Профессиональное обучение персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении методов профессионального обучения персонала.
Традиционно различают два основных метода обучения персонала:
-Обучение без отрыва от производства (обучение с использованием внутренних ресурсов);
-Обучение с отрывом от работы в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров (с использованием внешних ресурсов).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1 Основные понятия и методы профессионального обучения персонала
1.1 Понятие и сущность обучения персонала их виды…………………….
1.2 Методы обучения персонала на рабочем месте…………………………..
1.3 Методы профессионального обучения вне рабочего места……………….
1.4 Методы повышения профессионального мастерства менеджеров………
Глава 2 Современные методы обучения
2.1 Понятие современных методов……………………………………………
2.2 Технологические методы………………………………………………….
2.3 Игровые методы обучения………………………………………………….
2.4 Развивающие методы обучения…………………………………………..
2.5 Иностранные методы обучения………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы.............................................................

Файлы: 1 файл

САЛЕЕВА.docx

— 92.96 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………….

Глава 1 Основные понятия и методы профессионального обучения персонала

1.1 Понятие и сущность  обучения персонала их виды…………………….

1.2 Методы обучения персонала на рабочем месте…………………………..

1.3 Методы профессионального обучения вне рабочего места……………….

1.4 Методы повышения профессионального мастерства менеджеров………

Глава 2 Современные методы обучения

2.1 Понятие современных  методов……………………………………………

2.2 Технологические методы………………………………………………….

2.3 Игровые методы обучения………………………………………………….

2.4 Развивающие методы  обучения…………………………………………..

2.5 Иностранные методы  обучения………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………..

Список использованной литературы.............................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Бизнес развивается. Конкуренция  растет. И задача любой компании — не только выжить, но и оставаться конкурентоспособной как можно  дольше. Успех предприятия напрямую зависит от эффективности работы его сотрудников. Поэтому проблема обучения персонала актуальна для  многих компаний. Обучение персонала для большинства российских организаций в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников: знания, навыки установки, которые помогали персоналу успешно работать еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.) так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.) что ставит большинство российских организаций перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и завтрашним изменениям.  Достижение долгосрочных и краткосрочных целей, необходимость повышения конкурентоспособности и проведение организационных изменений требуют опоры на хорошо спланированную и четко организованную работу по обучению персонала. При этом дело не ограничивается передачей работникам тех или иных знаний и развитием у них необходимых навыков. В ходе обучения работникам может быть передана информация о текущем состоянии дел и о перспективах развития организации. Кроме того, обучение призвано повышать уровень трудовой мотивации, приверженности персонала своей организации и включенности в ее дела.  Несмотря на очень сложное финансовое положение большинства российских организаций в период перехода к работе в условиях рыночных отношений, расходы, связанные с обучением персонала, начинают рассматриваться как приоритетные и необходимые. Все больше организаций проводит широкомасштабное обучение персонала разных уровней, понимая, что именно обученный, высококвалифицированный персонал и будет решающим фактором в выживании и развитии предприятия.

Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении методов профессионального  обучения персонала.

Традиционно различают два  основных метода обучения персонала:

-Обучение без отрыва  от производства (обучение с использованием  внутренних ресурсов);

-Обучение с отрывом  от работы в специализированных  учебных заведениях, центрах подготовки  кадров (с использованием внешних  ресурсов).

Оба метода имеют свои преимущества и недостатки.

Таким образом данная курсовая работа предусматривает решение  следующих важнейших задач:

-Изучение и анализ  методов профессионального обучения  персонала;

-Изучение игровых методов обучения персонала;

В данной работе объектом исследования является обучение персонала организации. Предметом курсовой работы выступают  методы профессионального обучения персонала организации.

Важнейшее условие успешного  развития любой организации - профессиональное развитие человеческих ресурсов - особенно актуально в современном мире, в котором проблема обновления приобретенных  знаний и навыков стоит особенно остро. Сегодняшний сотрудник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой, способностью адаптироваться к непрерывным  изменениям внешней среды.

Назрела необходимость профессионального  обучения персонала, т.е. создания условий  для полного раскрытия потенциала сотрудников, их способности вносить  ощутимый вклад в деятельность своей  организации. Речь идет прежде всего  о предоставлении сотрудникам равных возможностей в получении достойных  заработков, в продвижении по службе, в профессиональном росте и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Основные понятия и методы профессионального обучения персонала

 

 

1.1 Понятие  и сущность обучения персонала  их виды.

 

 

Обучение  персонала — это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь определяются стратегией компании. Благополучная, стабильная организация думает о своем будущем, готова вкладывать в него деньги..

В зависимости от целей  и возможностей конкретной организации  обучение может быть узкоспециальным (профессиональным) и корпоративным, проходить в форме лекций, семинаров, тренингов. Сейчас модным стало дистанционное  обучение через Интернет: обучаемые  выполняют задания и проходят тестирование на сайте обучающей  организации, после чего получают по почте официальный документ о  квалификации. Организовать учебный  процесс можно по-разному: привлечь специалистов и менеджеров фирмы, пригласить внешних преподавателей, тренеров, экспертов. Компании обычно используют смешанные формы обучения, а крупные  организации создают собственные  учебные центры и корпоративные  университеты.

Методы  обучения персонала - способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся.

Профессиональное  обучение - процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков постредством специальных методов обучения.

Активные  методы обучения включают в себя любые способы, приемы, инструменты разработки, проведения и совершенствования процесса обучения чему-либо, которые отвечают следующим требованиям:

 

·     Приоритет характеристик, запросов, особенностей обучающихся в разработке и организации процесса обучения

 

·     Сотрудничество обучающихся и преподавателя (в данном смысле – инструктора, координатора обучения) в планировании и реализации всех этапов процесса обучения (от определения учебных целей до оценки степени их достижения).

 

·    Активное, творческое, инициативное  участие обучающихся в процессе получения необходимого им результата обучения.

 

·    Максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности обучающихся; пригодность результатов к практическому внедрению, развитию и совершенствованию после окончания обучения

 

·   Развитие – наряду со специфическими изучаемыми навыками – приемов эффективного обучения

    Таким образом, применение системы активных методов обучения, разработанной и совершенствуемой в зависимости от особенностей конкретных учебных ситуаций, целевых аудиторий является одним из ключевых элементов в реализации идеи непрерывного обучения, правления накоплением и развитием навыков и знаний индивидов для активной же (само) реализации. Проблема наличия адекватно квалифицированных, гибких, способных к самообучению и саморазвитию, эффективному планированию образовательных и карьерных путей кадров – прежде всего в области управления – является одной из ключевых в обеспечении успеха развития предприятия.

    В современных условиях быстрого устаревания профессиональных навыков способность организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов успеха.

Причины необходимости обучения персонала предприятия заключаются  в следующих тезисах.

1.     Повышение квалификации. Вооруженный новыми знаниями сотрудник может генерировать новые идеи и легко справится со многими проблемами.

2.     Мотивация. Получая дополнительные знания за счет компании, работник чувствует заботу руководства о своей персоне. Понимая, что в него вкладывают деньги, он начинает стремиться к максимальной производительности на своем рабочем месте.

3.     Специфика профессии. Сотрудники медицинских учреждений, программисты, бухгалтеры и ряд других специалистов по статусу обязаны идти в ногу с прогрессом в своей области. Иначе они потеряют квалификацию.

4.     Соответствие стандартам. В некоторых случаях, например, для прохождения сертификации международной системы качества, предприятие должно включать в свою структуру, наряду с другими обязательными условиями, и постоянно действующую систему обучения персонала.

5.     Международное сотрудничество. Наличие определенного количества дипломов и сертификатов у сотрудников может иметь существенное значение в некоторых видах бизнеса (например, ИТ). Это является обязательным условием для получения статуса партнера (а вместе с ним и ряда преимуществ) крупной международной корпорации.

6.     Отсутствие специалистов. Зачастую необходимость обучения работников фирмы обусловлена отсутствием на рынке уже готовых специалистов. Тут уж без переквалификации никак не обойтись. Осваивая новое для России производство, а значит и технологии, компания берет на себя задачу подготовки кадров.

7.     Стратегия компании. В некоторых фирмах обучение персонала входит в производственную стратегию — там стремятся воспитывать свои управленческие кадры с «нуля».

 

   

 Виды обучения:  Подготовка новых работников, переподготовка, повышение квалификации, развитие компетенции. Формы обучения: групповое  и индивидуальное обучение. По длительности можно выделить  долгосрочное и краткосрочное обучение.

   Характеристика видов обучения представлена в табл. 1.1. Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения.

Таблица 1.1

Характеристика  видов обучения кадров

Вид обучения

Характеристика вида обучения

1. Профессиональная подготовка  кадров

1.1.Профессиональная начальная  подготовка

1.2.Профессиональная специализированная  подготовка

Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается  законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь). Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров). Предназначена  для получения специфической  профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью  овладения определенной профессией (например, специалист, магистр)

2.Профессиональное совершенствование  (повышение квалификации)

2.1.Совершенствование профессиональных  знаний и способностей

2.2.Профессиональное совершенствование

с целью продвижения по службе

Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с  целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального  роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт)

Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются  специалисты (горизонтальная мобильность)

Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители

3. Профессиональная переподготовка (переквалификация)

Получение знаний, умений, навыков  и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии  и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые  в производстве работники или  безработные, имеющие практический опыт)


 
     Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам или целевым лицам, с тем чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Задачи обучения для отдельных целевых групп

Целевая группа

Главные задачи обучения

1. Учащаяся молодежь

Теоретическая начальная  подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой  по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система  образования: профессиональная школа  — производство)

2.Специалисты с опытом  работы

Повышение квалификации для  углубления специальных знаний по специальности

3.Руководители с опытом  работы

Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и  т.п.


   

       Методы обучения делятся на традиционные и активные.

        К традиционным относятся лекции, семинары и учебные видеофильмы. Эти методы являются преобладающими при передаче и закреплении знаний. Несмотря на то, что традиционные методы преобладают и сегодня, они имеют ряд недостатков: не позволяют учитывать разный уровень знаний, не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения материала.

        При активных методах обучения большое внимание уделяется именно практической основе передаваемых слушателям знаний, навыков и умений. В настоящее время распространены: тренинги, программированное обучение, групповые обсуждения, деловые и ролевые игры, кейсы.

Разделить методы обучения однозначно на активные и неактивные непросто. Некоторые из них являются переходными к практическим занятиям и самостоятельной работе. Бесспорно, к активным методам обучения можно  отнести разбор конкретных ситуаций, занятия-дискуссии по проблемам  предприятия, а также учебно-практические конференции по обмену опытом. Разновидностями  активных методов обучения со специальными возможностями формирования и развития социально-психологических качеств  являются ролевой разбор конкретной ситуации (инсценировка) и методы социально-психологического тренинга.

Также  методы обучения персонала можно разделить на две группы:

Информация о работе Профессиональное обучение персонала