Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:25, дипломная работа
Сейчас многие руководители приходят к выводу, что главное – не просто обучать сотрудников, проводя тренинги 2-3 раза в год. Основной задачей сегодня является построение системы обучения персонала.
Вопрос о присвоении или повышении разряда рабочему рассматривается квалификационной комиссией предприятия, на основании заявления рабочего и предоставления руководителя с соответствующего подразделения.
При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно и путем консультаций с преподавателем, а производственное обучение проходит индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалификационного рабочего инструктора производственного обучения на рабочем месте.
Теоретические занятия и производственное обучение при подготовке новых рабочих на производстве проводится в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде. По цеху №1 сроки обучения новых работников устанавливаются согласно приведенного ниже перечня (таблица 2.8).
Таблица 2.8 – Сроки обучения новых рабочих в цехе №1
Наименование профессии | Срок обучения, месяц |
Слесарь-ремонтник | 5 |
Слесарь-механик сборочных работ | 5 |
Слесарь сборщик | 4 |
Слесарь-электрик | 5 |
Токарь | 5 |
Электросварщик ручной сварки | 5 |
Шлифовщик | 4 |
Резчик металла | 4 |
Термист на установке ТВЧ | 5 |
Маляр | 4 |
Следующий вид обучения рабочих кадров, действующий на предприятии – переподготовка (переобучение) рабочих. Он организуется с целью освоении новых процессов высвобожденными рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, например, из-за сокращения численности рабочих мест, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребностей производства.
Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям – это обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью получения новой профессии с начальным либо более высоким уровнем квалификации. Это обучение рабочих организуется для расширения их профессионального профиля, повышения мобильности и приспосабливаемости к изменяющимся условиям труда, приобретение новых навыков. Этот вид обучения является актуальным в современных условиях. Обучение проводиться как на предприятии, так и в учебных центрах.
Повышение квалификации рабочих – это обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.
На предприятии повышение квалификации рабочих осуществляется по двум направлениям, а именно, повышение квалификации в учебных заведениях и непосредственно на предприятии. Повышение квалификации в учебных заведениях может проходить с отрывом от производства и без отрыва от производства.
В ОАО ”Саранскинструмент” предпочтение отдается повышению квалификации непосредственно на предприятии, так как выделяется мало средств для повышения квалификации в учебных заведениях.
Обучение рабочих по повышению квалификации непосредственно на предприятии осуществляется:
- на производственно-экономических курсах;
- на курсах целевого назначения;
- в школах передовых приемов и методов труда;
- на курсах бригадиров.
Производственно-экономические курсы создаются с целью углубления и расширения профессиональных и экономических знаний, умений и навыков рабочих для получения более высоких тарифных разрядов, в соответствии с требованиями производства. Комплектование учебной группы осуществляется, как правило, из рабочих одной или родственных профессий, близкой квалификации на основании заявления рабочих и рекомендаций руководителей цехов.
Продолжительность обучения устанавливается от 3 до 6 месяцев. На теоретический курс отводиться 70-210 часов, при этом на экономическое обучение должно отводиться от 20 до 30 процентов учебного времени.
Повышение квалификации рабочих на производственно-экономических курсах организуется тремя этапами:
I этап обучения – повышение квалификации на 3-й разряд.
II этап обучения – повышение квалификации на 4-5-й разряд.
III этап обучения – повышение квалификации на 6-й разряд.
Обучение на производственно-экономических курсах заканчивается сдачей квалификационного экзамена.
Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятии для изучения новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, прогрессивных форм организации труда, трудового законодательства, правил технической эксплуатации оборудования, техники безопасности и других вопросов.
Занятия проводятся в группах от 5 до 20 человек. Комплектование учебной группы осуществляется в соответствии с тематическим направлением курсов. Продолжительность обучения устанавливает предприятие, исходя из цели обучения, но в объеме не менее 20 часов. Обучение на курсах целевого назначения заканчивается сдачей экзаменов.
Школы передовых приемов и метода организации труда создаются в целях массового освоения рабочими передовых приемов и методов труда новаторов производства.
Обучаются в этих школах рабочие одной или смежных с ними профессий. Занятия проводятся в группах от 5 до 20 человек. Продолжительность занятий не менее 20 часов.
Обучение в школах включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые новаторами производства – руководителями школ, а также теоретические занятия, проводимые специалистами. При этом особое внимание уделяется экономическому обоснованию и эффективности изучаемых методов труда. Обучение в школах заканчивается итоговыми занятиями.
Изучение и обобщение передовых приемов труда осуществляется работниками служб научной организации труда, труда и заработанной платы, научно-технической информации и техническими бюро цехов. После этого составляется описание и передается в отдел кадров для организации изучения опыта в школах.
Курсы бригадиров создаются в целях повышения уровня знаний бригадиров, повышения эффективности производства и качества продукции, анализ работы бригады, управление коллективом в условиях перехода к рыночным отношениям, а также для подготовки резерва бригадиров производственных бригад из числа передовых, наиболее квалифицированных работников.
Численность группы от 3 до 10 человек. Продолжительность обучения на курсах не менее 36 часов, а при подготовке резерва бригадиров не менее 72 часов. Обучение на курсах бригадиров заканчивается сдачей зачетов или защитой рефератов.
Таким образом непосредственно на предприятии осуществляется:
- подготовка рабочих начального уровня квалификации по специальностям в соответствии с потребностями производства;
- переподготовка рабочих, переводимых на другие работы;
- последовательное повышение производственной квалификации рабочих предприятия;
- обучение смежным профессиям;
- повышение производственной квалификации руководителей и специалистов.
При анализе структуры обучения в ОАО „Саранскинструмент” было выявлено, что в 2002 году на предприятии было подготовлено 17 работников, повысило квалификацию 20 работников, из них 18 на предприятии и 2 в учебных центрах, обучено смежным профессиям 7 работников из них 1 на предприятии и 6 в учебных заведениях, переподготовлен на предприятии 1 работник.
2.3 Оценка экономической эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала
Оценка эффективности обучения является важным этапом процесса обучения персонала. Смысл такой оценки состоит в том, чтобы установить какую пользу от обучения работников получает организация, или выяснить, насколько одна форма обучения является более эффективной чем другая. Раз на учебу затрачены деньги следует точно знать, что же взамен сможет получить организация. Основная цель оценки эффективности обучения работников организации позволяет постоянно работать над повышением его качества, избавляясь от таких учебных программ и форм обучения, которые не оправдали возложенных на них ожиданий [23, c.142].
До середины 70-х годов ни отечественные, ни зарубежные экономисты практически не обращались к проблеме экономической эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Только с бурными темпами научно-технического прогресса возникла острая необходимость соразмерить постоянно увеличивающиеся затраты на профессиональную подготовку рабочей силы с экономическим эффектом, получаемым от этого роста [9,c.170].
В масштабе всего общественного производства рост эффективности труда проявляется в увеличении национального дохода, а по отношению к отдельному работнику - в повышении производительности его труда.
На индивидуальную производительность труда рабочего оказывает влияние ряд факторов, относящиеся к физическим и духовным способностям индивида: здоровье, возраст, стаж работы. Данное положение само по себе не вызывает сомнений, но это не все факторы, способствующие росту индивидуальной производительности труда при неизменных материальных условиях. У большинства рабочих производительность труда увеличивается по мере возрастания их профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Однако, в современных условиях необходима оценка и социально-экономической эффективности подготовки кадров. Возникает необходимость разработки новых методологических подходов, ограниченно учитывающих сложную взаимозависимость экономических и социальных показателей работника.
Экономические и социальные результаты внутренне взаимообусловлены, экономический результат всегда социально значим. Достижение высоких экономических показателей создает объективные возможности для более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей, предоставление же благоприятных условий для всестороннего развития работника повышает его стремление к активному и высокоэффективному труду.
Признание взаимосвязи экономического и социального эффектов выдвигает проблему определения способов оценки затрат и соответствующих результатов, уточнение их содержания, факторов, влияющих на рост эффективности. Важной задачей является выяснение принципиальной возможности количественного измерения, т.е. формализация показателей экономической и социальной эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
Повышение уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров ведет к росту эффективности производительности труда. Это заметно как на уровне отдельного рабочего, так и на уровне рабочих коллективов. В настоящее время имеется ряд методик определения влияния повышения квалификации на рост производительности.
Влияние повышения квалификации рабочих ОАО ”Саранскинструмент” на рост производительности труда можно определить по формуле (2.3)
где П – рост производительности труда вследствие повышения квалификации рабочих;
- средний разряд на начало и конец года;
И – разность между тарифными коэффициентами в том интервале, в котором происходит повышение тарифного разряда;
У – удельный вес рабочих, повысивших квалификацию, в общей численности промышленно-производственного персонала.
Произведем по формуле расчет повышения производительности труда за счет повышения квалификации рабочих в период с 2000 по 2002 год.
П2000г = (3,37-3,32)×0,3×12,6×100%=18,
П2001г = (3,41-3,37)×0,3× 7,9× 100%= 9,48%
П2002г = (3,45-3,41)×0,3×9,01×100%=10,
Из произведенных расчетов видно, что наибольшего роста производительности труда в связи с повышением квалификации предприятие достигло в 2000 году. Как нам кажется производительность повысилась из-за большего числа обучаемых работников, а их было 76 человек.
Рассчитаем по формуле(2.4) эффект воздействия обучения на повышение производительности труда и на качество продукции.
Э=П×N×V×K-N×З,