Аутсорсинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:21, реферат

Краткое описание

Когда мы говорим об аутсорсинге, мы говорим о передаче непрофильных активов и процессов предприятия в управление внешним подрядчикам или аутсорсинговым компаниям.
В то же время внедрение аутсорсинговой модели ведения бизнеса может дать положительные результаты, так как внешний подрядчик благодаря своему опыту и технологиям способен обеспечить развитие и оптимизацию переданных непрофильных активов на более высоком и качественном уровне. Период активного внедрения модели аутсорсинга в мире пришелся на 1990-е гг., когда широкое признание получила идея деления функций на основные и второстепенные и передачи последних специалисту в данной области.

Файлы: 1 файл

Аутсорсинг.docx

— 22.40 Кб (Скачать)

Аутсорсинг

Когда мы говорим об аутсорсинге, мы говорим о передаче непрофильных активов и процессов предприятия  в управление внешним подрядчикам  или аутсорсинговым компаниям.

Необходимая составляющая деятельности любого предприятия — это затраты  не только на основной бизнес, но и на управление непрофильными активами, которые не приносят прибыли, но жизненно необходимы для нормальной работы любой  компании. И чем они крупнее, тем  значительнее затраты, штат сотрудников, а также нагрузки на управленческий персонал, связанные с неосновной деятельностью.

Уделять слишком большое  внимание непрофильным активам, добиваясь  в этой области высокого качества, – занятие, отнимающее слишком много  времени и сил управляющего звена  предприятия и требующее довольно значительных финансовых вложений.

В то же время внедрение  аутсорсинговой модели ведения бизнеса  может дать положительные результаты, так как внешний подрядчик  благодаря своему опыту и технологиям  способен обеспечить развитие и оптимизацию  переданных непрофильных активов на более высоком и качественном уровне. Период активного внедрения  модели аутсорсинга в мире пришелся на 1990-е гг., когда широкое признание  получила идея деления функций на основные и второстепенные и передачи последних специалисту в данной области.

Виды аутсорсинга:

IT-аутсорсинг

Рост аутсорсинга начался  со сферы информационных технологий. В связи с их бурным развитием  в конце XX в. предприятия столкнулись  с необходимостью инвестировать  на порядок больше средств в быстро устаревающее и дорогостоящее программное  обеспечение и привлечение более  квалифицированных специалистов. Компании начали беспокоиться о том, что это  отнимает все больше времени и  ресурсов, и стали привлекать профессионалов по управлению непрофильными активами.

Аутсорсинг бизнес-процессов

В настоящее время, помимо IT, существуют еще два вида аутсорсинга: аутсорсинг бизнес-процессов (Business Process Outsourcing — BPO), а также производственный или промышленный аутсорсинг.  Аутсорсинг бизнес-процессов включает в себя большое количество второстепенных функций.

Одно из его давно освоенных  в мире направлений — производственно-хозяйственный аутсорсинг, в который входят аутсорсинг эксплуатации объектов недвижимости, услуг по клинингу и рабочему питанию, управлению транспортным парком предприятия и др. К данному виду относят также управление персоналом, внутренний аудит, логистический или транспортный аутсорсинг, аутсорсинг снабжения, финансов, бухгалтерии и других функций.

Промышленный  аутсорсинг

При промышленном или производственном аутсорсинге предприятие передает подрядчику свою производственную цепочку  или ее часть в тех случаях, когда процесс производства собственными силами обходится предприятию дороже, чем привлечение аутсорсера. Первыми  передали часть производства на аутсорсинг производители электроники и  телекоммуникационные компании, а в настоящее время производственный аутсорсинг распространился на большинство видов деятельности.

В применении аутсорсинга  компании разрабатывают собственные  виды, но все они классифицируются следующим образом:

По видам передаваемых ценностей:

Ресурсный — ведение бизнеса в основном на привлеченных финансовых средствах, а также использование кадровых ресурсов и оборудования. Невольно возникает вопрос: чем же тогда ресурсный аутсорсинг отличается от аренды, кредита, лизинга персонала? Считается, что об аутсорсинге правомерно говорить в том случае, когда работа на кредитах и арендованных мощностях обусловлена не ограниченностью возможностей компании, а целенаправленной стратегией ведения бизнеса, то есть когда даже при возможности, например, приобрести собственное здание или вложить собственные средства все равно используются привлеченные со стороны ресурсы.

Операционный  — передача на субподряд отдельных операций, связанных с разработкой, производством, хранением, транспортировкой и реализацией продукции. Так, например, компания может поручить разработку товара специализированному бюро, передать заказ на производство разработанного товара независимому производителю, поместить готовую продукцию на складах фирмы, специализирующейся на логистике, и отдать товар на реализацию торговому агенту. Это пример максимального операционного аутсорсинга. Если же компания осуществляет собственное производство, то она может поручить обслуживание и ремонтные работы внешним подрядчикам. Данный вид аутсорсинга стремительно развивается во всем мире.

Функциональный  — передача внешним исполнителям отдельных функций. Например, бухгалтерский учет, финансово-хозяйственное планирование или отдельные его элементы, маркетинг, охрана, реклама и др.

В зависимости  от особенностей аутсорсинговых взаимоотношений:

Полный (максимальный) — предприятие передает не отдельные функции какого-либо отдела, а определенный производственный или сервисный процесс всецело;

Частичный (выборочный) — фирма передает только часть своих определенных задач, к примеру, программирование WEB-сайта, а разработка всей стратегии, ее внедрение в практику остаются по-прежнему внутренним делом;

Усовершенствованный — как правило, используется уже известными компаниями, которые передают аутсорсерам определенные функции, оставляя за собой роль распределителя;

Промежуточный — организация передает управление своими второстепенными функциями третьей стороне, полагая, что ее специалисты способны разработать главные инновационные направления, таким образом демонстрируя высокий уровень доверия к способностям своих специалистов;

Трансформационный — организация приглашает поставщика услуг, который реорганизует работу подразделения, разрабатывая новые системы и надежную базу знаний и навыков, по завершении проекта он вновь обретает полный контроль и вступает в свои обычные обязанности;

Совместный — применяется для диверсификации риска в сложных проектах, то есть используется при заключении субдоговоров, предполагающих наличие нескольких поставщиков услуг;

Аутсорсинг совместного  предприятия — создание новой компании для использования будущих деловых возможностей, персонал и активы клиента передаются совместному предприятию, заказчик и поставщик услуг делят прибыль, заработанную новой компанией.

В зависимости  от выгод, получаемых от разделения труда:

Специализированный  — перенос производства или другой функции в другую географическую точку связан с уникальной специализацией данной страны (региона);

Географический  — перенос производства в наиболее выгодный для компании регион мира. Крупнейшие корпорации мира (Nike, Ikea) переносят производства в регионы Юго-Восточной Азии, это связано с их дешевой рабочей силой, льготным налогообложением.

 

Преимущества  передачи непрофильных активов на аутсорсинг

    • Возможность для руководства сосредоточиться на основном виде бизнеса. За счет передачи функций внешнему подрядчику снижаются операционные издержки, а менеджмент не отвлекается на непрофильные виды деятельности.
    • Оптимизация численности персонала и как следствие, сокращение части операционных издержек или перевод их из категории постоянных в переменные.
    • Минимизация финансовых рисков и возможность перераспределить свои ресурсы, направляя их на процессы, которые в первую очередь увеличивают стоимость компании.
    • Внедрение аутсорсинга является значимым фактором в развитии отношений с иностранными инвесторами, поскольку это увеличивает инвестиционную привлекательность компании.
    • Аутсорсинг позволяет компаниям использовать передовой мировой опыт в обеспечении непрофильных процессов.
    • Аутсорсинговые компании инвестируют в совершенствование своих собственных технологий, методологий, а также в свой персонал. В первую очередь они исследуют и внедряют у себя новейшие мировые инновационные методы управления бизнес-процессами.

 

Аутсорсинг —  эффективный инструмент конкуренции.

Для того чтобы аутсорсинг не превратился в примитивную  покупку услуг, необходимо определиться с тем, какие компетенции являются для компании ключевыми в настоящее  время или станут ключевыми в  будущем, а также с тем, какие  процессы и почему могут быть переданы на аутсорсинг.

Наконец, необходимо четко  сформулировать собственные требования и ожидания.

Конкурентным преимуществом  аутсорсинг становится в тот момент, когда проявляется синергия: то есть, когда эффективность комплекса  непрофильных процессов, переданных на аутсорсинг, начинает превышать эффективность  их разрозненной работы в собственном  управлении компании.

 

Традиционный  подход к аутсорсингу.

Предметом аутсорсинга могут  быть все бизнес-процессы. Однако согласно традиционному подходу, при котором  бизнес-процессы разделяются на «основные» и «вспомогательные», подрядчикам  в основном передаются не стратегические или не значимые процессы. Весь комплекс производственных процессов можно  разделить на три группы по степени  значимости для компании/предприятия. Каждая группа процессов может стать  предметом аутсорсинга либо сегодня, либо в перспективе. Актуальность и  вероятность использования аутсорсинга  зависят именно от значимости конкретной группы процессов.

 

Значимые не ключевые процессы:

    • Учет
    • Управление поставками
    • HR/Администрирование
    • Управление претензиями, Биллинг

Вероятность использования  аутсорсинга в оптимизации данной группы процессов на сегодняшний  день умеренна, но с течением времени  растет.

 

Незначимые не ключевые процессы:

    • Уборка, содержание территорий
    • Питание
    • Прачечная/химчистка

Процессы данной группы сегодня  чаще всего передаются на аутсорсинг и нет оснований предполагать, что эта тенденция изменится  в будущем.

 

Значимые ключевые процессы:

    • Управление брендами и маркетингом
    • Клиентские отношения
    • Продажи
    • Стратегия
    • Патенты и технологии

Учитывая, что процессы данной группы являются ключевыми компетенциями  компаний/предприятий, они передаются на аутсорсинг крайне редко, но и здесь  уже наблюдается положительная  динамика. Однако необходимо помнить, что в данном случае требуется  построение тесно интегрированных  и действительно стратегических, долгосрочных партнерских отношений  вовлеченных сторон.

 

Аутсорсинг в  Украине: вчера, сегодня, завтра

Как показывает опыт Европы, IT аутсорс это действительно временное  явление и он либо лопается от дороговизны, либо благополучно переходит в продуктовый  бизнес “больших и сильных” (типа IBM, HP, Cisco, Siemens и т.д.) компаний скупающих  основных ресурсосодержащих игроков  рынка.

Вариант взрыва нашего мыльного пузыря был наиболее вероятной тенденцией после событий 2007-08 годов, когда процветающий дабл-фишинг и умелый босс-менеджмент могли отразиться на удвоении вашей  з/п за один день. Все было отлично  и для специалистов и для компаний, которые хоть и договаривались друг друга “по лицу не бить”, но когда  дело доходило до того чтобы вырвать  десяток-другой спецов, забывали про  теорию и начинали платить нереальные бонусы “за переход” и делать исключения в своих же правилах. Что ж тут  говорить об “обыкновенном человеке”, которому и кредит платить и семью кормить.

Аналитики уже принялись  за обратный отсчет дней украинского  аутсорса, и тут… пришел кризис. Украинские аутсорсинговые компании потеряли темпы  роста, некоторым пришлось снизить  з/п персоналу, некоторым распустить часть людей, при этом пострадали те специалисты, у которых показатель “цена-качество” был наихудшим  т.е. либо недостаточно квалифицированные, либо слишком дорогие. Но нет худа без добра – кризис явился “санитаром”  нашего леса украинского аутсорсинга и вернул нас к жизни.

Что же дальше? Перспективы  наших главных конкурентов –  рынков востока – Китая, Индии  предельно ясны и сомнений не вызывают – наличие огромного количества ресурсов, дешевые арендные площади, помощь государства в образовании, налоговые льготы и т.д. и т.п.

А как же мы? И снова  нам помогает глобализация рынка  и желание ведущих IT компаний не держать “яйца в одной корзинке”. И в Европе у нас, конечно, есть конкуренты – Румыния, Белоруссия, Россия, и не только у нас, но и  везде есть свои проблемы, и Украина  весьма уверенно конкурирует в этом списке.

Ждать прихода «больших и  сильных», кстати, недолго – почитайте  новости о приездах в Украину  всяких VP из компаний-лидеров рынка, ищущих расширения их центров, находящихся  в Чехии, Польше, Германии. Кризис потихоньку отпускает. Выборы, хочется надеяться, принесут какую-то определенность в  мышлении наших чиновников, и думаю, уже к 2011 году мы увидим первые громкие  покупки компаний на нашем рынке.

Остается главный вопрос: какова роль наших специалистов в  грядущих событиях? У нас по-прежнему бытует мнение, что все интересненькое и интелектуально-вкусненькое он-шор  команды оставляют себе. Значит, нам так и оставаться “мясом”  жертвами багфиксинга и регрессионного тестирования?

Информация о работе Аутсорсинг