Формы и методы обучения персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Обучение персонала ‐ это развитие профессиональных знаний, умений и навыков
сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь
определяются стратегией компании. Благополучная, стабильная организация думает о
своем будущем, готова вкладывать в него деньги.
В зависимости от целей и возможностей конкретной

Файлы: 1 файл

формы и методы обучения персонала.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

18

бумаги (корреспонденцию, докладные записки, отчеты, факсы, телефонограммы и т.д.),

предприняв по ним определенные действия. Кроме того, он получает всю необходимую

информацию об организации и о руководителе, от лица которого ему приходится

выступать. Упражнение можно усложнить, включив в него телефонные звонки, визиты

разных людей, незапланированные встречи, экстренные ситуации и т.п.

В ходе самостоятельной работы слушатель должен проанализировать каждый документ,

упорядочить всю предложенную информацию, выявить наиболее острые проблемы,

установить, какая информация является наиболее существенной, и на основе этого

анализа принять решения по предложенным материалам и подготовить соответствующие

документы (приказы, распоряжения, письма, служебные или докладные записки и пр.)

для решения поставленных проблем.

Как правило, в рамках этого метода с деловыми бумагами работают индивидуально,

но можно организовать взаимодействие обучающихся, раздав им разные пакеты

документов и дав соответствующие инструкции.

Возможности данного метода: он развивает способность к анализу, систематизации

и отбору наиболее важных факторов и их классификации с учетом важности и срочности,

к формулированию путей решения разных проблем.

Преимущества метода: высокий уровень мотивации участников и высокая

их включенность в решение поставленных задач. Баскет‐метод позволяет оценить

способность кандидата к работе с информацией, к ее распределению по степени

важности, срочности, приоритетности и умение принимать решения на основе

имеющейся информации.

18. Ротация

Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник

временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков.

Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников

поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями.

Преимущества метода ротация:

‐ Оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника;

‐ Помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными

производственными функциями;

‐ Расширяет социальные контакты на рабочем месте.

19. Обучение по методу Shadowing

Данный метод обучения сейчас активно используется на Западе, а именно в

Великобритании (его активно применяют 71% английских компаний). Дословный перевод

этого термина – «бытие тенью». Использовать такую форму обучения можно для всех

уровней персонала

Схема работы очень проста. Например, молодого сотрудника решили повысить в

должности до уровня линейного руководителя. Компания предоставляет ему

возможность около двух дней (не меньше) побыть «тенью» действующего руководителя.

В роли «тени» такой сотрудник наблюдает и фиксирует моменты, в течение всего

времени работы. Таким образом, сотрудник становится свидетелем «двух дней из жизни

менеджера», получает информацию о том, какие особенности есть у выбранной им

карьеры, каких знаний и навыков ему не хватает, какие задачи ему предстоит решать.

После проведенной работы с сотрудником проводится дополнительное интервью о тех

выводах, которые он для себя сделал.

19

Этот метод можно использовать, если вы хотите переквалифицироваться на другую

специальность. Таким образом, менеджер по персоналу одной крупной компании

решила переквалифицироваться на маркетолога. У нее была возможность побыть

«тенью» такого специалиста, и двух дней хватило на то, чтобы определиться в выбранной

профессии.

Данную форму обучения можно использовать в процессе адаптации новых сотрудников.

Например, в течение двух дней такой сотрудник становится «тенью» успешного

специалиста и погружается в изучение всего процесса работы. Применяя shadoiwng

можно улучшить интеграцию внутри компании и повысить согласованность действий

между специалистами различных подразделений.

В России метод shadowing сейчас активно применяется в аудиторских компаниях.

Преимущества применения метода Shadowing:

‐ Простота и экономичность;

‐ Убыстряется процесс адаптации сотрудника к новому виду деятельности;

‐ Компания улучшает свой имидж посредством демонстрацию своей активной

позиции по развитию персонала;

‐ У сотрудника появляется возможность погрузиться в «реальную» обстановку.

20. Обучение по методу Secondment

Данный метод также активно используется в английских компаниях. Дословный перевод

термина «secondment» – командирование. Такая форма является разновидностью

ротации персонала, при которой сотрудника «командируют» на другое место работы (в

другой департамент, отдел или подразделение) на время, а потом он возвращается к

своим прежним обязанностям. Особенно этот метод приветствуют компании с плоской

структурой, где ограничены возможности продвижения сотрудников и, как следствие,

развитие у них дополнительных навыков.

Временное перемещение сотрудников может быть как краткосрочным (около 100 часов

рабочего времени), так и более длительным (до года). Secondment – это метод развития

персонала, в результате которого сотрудники осваивают новые навыки и приобретают

новые знания.

Метод «secondment» практически не известен в нашей стране, соответственно нет точных

данных о его эффективности в рамках российских компаний, не отработан механизм

замещения сотрудника или группы, отправляемых в командировку.

Преимущества применения метода Secondment

‐ Личностное развитие сотрудников;

‐ Укрепление командной работы;

‐ Улучшение навыков межличностного общения.

21. Обучение по методу «buddying»

Суть метода заключается в том, что за специалистом закрепляется «buddy», партнер. Его

задача – предоставлять постоянную обратную связь о действиях и решениях того

сотрудника, за кем он закреплен. Согласитесь, в рабочей ситуации, в спешке иногда

сложно отследить насколько профессионально и грамотно ты решаешь те или иные

ситуации. Иногда бывает очень полезно взглянуть на свои действия и реакции со стороны,

«buddy» предоставляет такую возможность. Метод buddying основан на предоставлении

информации или объективной и честной обратной связи при выполнении задач в первую

очередь, связанных с освоением новых навыков, во вторую очередь связанных с

выполнением текущих профессиональных обязанностей.

20

От наставничества или коучинга buddying отличает то, что его участники абсолютно

равноправны. В такой форме работы нет «старшего» и «младшего», наставника и

подопечного, коуча и «коучуемого», обучающегося и обучаемого.

Обратную связь можно предоставлять после совещаний, планерок, дискуссий,

телефонных переговоров. Конечно, прежде чем приступить к такому методу необходимо

обучить сотрудников давать объективную обратную связь, делать выводы и грамотно

предоставлять информацию. Обращаю ваше внимание на то, что такая система требует

постоянного контроля со стороны службы персонала.

Несмотря на то, что метод «buddying» сравнительно недавно появился на российском

рынке, он стал широко применяться в компаниях, где адаптация сотрудников

предполагает закрепление «наставника»

Преимущества применения метода Buddying:

‐ Возможность сотруднику получить объективную информацию о своей работе;

‐ Возможность сотрудника наметить точки личностного и профессионального

роста, а также увидеть недостатки и исправить их;

‐ Создать интерактивное общение, улучшить навыки межличностного

взаимодействия.

В современной практике обучения персонала существует огромное множество различных

методов обучения. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

При планировании обучения в каждой конкретной организации необходимо учитывать

множество факторов, чтобы грамотно составить программу обучения и развития.

Выбор метода обучения зависит от конкретной цели: получить новые знания,

сформировать умения, выработать установку на уровне мышления, ценностей. Если

говорить о достижении этих целей в комплексе, то необходимо использовать несколько

методов обучения.

В настоящий момент очень популярны активные методы обучения персонала, при

которых большое внимание уделяется именно практической основе передаваемых

слушателям знаний, навыков и умений. В настоящее время распространены: тренинги,

программированное обучение, групповые обсуждения, деловые и ролевые игры, кейсы

Активные методы обучения включают в себя любые способы, приемы, инструменты

разработки, проведения и совершенствования процесса обучения чему‐либо, которые

отвечают следующим требованиям:

‐ приоритет характеристик, запросов, особенностей обучающихся в разработке и

организации процесса обучения;

‐ сотрудничество обучающихся и преподавателя (в данном смысле ‐ инструктора,

координатора обучения) в планировании и реализации всех этапов процесса обучения (от

определения учебных целей до оценки степени их достижения);

‐ активное, творческое, инициативное участие обучающихся в процессе получения

необходимого им результата обучения;

‐ максимальная приближенность результатов обучения к сфере практической

деятельности обучающихся; пригодность результатов к практическому внедрению,

развитию и совершенствованию после окончания обучения;

‐ развитие ‐ наряду со специфическими изучаемыми навыками ‐ приемов

эффективного обучения.__



Информация о работе Формы и методы обучения персонала