Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:32, курсовая работа
Обучение персонала ‐ это развитие профессиональных знаний, умений и навыков
сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь
определяются стратегией компании. Благополучная, стабильная организация думает о
своем будущем, готова вкладывать в него деньги.
В зависимости от целей и возможностей конкретной
1
Современные методы обучения персонала
Обучение персонала ‐ это развитие профессиональных знаний, умений и навыков
сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь
определяются стратегией компании. Благополучная, стабильная организация думает о
своем будущем, готова вкладывать в него деньги.
В зависимости от целей и возможностей конкретной организации обучение может быть
узкоспециальным (профессиональным) и корпоративным, проходить в форме лекций,
семинаров, тренингов. Сейчас модным стало дистанционное обучение через Интернет:
обучаемые выполняют задания и проходят тестирование на сайте обучающей
организации, после чего получают по почте официальный документ о квалификации.
Организовать учебный процесс можно по‐разному: привлечь специалистов и менеджеров
фирмы, пригласить внешних преподавателей, тренеров, экспертов. Компании обычно
используют смешанные формы обучения, а крупные организации создают собственные
учебные центры и корпоративные университеты.
Методы обучения персонала ‐ способы, при которых достигается овладение знаниями,
умениями, навыками обучающихся.
Профессиональное обучение ‐ процесс формирования у сотрудников организации
специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения.
1.2. Классификация методов обучения персонала
В современной быстро меняющейся рыночной среде компании могут добиться успеха
только в том случае, если им удастся поднять методы своей работы на качественно новый
уровень. Компания вынуждена работать гибко, создавая новые системы отношений как с
партнерами по бизнесу, так и со своими сотрудниками, вырабатывать адекватные
происходящим изменениям стратегии, пересматривать приоритеты в развитии
организации.
Решением проблемы профессионального обучения персонала занимаются отделы
профессионального обучения компаний. Крупные организации на Западе затрачивают на
эти цели до 10% фонда заработной платы. Эти средства рассматриваются не как досадные
дополнительные расходы, а как инвестиции, которые в будущем сулят немалую прибыль.
Поскольку важными характеристиками культуры компании являются уровень
образования персонала, его профессионализм и умение работать в команде, то
профессиональная подготовка и переподготовка персонала приобретает стратегическое
значение. Обучение персонала в таких условиях становится одним из главных ключей к
успеху, поскольку позволяет переходить к профессиональным технологиям, в том числе и
в области управления. Процесс модернизации знаний и навыков должен носить
постоянный характер, вот почему перед руководством компании встает задача создания
обучающейся организации, умеющей использовать, полученный в процессе своей
деятельности опыт, в целях корректировки методов работы для решения реальных
проблем компании.
Большинство современных методов обучения персонала, которые в настоящий момент
активно используются в России или только начинают использоваться, впервые появились
на Западе, поэтому и для успешной реализации тех или иных методов российские
специалисты перенимают опыт западных коллег, адаптируя технологию под российский
рынок.
В настоящее время все более активно начинают входить в российскую практику
современные методы обучения персонала, перекочевавшие с Запада. К числу таких
методов относятся: модульное обучение, дистанционное обучение, наставничество,
2
обучение действием, обучение в рабочих группах, метафорическая игра, обучение по
методу «Shadowing», обучение по методу «Secondment», обучение по методу
«buddying».
О распространенности тех или иных методов обучения в России и на Западе
свидетельствуют статистические данные:
Российские компании:
‐ Модульное обучение – 83%
‐ Дистанционное обучение – 37%
‐ Наставничество – 78%
‐ Рабочие группы – 60%
‐ Метафорическая игра – 45%
‐ Обучение методом «shadowing» (1) – 1%
‐ Обучение методом «secondment» (2)– 1%
‐ Обучение методом «buddying» (3) – 5%
‐ Обучение действием – 56 %
Западные компании:
‐ Модульное обучение – 81%
‐ Дистанционное обучение – 54%
‐ Наставничество – 72%
‐ Рабочие группы – 65%
‐ Метафорическая игра – 15%
‐ Обучение методом «shadowing» (1) – 71%
‐ Обучение методом «secondment» (2)– 65%
‐ Обучение методом «buddying» (3) – 85%
‐ Обучение действием – 70%
Критерии деления методов на группы
Цели обучения образуют основу для создания детальной учебной программы, само
содержание которой зависит от количества и вида учебных целей. Выяснение целей
обучения дает возможность ответить на следующие вопросы: когда и в течение, какого
периода проводится обучение? Каков наиболее подходящий метод обучения? Кто может
предложить наиболее оптимальное содержание курсов и, таким образом, обеспечить
обучение? Где его лучше проводить? При этом не следует забывать о личностных
характеристиках сотрудника, которого предполагается обучать.
Таким образом, хорошее обучение требует индивидуального подхода к потребностям
каждого сотрудника. Любой метод имеет свои преимущества и недостатки. Это
необходимо учитывать при составлении программы обучения.
К выбору метода обучения нужно подходить дифференцированно ‐ обучающие
программы отличаются и по уровню сложности, и по стоимости, и по времени
прохождения, и по длительности воздействия.
Методы, классифицируются на:
1) пассивные и активные ‐ различаются по степени активности, которую проявляют
обучающиеся. Например, лекция, во время которой слушатель может дремать,
заниматься своими делами, или деловая игра, требующая участия всех;
2) индивидуальные и групповые ‐ при индивидуальном методе обучения. проявляется
возможность полностью сосредоточиться на конкретных знаниях и умениях одного
человека; профессиональное обучение и переобучение незанятых граждан и
безработных; групповое обучение требует соответственно меньше и финансовых затрат.
3
3) без и с отрывом от производства – методы обучения без отрыва от производства
интегрированы с самим производственным процессом немедленно применяются на
практике.
Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. И главным критерием при выборе
того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения
каждого конкретного работника.
По видам обучение делится на: подготовку новых работников, переподготовку,
повышение квалификации, развитие компетенции. По формам обучение бывает:
групповое и индивидуальное обучение. По длительности можно выделить долгосрочное
и краткосрочное обучение.
Также методы обучения персонала можно разделить на две группы:
‐ обучение на рабочем месте: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места,
направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, метод делегирования
ответственности и другие методы;
‐ обучение вне рабочего места: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор
конкретных производственных ситуаций, проведение конференций и семинаров,
формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества и другие методы.
Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах
организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут
дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с
обучением в других организациях или учебных заведениях.
Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью,
непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет,
как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь
изученного.
Методы обучения вне рабочего места дают учащемуся возможность абстрагироваться от
сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения.
Такое обучение способствует формированию принципиально новых поведенческих и
профессиональных компетенций.
Хотя развитие техники в перспективе будет оказывать все большее влияние на процессы
обучения, оно вряд ли сможет полностью исключить личные контакты человека с
человеком. Это еще раз подчеркивает важность роли руководства в процессе подготовки
персонала.
Методы обучения также можно разделить на традиционные и активные. Разделить
методы обучения однозначно на активные и неактивные непросто. Некоторые из них
являются переходными к практическим занятиям и самостоятельной работе. Бесспорно, к
активным методам обучения можно отнести разбор конкретных ситуаций, занятия‐
дискуссии по проблемам предприятия, а также учебно‐практические конференции по
обмену опытом. Разновидностями активных методов обучения со специальными
возможностями формирования и развития социально‐психологических качеств являются
ролевой разбор конкретной ситуации (инсценировка) и методы социально‐
психологического тренинга.
Традиционные методы обучения персонала
К традиционным методам относятся лекции, семинары и самостоятельное обучение,
например просмотр учебных видеофильмов. Эти методы являются преобладающими при
передаче и закреплении знаний. Несмотря на то, что традиционные методы преобладают
и сегодня, они имеют ряд недостатков: не позволяют учитывать разный уровень знаний,
не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения материала.
4
1. Лекция
Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального
обучения. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема
учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течение
одного занятия, сделать необходимые акценты. Ограниченность лекций как средства
профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными
участниками происходящего. В результате практически отсутствует обратная связь,
инструктор не контролирует степень усвояемости материала и не может внести
коррективы в ход обучения.
При использовании лекционного метода подачи материала преподаватель устно
передает информацию группе, размер которой может колебаться от нескольких человек
до нескольких сот и даже тысяч человек. При этом преподаватель может применять
и наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты, показ слайдов и
видеофильмов.
Лекции позволяют преподавателю за короткое время передать большой объем
информации и ответить на дополнительные вопросы. Современные лекции отличаются от
тех, которые раньше читали в институтах. Сейчас чаще обращаются к интерактивному
общению ‐ проводят групповые дискуссии по рассматриваемой проблеме, предлагают
решить практические задачи. Используют много наглядных пособий, таких как слайды,
раздаточные материалы с основным содержанием курса и заданиями, актуальные статьи
по теме.
Лекционный метод не свободен от ряда недостатков даже в том случае, если лектор
самую высокую квалификацию. Коммуникация во время лекционных занятий в основном
является односторонней, и исключение составляют лишь ситуации, когда лектор отвечает
на вопросы слушателей. В основном обучающие слушают, смотрят и, если не доверяют
своей памяти, конспектируют за лектором, практически не имея возможностей обратной
связи, практики или контроля правильности понимания изложенного материала.
Усвоение лекционного материала в значительной степени зависит от характеристик
изучаемого материала (трех «С» ‐ содержания, сложности, структурированности)
и от того, насколько широко во время лекции используются наглядные средства.
Перенос знаний, полученных в ходе лекции, в практику зависит от того, насколько оно
ориентированно на практику. Лекция не позволяет учитывать разный уровень знаний,
профессионального опыта и способностей обучаемых, и темп предъявления материала
определяется преподавателем для группы в целом. Несмотря на эти недостатки, лекции
остаются наиболее часто используемым методом, поскольку это:
‐ самый «привычный» метод подачи материала;
‐ далеко не все преподаватели владеют другими методами подачи материала (в
частности, методами активного обучения).
Эффективность обучения при лекционной подаче материала определяется целым рядом
факторов: личностными особенностями преподавателя, его эрудицией, умением вызвать
интерес к изучаемой теме, способностью ясно и четко изложить материал и др. Большое
значение имеет и обеспеченность обучаемых учебной литературой, методическими
материалами (это учебные и методические пособия, опорные схемы лекций, раздаточные
материалы им т.п.)
Преимущества лекционной подачи материала:
‐ Лектор полностью контролирует содержание и последовательность подачи
материала. Хорошие возможности во время лекции оперативно изменить
5
последовательность полноту раскрытия тем (или отдельных вопросов), темп изложения
материала в зависимости от реакции слушателей, или от их уровня квалификации;
‐ Возможность охвата большой аудитории;
‐ Относительно низкие финансовые затраты на одного обучающегося (особенно при
условии большого числа слушателей).
Недостатки лекционной подачи материала:
‐ Низкая активность слушателей, невозможность получения обратной связи снижают
эффективность усвоения учебного материала.
‐ Невозможность учета различий в образовательном уровне и профессиональном
опыте слушателей.
‐ Высокие требования к мастерству лектора. Далеко не каждый преподаватель всегда
эмоционально разнообразен и способен добиться высокого уровня внимания