Оценка эффективности менеджмента на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:40, курсовая работа

Краткое описание

В ходе реформ в России произошли коренные изменения во всех областях жизни общества, и едва ли не самые кардинальные из них -- в сфере экономики. Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, а в области управления -- заменой административно-командной системы рыночной.
Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта.

Оглавление

Введение.
1.Место и роль эффективного менеджмента в деятельности предприятия.
1.1 Проблема анализа качества менеджмента. Менеджмент качества.
1.2 методы анализа эффективности менеджмента.
1.3 Анализ эффективности организационных структур управления.
2.Анализ качества и эффективность управления развитием персонала на материалах « ОАО Ливгидромаш ».
2.1 Краткая характеристика предприятия «ОАО Ливгидромаш».
2.2 Профессиональный рост сотрудников.
3.Совершенствование механизма управления карьерным ростом сотрудников.
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы менеджмента»

тема: «Оценка эффективности менеджмента  на предприятии»

Содержание

Введение.

1.Место и роль эффективного  менеджмента в деятельности предприятия.

1.1 Проблема анализа качества  менеджмента. Менеджмент качества.

1.2 методы анализа эффективности  менеджмента.

1.3 Анализ эффективности организационных  структур управления.

2.Анализ качества и эффективность  управления развитием персонала  на материалах « ОАО Ливгидромаш  ».

2.1 Краткая характеристика предприятия  «ОАО Ливгидромаш».

2.2 Профессиональный рост сотрудников.

3.Совершенствование механизма  управления карьерным ростом  сотрудников.

Заключение

Список используемой литературы.

Введение

В ходе реформ в России произошли  коренные изменения во всех областях жизни общества, и едва ли не самые кардинальные из них -- в сфере экономики. Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, а в области управления -- заменой административно-командной системы рыночной.

Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта. Особенно важны преобразования в различных сферах управления, поскольку меняется социально-экономическая система, возникают новые требования к управлению предприятиями, обусловленные рыночными отношениями.

Грамотное, квалифицированное управление (менеджмент) -- это основа успешной работы предприятий. Особенностью современного менеджмента является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.

Менеджмент, хотя и играет вполне определенную роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко установить границы деятельности, которые составляют содержание менеджмента, а также достаточно четко определить субъекты управленческой деятельности -- менеджеров.

Конечной целью менеджмента  является обеспечение прибыльности, или доходности в деятельности предприятия  путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

 

Актуальность темы исследования состоит  в том, что эффективность управления определяется степенью взаимодействия сознательной управленческой деятельности с законами рыночной экономики. Перестройка  управления экономикой путем перехода к новым формам хозяйствования предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню менеджеров. Они должны владеть основами эффективной организации производства, рационального и экономного использования всех видов ресурсов, плановой работы. Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.

 

Основой управленческих структур выступает  потребность в эффективном и экономически обоснованном управлении организациями. В основе управленческих структур лежит также и количественный фактор, возможность эффективного охвата управленческой деятельностью определенного количества объектов. В менеджменте это называют диапазоном контроля, т.е. предельным числом объектов, которыми можно эффективно управлять.

 

Важнейшим резервом повышения эффективности  всего общественного производства является повышение качества принимаемых  решений, которое достигается путём  совершенствования процесса принятия решений.

 

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений  в ситуациях исключительной сложности  достигается путём использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

 

Наибольший интерес представляет процесс принятия и реализации решений  как последовательная смена взаимоувязанных  стадий, этапов различных действий руководителя, вскрывающая технологию мыслительных действий, поисков истины и анализа заблуждений, путей движения к цели и средств ее достижения.

 

Основные цели исследования:

 

1. Рассмотреть проблематику и  методологию оценки качества  и эффективности менеджмента  организации.

 

Оценка качества менеджмента актуальна  не только для управления качеством  деятельности. От того, насколько эффективен менеджмент в организации, зависит  эффективность деятельности в целом, возможности и динамика развития организации, а также ее инвестиционная привлекательность.

 

Другими словами, оценка качества менеджмента - это стратегически важная информация в самом широком смысле слова. Сегодня любой руководитель, взявший  на вооружение позиционные подходы  к организации эффективного управления, получит явное конкурентное преимущество перед теми, кто действует по старинке.

 

2. Определить основные пути развития  личности в процессе трудовой  деятельности на предприятии. 

 

Новый подход к управлению персоналом всё более базируется на признании  приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. В соответствии с ней все системы управления нацелены на более полное использование способностей работника в процессе производства, что является основой эффективной деятельности предприятия (организации, фирмы).

 

В соответствии с данными целями в исследовании были поставлены следующие  задачи:

 

Дать определение качеству менеджмента  и рассмотреть проблемы его анализа.

 

Проанализировать методику анализа  эффективности менеджмента организации.

 

Оценить критерии эффективности организационных  структур управления.

 

Рассмотреть влияние управленческих решений на эффективность управления.

 

5) Исследовать пути и методы развития персонала предприятия.

 

Объектом исследования является анализ качества и эффективности менеджмента  открытого акционерного общества «» .

 

Работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и научной  литературы отечественных и  зарубежных авторов, а также из других источников: сети Intеrnеt, периодических изданий, средств массовой информации, бесед и опросов специалистов данного дела.

 

 

 

Глава 1. Место и роль эффективного менеджмента в деятельности предприятия

1.1 Проблемы анализа качества менеджмента. Менеджмент качества

менеджмент управление персонал эффективность

В преддверии вступления России во Всемирную  Торговую Организацию (ВТО), отечественные  предприятия заняты поиском новых  подходов и инструментов управления, ориентированных на выпуск продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. На Западе принято, чтобы сертифицировался не только сам продукт, но и весь процесс его производства. Даже в сельском хозяйстве мы можем выйти на западные рынки только тогда, когда наладим технологию производства продуктов питания с новыми методами обогащения почв, ландшафтно-экологическим земледелием, кормами для скота с биодобавками и т.п.

 

Особую актуальность при этом приобретает  процессно-ориентированное управление хозяйственными и другими общественными структурами. Его использование существенно улучшает соотношение "качество-цена", повышая тем самым конкурентоспособность этих структур и их товаров (продукции и услуг).

 

Качество продукции становится ключевым фактором выживания. Чтобы  обеспечить его на самом высоком уровне, многие организации предпринимают попытки внедрить тотальный менеджмент качества (TQM). Одним это удается достаточно просто, другие при внедрении стандартов качества сталкиваются со значительными трудностями, у третьих так ничего и не получается.

 

TQM - это системный инструмент, который  сначала представлен в виде  идеи, по мере внедрения становится  руководством к действию для  управленцев и лишь потом - руководством к действию для  исполнителей. Так вот, это внедрение  проходит тем эффективнее, чем лучше организовано управление на предприятии, чем более толковыми являются руководители в системе управления. И, наоборот, при плохой организации управления TQM может так и не перейти из стадии идеи в стадию руководства к действию. Фактически, качество менеджмента в этом случае является определяющим фактором. И именно разным качеством менеджмента можно объяснить, почему так по-разному внедряется TQM на отечественных предприятиях.

 

Важно различать качество менеджмента  и его содержание. Если проследить эволюцию подходов к управлению качеством продукции, то легко увидеть, что ее этапы - это наполнение управленческой деятельности новым содержанием. Так, знаменитая система Тейлора, от которой принято вести отсчет, представляла собой определенные требования к изготовлению деталей, к профессиональной подготовке работников и мотивации их деятельности. По сути, это была управленческая технология, применение которой давало нужное качество изделий.

 

На следующем этапе менеджерам предписывается управлять уже не качеством изделий, а качеством процессов, т.е. акцент с выявления брака переносится на его предупреждение. Затем появляется система тотального управления качеством (TQС), в которой ответственность за качество продукции возлагается в той или иной степени на каждого руководителя. Управленческие технологии на этом этапе усложняются, и в них начинает учитываться человеческий фактор. Наконец, появляется концепция TQM. Теперь это целая система стандартов, которые направлены уже не столько на качество продукции, сколько на качество работы менеджмента компании в целом (см. Приложение 1).

 

Формирование и совершенствование  структуры предприятия может  основываться на функциональном или  элементном подходе и на процессном подходе. В любом случае разрабатывается нормативная база предприятия, состоящая из различных положений, руководств, стандартов, инструкций, методик и т.п.

 

Управление процессом подразумевает  прежде всего управление затратами  на этот процесс. Эта деятельность направлена на достижение установленной цели, которая имеет количественно выраженный результат. Поэтому для реализации процессного подхода организационная система должна переориентироваться с функционального управления на управление результатами, совокупность которых должна обеспечить повышение эффективности системы и конкурентоспособности предприятия.

 

Таким образом, идеология процессно-ориентированного управления фактически приводит к стиранию границ между управлением качеством  и управлением самим предприятием - понятия менеджмента качества и качества менеджмента сливаются в одно целое. Прежде всего, это связано с новой расширенной трактовкой качества, которая не ограничивается совокупностью функциональных свойств и характеристик продукции, а рассматривается как степень соответствия отличительных свойств товара, обеспечивающих их процессов и систем управления установленным (государством, самой фирмой, договорами и контрактами и др.) или реально прогнозируемым для ожидаемой рыночной конъюнктуры требованиям потребителей и других заинтересованных лиц.

 

Проблема в том, что можно  создавать сколь угодно совершенные  стандарты и предписывать управленцам  их выполнение, но наличие стандарта  и его реализация - не одно и то же. Вот почему прежде, чем внедрять TQM, важно знать, способна ли система  управления справиться с поставленной задачей, т.е. соответствует ли качество менеджмента определенным требованиям.

 

 Суть проблемы качества заключается  в том, что человек должен  что-то делать, но по какой-то  причине не делает этого. До  сих пор попытки решить эту  проблему осуществлялись в направлениях что, чем и как должен делать работник: стандарты, предписания, обучение, контроль, мотивация - все это направлено на выявление и предупреждение тех действий, которые приводят к браку в широком смысле этого слова.

 

Указанные направления как раз и определяют содержание деятельности, а качество менеджмента - это, прежде всего, кто, т.е. люди с их индивидуальными особенностями. Интересно то, что даже попытка учесть человеческий фактор сводится к описанию того, что нужно делать, какими средствами решать задачи и каким образом действовать.

 

Под качеством менеджмента подразумеваются  некие особенности, благодаря которым  различается менеджмент в разных организациях. Оценка качества менеджмента - это выделение каждой такой особенности, измерение степени ее выраженности и соотнесение с другими особенностями для получения какой-то итоговой оценки. Чтобы оценить качество менеджмента нужно измерить способности к управленческой деятельности каждого руководителя, оценить управляемость и адаптивность системы управления, учесть особенности организационной структуры и качество подготовки управленческого персонала.

 

О целостности деятельности предприятия  можно говорить тогда, когда все  органы большого сложного организма  действуют как одно целое: только в этом случае и возможно двигаться, не отклоняясь от заданного курса. Ключевым свойством системы управления, благодаря которому обеспечивается целостность деятельности, является управляемость. Чем выше управляемость, тем более целостна деятельность предприятия. Чем больше в системе неуправляемых элементов, тем больше деятельность предприятия приобретает фрагментарный характер.

Информация о работе Оценка эффективности менеджмента на предприятии