Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:25, дипломная работа
Сейчас многие руководители приходят к выводу, что главное – не просто обучать сотрудников, проводя тренинги 2-3 раза в год. Основной задачей сегодня является построение системы обучения персонала.
Таблица 2.6. – Группировка рабочих кадров цеха №1 по уровню квалификации в 2000 г
Квалификационные группы | Количество человек | Удельный вес группы в % к общей численности |
Малоквалифицированные | 8 | 25 |
Квалифицированные | 15 | 46,8 |
Высококвалифицированные | 9 | 28,2 |
Итого: | 32 | 100 |
Из данных таблицы 2.6 видно, что наибольший удельный вес приходиться на долю квалифицированных работников, он составляет 46,8%. Малоквалифицированный персонал составляет 25% и высококвалифицированный персонал составляет оставшиеся 28,2%.
Таким образом, при проведении анализа динамики персонала ОАО „Саранскинструмент” выявлено, что в период с 2000 по 2002 год количество персонала уменьшилось на 109 работников.
Анализ образовательной структуры кадров предприятия показал, что 61 работник имеют высшее образование, 87 среднеспециальное и 351 среднее.
При расчете числа рабочих, которым следует повысить квалификацию было выявлено в 2002 году - 28 человек, в 2001 - 39 человек, в 2000 – 53 человека.
При расчете числа рабочих, по профессиям токарь и электросварщик в цехе №1, которым необходимо повысить квалификацию, установлено, что в 2002 году 4 токарям и 1 сварщику необходимо пройти курс повышения квалификации.
2.2 Характеристика организации и управления процессами подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии
Обучение персонала для предприятия в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рынка представляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников. Те знания, навыки и установки, которые помогали успешно работать персоналу еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство, система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.д.), так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.), что ставит предприятия перед необходимостью подготовки персонала как к сегодняшним условиям, так и к завтрашним изменениям [32, с.7].
В ОАО „Саранскинструмент” разработана и применяется программа „Кадры”, она представляет комплекс организационных, социально-экономических и технических мероприятий, которые призваны содействовать дальнейшему развитию трудовой активности рабочих, руководителей и специалистов, определяет перспективу и основные цели социального развития завода, увязывает потребности с ресурсами предприятия.
Контроль за выполнением программы осуществляет правление ОАО „Саранскинструмент”.
Целевая комплексная программа „Кадры” подразделяется на четыре основные раздела:
- Подбор и расстановка кадров;
- Повышение уровня квалификации рабочих, руководителей и специалистов;
- Сокращение текучести кадров;
- Укрепление трудовой дисциплины.
Наибольший интерес для нас представляет раздел два, который включает в себя:
- Повышение уровня квалификации рабочих;
- Повышение уровня квалификации руководителей и специалистов;
- Совершенствование материально-технической базы обучения.
Настоящий раздел устанавливает систему подготовки производственно-экономического обучения, повышения квалификации и профессионального продвижения кадров на заводе с целью дальнейшего повышения производительности труда, количества выпускаемой продукции и т.д.
Непосредственно на заводе осуществляется:
- подготовка рабочих начального уровня квалификации по специальностям в соответствии с потребностью производства;
- переподготовка рабочих, переводимых на другие работы;
- последовательное повышение производственной квалификации рабочих предприятия;
- обучение смежным профессиям;
- повышение квалификации руководителей и специалистов.
Начальник структурных подразделений на основании производственного плана и доведенной численности работников составляют план набора новых рабочих и повышения квалификации работающих. Проект плана согласовывают с Главным Экономистом, начальником Отдела Планирования Труда и Заработанной платы и помощником Генерального Директора по Кадрам и Социальным вопросам, начальником Отдела Кадров (ОК), и предоставляют в ОК к 31 декабря каждого года.
В условиях рыночной экономики потребности в квалифицированных рабочих кадрах в значительной степени удовлетворяется за счет их подготовки и переподготовки непосредственно на производстве. На предприятии отдел кадров ведет учет числа обученных кадров, работников, которые повысили квалификацию, прошли переподготовку, а также учет затрат на эти цели.
На рисунке 2.1 представлено количество работников участвовавших в процессах подготовки, переподготовки и повышения квалификации за период с 1995 г. по 2002 г. включительно.
года
Рисунок 2.1 – Динамика персонала, участвовавшего в процессе обучения
По данным рисунка видно, что наибольшее число работников прошли подготовку, переподготовку и повышение квалификации в 2000 году, что составило 12,6% от общей численности работников или 76 человек.
Проанализируем подробнее то количество работников, которые прошли процесс повышения уровня квалификации (таблица 2.7) за 2000 – 2002 гг. и I квартал 2003 г.
Таблица 2.7 – Структура обучения в ОАО „Саранскинструмент”
Наименование | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | I квартал 2003 г. |
Подготовлено работников из них : на предприятии в учебных заведениях | 10
10 - | 16
16 - | 17
17 - | 5
5 - |
Повысило квалификацию работников из них: на предприятии в учебных заведениях | 60
47 13 | 20
18 2 | 20
18 2 | 4
4 - |
Обучено смежным профессиям из них: на предприятии в учебных заведениях | 4
4 - | 6
3 3 | 7
1 6 | -
- - |
Переподготовлено работников из них: на предприятии в учебных заведениях | 2
2 - | 2
2 - | 1
1 - | -
- - |
Из данных таблицы 2.7 видно, что процесс подготовки работников осуществляется непосредственно на предприятии. В 2002 году было подготовлено 17 человек, что на 5,9% больше чем в 2001 году, и соответственно на 41,2% больше чем в 2000 году.
Процесс повышения квалификации работников осуществлялся как на производстве, так и в учебных заведениях. В 2002 году повысили квалификацию 20 человек из них 18 на производстве и 2 человека в учебных заведениях, в 2001 году также повысили квалификацию 20 человек из них 18 на производстве и 2 человека в учебных заведениях. В 2000 году квалификацию повысили 60 человек, что на 40 человек больше чем в 2002 и 2001 годах, из них 47 на производстве и 13 человек повысили квалификацию в учебных заведениях, что на 15 человек больше чем в 2002 и 2001 годах.
В 2002 году 7 человек были обучены сложным профессиям из них 1 на производстве и 6 человек в учебных заведениях, что на 14,3% больше чем в 2001 году и на 42,9% - больше чем в 2000 году.
В процессе переподготовки в 2002 году участвовал 1 человек, что на 1 человека меньше чем в 2001 и 2000 годах. Процесс переподготовки работников с 2000 по 2002 год осуществлялся непосредственно на производстве.
Более подробно остановимся на вышеперечисленных формах обучении, действующих на предприятии.
Подготовка новых рабочих на предприятии – это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии. Они обязаны пройти курс обучения в соответствии с программой профессионально-экономического обучения. Подготовка новых рабочих на производстве производится по курсовой и индивидуальной формам обучения.
При курсовой подготовке теоретическое обучение рабочих осуществляется в учебной группе. Численность групп устанавливается от 5 до 20 человек. Срок обучения 6 месяцев. Типовые учебные планы, учебные программы по предметам общетехнического и экономического курса для подготовки новых рабочих разрабатываются по профессиям научно-методическим центром профессионально-технического обучения, а также в соответствии с тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и утверждаются главным инженером или его заместителем.
В конце обучения новый рабочий выполнит пробную работу в соответствии с требованиями тарифно-квалификационного справочника и обязан сдать цеховой квалификационной комиссии экзамен на право получения квалификационного разряда.
Тарификация работ на предприятии проводиться на основе тарифно-квалификационных характеристик. При этом тарифицируемая работа сопоставляется с соответствующими работами, описанными в тарифно-квалификационных характеристиках, и с типовыми примерами работ, помещенными в справочнике или в дополнительных перечнях примеров работ.