Оценка эффективности деятельности турагенства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Развитие туризма, проявляющееся в его многоотраслевом характере и тесной связи практически со всеми сферами жизнедеятельности, позволяет использовать его в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста на национальном и региональном уровнях. Во многих странах Запада (Франция, Австрия, Испания, Швейцария и ряде других) значительная доля общественного благосостояния была построена на доходах от туризма. Говоря о туризме отметим ряд его преимуществ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы оценки эффективности деятельности туристического агентства
1.1 Понятие экономической эффективности деятельности предприятий сферы туризма…………………………………………………………………….7
1.2 Виды эффективности в социально-культурном сервисе и туризме…………………………………………...………………………………10
2. Система показателей оценки экономической эффективности предприятий туризма
2.1. Показатели эффективности деятельности предприятий индустрии туризма ……………………………………….………………………………….13
2.2 Общая и сравнительная экономическая эффективность.…………..18
3. Оценка экономической эффективности деятельности и пути повышения эффективности на примере ООО «Бюро путешествий»
3.1. Организационно-экономическая характеристика туристической фирмы ООО «Бюро путешествий»……………….……………………………23
3.2. Пути повышения эффективности деятельности турфирмы «Бюро
путешествий»…………………………………………………………………….25
3.3. Оценка эффективности тура «Москва – Санкт-Петербург – Москва»…………………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………34
Приложения………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

              Современный подход к эффективности означает сочетание эффективного использования ресурсов с расширением масштабов деятельности и требует выделения в структуре эффективности статистического и динамического аспектов. Статистическая эффективность характеризует степень приспособления организации к сложившейся экономической ситуации, без учета дополнительного роста, динамическая эффективность – тенденцию к развитию. Следует отметить необходимость оптимального сочетание статистического и динамического аспектов эффективности. Злоупотребление статистическим подходом к оценке эффективности может отрицательно сказаться на перспективах развития предприятия. В то же время чрезмерное увлечение динамическим аспектом, связанным с большим риском, может привести к неоправданным расходам, потере темпов перехода его в новое качество эффективности.

              Кроме того, эффективность может оцениваться с позиции количества и качества туристского бизнеса.  Количественная эффективность показывает размеры эффекта и темпы роста (прироста) показателей эффективности, качественная эффективность – комбинацию ресурсов, обеспечившую конечный результат.[5]

Масштабность также представляется важным подходом к оценке эффективности. Так, экономическая эффективность может быть отраслевой, внутрифирменной, групповой (подразделения, службы и др.), индивидуальной. Оценка эффективности с позиций масштабности позволяет говорить о частных и общих показателях эффективности туристского бизнеса, а так же сравнивать эффективность работы отдельных туристских организаций.[6]

              В зависимости от способа соотношения результатов и затрат эффективность определяется следующими показателями:

      результат / затраты характеризует результат, получаемый с единицы затрат;

      затраты / результат означает удельную величину затрат, приходящихся на единицу достигнутого результата;

      результат – затраты характеризует абсолютную величину превышения результатов над затратами;

      (результат – затраты) / затраты дает оптимальную величину эффекта;

       (результат – затраты)  / результат отражает удельную величину эффекта, приходящегося на единицу получаемого результата.

Учет представленных видов эффективности обеспечивают комплексный подход к оценке эффективности туристского бизнеса в целом с позиций целеполагания (способности формировать цели в соответствии с потребностями), рациональности (средства достижения цели должны быть оправданы) экономичности (минимизации затрат) и адаптивности (соответствии системе потребительских оценок и конкуренции). Это позволяет выбрать наиболее действенные инструменты управления туристским бизнесом в условиях конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Система показателей  оценки экономической эффективности предприятий туризма

 

2.2 Показатели эффективности деятельности предприятий индустрии туризма

 

 

Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов.

Система показателей развития туризма включает:

      объем туристского потока;

      состояние и развитие материально-технической базы;

      показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы;

      показатели развития международного туризма[7].

Туристский поток - это постоянное прибытие туристов в страну (регион). К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок, койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе.

Количество туродней определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе).

Туристский поток - явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициент неравномерности.

Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе).

К ним относятся: коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т.п., а также число коек, предоставляемых местными жителями; число мест в торговых залах предприятий питания для туристов; числи мест в театрах, от веденных для туристов; число ванн в водолечебницах отведенных для туристов, и т.д.

Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма, показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.), показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.), себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность, показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

      количество туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);

      количество туродней по иностранным туристам;

      суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

Эффективность в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата.

Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы[8].

Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:

      организации туризма в масштабах государства;

      туристского обслуживания населения региона;

      производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы.

Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями.

Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Необходимость критерия возникает потому, что следует четко определить, с каких позиций следует подходить к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма.

Общественное производство функционирует в интересах всего общества, поэтому его эффективность следует оценивать исходя из степени достижения целей общества.

В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики эффективность на отдельном «участке» должна оцениваться с позиций общего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствовать глобальному критерию, «вытекать» из него.

Общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.

Проблемы эффективности туризма целесообразно рассматривать с помощью системного подхода.

Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности.

Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев:

      системы как диверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры;

      отрасли как самостоятельного хозяйственного звена в масштабах региона;

      туристского хозяйствующего субъекта (туристской фирмы)[9].

Поэтому проблему определения народнохозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли, отдельной туристской фирмы.

Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, то есть не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно с другими отраслями народнохозяйственного комплекса.

Туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны. Совокупный вклад туризма в экономику страны включает как прямой, так и косвенный вклад.

Прямое влияние туризма на экономику страны (региона) - это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции: расходы - доходы - расходы - доходы и т.д[10].

Этот процесс означает косвенное влияние туризма на экономику страны (региона). Туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте.

Экспорт туризма из страны означает активный туризм для экономики данной страны, а импорт туризма - пассивный туризм. Отношение между стоимостью туристского продукта, реализованного иностранным туристам в принимаемой стране, и стоимостью туристского продукта, реализованного гражданами данной страны за рубежом, представляет собой туристский баланс данной страны.

Особенностью туризма является то, что туристский продукт, производимый на экспорт, не вывозится из страны, а реализуется в этой стране. Потребитель туристского продукта сам преодолевает расстояние, отделяющего его от интересующего туристского продукта.

Экономический эффект от развития туризма в регионе проявляется прежде всего в создании дополнительных рабочих мест в туристской индустрии, повышении занятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическом отношении регионов.

Качество рабочих мест в туристской индустрии имеет свои особенности, к которым относятся:

      сезонный характер занятости в туристском обслуживании населения;

      значительный удельный вес работников, занятых неполный рабочий день;

      большой удельный вес низко квалифицированного физического труда;

      ограниченные возможности автоматизации и компьютеризации рабочих мест в туристской индустрии (особенно в гостиничном и ресторанном хозяйствах).

Развитие туристской индустрии в регионе и повышение качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формирования доходной части территориального бюджета.

Создание предприятий туристской индустрии в удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах, но представляющих интерес для туристов (из-за красивого ландшафта, богатых охотничьих угодий, мест, удобных для занятий спортом, и т.п.) способствует развитию таких регионов.

 

2.2. Общая и сравнительная экономическая эффективность

             

В зависимости от решаемых задач экономическая эффективность бывает двух видов: общая, предназначенная для выявления и оценки уровня использования отдельных видов ресурсов, и сравнительная, позволяющая определить эффективность на основе сравнения результатов с данными предшествующих периодов или данными других туристских организаций.

На уровне туристской организации показатели общей экономической эффективности включают общие и частные показатели.

Рисунок 1.

Показатели общей экономической эффективности

 

.

 

Обе группы показателей являются статичными и показывают уровень абсолютного эффекта, достигнутого в определенный момент времени, или уровень использования того или иного вида ресурсов (затрат) также в определенный момент времени. Общие показатели делятся на абсолютные и относительные. В составе относительных показателей прибыли (в денежном эквиваленте), в составе относительных показателей – показатели рентабельности (исчисляются в процентах). [11]

              В целом все общие показатели отражают экономический эффект и эффективность туристского бизнеса. Существенным недостатком данных показателей является их статичность. Они демонстрируют эффективность деятельности туристской организации в отдельный момент времени, на отдельном предприятии, позволяют оценить, эффективно или неэффективно работает организация, но не дают возможности понять, насколько хорошо (или плохо) она работает.

              Эту проблему решают показатели сравнительной экономической эффективности.

Рисунок 2

Показатели сравнительной экономической эффективности туристского бизнеса.

 

Информация о работе Оценка эффективности деятельности турагенства