Обучение персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:25, дипломная работа

Краткое описание

Сейчас многие руководители приходят к выводу, что главное – не просто обучать сотрудников, проводя тренинги 2-3 раза в год. Основной задачей сегодня является построение системы обучения персонала.

Файлы: 1 файл

Диплом обучение.doc

— 459.00 Кб (Скачать)

 

Из данных таблицы 2.1 видно, что численность промышленно-производственного персонала в 2002 году по сравнению с 2000 годом уменьшилась на 17,5 %. В том числе численность рабочих уменьшилась на 17%. Также в 2002 году уменьшилась численность руководителей, специалистов и служащих по сравнению с 2000 годом соответственно на 19,5%, 12,4% и 16,7%. Это свидетельствует о сокращении рабочих мест, что естественно сказалось на объеме производства.

Квалификационный уровень рабочих во многом зависит от их возраста и образования. Поэтому в процессе количественного анализа состава рабочих кадров рассмотрим изменения в возрастном составе (таблица 2.2).

 

 

Таблица 2.2 – Возрастная структура ОАО „Саранскинструмент”

Возраст, лет

2000 г.,%

2001 г.,%

2002 г.,%

От 16 до 24

6,9

7,4

7,2

25 – 29

9,2

9,4

8,5

30 – 34

12,9

13,1

12,0

35 – 39

18,2

18,5

16,8

40 – 44

20,3

20,8

19,5

45 – 49

14,5

14,7

16,1

50 – 54

5,9

5,9

8,9

55 и старше

12,1

10,2

11,0

 

Из данных таблицы 2.2 видно, что на предприятии наибольшая процентная доля приходится в возрасте от 40 до 44 лет, но она уменьшается за счет перехода рабочих в другую возрастную группу, что приводит к увеличению работников в возрасте от 45 до 49 лет, от 50 до 54 лет, и 55 и старше. Это в конечном счете может привести к полному старению персонала.

Необходимо проанализировать состав рабочей силы по уровню полученного образования.

Высокий образовательный уровень рабочих способствует скорейшему освоению новых видов работ. По наблюдениям отечественных экономистов, почти все рабочие с законченным средним образованием в 1,5 – 2 раза быстрее переходят к выполнению новых операций, чем рабочие с таким же трудовым стажем, но с девятилетним образованием.

Уровень образования влияет на количество единиц  обслуживаемой техники, на выполнение норм выработки. Одновременно возрастает и среднемесячная заработанная плата рабочего.

Существует определенная зависимость между уровнем образования и квалификацией работника. Уровень и продолжительность общего и профессионального образования, стаж практической работы и накопленный производственный опыт являются основными критериями, определяющими квалификацию работника.

Рабочие со средним образованием проходят квалификационную лестницу за 8 лет, с образованием до 9 классов за 11 лет. Рабочие получившие профессиональную подготовку в профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях, сокращают сроки выхода на высший уровень квалификации. Рассмотрим образовательную структуру рабочих кадров (таблица 2.3).

Таблица 2.3 – Образовательная структура кадров ОАО „Саранскинструмент”

Уровень образования

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2002 г. в % к 2000 г.

Высшее образование

85

73

61

28,3

Средне-специальное

106

94

87

18

Среднее

410

387

351

15,4

 

Судя по данным приведенным в таблице 2.3 можно сделать вывод, что численность работников с высшим образованием в 2002 году уменьшилась по сравнению с 2000 годом на 28,3%. Также уменьшилась численность работником со средне-специальным  и средним образованием в 2002 году по сравнению с 2000 годом на 18% и соответственно на 15,4%. По этим данным можно сделать вывод, что уровень образования снижается в первую очередь из-за сокращения общей численности персонала. Поэтому одной из главных задач руководства является сокращение текучести кадров особенно с высшим специальным образованием.

Количественные показатели структуры рабочих кадров не позволяют в достаточной степени судить о потребностях предприятия в их подготовке, переподготовке и повышении квалификации.

Наиболее наглядно эту потребность можно определить с помощью профессионально-квалификационной структуры рабочих кадров.

Проанализируем средний разряд работ по основному производству в ОАО „Саранскинструмент” и средний разряд рабочих (таблица 2.4).

Таблица 2.4 – Средний разряд работ и средний разряд рабочих основного производства в ОАО „Саранскинструмент” за 2000-2002 года

Наименование

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Средний разряд рабочих на начало года

3,32

3,37

3,41

Средний разряд рабочих на конец года

3,37

3,41

3,45

Средний разряд рабочих за год

3,35

3,39

3,43

Средний разряд работ по основному производству

3,47

3,49

3,51

 

Из данных таблицы 2.4 видно, что на протяжении 2000, 2001 и 2002 годов средний разряд работ по основному производству выше среднего разряда рабочих. Но в тоже время разность между средним разрядом работ и средним разрядом рабочих уменьшается из года в год. В 2000 году она равна 0,125 , в 2001 году – 0,1, в 2002 году 0,08. следовательно, необходимость в повышении квалификации работников уменьшается.

Рассчитаем число рабочих, которым следует повысить квалификацию. Это определяется по формуле (2.1)

 

ЧР.К = (РАБОТ – РАБОЧИХ) × ЧР.О.П. ,                                                                (2.1)

 

где, ЧР.К - численность рабочих, которым необходимо повысить квалификацию;

        РАБОТ – средний разряд работ;

        РАБОЧИХ – средний разряд рабочих;

       ЧР.О.П. – общая численность рабочих по основному производству.

ЧР.К 2000 = (3,47-3,345) × 429 = 53 человека.

ЧР.К 2001 = (3,49-3,39) × 393 = 39 человека.

ЧР.К 2002 = (3,51-3,43) × 355 = 28 человека.

Из данных расчета следует, что необходимость в повышении квалификации рабочих в 2002 году уменьшилась по сравнению с 2000 годом в 1,89 раз или на 25 человек.

В цехе №1 предприятия ОАО „Саранскинструмент” основными профессиями являются токарь и сварщик ручной сварки. Удельный вес токарей к общей численности рабочих цеха составляет 25%, удельный вес электросварщиков так же 25%. Общая численность рабочих цеха №1 составляет 32 человека. Рассмотрим профессионально-квалификационную структуру рабочих кадров цеха №1  (Таблица 2.5).

Таблица 2.5 – Распределение рабочих кадров цеха №1 по профессиям и      разрядам в 2002 г

Наименование профессии

Количество человек

Разряды

I

II

III

IV

V

VI

Слесарь-ремонтник

2

-

-

1

-

1

-

Слесарь-механик сборочных работ

3

-

-

2

-

-

1

Слесарь сборщик

1

-

1

-

-

-

-

Слесарь-электрик

1

-

-

-

-

1

-

Токарь

8

-

-

5

2

1

-

Электросварщик ручной сварки

8

-

1

2

1

3

1

Шлифовщик

3

-

2

1

-

-

-

Ученик шлифовщика

1

1

-

-

-

-

-

Наладчик кузнечного оборудования

1

-

-

-

-

-

1

Резчик металла

1

-

1

-

-

-

-

Станочник широкого профиля

1

-

1

-

-

-

-

Термист на установке ТВЧ

1

-

1

-

-

-

-

Маляр

1

-

-

-

1

-

-

Итого:

32

1

7

11

4

6

3

 

По данным приведенным в таблице 2.5 , проанализируем соответствие среднего разряда рабочих по профессиям токаря и электросварщика ручной сварки. Это определяется по формуле (2.2):

 

                                                                                      (2.2)

 

где  - средний разряд рабочих;

       - разряд рабочих;

        Чр.р. - число рабочих с разрядом;

        Чр.в.р. – число рабочих всех разрядов.

Рассчитаем средний разряд рабочих для токарей:

 

 

Средний разряд работ = 4, он задается предприятием.

Из расчета следует, что средний разряд работ токарей выше среднего разряда рабочих. Необходимо рассчитать численность токарей, которым необходимо повысить квалификацию, по формуле 2.1 приведенной выше:

 

Чр.к. = (4-3,5) × 8 = 4 (человека)

 

В цехе №1 по специальности токарь необходимо повысить квалификацию 4 работникам.

Рассчитаем средний разряд рабочих для электросварщиков:

 

 

= 4,25.

Из расчета следует, что средний разряд работ электросварщиков выше среднего разряда рабочих. Необходимо рассчитать численность электросварщиков, которым также необходимо повысить квалификацию, по формуле 2.1:

 

Чр.к. = (4,25 -4,125) × 8 = 1 (человек)

 

В цехе №1 по специальности электросварщик ручной сварки необходимо повысить квалификацию 1 работнику.

В современных условиях под воздействием научно-технического прогресса изменяется квалификационная структура рабочих кадров. В основе изменений лежат качественные сдвиги в совокупном общественном труде, выражающемся в сокращении сферы приложения простого и соответственно значительном расширении сферы приложения сложного труда. Этот процесс протекает как в форме перехода рабочих к более сложным видам труда в рамках соответствующей профессии, так и в форме увеличения численности и удельного веса рабочих таких профессий, которые связаны преимущественно с трудом более высокой сложности, что требует более высокой квалификации рабочих.

Сложившаяся структура рабочих кадров позволяет распределить их по трем направлениям: малоквалифицированные, квалифицированные и высококвалифицированные. К первой группе относятся работы I и II разряда, ко второй III и IV разряда, к третьей V и VI разряда.

Группировку рабочих кадров цеха №1 рассмотрим в таблице 2.6

Информация о работе Обучение персонала