Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Сибирский институт управления (филиал)
Кафедра Управления персоналом
Курсовая работа
По дисциплине: «Система работы
с персоналом в организации»
Тема: « Методы и формы обучения
персонала на примере ООО «Огнещит» »
Выполнил (а): студент гр.09302
Кодолова Ольга Викторовна
Проверила:
Профессор кафедры, канд. филос.
наук, профессор
Аверченко Любовь Кузьминична
Новосибирск 2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения
методов и форм обучения персонала.
- Понятие и сущность обучения
персонала…………………………...…..5
Основные методы
и формы обучения…………………………………....8
- Особенности обучения различных
категорий работников…………….15
Глава 2. Анализ применяемых
методов и форм обучения персонала в деятельности
предприятия ООО «Огнещит»
2.1. Характеристика организации
ООО «Огнещит»…………………………..19
2.2. Анализ применяемых методов
и форм обучения персонала в ООО «Огнещит»………………………………………………………………………..22
2.3. Разработка рекомендаций
по совершенствованию методов и форм обучения
персонала в ООО «Огнещит»………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемых источников
и литературы……………………………..31
Введение
Обучение персонала - это развитие профессиональных
знаний, умений и навыков сотрудников
исходя из целей развития соответствующих
подразделений, которые в свою очередь
привязаны к стратегии компании. Обучение
может быть разным по форме, содержанию
и способу организации. Все это зависит
от конкретных целей, временных и финансовых
ресурсов.
Профессиональное обучение
определяется как процесс подготовки
персонала организации к успешному выполнению
стоящих перед ним задач, совершенствование
стандартных компетенций. Вместе с тем
современное профессиональное обучение
ориентируется не только на задачи сегодняшнего
дня, но и на будущие потребности организации.
Профессиональное обучение является важнейшей
частью профессионального развития персонала.
Обучение призвано подготовить
персонал к правильному решению более
широкого круга задач и обеспечить высокий
уровень эффективности в работе. При этом
оно позволяет не только повышать уровень
знаний работников и вырабатывать требуемые
профессиональные навыки, но и формировать
у них такую систему ценностей и установок,
которая соответствует сегодняшним реалиям
и поддерживает рыночную организационную
стратегию.
Последние годы вопрос о профессиональном
обучении персонала организаций является
очень актуальным. Это связано с тем, что
работа в условиях рынка предъявляет высокие
требования к уровню квалификации персонала,
знаниям и навыкам сотрудников. Те знания
и навыки, которые помогали персоналу
успешно работать вчера, сегодня теряют
свою действенность, а завтра станут вообще
неактуальными. Очень быстро изменяются
как внешние условия, так и внутренние
условия функционирования предприятий,
что объективно ставит большинство компаний
перед необходимостью подготовки персонала
к сегодняшним и завтрашним изменениям.
Целью курсовой работы является разработка
рекомендаций по совершенствованию методов
и форм обучения персонала в ООО «Огнещит»
на основе анализа существующей системы.
Указанная цель достигается решением
следующих задач:
- изучение понятия и сущности обучения
персонала;
- изучение теоретических основ методов
и форм обучения персонала;
- изучение особенности обучения различных
категорий работников;
- проведение анализа применяемых
методов и форм обучения персонала в ООО
«Огнещит»;
- разработка рекомендаций по
совершенствованию методов и
форм обучения персонала в
ООО «Огнещит»;
Предметом исследования являются мероприятия по совершенствованию
методов и форм обучения персонала
в ООО «Огнещит».
Объектом являются методы и
формы обучения персонала, а базой исследования
выступает ООО «Огнещит».
В ходе решения поставленных
задач необходимо применить методы работы
с информацией, опрос, наблюдения, сравнения.
Информационной базой для написания
работы являлись внутренние документы
компании, результаты проведенных опросов
персонала, литературные источники и нормативные
акты. Теоретической базой являлись работы
таких авторов, как Базаров Т.Ю., Спивак
В.А., Кибанов А.Я. и др.
Глава 1. Теоретические основы изучения
методов и форм обучения персонала
- Понятие и сущность обучения
персонала
Обучение — целенаправленный
процесс двусторонней деятельности педагога
и учащегося по передаче и усвоению знаний.
Образование — процесс и результат
усвоения систематизированных знаний,
умений, навыков и способов поведения,
необходимых для подготовки человека
к жизни и труду.
Профессиональное образование
— это одно из звеньев единой системы
непрерывного образования, а как результат
— подготовленность человека к определенному
виду трудовой деятельности, профессии,
подтвержденная документом (аттестатом,
дипломом, свидетельством) об окончании
соответствующего учебного заведения.
Предметом обучения являются:
знания, умения, навыки, способы общения.
Обучение персонала — целенаправленно
организованный, планомерно и систематически
осуществляемый процесс овладения знаниями,
умениями, навыками и способами общения
под руководством опытных преподавателей,
наставников, специалистов, руководителей.1
Следует различать три вида
обучения. Подготовка кадров — планомерное
и организованное обучение и выпуск квалифицированных
кадров для всех областей человеческой
деятельности, владеющих совокупностью
специальных знаний, умений, навыков и
способами общения. Повышение квалификации
кадров — обучение кадров с целью усовершенствования
знаний, умений, навыков и способов общения
в связи с ростом требований к профессии
или повышением в должности. Переподготовка
кадров — обучение кадров с целью освоения
новых знаний, умений, навыков и способов
общения в связи с овладением новой профессией
или изменившимися требованиями к содержанию
и результатам труда. Цели обучения персонала:
повышение квалификации – получение
дополнительных знаний и навыков;
обеспечение кадрового резерва
– подготовка будущих руководителей;
формирование в процессе обучения
навыков использования принципов, мотивирующие
организацию труда;
расширение инновационного
потенциала сотрудников, обеспе6чение взаимозаменяемости сотрудников на различных рабочих местах;
обеспечение повышения идентификации
сотрудников со своей организацией.2
Получить
высокие результаты в управлении организацией
можно только в том случае, если люди, которыми
вы руководите, обладают знаниями, умениями
и соответствующим настроем, необходимым
для того, чтобы их усилия были эффективными
и результативными. Когда подходящие люди
приняты на работу, обучение становится
основным фактором, обеспечивающим развитие
их умений, навыков и установок, необходимых
для хорошего выполнения работы. Для организации
процесса обучения можно применять так
называемую модель обучения (Рис. 1).
Рис. 1. Модель систематического
обучения.
Образовательный процесс направлен
на решение трех задач: образовательной,
воспитательной и развивающей. Именно
наличие трех задач образовательного
процесса позволяет определить его цели.
Рассмотрим каждую из задач в отдельности.
Образовательная задача процесса
обучения представляет собой ориентацию
на усвоение обучающимся знаний, умений
и навыков. В соответствии с этой задачей
определяется, чему именно будет обучен
персонал. Образовательный процесс может
преследовать только одну цель – получение
и усвоение знаний, навыков и умений. Для
этой задачи решающую роль играет использование
двух процессов: учебного и самообразовательного.
Исключение любого из них может значительно
снизить качество обучения.
Воспитательная задача ориентирована
на развитие у обучающегося определенных
личных качеств и черт характера. В организациях
эта задача может быть реализована для
достижения самых различных целей, например,
увеличения лояльности персонала, улучшения
психологического климата путем снижения
конфликтности работников и многих других.
Развивающая задача – ориентация
учебного процесса на потенциальные возможности
человека и на их реализацию. В концепции
развивающего обучения обучающийся рассматривается
не как объект обучающих воздействий учителя,
а как самоизменяющийся объект учения.
Повышение качества человеческих
ресурсов – это сложное понятие, включающее
в себя два основных элемента: получение
персоналом основных знаний, умений и
навыков, а также развитие качеств, необходимых
для более эффективного выполнения своих
должностных обязанностей.
Основные методы
и формы обучения
При выборе методов обучения
организация должна, прежде всего, руководствоваться
эффективностью их воздействия на конкретную
группу обучающихся. Таких принципов четыре:
- актуальность – то, о
чем говорится во время обучения,
должно иметь отношение к профессиональной
или частной жизни обучающегося;
- участие - обучающиеся должны
активно участвовать в учебном
процессе и непосредственно использовать
новые знания и навыки уж
в входе обучения;
- повторение - помогает закрепить
в памяти новый материал и
превращает приобретенные навыки
в привычку;
- обратная связь - обучающимся
нужно постоянно предоставлять
информацию о том, насколько они продвинулись
вперед. Наличие такой информации позволяет
им скорректировать свое поведение для
достижения более высоких результатов.
Классификация видов обучения по различным
признакам приведена в таблице 1. 3
Таблица 1 – Виды обучения персонала.
Классификационный признак |
Виды обучения в соответствии
с классификационным признаком |
1 |
2 |
В зависимости от участников
процесса обучения: |
внутреннее – готовится и проводится
работниками предприятия;
внешнее – готовится и проводится
с привлечением внешних специалистов;
самообучение – готовится и
проводится работником самостоятельно.
|
В зависимости от совмещения
учебного процесса и работы на предприятии: |
с отрывом от производства –
во время прохождения обучения работник
освобождается от своих обязанностей;
без отрыва от производства
|
В зависимости от целевого назначения: |
первичная подготовка – обучение
работника без образования в первый раз;
переподготовка – обучение
работника, имеющего образование, новой
специальности (профессии);
повышение квалификации – получение
работником новых знаний, умений и формирование
у него новых навыков в рамках своей профессии,
специальности;
адаптационное обучение – обучение
работника с целью профессиональной, социальной
адаптации на предприятии. |
В зависимости от времени обучения: |
краткосрочное – обучение в
течении не более 5 дней, время активного
восприятия информации до 40 часов;
среднесрочное – обучение в
течение не более 6 месяцев;
долгосрочное – обучение более
6 месяцев. |
В зависимости от количества
обучаемых: |
индивидуальное;
групповое. |