Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:45, дипломная работа
Цель исследования состоит в раскрытии особенностей и места аутсорсинга как элемента современного рыночного механизма.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• выработать теоретико-методологический подход к исследованию аутсорсинга;
• выявить особенности и место аутсорсинга в национальном и международном разделении труда;
• выявить основные направления развития аутсорсинга на основе опыта экономически развитых стран;
• определить формы, этапы и перспективы развития аутсорсинга за рубежом;
• рассмотреть состояние и уровень развития аутсорсинга в России;
Теоретические основы анализа аутсорсинга 11
1.1. Сущность аутсорсинга как новейшей модели хозяйствования 11
1.2. Углубление разделения труда и развитие сетевой экономики как основы аутсорсинга 30
Глава 2. АУТСОРСИНГ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ ЭКОНОМИКОЙ 48
2.1. Формы, направления и распространение аутсорсинга 48
2.2. Роль ИТ-аутсорсинга в зарубежной рыночной экономике 59
2.3. Опыт применения аутсорсинга бизнес-процессов
в зарубежных странах 75
Глава 3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУТСОРСИНГА
В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 95
3.1. Распространение аутсорсинговой модели хозяйствования
в России 95
3.2. ИТ-аутсорсинг в российской экономике 108
Заключение 122
Библиографический список 128
Приложения 142
Сегодня, когда на дворе второй год бушует кризис, отечественные компании в полной мере оценили второе преимущество аутсорсинга – возможность потратить меньше средств за то же качество работы. Взять, к примеру, фирму, которая передала стороннему специалисту обслуживание компьютеров: ему не потребуется рабочее место, техника, отпуска и больничные, за него не придется платить налоги, от его услуг легко отказаться без таких последствий, как сокращение. Российский бизнес сейчас пользуется преимуществами, которые появились у аутсорсинга в нашей стране в период между двумя кризисами: у специалистов было время получить качественное образование, опыт работы и другие навыки.
Поэтому неудивительно, что сегодня многие передают другим фирмам обслуживание сферы информационных технологий (администрирование, обновление программного обеспечения, сайта в интернете и так далее), ведение бухгалтерии (здесь экономия весьма очевидна: любой специалист консалтинговой фирмы обычно совмещает в себе бухгалтера, программиста и аудитора), подбор и учет кадров, грузоперевозки. Благодаря аутсорсинг обслуживанию каждая компания при необходимости может позволить себе подразделения, о которых раньше она могла только мечтать: например, call-центры (центры обработки телефонных вызовов) – их оборудование и функционирование стоят очень дорого, но теперь можно взять такой в аренду, причем вместе с сотрудниками и за относительно небольшие деньги.
Конечно, есть факторы, которые тормозят процесс развития аутсорсинга в России: например, в нашем законодательстве понятие «процесс аутсорсинга» отсутствует, и нужно проявлять особое внимание при заключении договора с фирмой, предоставляющей услуги. Не все руководители пока готовы доверять посторонним людям конфиденциальную информацию, не имея гарантии, что она не будет использована против компании. В провинции аутсорсинг обслуживание не получает должного развития из-за отсутствия технических возможностей. Нельзя не учитывать и проблемы чисто психологического характера: для людей, воспитанных советской системой, работа неразрывно связана с понятием «коллектива», они с трудом понимают, как часть функций можно передать совершенно незнакомому человеку, которого они практически не будут видеть.
Кризис существенно изменил рейтинг востребованности аутсорсеров: известно, что рекламная индустрия сейчас переживает не лучшие времена, многие компании отказываются также и от сторонних PR-департаментов. Зато потребность в финансовых и ИТ-специалистах увеличилась в разы. Список услуг, которые предлагает рынок аутсорсинга, увеличивается с каждым днем, и можно предположить, что скоро каждая фирма сможет пользоваться всеми преимуществами, которые дает этот процесс.
МАЙ 1, 2010
Переход на аутсорсинг бизнес-процессов связан с определенными сложностями для организации. Основные проблемы, называемые руководителями предприятий при принятии решений об аутсорсинге, можно сформулировать следующим образом:
- высокие риски
потери конфиденциальной
- отсутствие достаточного
опыта в работе с
- небольшое количество аутсорсинговых организаций, представленное на рынке, слабый уровень рекламы подобных услуг;
- недоверие к работе аутсорсера со стороны налоговых и других фискальных и проверяющих органов;
- нежелание передавать
информацию о денежных потоках,
Как мы можем увидеть, основной причиной для отказа от аутсорсинга является недоверие и боязнь потерять ценную информацию. Хотя такой риск не в меньшей степени присущ и работе с собственным подразделением.
Здесь на первый план выходит проблема контроля качества предоставляемых услуг. На ком лежит эта ответственность? Часто в организациях контроль над работой по договору аутсосрсинга руководитель берет на себя. При увеличении объемов работ, передаваемых на аутсорсинг, велик риск свести все усилия по минимизации затрат и оптимизации бизнес-процессов к нулю. Чтобы избежать этого, необходимо уже на стадии выбора аутсорсера и заключении договора обозначить круг вопросов, решаемых аутсорсинговой компанией и методы контроля качества услуг.
Результатом такой тщательной подготовки к работе будет эффективная работа и аутсорсера, и подразделений вашей организации.
Рейтинг популярности видов аутсорсинга в РоссииРейтинг актуален на 17.12.09 РБК.Рейтинг и БДО Юникон Бизнес Сервис, одна из крупнейших российских компаний, специализирующихся на аутсорсинге учетных функций, подвели итоги совместного исследования на тему популярности среди российских и иностранных компаний основных видов аутсорсинга бизнес-процессов в России В выборку вошло более 3500 компаний, среди которых 200 компаний крупного бизнеса, 1700 предприятий сегмента малого и среднего бизнеса, 500 компаний банковского и страхового сектора, также порядка 1000 представительств иностранных компаний в России. Главной задачей исследовательского проекта было определить, какие внутренние функции предприятия обычно передают или готовы передавать на аутсорсинг, с какими ингредиентами «внутренней кухни» они готовы добровольно расстаться и передать сторонней организации, чтобы сократить затраты или снизить риск человеческого фактора, а что они будут готовить непосредственно в домашних условиях? В течение 3,5 месяцев методом опроса и анкетирования респондентов (в основном, в выборку вошли генеральные и финансовые директора предприятий, директора по персоналу и главбухи) специалисты аутсорсинговой компании мониторили общественное мнение, ранжируя количественные показатели по 10-балльной шкале (1 – не популярен, 10 – популярен), а качественные – по количеству положительных и отрицательных ответов. В результате, согласно проведенному исследованию, выяснилось, что аудитория, принимающая решение (см. таблицу №7), в целом, неоднократно сталкивалась с аутсорсингом в своей деятельности, ряд внутренних функций регулярно передается и будет передаваться «в руки» сторонних компаний (см. таблицу №1), так как это позволяет сосредоточиться на ключевых бизнес-процессах, а второстепенные передать надежному провайдеру.
Тем не менее, аутсорсинг как инструмент и стратегия управления бизнесом еще не достаточно хорошо развит в нашей стране (58% положительных ответов респондентов), хотя активно применяется в российских и иностранных компаниях (37%). «Для России аутсорсинг – понятие сравнительно новое, - резюмирует генеральный директор БДО ЮБС Сергей Тиунов. В отличие от США, где на первое место по популярности в 80-е годы вышел IT-аутсорсинг, в нашей стране этот вид не был так востребован. В России высокими темпами развивался сектор клининговых, логистических услуг. В последнее время вместе с постепенным выходом большинства российских компаний «из тени» популярность стали приобретать услуги по аутсорсингу бухгалтерского учета. В посткризисные времена многие компании задумались о целесообразности содержания большого штата сотрудников и начали сокращать расходы на персонал, поэтому есть вероятность, что популярность аутсорсинга возрастет». «Практика аутсорсинга помогает нам решить проблемы функционирования и развития в рыночной экономике путем сокращения издержек, ускорения улучшения качества услуг, уменьшения рисков, - считает Андрей Пыльцов, вице-президент, директор административно-технического департамента ВТБ-24. В отличие от субподряда, аутсорсинг - это стратегия управления компанией, а не просто вид партнерского взаимодействия, которая позволяет нам, во-первых, сосредоточиться на разработке новых услуг, что важно в условиях стремительно изменяющихся технологий и спроса для обеспечения конкурентного преимущества; во-вторых, увеличить гибкость процессов». Мнение Андрея Пыльцова разделяет и Ирина Харисова, финансовый директор, вице-президент холдинговой компании АБС Холдингс, которая считает, что обращаясь к услугам аутсорсеров, компании в абсолютном большинстве случаев остаются в выигрыше: «Руководство предприятия получает возможность снять с себя часть контролирующих функций и полностью сфокусироваться на стратегических задачах, поручив тот или иной вид деятельности профессионалам. Взаимоотношения с аутсорсерами четко регламентируются договором, который предполагает жесткие рамки, удобные заказчику условия и ответственность за неисполнение. Наша компания имеет положительный опыт аутсорсинга, причем в разных сферах: административно-хозяйственной, юридической, кадровой. Холдинговая компания имеет свою специфику работы, поэтому, обращаясь к сторонним услугам, мы стремились к решению сразу нескольких ключевых задач. Прежде всего, это создание прозрачной системы контроля над вспомогательным функционалом целого ряда предприятий холдинга, снижение издержек и корректировка численности персонала на предприятиях компании». Тем не менее, по ряду внутренних функций,
таким как, например, бизнес-планирование
или экономическая и По мнению генерального директора брокерской фирмы «Ленстройматериалы», члена правления ФГ «Частный поверенный» Дмитрия Ходыкина, аутсорсинг бизнес-процессов может быть интересен бизнесу в первую очередь с экономической точки зрения, как способ сокращения издержек. Однако о популярности аутсорсинга говорить рано. «Руководителю всегда удобнее иметь собственного бухгалтера, который будет лично вовлечен в работу организации и будет тщательно отстаивать позицию своего работодателя», - считает Д. Ходыкин. Исключение, по его мнению, может составлять малый бизнес на стадии start-up, когда объемы бухгалтерской отчетности невелики, функции сводятся к составлению и сдаче отчета, поэтому содержание штатной единицы сопряжено с лишними расходами. Впрочем, для малого бизнеса, не последнюю роль в принятие решений о передаче на аутсорсинг той или иной функции будет играть стоимость услуг. По словам главного бухгалтера Калязинского механического завода Александра Путеева, у небольших компаний могут просто отсутствовать необходимые средства. «В целом, с моей точки зрения, неправомерно говорить о бизнес процессе и возможности его передачи на аутсорсинг отвлеченно от специфики бизнеса: его размеров, сферы и динамики развития», - резюмирует Д. Ходыкин. Вместе с тем, многие функции компании все же предпочитают передавать ряд функций именно на аутсорсинг, что экономически выгодно с любой стороны. В их числе физическая охрана (1 место, 7.71 баллов), сфера обслуживания (2 место, 7.70 баллов) в которую входят: уборка офиса и территории, организация питания сотрудников и курьерская служба, транспорт и логистика (3 место, 7.28 баллов). По словам главного бухгалтера компании «Baxi S.P.A.» Елены Корнеуховой многие компании предпочитают пользоваться логистическими услугами, что подтверждает мнение Сергея Тиунова о распространенности именно этих видов услуг в нашей стране. «Наши партнеры и коллеги пользуются логистическими услугами аутсорсинговых компаний. Это гораздо выгоднее, чем иметь собственный парк автомобилей», - отметила Е. Корнеухова. По мнению руководителя адвокатской
практики Сергея Кима, цели и задачи
аутсорсинга разнятся в зависимости
от «оседлости» компаний в России.
В понимании зарубежного Впрочем, многие представители опрошенных компаний, считают что затраты на оплату услуг аутсорсинговых компаний так или иначе оправданы. «Конечно же, с использованием аутсорсинга связано множество накладных расходов, не возникающих в обычном режиме работы. Это представительские (командировки и поездки) расходы, проценты посреднику, в случае если контракт был заключен через третье лицо, оплата телефонных счетов, оплата услуг юристов при необходимости. Но, тем не менее, эти затраты с лихвой оправдывают себя, делая процесс разработки проекта более профессиональным, а также более рационально распределяя ресурсы, в том числе время», отметил вице-президент, директор административно-технического департамента ВТБ-24 Андрей Пыльцов. Многие респонденты, отвечая на
вопрос о степени важности факторов,
принимаемых во внимание при проведении
тендеров по аутсорсингу учетных
функций, такой критерий как стоимость
услуг провайдера поставили на третье
место, квалификация персонала провайдера
является более значимой (2 место). Наиболее
требовательно клиенты Примечательно, что известность торговой марки, респонденты поставили только на 7 место. Возможно, это и объясняет принцип, по которому многие компании определяются с выбором того или иного провайдера. По крайней мере, по степени важности каждого источника информации для выбора провайдера по бухгалтерскому и кадровому учету и оценки его надежности компании ориентируются на рекомендации знакомых (1 место) или рекомендациях самих клиентов провайдера (2 место). При этом рейтинги участников рынка, а также сайты провайдеров и их презентационные материалы, находятся только на 5 и 6 месте. Светлана Крыловская Источник таблиц: БДО Юникон Бизнес Сервис |
МАЙ 2, 2010
Аутсорсинг на российском рынке является относительно новым видом услуг. Сегодня всё больше предпринимателей и других потребителей прибегают к его помощи. В большей степени это связано с тем, что в условиях конкуренции, которая в последнее время растёт довольно быстро, на потребительских рынках услуг и товаров предпринимателю довольно сложно наладить эффективность работы своего предприятия. В таких случаях и приходит на помощь аутсорсинг. В большей степени, на сегодняшний день, к аутсорсингу прибегают иностранные фирмы, но положительная тенденция замечается и среди российских фирм, компаний, организаций. Не смотря на то, что многие российские бизнесмены только присматриваются к новой для них услуге, малый и средний бизнес всё больше прибегает к аутсорсингу. Наиболее востребованными являются аутсосинг информационных технологий, кадровый и финансовый аутсорсинг.
Смысл данной услуги состоит в том, чтобы помочь предпринимателю сосредоточить своё внимание на основной деятельности, дабы повысить её эффективность, и почти не обращать внимание на средства и функции, которые помогают ему заниматься своим делом. Выделив все свои ресурсы на основной вид деятельности, вы сможете успешно конкурировать с другими организациями. Аутсорсинг может быть полезен и для потребителей товаров и услуг, так как он повышает конкуренцию среди компаний использующих его, а это в свою очередь ведёт к повышению качества этих услуг и товаров.
СЕН 28, 2009
Аутсорсинг – это когда Вы нанимаете профессионалов или сервис, который будет выполнять за Вас часть работы. Возможно, Вы захотите это сделать, когда Вы будете слишком чем-то загружены и у Вас нет времени, Вам нужен эксперт или Вы хотите увеличить производительность труда и выпустить больше товаров, когда у Вас уже есть готовые заказы. В Интернете это частенько случается. Ведь, к примеру, поручение какой-то работы фрилансеру: написание скрипта, администрирование форума, чата, сайта или рассылки, изготовление графики и так далее тоже аутсорсинг. Ниже я приведу 10 выгод аутсорсинга.
1.Вам не надо
будет тратиться на обучение
новых сотрудников. Это
2.Вам не надо
будет тратить время на
3.Вам не надо
будет долго искать, кто бы
это мог сделать. Сейчас в
Интернете полно сайтов, предлагающих
услуги поиска кандидатов на
работу. Это позволит Вам тратить
больше времени на
4.Вам не надо
будет заполнять налоговых
5.Вам не надо
будет покупать или брать в
аренду дополнительные площади
для своих работников. Вы сможете
потратить эти деньги на
6.Вам не надо будет забивать себе голову такими проблемами, как налоги, страховка, отпуска и так далее.
7.Вы можете увеличить
скорость оформления заказа и
доставки с посторонней
8. Вы можете увеличить
долю занимаемого рынка и
9.Вы сможете выполнять
дополнительные заказы, что поможет
Вам занять большую часть
10.Вы сможете также увеличить число заказов за счет Вашего подрядчика. Зная Ваш бизнес, они могут приводить к Вам новых клиентов за определенную плату.
ОКТ 2, 2009
По праву оценить
все выгоды от аутсорсинга могут,
в первую очередь, те компании, которые,
в силу своей специфики, сталкиваются
с достаточно сложными расчетами. Заместитель
начальника мотивации крупной
По мнению заместителя финансового директора компании «Тева» Натальи Новиковой, аутсорсинг может быть эффективным решением для молодой компании, «на стадии становления до формирования полноценного штата бухгалтерии».
Отдельно стоит отметить компании, в которых применяется система грейдов. Напомним, что грейды определяют уровни персонала, каждому из которых присваиваются отдельные политики по компенсациям и льготам, которые определяют принципы расчета премий и бонусов и социальных пакетов. Также, на практике встречаются такие ситуации, когда работники, сидящие за соседними столами и выполняющие схожие функции, по той или иной причине получают различную зарплату. По словам руководителя аутсорсинга кадровых функций компании Team Force Алексея Желтова: «Подобная ситуация характерна для различных компаний, особенно для банковского сектора. На мой взгляд, аутсорсинг расчета заработной платы в такой ситуации позволяет вывести информацию о зарплатах сотрудников за пределы компании, и, тем самым, предотвратить возможные конфликты внутри компании, связанные с утечкой конфиденциальной информации».
Высоким спросом
аутсорсинг пользуется в международных
компаниях, вышедших на наш рынок. По
мнению экспертов, основной причиной является
желание иностранных
И, наконец, в роли стимулов к использованию аутсорсинга могут выступать такие факторы, как: необходимость постоянного взаимодействия с контролирующими органами и плохо выстроенные бизнес-процессы внутри компании. Представитель крупной энергетической компании отмечает, что если «компания не в состоянии по каким-либо причинам наладить процесс своевременной передачи всех необходимых документов и информации для расчета зарплаты и ведения кадрового делопроизводства, то эти функции целесообразно отдать на аутсорсинг».
Лидия Снарская
22.12.2009
Почему в нашей стране так медленно приживается аутсорсинг? Многие просто не переносят сам термин – он пришёл к нам с Запада, а мы всё новое, и уж тем более заграничное, терпеть не можем. Мало того, новизна приравнивается к неизвестности и пугает – и это нормально.
Новости
Компания ИТ-Град выступила с докладами на ежегодном ИТ-семинаре в Смольном
«Синтерра» и «Новые сервисные технологии» продолжат сотрудничество
Точно так же негативную реакцию
вызывает, например, термин «инновации»,
а ведь в самом понятии ничего
инновационного-то и нет. «Нововведения
в работе организации» – что тут
необычного и фантастического? Всегда
были, есть и будут – просто отношение
к ним и ценность некоторых
подходов меняются.
То же самое и с культом аутсорсинга, от
которого многих наших сограждан воротит
именно из-за резко возросшей частоты
повторения этого термина. Но так ли нова
сама модель? Не будем нырять в дебри словообразования
и пойдём по пути аналогий. Только из принципа
наотрез отказываясь от услуг аутсорсинговых
колл-центров, системных интеграторов
и какой-либо другой поддержки ИТ-инфраструктуры
своего предприятия, задумываемся ли мы
о том, что для обогрева помещений организации
нам не приходится заводить бригаду штатных
лесорубов, которые будут топить нам печки
(их, кстати, тоже кто-то должен будет собрать).
Сомневаюсь также, что даже самые крупные
и богатые ИТ-компании для строительства
собственных бизнес-центров нанимают
штатных работников. Да и ремонт в офисе
вряд ли делает секретарша. Если нам нужна
бумага – её закупкой занимаются наши
службы, но при этом мы вовсе не отправляем
всё тех же лесорубов на добычу целлюлозы,
из которой потом наши работники изготовят
белые листы формата А4. Приобретение ИТ-оборудования
– это тоже покупка аутсорсинговых услуг.
Услуг по заготовке материалов, проектированию,
созданию деталей и сборки готовых продуктов.
Наши штатные программисты не пишут нашим
же секретарям программу для работы с
текстами и таблицами – эти программы
создают для нас вендоры. Бухгалтеры не
изучают языки программирования для создания
удобной среды – они учатся работать с
профессионально написанными и настроенными
под их нужды электронными базами.
Выйдем за пределы ИТ-отдела и вообще предприятия
и посмотрим вокруг: стрижку нам делает
парикмахер в салоне, одежду создают дизайнеры
и швеи, машины для нас собирают автомобильные
заводы, овощи выращивают в теплицах или
на огородах, а потом приносят для нас
туда, где мы их купим. Да простят меня
вегетарианцы, но выращивать и забивать
коров нам тоже не приходится – мы покупаем
подготовленные к кулинарной обработке
или даже сразу к употреблению в пищу продукты.
Времена, когда всё росло на своём огороде,
корова паслась неподалёку, куры неслись
в курятнике, а дом помогали строить старшие
сыновья в большом крестьянском семействе,
давно прошли. Жизнь в современном обществе
подразумевает такой подход, когда каждый
делает то, что у него получается лучше,
– и обменивает это на услуги и продукты,
предоставляемые другими. А современный
ли это подход? Ведь даже в деревнях с огородами
и коровами кузнец был всегда один. Пасекой
владел не каждый, горшки изготавливались
не в каждом доме: посуда и мёд продавались
на рынке… Выходит, аутсорсинг появился
со становлением рыночных отношений, даже
раньше – с появлением натурального обмена.
Есть и более древний пример. Первобытная
женщина была более внимательной и кропотливой
– она растила детей, следила за очагом,
научилась выращивать растения из семян
и приручила домашний скот. Первобытный
мужчина в то же время был сильнее и быстрее
– а потому именно он защищал семью от
недоброжелательных соседей и хищников,
а также бегал за пресловутым мамонтом.
Такой симбиоз мужчины и женщины – это
тоже, в некотором смысле, аутсорсинговый
подход.
Но и не отсюда, по-моему, растут ноги у
аутсорсинга. Я бы даже сказала, не ноги,
а хвосты и плавники. Слышали ли вы о такой
маленькой рыбке, которая чистит крупных
морских обитателей от паразитов? За это
она «работает» на условиях неприкосновенности
и в то же время питается тем, от чего избавляет
своих «клиентов». То есть рыба-чистильщик
получает плату за аутсорсинговую профессиональную
чистку поверхности.
Выходит, аутсорсинговая модель изобретена
самой природой, и видеть в ней что-то новое
и угрожающее мы не должны. Но ведь причина
отторжения не только в новизне подхода
для российского рынка. Приведу ещё один
пример совсем не из сферы ИТ. В одном из
своих выступлений известный российский
юморист рассказал об удивлении, вызванном
у сотрудников гостиницы, в номере которой
артист починил сливной бачок. В такие
моменты мы начинаем гордиться своими
самоотверженными и изобретательными
соотечественниками. Кажется, у нас в стране
водопроводчиков вызывают только одинокие
женщины (да и то вовсе не для ремонта сантехники).
Признаюсь, сама как-то чинила смеситель
и трубы – мало того, починила. Правда,
ненадолго – скотча для окон хватило всего
на пару недель. Но на этом мы не остановились
– далее свою смекалку, используя подручные
материалы, стали проявлять другие члены
семьи.
Эпопея с трубами закончилась вызовом
мастера, а вывод из всех наблюдений могу
сделать один – неприятие аутсорсинга
у нас в крови. Мы сами себе режиссёры,
сами себе сантехники, сами себе программисты,
администраторы, настройщики, операторы,
консультанты, аналитики и т. д. Хорошо
ли это? Да, в какой-то ситуации приятно
осознать своё всемогущество, а в некоторых
случаях на вызов специалиста просто нет
времени, и собственные способности и
знания в сторонних областях могут очень
пригодиться. Но профессионален ли такой
подход для серьёзной организации? Думаю,
каждая компания сама для себя должна
ответить на этот вопрос. Иначе аутсорсинговые
операторы будут ещё долго, упорно – и
не факт, что успешно – объяснять российским
клиентам все преимущества западной системы.
В заключение хочется поздравить всех
с наступающими праздниками, пожелать
всего наилучшего и завершить редакционную
колонку под свет новогодней гирлянды,
которую мне как раз недавно удалось самостоятельно
починить без использования аутсорсингового
паяльника.