Аутсорсинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:45, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в раскрытии особенностей и места аутсорсинга как элемента современного рыночного механизма.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• выработать теоретико-методологический подход к исследованию аутсорсинга;
• выявить особенности и место аутсорсинга в национальном и международном разделении труда;
• выявить основные направления развития аутсорсинга на основе опыта экономически развитых стран;
• определить формы, этапы и перспективы развития аутсорсинга за рубежом;
• рассмотреть состояние и уровень развития аутсорсинга в России;

Оглавление

Теоретические основы анализа аутсорсинга 11
1.1. Сущность аутсорсинга как новейшей модели хозяйствования 11
1.2. Углубление разделения труда и развитие сетевой экономики как основы аутсорсинга 30
Глава 2. АУТСОРСИНГ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ ЭКОНОМИКОЙ 48
2.1. Формы, направления и распространение аутсорсинга 48
2.2. Роль ИТ-аутсорсинга в зарубежной рыночной экономике 59
2.3. Опыт применения аутсорсинга бизнес-процессов
в зарубежных странах 75
Глава 3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУТСОРСИНГА
В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 95
3.1. Распространение аутсорсинговой модели хозяйствования
в России 95
3.2. ИТ-аутсорсинг в российской экономике 108
Заключение 122
Библиографический список 128
Приложения 142

Файлы: 1 файл

аутсорсинг.docx

— 185.90 Кб (Скачать)

Конечно, пока данный стандарт подготовки и сертификации профессионалов индустрии аутсорсинга достаточно молод и еще не получил широкой  известности на российском рынке. Так, на недавно прошедшей в Москве конференции itSMF один из выступающих заявил об отсутствии свода знаний по аутсорсингу, аналогичного ITIL. Возможно, это просто была неосведомленность в смежных областях знаний, а возможно — непонимание места и роли аутсорсинга, в частности ИТ-аутсорсинга, как самостоятельной области знаний, новой и весьма значимой в эпоху глобализации.

Иногда можно услышать разговоры о том, что вообще нет  необходимости введения специальной  дисциплины аутсорсинга, так как  имеется хорошо проработанная и  зарекомендовавшая себя на практике концепция ITIL/ITSM. В качестве контраргумента подобным тезисам достаточно привести три ключевых и, на мой взгляд, принципиальных отличия свода знаний OPBoK:

  1. отраслевая инвариантность или применимость аутсорсинга для всех бизнес-процессов предприятия, включая ИТ,
  2. учет ключевой специфики аутсорсинга, а именно наличия взаимоотношений «покупатель — продавец»,
  3. ориентация на потребности организации — потребителя услуг, а не на специфику деятельности поставщика.

При этом, как уже было отмечено выше, свод знаний, необходимых  профессионалу аутсорсинга, включает в себя знания по проектному управлению и ITIL/ITSM как частный случай в области  ИТ.

По мере роста интереса рынка к аутсорсингу и расширения практики его успешного использования  будет расти и потребность  в изучении и применении стандарта  подготовки и сертификации специалистов аутсорсинга OPBoK. Не исключаю, что может возникнуть потребность в определенной локализации этого стандарта для России, особенно в части контрактной работы аутсорсинга, так как правовое поле и договорное право в России обладают определенной спецификой по сравнению с общепринятыми международными практиками. К тому же в российском законодательстве пока нет самого понятия «аутсорсинг», что также сдерживает развитие этого рынка.

Формирование цивилизованного рынка услуг

В общеэкономическом и  социальном плане повсеместное и  профессиональное использование аутсорсинга  через договоры на постоянное или  длительное обслуживание позволит уйти от, возможно, главной проблемы, возникающей  при использовании «проектной»  организации работы поставщиков  услуг. Это известная всем проблема, которую можно коротко охарактеризовать тезисом: «Чем хуже — тем лучше…». То есть чем больше проблем у заказчика/пользователя, тем лучше поставщику. Данный тезис особенно актуален для России, где нет ни истории и культуры обслуживания, ни соответствующего законодательства, и рынок сервиса и услуг фактически отсутствует.

Негативные проявления данного  феномена на индивидуальном и корпоративном  уровне, в частном и государственном  секторе хорошо известны — чиновники и врачи зарабатывают на проблемах граждан, дорожные службы на плохих дорогах, службы ЖКХ на плохой инфраструктуре и т. п. Либеральный выход из данной ситуации очевиден: экономическое изменение мотивации поставщиков услуг через формирование цивилизованного рынка услуг. Основные условия формирования такого рынка:

  1. наличие рынка профессиональных поставщиков услуг,
  2. возможность свободного выбора поставщика на рынке,
  3. длительный контракт на постоянное обслуживание,
  4. ответственность поставщика за целевой результат на стороне заказчика.

Это, собственно, и есть ключевые признаки аутсорсингового контракта, представленные в определении OPBoK. В свою очередь, аутсорсинговый контракт при наличии цивилизованного рынка услуг приобретает в определенной степени черты страхового договора между поставщиком и заказчиком услуг.

В заключение отмечу, что  сегодня в России практически  нет собственного производства высокотехнологичного передового оборудования ИКТ и ПО, однако имеется неплохое образование  и высококлассные специалисты. Развитие аутсорсинга дает шанс создать в России новую и инновационную индустрию, способную интегрировать достижения зарубежных специалистов в ИКТ и других областях для создания собственных высокотехнологичных продуктов и услуг. Систематическая подготовка профессионалов аутсорсинга приведет не только к появлению в России новой интересной и перспективной профессии, но и к формированию профессионального сообщества экспертов, реально востребованных сегодня на глобальном рынке услуг.

ОБЗОР РОССИЙСКОГО  РЫНКА АУТСОРСИНГА

Аутсорсинг бухгалтерских  и прочих административных служб в практике российских компаний дело не новое — рынок этих услуг зародился еще в начале 1990-х. Сегодня потенциальным клиентам несложно передать на аутсорсинг почти весь функционал, в том числе ИТ, корпоративную связь, управление производством, подбор кадров, административно-хозяйственную деятельность, транспорт, логистику и другие не менее важные бизнес-процессы. Особое место в этом перечне в силу их критической значимости для ведения бизнеса занимают учетные (финансовые) функции. Об этом, в частности, свидетельствуют данные первого рейтинга компаний в области аутcорсинга функций учета, подготовленного агентством «Эксперт РА». 
Результаты первого исследования показали, что, несмотря на свою относительную зрелость (более 15 лет развития), сектор аутсорсинга учетных функций пока остается весьма небольшим. Фирм, обеспечивающих аутсорсинг учетных функций, появилось немного, а масштабной практикой этих услуг занимается немного компаний. В России пионерами аутсорсинга функций учета, как и многих других его видов, были иностранные фирмы. Так, в 1994 году свои услуги иностранным фирмам, работающим на территории России, начала предлагать международная компания Intercomp Global Services. 
Всего в рамках исследования были собраны сведения примерно о 80 компаниях, специализирующихся на аутсорсинге учетных функций, а их совокупная выручка по итогам 2009 года составила 3,2 млрд. рублей. Для сравнения: суммарные доходы ста крупнейших игроков рынка аудиторско-консалтинговых услуг в 2009 году составили свыше 59 млрд. рублей. На рынке аутсорсинга учетных функций работает еще несколько крупных структур в этой области, не принимавших участия в рейтинге (UCMS Group, АБУ, АВЕНИР, ФБК). Остальная часть рынка представлена АКГ и небольшими консалтинговыми и бухгалтерскими фирмами.

 
Источник: «Эксперт РА»*

Важная характерная черта  сектора — высокая концентрация бизнеса: почти половина совокупной выручки компаний рейтинга приходится на пять фирм. В этом отношении рынок  аутсорсинга учетных функций  сильно напоминает рынок аудита. Однако во всем остальном они мало похожи. В отличие от аудита, спрос на который в огромной мере диктуется  требованиями законодательства, объем и структура рынка аутсорсинга учета целиком зависят от текущих рыночных условий. 
Доминирование крупных компаний в секторе аутсорсинга учетных функций участники рейтинга в первую очередь связывают с невысоким уровнем проникновения аутсорсинга учета в российскую бизнес-среду. Основные потребители аутсорсинга учетных функций — иностранные компании и крупный российский бизнес. Компании среднего и малого бизнеса обращаются за этими услугами реже.  Допустить постороннего к информации о всех финансовых потоках, причем не на разовой, как это имеет место в аудите, а на постоянной основе, пока готовы лишь немногие компании с полностью прозрачным, легальным бизнесом. Нельзя сбрасывать со счетов и стоимость услуг аутсорсеров — важный фактор для некоторых компаний. 
В этой связи отечественный бизнес находит различные альтернативы классическим услугам аутсорсинга учета. Например, крупный бизнес нередко создает собственные сервисные центры по комплексному бухгалтерскому обслуживанию зависимых предприятий. К преимуществам такой формы относят обеспечение единых стандартов учета, экономию фонда оплаты труда, а также независимость бухгалтерии от менеджмента. При аутсорсинге компаний холдинга повышается прозрачность и качество бухучета, растет эффективность работы бухгалтерских подразделений, когда одно и то же число бухгалтеров обслуживает большее количество юридических лиц. Кроме того, снижается вероятность искажения данных, повышается их достоверность, улучшается система внутренних контролей. 
Для малого же бизнеса на рынке сейчас можно найти ИТ-решения (специализированное ПО + интернет), позволяющие регулярно готовить и сдавать отчетность без личного присутствия. Это сервисы SAAS (Software as a servise), не требующие специальных знаний в бухгалтерии, позволяющие создавать первичную документацию (счета, акты, накладные) и обеспечивающие автоматическое формирование отчетности и ее отправку. Уникальность технологии в том, что предпринимателю не нужно устанавливать ПО, работать можно с любого компьютера, подключенного к интернету, на любой операционной системе, в любом браузере. Данные хранятся на удаленных серверах за рубежом в зашифрованном виде. При этом предприниматель платит только за доступ к сервису и поэтому может сократить расходы на бухгалтерию. Стоимость такого сервиса действительно мала и, по словам основателя этого проекта, колеблется в пределах 100 долларов в зависимости от вида организации (ООО или ИП) и наличия сотрудников. 
В стремлении оптимизировать бизнес отечественные компании постепенно меняют отношение к передаче учета на аутсорсинг, что, в свою очередь, способствует развитию рынка аутсорсинга. Об этом свидетельствуют доходы участников рейтинга, продолживших свой рост вопреки кризису, снижению зарплат бухгалтерских специалистов (по словам участников в два раза), а также изменению ценовой политики провайдеров аутсорсинга. 
По итогам 2009 года прирост совокупной выручки от аутсорсинга учетных функций составил примерно 20%. Среди участников рейтинга лишь десять компаний имеют отрицательный прирост дохода. Основной фактор, способствующий развитию рынка, — увеличение финансовой прозрачности компаний.  
К другим факторам роста рынка участники рейтинга причисляют развитие технологий и коммуникационных систем, обеспечивающих дистанционное обслуживание независимо от расположения клиента и аутсорсера. Это дает возможность работать с регионами и может обеспечить приток новых клиентов. Спрос на инструменты аутсорсинга должно обеспечить и развитие современных методов управления, внедрение в практику отечественного бизнеса западных технологий и технологических преимуществ. 
Аутсорсинг бизнес-процессов строится на простом принципе: если при организации (ведении) дела нет возможности выполнить (или выполнить эффективно) определенный процесс, то лучше передать его на исполнение тому, кто сможет сделать лучше и дешевле. 
Этот общий принцип полностью приложим и к аутсорсингу учетных функций. При принятии решения о передаче учетных функций на аутсорсинг любой компании приходится взвешивать две группы факторов. На одной чаше весов риски, связанные с конфиденциальностью, и стереотипы, существующие в деловой среде. На другой — избавление от непрофильных процессов, экономия на персонале, оборудовании и ПО, снижение рисков, связанных с ведением учетных функции внутри компании. 
Сегодня для многих российских предприятий вторая чаша становится все более весомой. Интерес к аутсорсингу растет — компании начинают рассматривать его как инструмент для повышения управляемости и снижения издержек, при этом ломаются стереотипы, что все нужно держать у себя. 
Ломают стереотипы базовые преимущества аутсорсинга перед внутренней организацией функций учета. Во-первых, как уже говорилось, это возможность оптимизации затрат и повышения качества учета. Благодаря специализации, подготовленным специалистам, а также эффекту масштаба при выполнении однотипных операций сразу для нескольких заказчиков, провайдер может выполнить функции учета дешевле. Во всяком случае, считают участники рейтинга, не дороже, чем содержание специалистов при их неполной загрузке. Содержать в штате главного бухгалтера, помощника бухгалтера и специалиста кадровой службы выльется (с учетом налогов, расходов по установке и обновлению ПО, на повышение квалификации, компенсацию обедов, аренду офиса) в весьма круглую сумму. С учетом среднерыночных ставок по оплате труда можно выйти на цифру 200 000 рублей в месяц, или почти 2,5 миллиона рублей в год. Но аналогичный объем работы профессиональный провайдер может реализовать за 70 000 рублей в месяц, что составит 840 000 рублей в год. Иными словами, выгода заказчика вполне очевидна, плюс к тому он избавляется от расходов на дополнительные рабочие места, оборудование, инсталляцию и поддержку специального ПО. 
Не менее важное преимущество аутсорсинга — повышение качества и надежности функций учета за счет специализации провайдера. При решении похожих задач аутсорсеры уже накопили большой опыт и могут использовать новейшие технологии и высококвалифицированный персонал. Кроме того, провайдеры имеют возможность более эффективно организовать время специалистов. Полная загрузка специалиста достигается его включением в обслуживание одновременно нескольких клиентов. 
Во-вторых, передача учета на внешнее исполнение позволяет заказчику сфокусироваться на основной деятельности и уделить больше внимания главным целям, развитию технологий и удовлетворению потребностей клиентов. 
В-третьих, применение аутсорсинга позволяет уменьшить риски клиента, прежде всего связанные с человеческим фактором. Проблемы с больничными, отпусками, прогулами или нелояльностью сотрудников, выполняющих функции учета, по сути выводятся за бизнес-периметр компании и замещаются жесткими договорными обязательствами между заказчиком и исполнителем, который несет материальную ответственность за результат и своевременность выполнения работ. 
Среди других преимуществ, снижающих риски, участники рейтинга отмечают высокий уровень конфиденциальности при работе с информацией заказчика. Без доверия и солидной репутации развиваться и удержать клиентов в этом бизнесе нереально, поэтому данный аспект деятельности всегда находится под самым пристальным вниманием со стороны компаний-аутсорсеров и уже стал неотъемлемой частью культуры аутсорсингового бизнес-сообщества. Наконец, аутсорсинг учетных функций может быть весьма полезным на начальном этапе бизнеса, при создании startup или выходе на новый рынок. Так, при открытии представительства или дочерней организации необходимость найма специалистов финансовой службы еще отсутствует, а функции в определенной степени нужно уже выполнять. 
Услуги аутсорсинга учетных функций можно условно разделить на несколько типов. Каждый из них имеет свой уровень популярности на отечественном рынке. 
Наиболее востребован сейчас аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета, предполагающий бухгалтерское обслуживание клиента на постоянной основе. Услуги включают выполнение провайдером функций главного бухгалтера, полное ведение бухгалтерского и налогового учета или отдельных участков бухучета, подготовку годовой отчетности, а также предоставление проектных услуг по проверке и восстановлению учета, инвентаризации товарно-материальных ценностей и основных средств, разработке учетной политики и т. д. 
В России это наиболее емкое направление аутсорсинга функций учета. На его долю по итогам 2009 года приходится 45% (примерно 1,3 млрд. рублей) совокупной выручки участников рейтинга. Почти все компании из списка крупнейших предоставляют услуги по бухгалтерскому обслуживанию.


Источник: «Эксперт РА»

Главными потребителями  аутсорсинга бухгалтерского и налогового учета выступают предприятия  нефинансового сектора и промышленных отраслей. Почти половина выручки, полученной от аутсорсинга учетных функций  в рассматриваемых отраслях, приходится именно на обеспечение бухгалтерского и налогового учета

  
Источник: «Эксперт РА» 

 

     

А вот финансовые институты  прибегают к аутсорсингу учета  бухгалтерии и налогов реже. Так, на долю выручки от данного вида услуг, полученной при работе участников рейтинга с банками, приходится всего 12%. Такая низкая доля банков, пользующихся услугами аутсорсинга бухгалтерского и налогового учета, связана с  тем, что банковские стандарты учета  принципиально отличаются от учета  в других организациях, а их интерпретация  часто меняется. Кроме того, банковский учет сильно завязан на транзакции клиентов и на контрольные процедуры  ЦБ РФ. Поэтому в наших сегодняшних  условиях банковский бухгалтерский  учет является скорее частью ключевых компетенций бизнеса, а не вспомогательным  процессом. Такие ключевые компетенции  никогда не подлежат аутсорсингу, поскольку  являются основой бизнеса и формируют  добавленную стоимость.

В целом спрос на комплексное  сопровождение в области бухгалтерского и налогового учета продиктован  стремлением бизнеса повысить свою производительность, снизить риски  и оптимизировать затраты. Производительность бухгалтера аутсорсинговой компании заведомо выше, чем бухгалтера внутри компании. Внешний бухгалтер не будет заниматься агрессивной налоговой оптимизацией (только налоговым планированием), не будет исправлять ошибки отдела продаж, не будет создавать массовку на совещаниях и не будет прибегать по первому звонку (бесплатно), но будет работать по заранее согласованной процедуре. Поэтому аутсорсинг оправдан, когда есть стремление к высокой степени организации бизнеса, к четким правилам и процедурам, к снижению рисков и концентрации на ключевом бизнесе.

Высокий спрос на бухгалтерское  сопровождение отчасти связан и  с экономическим кризисом. В стремлении повысить эффективность заказчики  пытаются выбрать пути снижения затрат, больше концентрироваться на основной деятельности и развитии бизнеса. Возможность  снижения затрат, а также наличие  у провайдера отработанных технологий учета придают аутсорсингу в  посткризисный период дополнительную привлекательность. Стоит отметить также, что заметный спрос на аутсорсинг бухгалтерии формируется за счет работающих на территории России иностранных  компаний и их представительств, для  которых аутсорсинг давно стал стандартным  инструментом эффективного бизнеса.

Аутсорсинг расчета заработной платы — второе масштабное направление. В 2009 году на его долю пришлось 22% совокупных доходов участников рейтинга. При  обеспечении расчета зарплат  компания-аутсорсер несет ответственность за выполнение операций по расчету зарплаты сотрудников, отпускных и больничных, компенсаций при увольнении, вознаграждений и выплат в денежной и натуральной форме. Сюда же относятся ведение налоговых карточек и подготовка справок в налоговые органы, оформление медицинских и страховых полисов.

Спрос в этом сегменте обусловили те же причины: сокращение расходов и  оптимизация деятельности заказчика. Однако дополнительную популярность услугам  обеспечивает стремление заказчика  к конфиденциальности данной информации. Кроме отказа от непрофильной деятельности и снижения издержек клиенты часто  преследуют цель повысить уровень конфиденциальности информации о выплачиваемых суммах. Вероятность утечки информации через  бухгалтера аутсорсинговой компании, имеющего минимальные личные контакты с сотрудниками клиента, близка к нулю.

Аутсорсинг подготовки финансовой отчетности как вид учетных функций  делится на два направления: подготовку отчетности по российским стандартам бухучета и международным стандартам финансовой отчетности. По итогам 2009 года доля выручки участников рейтинга от рассматриваемых услуг составила 8 и 7% соответственно. Численность компаний, практикующих эти виды деятельности, также невелика. Из общего числа  фирм в списке 28 имеют опыт аутсорсинга  подготовки отчетности по РСБУ и 19 —  подготовки отчетности по МСФО.

Не столь высокую популярность этих направлений можно связать  с тем, что подготовка финансовой отчетности зачастую входит в комплексное  обслуживание по бухгалтерскому и налоговому учету и поэтому не приводится участниками рейтинга отдельно в  структуре выручки. Подготовка же отчетности по МСФО в принципе специфический  продукт, требующий специальных  знаний и опыта, а он имеется не у многих компаний.

Тем не менее, здесь тоже существуют факторы спроса. К ним относятся  экономия финансовых и временных  ресурсов. Если в штате компании нет сотрудника, обладающего достаточными знаниями и опытом в области МСФО, то функции по подготовке или проверке отчетности разумнее передать профессиональным специалистам. Кроме того, содержание специалиста по МСФО может обойтись дороже услуг аутсорсинговой компании. Важным фактором является и то, что, передавая функции по подготовке отчетности аутсорсеру, финансовые специалисты клиента не отвлекаются от основной деятельности.

В рамках аутсорсинга кадрового  делопроизводства и учета провайдеры аутсорсинга учета выполняют  общепринятые в кадровом учете функции. Это оформление и расторжение  трудовых отношений, оформление (и ведение  записей) трудовой книжки, больничных листов, отпусков и командировок, формирование табелей учета рабочего времени, взаимодействие с государственными фондами.

Информация о работе Аутсорсинг