Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:25, дипломная работа
Сейчас многие руководители приходят к выводу, что главное – не просто обучать сотрудников, проводя тренинги 2-3 раза в год. Основной задачей сегодня является построение системы обучения персонала.
Из данных таблицы 2.1 видно, что численность промышленно-производственного персонала в 2002 году по сравнению с 2000 годом уменьшилась на 17,5 %. В том числе численность рабочих уменьшилась на 17%. Также в 2002 году уменьшилась численность руководителей, специалистов и служащих по сравнению с 2000 годом соответственно на 19,5%, 12,4% и 16,7%. Это свидетельствует о сокращении рабочих мест, что естественно сказалось на объеме производства.
Квалификационный уровень рабочих во многом зависит от их возраста и образования. Поэтому в процессе количественного анализа состава рабочих кадров рассмотрим изменения в возрастном составе (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Возрастная структура ОАО „Саранскинструмент”
Возраст, лет | 2000 г.,% | 2001 г.,% | 2002 г.,% |
От 16 до 24 | 6,9 | 7,4 | 7,2 |
25 – 29 | 9,2 | 9,4 | 8,5 |
30 – 34 | 12,9 | 13,1 | 12,0 |
35 – 39 | 18,2 | 18,5 | 16,8 |
40 – 44 | 20,3 | 20,8 | 19,5 |
45 – 49 | 14,5 | 14,7 | 16,1 |
50 – 54 | 5,9 | 5,9 | 8,9 |
55 и старше | 12,1 | 10,2 | 11,0 |
Из данных таблицы 2.2 видно, что на предприятии наибольшая процентная доля приходится в возрасте от 40 до 44 лет, но она уменьшается за счет перехода рабочих в другую возрастную группу, что приводит к увеличению работников в возрасте от 45 до 49 лет, от 50 до 54 лет, и 55 и старше. Это в конечном счете может привести к полному старению персонала.
Необходимо проанализировать состав рабочей силы по уровню полученного образования.
Высокий образовательный уровень рабочих способствует скорейшему освоению новых видов работ. По наблюдениям отечественных экономистов, почти все рабочие с законченным средним образованием в 1,5 – 2 раза быстрее переходят к выполнению новых операций, чем рабочие с таким же трудовым стажем, но с девятилетним образованием.
Уровень образования влияет на количество единиц обслуживаемой техники, на выполнение норм выработки. Одновременно возрастает и среднемесячная заработанная плата рабочего.
Существует определенная зависимость между уровнем образования и квалификацией работника. Уровень и продолжительность общего и профессионального образования, стаж практической работы и накопленный производственный опыт являются основными критериями, определяющими квалификацию работника.
Рабочие со средним образованием проходят квалификационную лестницу за 8 лет, с образованием до 9 классов за 11 лет. Рабочие получившие профессиональную подготовку в профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях, сокращают сроки выхода на высший уровень квалификации. Рассмотрим образовательную структуру рабочих кадров (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Образовательная структура кадров ОАО „Саранскинструмент”
Уровень образования | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2002 г. в % к 2000 г. |
Высшее образование | 85 | 73 | 61 | 28,3 |
Средне-специальное | 106 | 94 | 87 | 18 |
Среднее | 410 | 387 | 351 | 15,4 |
Судя по данным приведенным в таблице 2.3 можно сделать вывод, что численность работников с высшим образованием в 2002 году уменьшилась по сравнению с 2000 годом на 28,3%. Также уменьшилась численность работником со средне-специальным и средним образованием в 2002 году по сравнению с 2000 годом на 18% и соответственно на 15,4%. По этим данным можно сделать вывод, что уровень образования снижается в первую очередь из-за сокращения общей численности персонала. Поэтому одной из главных задач руководства является сокращение текучести кадров особенно с высшим специальным образованием.
Количественные показатели структуры рабочих кадров не позволяют в достаточной степени судить о потребностях предприятия в их подготовке, переподготовке и повышении квалификации.
Наиболее наглядно эту потребность можно определить с помощью профессионально-
Проанализируем средний разряд работ по основному производству в ОАО „Саранскинструмент” и средний разряд рабочих (таблица 2.4).
Таблица 2.4 – Средний разряд работ и средний разряд рабочих основного производства в ОАО „Саранскинструмент” за 2000-2002 года
Наименование | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. |
Средний разряд рабочих на начало года | 3,32 | 3,37 | 3,41 |
Средний разряд рабочих на конец года | 3,37 | 3,41 | 3,45 |
Средний разряд рабочих за год | 3,35 | 3,39 | 3,43 |
Средний разряд работ по основному производству | 3,47 | 3,49 | 3,51 |
Из данных таблицы 2.4 видно, что на протяжении 2000, 2001 и 2002 годов средний разряд работ по основному производству выше среднего разряда рабочих. Но в тоже время разность между средним разрядом работ и средним разрядом рабочих уменьшается из года в год. В 2000 году она равна 0,125 , в 2001 году – 0,1, в 2002 году 0,08. следовательно, необходимость в повышении квалификации работников уменьшается.
Рассчитаем число рабочих, которым следует повысить квалификацию. Это определяется по формуле (2.1)
ЧР.К = (РАБОТ – РАБОЧИХ) × ЧР.О.П. ,
где, ЧР.К - численность рабочих, которым необходимо повысить квалификацию;
РАБОТ – средний разряд работ;
РАБОЧИХ – средний разряд рабочих;
ЧР.О.П. – общая численность рабочих по основному производству.
ЧР.К 2000 = (3,47-3,345) × 429 = 53 человека.
ЧР.К 2001 = (3,49-3,39) × 393 = 39 человека.
ЧР.К 2002 = (3,51-3,43) × 355 = 28 человека.
Из данных расчета следует, что необходимость в повышении квалификации рабочих в 2002 году уменьшилась по сравнению с 2000 годом в 1,89 раз или на 25 человек.
В цехе №1 предприятия ОАО „Саранскинструмент” основными профессиями являются токарь и сварщик ручной сварки. Удельный вес токарей к общей численности рабочих цеха составляет 25%, удельный вес электросварщиков так же 25%. Общая численность рабочих цеха №1 составляет 32 человека. Рассмотрим профессионально-
Таблица 2.5 – Распределение рабочих кадров цеха №1 по профессиям и разрядам в 2002 г
Наименование профессии | Количество человек | Разряды | |||||
I | II | III | IV | V | VI | ||
Слесарь-ремонтник | 2 | - | - | 1 | - | 1 | - |
Слесарь-механик сборочных работ | 3 | - | - | 2 | - | - | 1 |
Слесарь сборщик | 1 | - | 1 | - | - | - | - |
Слесарь-электрик | 1 | - | - | - | - | 1 | - |
Токарь | 8 | - | - | 5 | 2 | 1 | - |
Электросварщик ручной сварки | 8 | - | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 |
Шлифовщик | 3 | - | 2 | 1 | - | - | - |
Ученик шлифовщика | 1 | 1 | - | - | - | - | - |
Наладчик кузнечного оборудования | 1 | - | - | - | - | - | 1 |
Резчик металла | 1 | - | 1 | - | - | - | - |
Станочник широкого профиля | 1 | - | 1 | - | - | - | - |
Термист на установке ТВЧ | 1 | - | 1 | - | - | - | - |
Маляр | 1 | - | - | - | 1 | - | - |
Итого: | 32 | 1 | 7 | 11 | 4 | 6 | 3 |
По данным приведенным в таблице 2.5 , проанализируем соответствие среднего разряда рабочих по профессиям токаря и электросварщика ручной сварки. Это определяется по формуле (2.2):
где - средний разряд рабочих;
- разряд рабочих;
Чр.р. - число рабочих с разрядом;
Чр.в.р. – число рабочих всех разрядов.
Рассчитаем средний разряд рабочих для токарей:
Средний разряд работ = 4, он задается предприятием.
Из расчета следует, что средний разряд работ токарей выше среднего разряда рабочих. Необходимо рассчитать численность токарей, которым необходимо повысить квалификацию, по формуле 2.1 приведенной выше:
Чр.к. = (4-3,5) × 8 = 4 (человека)
В цехе №1 по специальности токарь необходимо повысить квалификацию 4 работникам.
Рассчитаем средний разряд рабочих для электросварщиков:
= 4,25.
Из расчета следует, что средний разряд работ электросварщиков выше среднего разряда рабочих. Необходимо рассчитать численность электросварщиков, которым также необходимо повысить квалификацию, по формуле 2.1:
Чр.к. = (4,25 -4,125) × 8 = 1 (человек)
В цехе №1 по специальности электросварщик ручной сварки необходимо повысить квалификацию 1 работнику.
В современных условиях под воздействием научно-технического прогресса изменяется квалификационная структура рабочих кадров. В основе изменений лежат качественные сдвиги в совокупном общественном труде, выражающемся в сокращении сферы приложения простого и соответственно значительном расширении сферы приложения сложного труда. Этот процесс протекает как в форме перехода рабочих к более сложным видам труда в рамках соответствующей профессии, так и в форме увеличения численности и удельного веса рабочих таких профессий, которые связаны преимущественно с трудом более высокой сложности, что требует более высокой квалификации рабочих.
Сложившаяся структура рабочих кадров позволяет распределить их по трем направлениям: малоквалифицированные, квалифицированные и высококвалифицированные. К первой группе относятся работы I и II разряда, ко второй III и IV разряда, к третьей V и VI разряда.
Группировку рабочих кадров цеха №1 рассмотрим в таблице 2.6