Методы и формы обучения персонала на примере ООО «Огнещит»
Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 17:08, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию методов и форм обучения персонала в ООО «Огнещит» на основе анализа существующей системы. Указанная цель достигается решением следующих задач: - изучение понятия и сущности обучения персонала; - изучение теоретических основ методов и форм обучения персонала; - изучение особенности обучения различных категорий работников;
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы изучения методов и форм обучения персонала. Понятие и сущность обучения персонала…………………………...…..5 Основные методы и формы обучения…………………………………....8 Особенности обучения различных категорий работников…………….15 Глава 2. Анализ применяемых методов и форм обучения персонала в деятельности предприятия ООО «Огнещит» 2.1. Характеристика организации ООО «Огнещит»…………………………..19 2.2. Анализ применяемых методов и форм обучения персонала в ООО «Огнещит»………………………………………………………………………..22 2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию методов и форм обучения персонала в ООО «Огнещит»………………………………………..25 Заключение……………………………………………………………………….29 Список используемых источников и литературы……………………………..31
При формировании группы на
обучение, уровень готовности восприимчивости
к обучению и качественный состав обучаемых
должен быть равным, что практически невозможно
при организации курсов на производстве.
Как правило, формируемые группы разновозрастные.
Задача специалистов отдела
подготовки кадров при обучении выявить
психофизиологические особенности, потребность
обучения, а так же будет ли результат
после обучения качественно-эффективным.
Итак, обучение персонала —
целенаправленно организованный, планомерно
и систематически осуществляемый процесс
овладения знаниями, умениями, навыками
и способами общения под руководством
опытных преподавателей, наставников,
специалистов, руководителей. Применяются
следующие формы обучения - демонстрация,
наставничество, коучинг, планомерное
приобретение опыта через ротации.
При выборе методов обучения
организация должна, прежде всего, руководствоваться
эффективностью их воздействия на конкретную
группу обучающихся. Таких принципов четыре:
актуальность, обратная связь, участие,
повторение.
Если организация хочет выжить,
обучение должно стать существенной составляющей
ее политики;
Глава 2. Анализ применяемых
методов и форм обучения персонала в деятельности
предприятия ООО «Огнещит»
2.1. Характеристика организации
ООО «Огнещит»
Общество с ограниченной ответственностью
«Огнещит» - это крупное, оснащенное современной
техникой предприятие, занимающееся изготовлением
монтажем противопожарных светопрозрачных
конструкций.
Производственная фирма создана
в виде Общества с ограниченной ответственностью,
что отразилось на организационной структуре
предприятия. В соответствии с ГК ООО «Огнещит»
полностью соответствует занимаемому
им статусу юридического лица, имеет собственный
юридический адрес, обладает персональным
уставом, имеет расчетный счет в банке,
гербовую печать фирмы, несет ответственностью
по обязательствам общества, имеет право
выступать истцом и ответчиком в суде.
В ООО «Огнещит» - линейно-функциональная
организационная структура, соблюдается
принцип единоначалия (иерархическое
подчинение), то есть у каждого работника
есть один непосредственный начальник.
При такой структуре руководители
функциональных подразделений специализируются
в определенной области и отвечают за
реализацию соответствующих функций,
дают непосредственные распоряжения производственным
подразделениям по вопросам, находящимся
в их компетенции. Основные преимущества
данной структуры - прямое воздействие
специалиста на производство, высокий
уровень специализации управления, глубокая
разработка и обоснование принимаемых
решений. Такая структура обеспечивает
развитие специализации управленческой
деятельности, сохраняя при этом авторитет
линейных руководителей, отвечающих за
результаты производства.
Компания руководствуется такими
принципами как:
- честность и правдивость - фундамент
гармоничных отношений в делах;
- верность своему слову;
- реальная оценка своих возможностей
и настойчивость в достижении намеченных
целей;
- высокое качество продукции
- визитная карточка предприятия;
- для того чтобы быть высоколиквидными
и конкурентоспособными, необходимо первостепенное
внимание направлять к более новому, качественному
и пользующемуся спросом.
Компания ООО «Огнещит» специализируется
на производстве светопрозрачных противопожарных
(огнестойких, огнезащитных) конструкций.
На сегодняшний день портфолио компании
насчитывает десятки крупных административных,
общественных и производственных объектов
по всей России. Свою продукцию компания
производит из высококачественных отечественных
и европейских комплектующих, что гарантирует
высокое качество конечной продукции.
В фирме существует гибкий подход к сотрудничеству.
Несмотря на то, что приоритеты на предприятии
всегда отдавались крупным заказчикам,
более стабильным, фирма готова сотрудничать
со всеми желающими приобрести любое количество
своей продукции. С каждым партнером составляются
индивидуальные договоры, действует система
скидок - это скидки от объемов заказа
и сроков их оплаты. Сотрудники фирмы очень
внимательно относятся к каждому клиенту,
проводят скрупулезную работу по подбору
и оформлению заказа, возможны консультации
клиента, а также доставки, если это необходимо.
Что касается персонала фирмы,
то в ООО «Огнещит» сложился стабильный
коллектив. Следует отметить, что на фирме
конфликты происходят довольно редко,
но все же если они случаются, то касаются
в основном рабочих вопросов и каких-либо
разногласий по ним.
Все руководители (генеральный
директор, заместитель генерального директора,
директор по работе с персоналом, заместитель
технического директора) имеют высшее
образование, многие из них начинали работать
на рабочих должностях, прошли все ступени
роста, и сейчас возглавляют все основные
службы. На фирме работают и люди с незаконченным
высшим, средним, незаконченным средним,
средним специальным образованием. Состав
персонала - смешанный, здесь работают
как молодые кадры так и люди среднего
возраста, имеющие длительный стаж в области
производства. Возраст персонала колеблется
от 23 до 50 лет, и свыше 50. Персонал в основном
состоит из мужчин.
Перечень работ выполняемых
структурными подразделениями предприятия,
а также анализ структуры управления отражены
в Таблице 3 и 4.
Таблица 3. Перечень работ выполняемых
структурными подразделениями.
Вид работ по положению
Фактически выполняемая работа
Периодичность выполнения
Сырьевой отдел
Закупка сырья
регулярно
Отдел сбыта и ВЭС
Продажа готовой продукции
регулярно
Отдел снабжения
Обеспечение фирмы материально-техническими
материалами и хим. материалами
регулярно
Служба технического обеспечения
Техническое обеспечение работы
регулярно
Таблица 4. Анализ структуры
управления
Должность руководителя
Кому подчиняется
Имеет количество подчиненных
Основание для подразделения
подразделений
исполнителей
Зам.директора по материально-техническому
обеспечению
Директор по материально-техническому
обеспечению
3
25
Распоряжения, приказы
Начальник цеха
Зам.по производству
1
45
Начальник участка
Генеральный директор
1
8
Начальник службы энергообеспечения
Зам.технического директора
3
19
Мастер отделочного цеха
Начальник отделочного цеха
смена
10/15
Отбор и изучение кандидатов
на работу осуществляет отдел кадров,
который взаимодействует с подразделениями,
службами и цехами предприятия. Прием
на работу осуществляется на конкурсной
основе. Общий срок конкурса не превышает
одного месяца.
При отборе кандидатов при приеме
на работу предпочтение отдается человеку,
имеющему наилучшую квалификацию, а также
образование, уровень его профессиональных
навыков, опыт, личные качества.
При отборе на руководящую должность
не последнюю роль играет совместимость
кандидата с вышестоящими начальниками
и его подчиненными.
Высокие результаты работы,
приверженность принципам корпоративного
единства поощряются в компании премиями.
Кадровая политика компании занимает
важное место в политике организации.
Она продуманна и стратегически ориентирована.
У сотрудников есть уверенность в завтрашнем
дне, что уже стимулирует их работать более
плодотворно.
2.2. Анализ применяемых методов
и форм обучения персонала в ООО «Огнещит»
В компании был проведен анализ
организационных потребностей, в результате
которого было выяснено, что система обучения
персонала должна быть направлена на решение
следующих основных задач:
- подготовка персонала к выполнению
новых задач;
- систематическое обновление
знаний работников;
- повышение профессиональной
культуры персонала;
- подготовка сотрудников к
карьерному росту.
В ООО «Огнещит» с целью систематизации действий
и процедур, направленных на обучение
персонала, были разработаны все локальные
нормативные документы: Стандарт по подготовке
кадров, приказ о его утверждении, планы
и программы обучения. В стандарте четко
прописаны цели, задачи и направления
развития персонала, основные виды обучения,
использующиеся в компании, порядок взаимодействия
структурных подразделений, ответственность,
полномочия и обязанности сотрудников
при организации обучения персонала.
Руководством ООО «Огнещит»
созданы программы, обеспечивающие развитие
потенциала компании, разработаны основные
направления деятельности отдела персонала,
равно как и структурирована работа иных
подразделений организации.
В «Огнещит» ведущие роли занимают
две концепции, которые применяются в
равной степени. Концепцию специализированного
обучения используют, когда обучение нужно
здесь и сейчас или на короткий промежуток
времени.
Также и используют концепцию
многопрофильного обучения, что позволяет
повысить внутрипроизводственную мобильность.
В ООО «Огнещит» наиболее распространенным
является обучение на рабочем месте, когда
опытного работника просят взять шефство
над новичком и на реальных примерах показать
ему, как следует выполнять ту или иную
работу.
Место обучения – это место
работы.
Методы обучения на рабочем
месте, используемые в ООО «Огнещит»:
Инструктаж. Инструктаж является, как правило,
непродолжительным, ориентированным на
освоение конкретных операций или процедур,
входящих в круг профессиональных обязанностей
обучающегося. Инструктаж на рабочем месте
является недорогим и эффективным средством развития простых
технических навыков, поэтому он столь
широко используется в организации.
Ротация. Ротация широко применяется на предприятии, так как от работников требуется
поливалентная квалификации, то есть владение несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями. Такой метод позволяет обеспечить взаимозаменяемость работников и избежать кризисных ситуаций в случае болезней, увольнений, внезапного увеличения объема работ.
Делегирование. Передача сотрудникам четко
очерченной области задач с полномочиями
принятия решения по оговоренному кругу
вопросов. При этом менеджер обучает подчиненных
в ходе выполнения работы. Особенно эффективно,
с точки зрения мотивации, на 2-3 году работы
сотрудника на конкретном рабочем месте.
Метод усложняющих заданий. Специальная программа рабочих
действий, выстроенная по степени их важности,
расширения объема задания и повышения
сложности. Заключительная ступень –
самостоятельное выполнение задания.
Ученичество и наставничество. Наставничество требует особой
подготовки и склада характера от наставника.
К другим часто используемым
методам обучения в организации относятся:
Чтение лекции.
Лекционный метод опирается
на деятельность инструктора, представляющего
стажерам информацию, и является одной
из наименее дорогих форм обучения, потому
что связана с небольшими издержками для
организации и может использоваться при
большом контингенте обучающих. Этот метод
не предоставляет возможностей для практики
и обратной связи, оценки результатов
обучения, использующего метод лекций,
показали, что с его помощью можно обеспечить,
по крайне мере, средний уровень эффективности.