Оценка эффективности деятельности турагенства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Развитие туризма, проявляющееся в его многоотраслевом характере и тесной связи практически со всеми сферами жизнедеятельности, позволяет использовать его в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста на национальном и региональном уровнях. Во многих странах Запада (Франция, Австрия, Испания, Швейцария и ряде других) значительная доля общественного благосостояния была построена на доходах от туризма. Говоря о туризме отметим ряд его преимуществ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы оценки эффективности деятельности туристического агентства
1.1 Понятие экономической эффективности деятельности предприятий сферы туризма…………………………………………………………………….7
1.2 Виды эффективности в социально-культурном сервисе и туризме…………………………………………...………………………………10
2. Система показателей оценки экономической эффективности предприятий туризма
2.1. Показатели эффективности деятельности предприятий индустрии туризма ……………………………………….………………………………….13
2.2 Общая и сравнительная экономическая эффективность.…………..18
3. Оценка экономической эффективности деятельности и пути повышения эффективности на примере ООО «Бюро путешествий»
3.1. Организационно-экономическая характеристика туристической фирмы ООО «Бюро путешествий»……………….……………………………23
3.2. Пути повышения эффективности деятельности турфирмы «Бюро
путешествий»…………………………………………………………………….25
3.3. Оценка эффективности тура «Москва – Санкт-Петербург – Москва»…………………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………34
Приложения………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

Показатели сравнительной экономической эффективности туристского бизнеса позволяют определить место и роль предприятия в отрасли, регионе, стране.  Это  достигается посредством расчета внешних показателей и их сравнения с результатами работы аналогичных организаций. Кроме того, в качестве базы сравнения могут быть использованы статистические данные, нормы, нормативы и др.[12]             

Внутренние показатели сравнительной экономической эффективности, которые дают представление о динамике результатов туристского бизнеса. Эти показатели могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные показатели характеризует изменение  результатов деятельности туристской организации за определенный период времени. Это изменение выражается в виде положительного экономического эффекта: роста результатов (прибыли и др.) или экономии ресурсов (затрат). Показатели определяются в натуральных показателях (например, количество услуг) или в денежном выражении по формуле

Где               -  величина (в денежном или натуральном выражении) внутрифирменного эффекта, означающая рост общих и (или) относительных показателей эффективности и (или) снижение общих абсолютных и (или) относительных показателей эффективности (эффект может иметь различную форму, например: рост выработки приводит к экономии численности персонала и (или) заработной платы, а так же способствует увеличению объемов производства услуг; рост оборачиваемости оборотных средств приводит к их экономии; снижение себестоимости способствует увеличению прибыли);

                - величины показателя эффективности туристской организации в различные периоды.

Внутрифирменные относительные показатели позволяют определить, во сколько раз (или на сколько процентов) повысилась (понизилась) эффективность работы  туристской организации за определенный период времени, по формуле

Где              - внутрифирменный относительный эффект туристской организации.[13]

Система показателей общей и сравнительной экономической эффективности может дополняться другими характеристиками в зависимости от целей, степени детализации и глубины анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оценка экономической эффективности деятельности и пути повышения эффективности на примере ООО «Бюро путешествий»

 

3.1. Организационно-экономическая характеристика туристической фирмы ООО «Бюро путешествий»

ООО «Бюро путешествий было основано в 2005 году.

Основными направлениями деятельности ООО «Бюро путешествий» являются:

- осуществление туристической деятельности как внутри Российской Федерации, так и за рубежом;

-              организация и обеспечение визовой поддержки;             

-              оформление заграничных паспортов;

- организация индивидуальных и групповых туров;

-организация транспортного обслуживания, в том числе бронирование билетов на все виды транспорта;

- обеспечение проживания туристов в любой стране мира, в том числе бронирование гостиничных номеров;

- организация туров, связанных с обучением и профессиональной деятельностью.

В штат фирмы входят: генеральный директор, бухгалтер, 3 менеджера по направлениям, менеджер по оформлению паспортов, менеджер по рекламе, курьер. Общая численность штата сотрудников турфирмы – 8 человек. Фирма относится к числу малых предприятий.

Структуру данной организации нельзя назвать функциональной, т. к. здесь нет функциональных отделов или программно-целевых подсистем (таких как маркетинг, финансы, снабжение, кадры, учет, производство и прочее), нельзя назвать линейной или бюрократической, т. к. здесь один уровень управления и директору непосредственно – напрямую - подчиняются все сотрудники организации. Скорее, эту структуру можно назвать плоской – это структура организации, характеризуемая малым числом уровней управления и широким объемом управления.

Каждый из менеджеров по направлениям занимается строго по своим направлениям (странам), закрепленным за ними.

Степень централизации или децентрализации очень трудно определить из-за очень малых размеров организации. С точки зрения количества, важности, последствий принимаемых решений менеджерами турфирма является децентрализованной. Но с точки зрения степени контроля директора за работой подчиненных – централизованной, так как директор в курсе всех принимаемых менеджерами решений и в случае необходимости может на них повлиять. В пользу централизованной структуры говорит и тот факт, что директор оставляет за собой право выносить решения по важнейшим вопросам, таким как определение цен, разработка видов услуг, маркетинг и т.д. Кроме того, директор в случае необходимости (например, отпуск менеджера направления) совмещает свои функции с функциями своих подчиненных.

В структуре организации нет должности менеджера по персоналу, кадрами занимается генеральный директор. Это вызвано тем, что расширение турфирмы не планируется в связи с ограниченностью рабочего пространства (офиса) и, как следствие, отсутствием свободных вакансий, а также отсутствием текучести кадров. Кроме того, турфирма часто использует студентов-практикантов в качестве рабочей силы с минимальной оплатой труда. Таким образом, проблемы подбора, набора, оформления сотрудников перед организацией не стоят.

Основные показатели финансово–экономической деятельности ООО «Бюро путешествий» представим в Таблице 1.

 

 

 

 

Таблица 1

Финансово-экономические показатели деятельности.

Наименование

показателя

Единица

измерения

За 2009 год

За 2010 год

Абсолютное отклонение,

ед. изм.

Относительное

отклонение,

%

Объем оказанных туристских услуг

тыс. руб.

7545,6

16229,8

8684,2

115

Число обслуженных экскурсантов

чел.

4762

7855

3093

65

Выручка от оказания туристских услуг

тыс. руб.

7545,6

16229,8

8684,2

215

Среднесписочная численность работников

чел.

10

11

1

10

Годовой фонд оплаты труда

тыс. руб.

298,1

444,0

145,9

49

Среднемесячная заработная плата работников

тыс. руб.

2,5

3,4

0,9

36

 

Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что ООО «Бюро путешествий» повышает свои финансово – экономические показатели с каждым годом. Это происходит за счет увеличения качества, а как следствие - и количества, оказываемых туристских услуг. И поэтому руководство фирмы позволило себе также увеличить заработную плату своим работникам.

Таким образом объем оказанных туристических услуг увеличивается с каждым годом. Выручка увеличилась на 115 % в 2010 по сравнению с 2009 годом, среднесписочная численность увеличилась на 10%, среднемесячная заработная увеличилась в 2010 по сравнению с 2009 годом на 36 %.

 

3.2.           Пути повышения эффективности деятельности турфирмы

«Бюро путешествий»

 

Для эффективного развития предприятия очень важно моделирование экономической деятельности туристской фирмы в целях её стабильной работы и процветания в долгосрочном периоде.

Целью деятельности любой коммерческой организации (в том числе и турфирмы) в условиях рыночной экономики, в конечном счете является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

В зависимости от положения предприятия на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель деятельности может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном — необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды — обеспечение конкурентоспособности предприятия. При этом максимизация прибыли в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров прибыли. Обеспечение необходимого объема прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии предприятия (фирмы), удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.

Величина прибыли будет зависеть от того, как грамотно используются ресурсы предприятия: основные средства, оборотные средства, как формируются расходы и доходы, как проводится рекламная и маркетинговая компания, от того какую позицию занимает государство, регулирующее деятельность организаций посредством различных нормативных актов, изменением налогообложение, кредитования, лицензирования и т.д[14].

              Для того чтобы повысить эффективность деятельности ООО «Бюро путешествий», можно предложить следующие мероприятия:

1)     Увеличение объемов продаж за счет расширения рынка сбыта. Расширить рынок сбыта можно путем таких мероприятий как:

- реклама в газете;

- распространение визиток и буклетов турфирмы.

2) Искать пути понижения себестоимости туристического продукта, контролировать объем расходов, 

3) Провести маркетинговое исследование между потенциальными потребителями, для того чтобы выявить достоинства и недостатки неэффективных туристических направлений, приложить максимальные усилия для устранения недостатков. Ознакомить потенциального потребителя со всеми элементами туристского продукта (размещение, питание, экскурсионное обслуживание).

5) Удовлетворить потребность клиента. Это означает уловить момент или найти побудительные мотивы клиента к покупке туристского продукта, т.е. найти ключевые аспекты интереса клиента, разделить его озабоченность, внимательно выслушать жалобы или критику.

6) Для совершенствования в договорах с клиентами должны быть прописаны все пункты, которые удовлетворят клиента согласно его оплате, что позволит фирме и его клиенту более уверенно себя чувствовать.

7) Ввести контроль по соблюдению договорных обязательств с зарубежными партнерами, что улучшит качество услуг.

8) Провести стажировку персонала в целях повышения квалификации в сфере услуг туристического бизнеса, для улучшения качества услуг на международном рынке туристической фирмы ООО «Бюро путешествий».

9) В настоящее время произошло насыщение рынка туристических услуг, появилась потребность в экологическом туристическом отдыхе. Развитие отечественной, курортно-туристической сферы становится более эффективной. Немаловажное значение имеет растущий спрос на отдых и лечение именно в России. Связанно это и с некоторым сокращением спроса в РФ на зарубежные курорты в связи с финансовыми проблемами.

С целью улучшения позиций ООО «Бюро путешествий» на рынке туристических услуг, повышения объемов реализации и прибыли, улучшения финансового положения фирмы представляется целесообразным разработать новый туристический продукт, ориентированный как на иностранных, так и на российских потребителей. Оценим экономическую эффективность автобусного тура Москва – Санкт-Петербург.

 

3.3.           Оценка эффективности тура «Москва - Санкт-Петербург -Москва»

 

Санкт-Петербург относится к ряду самых красивых городов мира, среди которых выделяют Париж, Лондон и Берлин. Это один из десяти городов, который считается особенно привлекательным для посещения туристами. За 2010 год Северную столицу посетили около 5 миллионов гостей. В целях улучшения финансово-экономического состояния ООО «Бюро путешествий», разработаем программу автобусного тура в Санкт-Петербург.

Информация о работе Оценка эффективности деятельности турагенства