурсов. В условиях рынка каждое предприятие вправе использовать любые оценки эффективности развития собственного производства. Для того чтобы предприятие могло нормально функционировать и развиваться, оно должно получать доходы, прибыль, увеличивать денежные накопления. Важным фактором роста прибыли, зависящим от деятельности   предприятий, является рост объема производимой продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда. Падение объема производства при нынешних экономических условиях влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.

Эффективность производства – ключевая категория рыночной экономики. Повышение эффективности производства является результатом увеличения экономических результатов на каждую единицу затрат. А показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия, отражают его состояние, возможности и положение на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Теоретические  аспекты эффективности деятельности работников предприятий в условиях рыночной экономики.

 

    1. Понятие и сущность эффективности как экономической категории.

 

Рыночные отношения представляют собой главную форму связи между товаропроизводителями и покупателями, то есть механизм согласования их действий. В процессе этих отношений выявляется эффективность всех сфер экономики, каждого предприятия.

Важным звеном рыночного механизма является конкуренция. Это ключевое понятие, которое выражает сущность рыночных отношений. Конкуренция между производителями представляет собой тип взаимоотношений по поводу установления цен и объемов производства на рынке. Опыт западных стран свидетельствует, что конкуренция выступает как важный фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличение разнообразия и повышения качества продукции, снижение издержек и стабилизации экономического роста.      

Каждое торговое предприятие принимает решение по большой совокупности вопросов: определение номенклатуры реализуемой продукции; на какой рынок или его сегмент выходить с этим товаром; какие технологии использовать для  реализации товаров; какая структура ресурсов необходима и как распределять трудовые, материальные и финансовые ресурсы; каких показателей должно достичь предприятие за определенный период, особенно по качеству  и техническим характеристикам товара, по эффективности производства и сбыта.

Из многих направлений деятельности предприятия необходимо установить, какие можно считать стратегическими. Они могут определяться той конечной целью, которую предприятие ставит перед собой.

В экономической литературе сформулированы и на практике установлены следующие основные цели деятельности предприятия:

  • завоевание и удержание  определенной доли на рынке для отдельного товара и по всему ассортименту;
  • получение прибыли от торговой деятельности и обеспечение ее роста в динамике;
  • повышение эффективности производства;
  • достижение определенных преимуществ в качестве товаров и их дифференциации, снижение издержек;
  • обеспечение повышения эффективности использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Деятельность предприятия, как и всякая другая деятельность, характеризуется различными показателями социальной и экономической эффективности. Основными оценочными показателями эффективности плановой деятельности  являются как абсолютные, так и относительные  значения  затрат и результатов, доходов и расходов, издержек и прибыли  и других  общеэкономических стандартов и нормативов.

Необходимо различать понятия «эффект» и «эффективность».

Всякий эффект показывает степень достижения некоторого заданного результата: как выполнена работа по реализации  товара и, удовлетворяет ли она потребителя и будет ли продана, по какой цене ее можно продать, какова возможная прибыль? При оценке эффекта сравниваются фактические или ожидаемые показатели с установленным стандартом, заранее принятой целью и другими экономическими данными. Понятно, что оценить реальный эффект в разных сферах трудовой деятельности не всегда возможно, но в целом можно сказать, что эффект в общем виде представляет собой разность между результатами и затратами, между ценой товара и его себестоимостью, между плановыми и фактическими значениями показателя.

Эффективность характеризует соотношение полученного эффекта с затратами на его осуществление и является своего рода ценой за достижение данного результата. Если же результат вообще не достигнут, то эффективность теряет свое положительное экономическое значение. В практике показатель эффективности выражает величину дохода (прибыли) на единицу затрат.

Понятия «эффект» и «эффективность» являются категориями, которые включают научные, технические, социальные, экономические и другие результаты. Например, социальный эффект отражает развитие человеческого фактора, рост квалификации, изменение профессионального состава персонала, улучшение условий труда и повышение его продуктивности. Экономический эффект означает сокращение (экономию) производственных ресурсов на реализацию товаров.

Существует также понятие эффективности труда. Она включает кроме экономического (производительность труда) еще психофизиологический и социальный аспекты. Психофизиологическая эффективность труда определяется воздействием трудового процесса на организм человека. С этой точки зрения эффективным может быть признан только такой труд, который наряду с определенной производительностью обеспечивает безвредные, благоприятные санитарно-гигиенические условия и безопасность; достаточную содержательность труда и соблюдение границ его разделения; возможности всестороннего развития физических, умственных сил и способностей человека в процессе труда; предотвращает отрицательное влияние производственной обстановки на работника. Отсюда вытекает и понятие социальной эффективности труда, которое включает требование гармоничного развития личности каждого работника, повышение его квалификации и расширение производственного профиля, формирование позитивного социального климата в трудовых коллективах, усиление социально-политической активности и совершенствование всего образа жизни.

Если указанные требования не соблюдаются, то неизбежно снижение темпов роста производительности труда. Так, неблагоприятные санитарно-гигиенические и вредные для здоровья условия труда вызывают потери рабочего времени в связи с заболеваемостью, предоставлением дополнительных отпусков, сокращение самого активного периода трудовой деятельности человека. Слишком дробное разделение труда ограничивает возможности расширения производственного профиля человека и роста его квалификации. Негативные социальные взаимоотношения в трудовых коллективах могут также существенно снизить производительность труда при прочих равных условиях его организации.

Итак, эффективность труда обусловливается его производительностью в их тесной взаимосвязи, что необходимо постоянно учитывать при определении факторов и резервов роста производительности груда.

В условиях рыночной экономики на эффективность труда работников влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по самым различным признакам.

В зависимость от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитивные – это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность работников, а негативные – наоборот.

В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает.

Например, на предприятии разработана и внедрена хорошая система материального стимулирования, которая значительно повысила эффективность труда работников, что способствовало повышению эффективности производства. Другой пример. На предприятии с неблагоприятными условиями труда ничего не предпринималось для их улучшения, в результате резко повысились утомляемость и заболеваемость рабочих, что в конечном итоге привело к снижению эффективности труда работников. В первом случае внутренний фактор сыграл позитивную роль, во втором – негативную.

Внутренние факторы, влияющие на повышение эффективности труда работников предприятия целесообразно объединить в следующие группы:

  • связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка;
  • связанные с ускорением научно-технического прогресса, с инновационной политикой предприятия;
  • связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;
  • связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
  • связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой.

Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные – это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления.

Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.

Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних факторов, которые можно классифицировать в  следующие группы:

  • связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен;
  • связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;
  • связанные с инфляционными процессами;
  • связанные с деятельностью государства.

В современных условиях именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности торговых предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, т.е. создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и её национальной безопасности, стабилизации экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защиты конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства. Эффективность является сложной категорией, которая складывается на предприятии под влиянием множества внутренних и внешних факторов.

Каждый вид экономической эффективности характеризуется соответствующими показателями.

Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая связана с достижением конечной цели развития общественного производства в целом и каждого предприятия в отдельности. В общем виде экономическая эффективность производства – это количественное соотношение двух величин – результатов торговой деятельности и производственных затрат.

Таким образом, в рыночной практике хозяйствования встречаются самые различные формы проявления экономической эффективности. В условиях рынка каждое предприятие, будучи экономически самостоятельным, вправе использовать любые оценки эффективности труда работников и развития собственного предприятия в рамках установленных государством ограничений.

 

1.2. Факторы, влияющие на повышение  эффективности деятельности работников

 

Эффективность деятельности работников зависит от комплекса факторов. Многообразие направлений повышения эффективности можно подразделить на основные группы:

Информация о работе Оценка эффективности деятельности работников