Методы и формы обучения персонала на примере ООО «Огнещит»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию методов и форм обучения персонала в ООО «Огнещит» на основе анализа существующей системы.
Указанная цель достигается решением следующих задач:
- изучение понятия и сущности обучения персонала;
- изучение теоретических основ методов и форм обучения персонала;
- изучение особенности обучения различных категорий работников;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения методов и форм обучения персонала.
Понятие и сущность обучения персонала…………………………...…..5
Основные методы и формы обучения…………………………………....8
Особенности обучения различных категорий работников…………….15
Глава 2. Анализ применяемых методов и форм обучения персонала в деятельности предприятия ООО «Огнещит»
2.1. Характеристика организации ООО «Огнещит»…………………………..19
2.2. Анализ применяемых методов и форм обучения персонала в ООО «Огнещит»………………………………………………………………………..22
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию методов и форм обучения персонала в ООО «Огнещит»………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемых источников и литературы……………………………..31

Файлы: 1 файл

Методы и формы обучения персонала на примере ООО Огнещит.docx

— 103.66 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Обучение на рабочем месте.

Применяются следующие формы обучения - демонстрация, наставничество, коучинг, планомерное приобретение опыта через ротации.

Демонстрация – метод, при котором учащимся рассказывают или показывают как выполнить работу. Приемы выполнения работы работнику демонстрирует его непосредственный руководитель или сотрудник.

Наставничество (кураторство) ориентировано на взаимообмен жизненным и практическим опытом, поддержку и развитие сотрудника в целях его карьерного или жизненного роста. Это процесс, при котором специально отобранные и подготовленные сотрудники (наставники) дают указания и советы.

Баддинг (от англ. buddy, приятель) – разновидность наставничества нацелена на поддержку вновь принятого в организацию работника. Если коучинг направлен на развитие сотрудника, то основная задача баддинга – поддержка.

Бадди или «товарищ по назначению» обязан в период адаптации регулярно встречаться с новичком и отвечать на различные вопросы, помогать завязывать новому сотруднику связи в компании, объяснять принятые в компании правила этикета, обсуждать корпоративные ценности и конкретные задачи данного отдела или департамента. Как правило, на роль бадди определяют не непосредственного руководителя нового сотрудника, а сотрудника того же уровня, коллегу по данному или смежному отделу, уже имеющего определенный стаж работы в компании.

На первых порах бадди уделяет достаточно много времени новичку лично, затем общение может происходить по телефону или электронной почте. Иногда баддинг постепенно перерастает в наставничество или коучинг.

Коучинг это процесс, способствующий реализации развития сотрудника и, следовательно, повышению компетентности и совершенствованию профессиональных навыков обучающегося. Используя методики практической психологии, коучинг фокусируется на целях и потребностях сотрудника.

Термин "коучинг" был введен в бизнес-менеджмент в начале 90-х годов английским бизнесменом и консультантом сэром Джоном Уитмором, и дословно на русский язык его можно перевести как "наставлять, подготавливать, тренировать". Но на самом деле понятие "коучинг" включает в себя нечто большее и существенное. Это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни.

Профессиональный коучинг - это эффективное сотрудничество между коучем и клиентами (организациями, людьми). Принципы коучинга основаны на достижениях современной западной психологии и древней восточной мудрости. На сегодняшний день это самый эффективный метод работы с людьми, который внедряется в менеджмент для повышения результативности бизнеса, мотивации персонала, развития лидерских качеств. Коучинг настолько же определяет способ, которым эти вещи достигаются, как и то, что достигается.4

Основная задача коучинга не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. Суть этого подхода заключена в раскрытии спящего внутреннего потенциала, и приведении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека. Во многих Компаниях в настоящее время сотрудники проходят обучение коучинг - менеджменту. Руководителю, стремящемуся создать высокоэффективную и динамично развивающуюся Компанию, коучинг дает, прежде всего:

  • создание мотивирующей и объединяющей линии поведения, которая стимулирует высокую инициативность сотрудников;

  • эффективное использование потенциала работников;

  • повышение производительности труда, и, как следствие, возрастание конкурентоспособности;

  • искреннее осознание сотрудников того, что цели Компании, их личные.

Ротации позволяет расширить опыт работника путем планомерного перемещения его с одной работы на другую.

Обучение вблизи рабочего места.

Это  рабочие инструктажи, техническая учеба, использование аудио- и видео учебных пособий, дистанционное обучение.

Рабочий инструктаж – это обучение специально подготовленным сотрудником или линейным руководителем вопросам, связанным с выполнением работы на данном виде оборудования; вопросам, связанным с обеспечением охраны труда или пожарной безопасности на конкретном рабочем месте.5

Техническая учеба в компании в рамках узкоспециальных знаний осуществляется линейными руководителями в соответствии с разработанными ими программами.

Использование аудио- и видео учебных пособий предназначено для индивидуального обучения вблизи рабочего места различным конкретным элементам данного бизнес-процесса.

Программы дистанционного обучения компании адаптированы для любого уровня подготовки обучающихся и являются очень технологичными. Это обучение подготовлено опытными преподавателями, использующими наиболее современную информацию и опыт других организаций. Сотрудники помимо рабочего времени могут использовать и свое свободное время, обучаясь со своей собственной скоростью.

Обучение в Учебном центре компании.

В учебном центре компании применяются лекции, групповые дискуссии, круговой опрос, анализ практических ситуаций, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги.

Лекция, являясь одним из основных методов обучения, предназначена для передачи слушателям информации запланированного содержания в отведенное для нее время. Лекции проводятся подготовленными и опытными преподавателями, которые используют наиболее современную структурированную информацию и опыт других компаний.

Групповая дискуссия позволяет активизировать обучаемых через постановку перед ними проблемного вопроса или группы вопросов по теме курса. Основными задачами дискуссии является эффективное усвоение материала и обмен опыта между обучаемыми.6

Круговой опрос представляет собой активный вид занятий, состоящий из вопросов преподавателя и ответов участников обучения на один общий вопрос или на серию связанных вопросов. Его назначение – включить участников в работу, переключить на новую тему, активизировать восприятие сложного материала, обменяться практическим опытом.

Анализ практических ситуаций предназначен для обмена идеями и анализа опыта. Процедура анализа ситуации организуется в группе обучающихся. Возможен индивидуальный анализ, затем обсуждения в подгруппах и презентации результатов работы.

Деловые игры представляют собой обыгрывание группой обучающихся реальной бизнес - ситуации, включая количественные расчеты и анализ. Ролевые игры – это разыгрывание конкретной ситуации, где ученики принимают на себя определенные роли. В ходе ролевых игр отрабатываются межличностные навыки общения, взаимодействия и управления людьми в обстановке близкой к реальной жизни. Ролевые игры дают обучающимся возможность получить совет специалиста и конструктивную критику от тренера и своих коллег в безопасной, учебной ситуации.

Бизнес-тренинги предназначены для обучения эффективно действовать в реальных бизнес-ситуациях и приобретению ими следующих навыков:

¾ клиентоориентированности – навыкам работы с клиентами, командной работы – навыкам координировать свою деятельность с коллегами;

¾ самоорганизации – умению организовать самого себя;

¾ уверенности в себе – способности выражать свои мнения и желания соответственно сложившейся ситуации. 7

Обучение с отрывом от работы.

Каждый работник имеет право на оплачиваемое компанией профессиональное обучение вне рабочего места продолжительностью 24 рабочих часа в год. Работник может аккумулировать это время в течение не более 3 лет и затем использовать его для обучения продолжительностью до72 часов.

 Если организация хочет выжить, обучение должно стать существенной составляющей ее политики; обучение на всех уровнях иерархии организации должно быть сознательным, непрерывным и интегрированным, а управленческий аппарат должен создавать такой эмоциональный климат, в котором весь персонал мог бы непрерывно обучаться.

 

    1.  Особенности обучения различных категорий работников

 

На разных этапах становления личности по взрослости изменяются потребности, взгляды на методы достижения каких-либо целей, поведение, мышление.

Обучение взрослых людей - насущная необходимость. Промышленность, знания и технологии развиваются настолько быстро, что в течение каждых пяти лет количество информации удваивается.

В настоящее время происходит смена поколений людей, занятых в производственной сфере и сфере бизнеса.

Нарушенная система подготовки работников народного хозяйства, постоянно меняющийся и развивающийся рынок труда, предъявляющий новые требования к его участникам, а так же в некоторой степени демографический спад привели к нехватке компетентности персонала для многих компаний. Отсюда необходимость удержать, обучить имеющиеся кадры, что для организации означает подготовку сотрудников, связывающих свою профессиональную деятельность с целями и задачами самой организации, а это ведёт к росту производительности труда и снижению текучести кадров. Сами же сотрудники заинтересованы в работе в таких организациях, которые дают возможность повысить свои профессиональные знания, самореализоваться, заниматься интересной работой.

Андрогогика - наука обучения взрослых. Обучение - приобретенные знания, которые добываются в процессе обучения. Это саморазвитие путём личной активности. Изменение в поведении, как результат приобретения опыта, то есть обучение - изменение в поведении и мышлении. При этом на разных стадиях профессионального становления личности возникают проблемы отраженные в Таблице 2.8

 

Таблица 2. Проблемное поле профессионального образования на разных стадиях профессионального становления личности.

1

2

3

Стадия

профессионального

становления

Ситуация

профессионального

становления

Психологически обусловленные образовательные проблемы

Оптация

(14 – 16 лет)

Формирование профессиональных намерений в учебно – профессиональной деятельности, выбор профессионально-

-образовательной области, поступление  в профессиональное учебное заведение  или получение

профессиональной подготовки

Психолого-педагогические

технологии профессионального самоопределения, диагностика

профессиональных

интересов, склонностей и

способностей, организация подготовительных курсов, вступительных испытаний

Профессиональное

образование и подготовка

(14 – 23 лет)

Формирование учебно-

профессиональных мотивов,

социально-профессиональных знаний, умений и навыков,

овладение способами решения типовых профессионально

значимых задач и заданий,

развитие готовности к

самостоятельной трудовой

деятельности и трудоустройству

Психология учебно –

профессиональной мотивации, личностное ориентированное содержание и технологии профессионального обучения, воспитания и развития, мониторинг профессионального становления, психологическая подготовка к нахождению своего места в мире профессий

Профессиональная

адаптация

(18 – 25 лет)

Приобретение опыта

самостоятельного выполнения нормативно одобряемой профессиональной деятельности, освоение новой социально –профессиональной роли и норм профессионального поведения в коллективе

Обеспечение профессиональной

социализации, профессиональное самоопределение на рабочем

месте,

формирование психологической системы деятельности и профессиональное

совершенствование

Профессионализация

( 25 – 33 года)

Высококвалифицированное

выполнение профессиональной деятельности и индивидуальный стиль её реализации на основе

профессионально важных качеств и способностей

Непрерывное повышение

квалификации и

профессиональной

компетентности, обеспечение конкурентно - способности путем самообразования и саморазвития, развитие

ключевых квалификаций

и профессиональной

мобильности

Информация о работе Методы и формы обучения персонала на примере ООО «Огнещит»