Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:25, дипломная работа
Сейчас многие руководители приходят к выводу, что главное – не просто обучать сотрудников, проводя тренинги 2-3 раза в год. Основной задачей сегодня является построение системы обучения персонала.
Введение
Вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность. Решение этой проблемы имеет особо важное значение на уровне предприятия. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности, на предприятии должна функционировать эффективная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, которая обеспечивала бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке.
В настоящее время перед профессиональным обучением рабочих кадров встал целый ряд принципиально важных задач, обусловленных потребностями адаптации предприятия к рынку, проведением модернизации и перепрофилирования производства, реструктуризацией занятости и изменением требований к качеству рабочей силы.
Современное производство предъявляет высокие требования к рабочим кадрам и системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала в условиях рыночных отношений. В ходе научно-технического прогресса одни профессии отмирают, другие появляются, третьи модифицируются. Уплотняется трудовой режим, меняются технические средства. Все это порождает необходимость в новых формах подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.
В современных рыночных отношениях появляется новое значение сферы образования и подготовки кадров. В широком плане она является мощным фактором изменения социальных условий, предпосылкой экономической и научно-технических преобразований. В личностном плане профессиональное образование и квалификация выступают не просто характеристиками того или иного человека, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условием его конкурентоспособности.
Управление системой обучения кадров – достаточно широкое понятие. Оно включает в себя подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала, здесь важное значение играют мотивация к профессиональному росту, социальная психология, закономерности межличностных отношений, стиль и культура управления и многое другое.
Объектом исследования является ОАО „Саранскинструмент”, а предметом система управления процессом подготовки, переподготовки и повышения квалификации на предприятии.
Цель работы - разработка рекомендации по совершенствованию процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- изучены современные подходы к управлению процессами подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
- проанализированы количественный и качественный состав персонала и определено их соответствие потребностям предприятия;
- исследованы организация и управление процессами подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии;
- дана оценка экономической эффективности профессионального обучения;
- разработаны рекомендации по совершенствованию процессов профессионального обучения в ОАО «Саранскинструмент».
1.1 Цели и задачи профессиональной подготовки персонала в условиях рыночных отношений
Движущая сила всей деятельности организации – его персонал. Он характеризуется рядом количественных и качественных параметров, среди которых важнейший – уровень квалификации. Поэтому подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в настоящее время занимает важное место в достижении целей любой организации [14, с. 327]
Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное обучение происходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, на предприятии и в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.
Уровень образования обуславливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями. Образование делится на два вида: общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.
Непрерывное образование – процесс и принцип формирования личности, предусматривающих создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течении всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения.
Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий и стимулирование постоянного самообразования.
Профессиональное образование как процесс – это одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат – подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения. В Российской Федерации профессиональное образование дает система учебных заведений, включающая: профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения, институты и факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров, учебные центры, специальные курсы и семинары. Профессиональное образование осуществляется на основе как государственных стандартов по подготовке специалистов, так и с использованием гибких учебных программ и сроков обучения.
Обучение персонала – основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Следует различать три вида обучения (рисунок 1.1)
Рисунок 1.1 – Виды обучения кадров
1 Подготовка кадров – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами обучения.
2 Повышение квалификации кадров – обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
3 Переподготовка кадров – обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда [23, с.408].
Цель деятельности предприятия в области обучения состоит в обеспечении:
- надлежащего уровня подготовки работника, соответствующей требованиям рабочего места (должности);
- условий для мобильности работника, как предпосылки к лучшему использованию и обеспечению занятости;
- возможности для продвижения работника как условия формирования мотивации и удовлетворенности трудом.
Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации:
1 выработка стратегии в формировании квалификационных кадров;
2 определение потребности в обучении кадров;
3 правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
4 выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качества обучения;
5 изыскание средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с требуемым качеством [35, с.180].
В настоящее время существует три концепции обучения квалифицированных кадров, сущность которых заключается в следующем:
1 Концепция специализированного обучения ориентированная на сегодняшний день или ближайшее будущее. Она имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный период времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
2 Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой определенный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.
3 Концепция обучения, ориентирована на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенной природой или приобретенных в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу имеющему склонность к научным исследованиям и обладающего талантом руководителя, педагога и т. п.
Различают несколько видов обучения. Характеристика которых представлена в таблице 1.1
Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения.
Потребность в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т. е. по целевым группам или целевым лицам, с тем чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Выделяют 3 целевые группы:
- учащаяся молодежь;
- специалисты с опытом работы;
- руководители с опытом работы.
Таблица 1.1- Характеристика видов обучения кадров
Виды обучения | Характеристика вида обучения |
1 Профессиональная подготовка кадров
1.1 Профессиональная начальная подготовка
1.2 Профессиональная специализированная подготовка | Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь) Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки ( например, подготовка бакалавров ) Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией ( например, специалист, магистр) |
2 Профессиональное совершенствование (повышение квалификации)
2.1Совершенствование профессиональных знаний и способностей 2.2 Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе | Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт) Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, актуализация и углубление их. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность) Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители ( вертикальная мобильность) |
3 Профессиональная переподготовка (переквалификация) | Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения ( поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности ( обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт) |
Для них можно определить следующие главные задачи (таблица 1.2).
Таблица 1.2 – Задачи обучения для отдельных целевых групп
Целевая группа | Главные задачи обучения |
1. Учащаяся молодежь | Теоретическая начальная подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа-производство) |
2. Специалисты с опытом работы | Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности |
3. Руководители с опытом работы | Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п. |