Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:43, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении методов профессионального обучения персонала.
Традиционно различают два основных метода обучения персонала:
-Обучение без отрыва от производства (обучение с использованием внутренних ресурсов);
-Обучение с отрывом от работы в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров (с использованием внешних ресурсов).
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1 Основные понятия и методы профессионального обучения персонала
1.1 Понятие и сущность обучения персонала их виды…………………….
1.2 Методы обучения персонала на рабочем месте…………………………..
1.3 Методы профессионального обучения вне рабочего места……………….
1.4 Методы повышения профессионального мастерства менеджеров………
Глава 2 Современные методы обучения
2.1 Понятие современных методов……………………………………………
2.2 Технологические методы………………………………………………….
2.3 Игровые методы обучения………………………………………………….
2.4 Развивающие методы обучения…………………………………………..
2.5 Иностранные методы обучения………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы.............................................................
Основой в «обучении действием» является группа менеджеров, ключевых сотрудников компании, каждый из которых решает поставленную перед ним задачу. В данном подходе применяется сочетание регулярного анализа ситуации и постановка целей, продумывание шагов по их достижению с периодами реальных действий, осуществления запланированных шагов. Участники работают над реальными задачами, а не над упражнениями или искусственными ситуациями. Главная цель «аction learning» – преодолеть разрыв между тем, что «говорят» в организации, и тем, что в ней «делают».
Преимущества обучения действием:
- Развитие у менеджеров навыков принятия решений;
- Развитие навыков планирования и постановки целей;
- Возможность решать производственные задачи;
- Повышение ответственности менеджерского состава за разработанные действия;
- Реальная возможность перейти от «слов» к «делу».
+Обучение в рабочих группах
В рабочих ситуациях, когда необходимо найти способы решения производственной ситуации используется метод формирования рабочих групп. Этот метод широко применяется в Японии и Германии, меньшую популярность он приобрел в США и Европе.
Максимальный состав рабочей группы должен достигать 9 человек. Участниками такой группы могут быть специалисты любого уровня: от линейного сотрудника до менеджера высшего звена. Перед специалистами ставится определенная задача, которую им нужно решить за конкретный промежуток времени. В рабочей труппе выбирают ответственного, который определяет количество участников, организовывает встречи, составляет протоколы и фиксирует итоговые решения группы. Группа в свою очередь разрабатывает алгоритм действий для эффективного решения поставленной задачи, а также определяет сроки ее реализации.
Для более эффективной
работы над поставленной задачей
участников группы лучше предварительно
обучить методологии и
Отличие от метода «обучение действием» заключается в том, что рабочая группа выносит только свои решения в форме шагов достижения цели. Предложение, сформулированное участниками, передаются на рассмотрение руководству компании. Руководство компании может принять во внимание решение группы или отклонить их предложение.
Преимущества работы в группах:
- Развитие самостоятельности сотрудников;
- Формирование у сотрудников навыка принятия решения;
- Повышение мотивации сотрудников за счет того, что они осознают степень своего влияния на ситуацию внутри организации.
+Ротация
Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями.
Преимущества метода ротация:
- Оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника;
- Помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями;
- Расширяет социальные контакты на рабочем месте.
2.5 Иностранные методы обучения
+Сторителлинг
Сторителлинг (от английского Story Telling, дословно — «рассказывание историй») заключается в том, чтобы с помощью мифов и историй из жизни организаций обучать молодых сотрудников правилам работы в корпорации. Данный метод начинает работать уже в процессе подбора персонала на вакантные должности. В зависимости от того, насколько подходит тот или иной кандидат, интервьюер рассказывает о компании, таким образом, подготавливая к ее традициям, философии, корпоративной культуре. При его применении не следует переусердствовать с позитивом, чтобы не было сильного расхождения с той информацией, которую сотрудник получит от коллектива в будущем.
Перед выходом на работу сотрудник также знакомится со всеми необходимыми ему локальными нормативными актами: правилами внутреннего трудового распорядка, политикой в области управления персоналом и пр.
При выходе на работу
непосредственный руководитель помогает
новому сотруднику быстрее познакомиться
с коллегами, организационной структурой
компании (куда с каким вопросом
можно обратиться), планом вхождения
в должность (контрольные сроки),
должностной инструкцией и
Преимущества метода:
- облегчает период адаптации нового сотрудника;
- формирует лояльность нового сотрудника к компании.
+Обучение по методу Shadowing
Данный метод обучения сейчас активно используется на Западе, а именно в Великобритании (его активно применяют 71% английских компаний). Дословный перевод этого термина – «бытие тенью». Использовать такую форму обучения можно для всех уровней персонала
Схема работы очень проста. Например, молодого сотрудника решили повысить в должности до уровня линейного руководителя. Компания предоставляет ему возможность около двух дней (не меньше) побыть «тенью» действующего руководителя. В роли «тени» такой сотрудник наблюдает и фиксирует моменты, в течение всего времени работы. Таким образом, сотрудник становится свидетелем «двух дней из жизни менеджера», получает информацию о том, какие особенности есть у выбранной им карьеры, каких знаний и навыков ему не хватает, какие задачи ему предстоит решать. После проведенной работы с сотрудником проводится дополнительное интервью о тех выводах, которые он для себя сделал.
Этот метод можно использовать, если вы хотите переквалифицироваться на другую специальность. Таким образом, менеджер по персоналу одной крупной компании решила переквалифицироваться на маркетолога. У нее была возможность побыть «тенью» такого специалиста, и двух дней хватило на то, чтобы определиться в выбранной профессии.
Данную форму обучения можно использовать в процессе адаптации новых сотрудников. Например, в течение двух дней такой сотрудник становится «тенью» успешного специалиста и погружается в изучение всего процесса работы. Применяя shadoiwng можно улучшить интеграцию внутри компании и повысить согласованность действий между специалистами различных подразделений.
В России метод shadowing сейчас активно применяется в аудиторских компаниях.
Преимущества применения метода Shadowing:
- Простота и экономичность;
- Убыстряется процесс адаптации сотрудника к новому виду деятельности;
- Компания улучшает свой имидж посредством демонстрацию своей активной позиции по развитию персонала;
- У сотрудника появляется возможность погрузиться в «реальную» обстановку.
+Обучение по методу Secondment
Данный метод
также активно используется в
английских компаниях. Дословный перевод
термина «secondment» –
Временное перемещение сотрудников может быть как краткосрочным (около 100 часов рабочего времени), так и более длительным (до года). Secondment – это метод развития персонала, в результате которого сотрудники осваивают новые навыки и приобретают новые знания.
Метод «secondment» практически не известен в нашей стране, соответственно нет точных данных о его эффективности в рамках российских компаний, не отработан механизм замещения сотрудника или группы, отправляемых в командировку.
Преимущества применения метода Secondment
- Личностное развитие сотрудников;
- Укрепление командной работы;
- Улучшение навыков межличностного общения.
+Обучение по методу «buddying»
Суть метода заключается
в том, что за специалистом закрепляется
«buddy», партнер. Его задача – предоставлять
постоянную обратную связь о действиях
и решениях того сотрудника, за кем
он закреплен. Согласитесь, в рабочей
ситуации, в спешке иногда сложно отследить
насколько профессионально и
грамотно ты решаешь те или иные
ситуации. Иногда бывает очень полезно
взглянуть на свои действия и реакции
со стороны, «buddy» предоставляет
такую возможность. Метод buddying основан
на предоставлении информации или объективной
и честной обратной связи при
выполнении задач в первую очередь,
связанных с освоением новых
навыков, во вторую очередь связанных
с выполнением текущих
От наставничества
или коучинга buddying отличает то, что
его участники абсолютно
Обратную связь
можно предоставлять после
Несмотря на то,
что метод «buddying»
Преимущества применения метода Buddying:
- Возможность сотруднику получить объективную информацию о своей работе;
- Возможность сотрудника наметить точки личностного и профессионального роста, а также увидеть недостатки и исправить их;
- Создать интерактивное общение, улучшить навыки межличностного взаимодействия.
В современной практике обучения персонала существует огромное множество различных методов обучения. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
При планировании обучения в каждой конкретной организации необходимо учитывать множество факторов, чтобы грамотно составить программу обучения и развития.
Выбор метода обучения зависит от конкретной цели: получить новые знания, сформировать умения, выработать установку на уровне мышления, ценностей. Если говорить о достижении этих целей в комплексе, то необходимо использовать несколько методов обучения.
В настоящий момент очень популярны активные методы обучения персонала, при которых большое внимание уделяется именно практической основе передаваемых слушателям знаний, навыков и умений. В настоящее время распространены: тренинги, программированное обучение, групповые обсуждения, деловые и ролевые игры, кейсы
Активные методы обучения включают в себя любые способы, приемы, инструменты разработки, проведения и совершенствования процесса обучения чему-либо, которые отвечают следующим требованиям:
- приоритет характеристик, запросов, особенностей обучающихся в разработке и организации процесса обучения;
- сотрудничество обучающихся и преподавателя (в данном смысле - инструктора, координатора обучения) в планировании и реализации всех этапов процесса обучения (от определения учебных целей до оценки степени их достижения);
- активное, творческое, инициативное участие обучающихся в процессе получения необходимого им результата обучения;
- максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической деятельности обучающихся; пригодность результатов к практическому внедрению, развитию и совершенствованию после окончания обучения;
- развитие - наряду со специфическими изучаемыми навыками - приемов эффективного обучения.
+Баскет – метод
В литературе встречаются и другие названия этого метода: «Ин — баскет» или «Ин — трей», соответствующие английским вариантам названий «In-Basket» и «In-Tray» (буквально: «basket»- корзина).
Это метод обучения на основе имитации ситуаций, часто встречающихся в практике работы руководителей. Обучаемому предлагают выступить в роли руководителя, которому требуется в срочном порядке разобрать накопившиеся на его столе деловые бумаги (корреспонденцию, докладные записки, отчеты, факсы, телефонограммы и т.д.), предприняв по ним определенные действия. Кроме того, он получает всю необходимую информацию об организации и о руководителе, от лица которого ему приходится выступать. Упражнение можно усложнить, включив в него телефонные звонки, визиты разных людей, незапланированные встречи, экстренные ситуации и т.п.
В ходе самостоятельной работы слушатель должен проанализировать каждый документ, упорядочить всю предложенную информацию, выявить наиболее острые проблемы, установить, какая информация является наиболее существенной, и на основе этого анализа принять решения по предложенным материалам и подготовить соответствующие документы (приказы, распоряжения, письма, служебные или докладные записки и пр.) для решения поставленных проблем.