Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:45, дипломная работа
Цель исследования состоит в раскрытии особенностей и места аутсорсинга как элемента современного рыночного механизма.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• выработать теоретико-методологический подход к исследованию аутсорсинга;
• выявить особенности и место аутсорсинга в национальном и международном разделении труда;
• выявить основные направления развития аутсорсинга на основе опыта экономически развитых стран;
• определить формы, этапы и перспективы развития аутсорсинга за рубежом;
• рассмотреть состояние и уровень развития аутсорсинга в России;
Теоретические основы анализа аутсорсинга 11
1.1. Сущность аутсорсинга как новейшей модели хозяйствования 11
1.2. Углубление разделения труда и развитие сетевой экономики как основы аутсорсинга 30
Глава 2. АУТСОРСИНГ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ ЭКОНОМИКОЙ 48
2.1. Формы, направления и распространение аутсорсинга 48
2.2. Роль ИТ-аутсорсинга в зарубежной рыночной экономике 59
2.3. Опыт применения аутсорсинга бизнес-процессов
в зарубежных странах 75
Глава 3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АУТСОРСИНГА
В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 95
3.1. Распространение аутсорсинговой модели хозяйствования
в России 95
3.2. ИТ-аутсорсинг в российской экономике 108
Заключение 122
Библиографический список 128
Приложения 142
Таким образом, компании,
которые воспользовались
Максим Пустовой, руководитель практики ИТ-аутсорсинга в России, “Accenture”.
АВТОР РЕДАКТОР ⋅ 1 ФЕВРАЛЯ 2008 ⋅ ОБСУЖДЕНИЕ СТАТЬИ
ЗАКЛАДКИ АУТСОРСИНГ
45 руководителям предприятий был задан вопрос, почему они до сих пор не решились на аутсорсинг. Основными причинами для сомнений оказались проблемы безопасности и финансовой стабильности поставщиков услуг аутсорсинга.
По каким причинам вы не доверяете аутсорсингу?
Проблемы обеспечения безопасности при передаче работы в страну компании-поставщика услуг – 64%
Сомнения относительно финансовой стабильности поставщика офшорных услуг – 56%
Сопротивление персонала и/или бизнес-руководителей – 54%
Расходы на управление офшорной деятельностью превышают потенциальную экономию – 52%
Культурные и языковые различия – 46%
Отсутствие в компании квалифицированных специалистов по управлению проектами – 33%
Источник: Forrester Research, 2004
№10 (220), октябрь 2010 года
Автор: Сергей Македонский, президент
Ассоциации стратегического аутсорсинга
«АСТРА»
10.11.2010
Рис. 1. Пятнадцать крупнейших ИТ-рынков в 2010 г. (млрд долл. США) |
Рис. 2. Пятнадцать наиболее быстро развивающихся ИТ-рынков в 2010 г. |
Рис. 3. Закупки ИТ-продукции и услуг государственными и коммерческими организациями в зависимости от региона (млрд долл. США) |
Рис. 4. Закупки ИТ-продукции и услуг государственными и коммерческими организациями по категориям (млрд долл. США) |
По данным Forrester Research, мировой рынок ИКТ в 2010 г. начал быстрое восстановление после кризиса. Лидеры и локомотивы роста — 12 стран так называемого Tech Twelve, инвестирующие в технологии ИКТ не менее 3% своего ВВП. Хотя в мире растет спрос на услуги аутсорсинга, Россия продолжает демонстрировать отставание в развитии этой перспективной индустрии. Исследование, недавно проведенное аналитической компанией in4media при поддержке ассоциации «АСТРА», показало, что сегодня у большинства топ-менеджеров крупных российских предприятий «аутсорсинг» ассоциируется исключительно с темой ИТ, часто фокусируясь на «офшорном программировании», и пока не рассматривается в качестве актуального бизнес-инструмента. Перед российским рынком аутсорсинга стоит множество актуальных задач, включая «евангелизацию» и формирование новой индустрии и профессии, подготовку профессиональных кадров аутсорсинга, разработку и локализацию индустриальных стандартов.
Весной текущего года российская ассоциация стратегического аутсорсинга «АСТРА» получила официальный статус IAOP Affiliate Association и стала членом крупнейшей глобальной аутсорсинговой группы IAOP (International Association of Outsourcing Professionals®). При поддержке компании Accenture в июле в Москве открылось локальное подразделение IAOP — IAOP Russia Chapter. Представительство IAOP призвано стать площадкой для общения профессионалов аутсорсинга, не разделяя их на поставщиков и заказчиков, а также на сектора ITO и BPO, обмена лучшими международными практиками, продвижения российской индустрии аутсорсинга на мировой рынок.
Важнейшие текущие задачи IAOP Russia Chapter — адаптация и локализация в России признанных в мире индустриальных стандартов и организация подготовки и сертификации профессиональных кадров аутсорсинга в России. Одним из основополагающих документов аутсорсинга на сегодняшний день является свод лучших практик и стандартов аутсорсинга IAOP OPBoK — Outsourcing Professional Body of Knowledge®. Усилиями международного сообщества экспертов издание постоянно обновляется, в 2010 г. вышел уже девятый выпуск OPBoK, Rev. 9. Сегодня в большинстве экономически развитых и динамично развивающихся стран мира уже имеется общественный и профессиональный консенсус относительно позиционирования аутсорсинга в трех различных плоскостях, таких как:
В России пока даже в экспертном сообществе продолжаются терминологические дискуссии относительно места и роли аутсорсинга, его определений, видов услуг, предоставляемых в этой новой для России форме.
По определению, представленному в OPBoK, «аутсорсинг является долгосрочным, ориентированным на результат бизнес-сотрудничеством с определенным поставщиком услуг». При этом приобретаемые услуги могут представлять отдельный вид деятельности, несколько видов деятельности или целостный, сквозной бизнес-процесс.
В большинстве случаев, в особенности в крупных организациях, продукты и услуги, получаемые по аутсорсингу, ранее производились самим предприятием для собственных нужд, а затем были переданы внешнему поставщику.
Использование в определении термина «долгосрочное» вовсе не означает заключение контракта с фиксированным или длительным временем действия. Несмотря на то что многие крупные аутсорсинговые контракты длятся 5, 10 и даже 15 лет, некоторые из них могут завершиться по 30-дневному уведомлению. В приведенном определении под долгосрочностью следует понимать, что предприятие принимает стратегическое решение о прекращении инвестиций в некоторые внутренние ресурсы и выбирает взамен этого приобретение услуг у имеющихся на рынке поставщиков.
Термин «ориентированное на результат» также несет особый смысл в данном определении. Он говорит о том, что поставщик услуг, вместе с ответственностью за используемых людей, включенные процессы и технологии, берет на себя ответственность за то, что все эти ресурсы создадут тот результат, ради которого потребитель заключал контракт. Ответственность за результат, а не только за ресурсы, составляет принципиальное отличие аутсорсинга от более узких и более традиционных договорных отношений с поставщиками, компаниями, предоставляющими персонал, и исполнителями отдельных работ.
ИТ-аутсорсинг находится на стыке двух секторов экономики: собственно индустрии ИКТ и индустрии услуг. Поэтому уровень зрелости ИТ-аутсорсинга определяется степенью развития этих секторов. Возможно, именно в этом кроются глубинные причины сравнительно медленного на сегодняшний день развития ИТ-аутсорсинга в России.
На рис. 1 и 2 представлен прогноз Forrester Research, а именно рейтинги самых крупных и самых быстрорастущих рынков ИКТ в мире в текущем году.
Из представленных диаграмм видно, что Россия пока отсутствует в данных рейтингах, а все наши партнеры-конкуренты по «референтной» группе стран BRIC (Бразилия, Индия и Китай) там уверенно закрепились и находятся, более того, не на последних местах.
Таким образом, рынок ИКТ России в целом существенно отстает в развитии и недофинансирован по сравнению с другими странами BRIC, а также странами Восточной Европы. Так, сегодня доля инвестиций в ИКТ даже у очень крупных российских предприятий редко составляет более 1—2% от годового оборота. Как следствие, важность и ценность ИКТ для бизнеса в России пока весьма низки.
Что касается индустрии услуг, то по крайней мере в новейшей истории такой индустрии в России практически не было ни в секторе B2C, ни в корпоративном секторе. Этой индустрии, важной для повышения зрелости всей экономики страны, только предстоит формирование и развитие. Отмечу, что, в отличие от России, в экономически развитых странах Европы и США с длительными традициями и культурой сервиса и обслуживания индустрия услуг, во-первых, имеет существенную долю в структуре экономики и, во-вторых, начинала формирование с аутсорсинга бизнес-процессов, постепенно проникая в молодую и быстро развивающуюся сферу ИКТ. В России же, с точностью до наоборот, формирование рынка услуг начинается именно с ИТ-аутсорсинга.
Есть и позитивный вывод из приведенных выше данных и диаграмм. Если экономика нашей страны продолжит развиваться в русле глобальных экономических процессов, то в ближайшей перспективе нас ждет как существенный рост российского рынка ИКТ, так и развитие инновационной индустрии аутсорсинга. Развитие ИТ-аутсорсинга в России будет идти параллельно с развитием ИКТ и рынка услуг в целом, оказывая на эти секторы экономики, в свою очередь, позитивное влияние. И именно ИТ-аутсорсинг через богатый опыт управления ИТ-проектами и сервисами, через наличие методологической базы и стандартов будет служить примером для развития аутсорсинга бизнес-процессов в России.
Рынки ИКТ стран BRIC, включая Россию, и иных развивающихся стран, по прогнозам аналитиков Forrester, будут восстанавливаться после кризиса значительно дольше и труднее.
Как следует из рис. 4, сегмент
ИТ-аутсорсинга менее всего
Таким образом, данные различных
независимых организаций
Ассоциация IAOP в своем
ежемесячном издании
Прошлое десятилетие, по крайней мере на российском рынке ИКТ, прошло под знаком активного применения теорий проектного управления и сервис-менеджмента. В развитии этих дисциплин были достигнуты большие успехи: подготовлены и популяризированы своды знаний и лучших практик (PMBoK, ITIL/ITSM, CoBIT и др.), организовано обучение специалистов, сформированы экспертные сообщества профессионалов. Однако сегодня становится все более очевидным, что рост интереса рынка к аутсорсингу идет на смену интересу к проектному и сервисному управлению. Подобная смена приоритетов выглядит особенно логичной, если говорить о том, что практика стратегического партнерства и постоянного обслуживания (аутсорсинг) идет на смену практике временного сотрудничества для создания чего-то нового (проекты).
Популярность проектного
управления в секторе ИКТ России
в прошедшем десятилетии в
значительной степени была обусловлена
сутью стоящих перед рынком первоочередных
задач, а именно необходимостью эффективного
внедрения крупных
Важно отметить, что аутсорсинг является таким же универсальным бизнес-инструментом, как управление проектами, и может применяться в любых отраслях и сферах человеческой деятельности. С другой стороны, аутсорсинг стал, по сути, новой интегрирующей дисциплиной, которая аккумулирует в себе лучшие достижения в области теории и практики организации и оптимизации бизнеса.
Важный подготовительный этап перехода на аутсорсинг на уровне предприятия — сервисная организация работы внутренних подразделений, выделение так называемых общих центров обслуживания (shared services), включая ИТ, бухгалтерию, HR и др. На этом этапе формализуются отношения между внутренними подразделениями, формируются портфели оказываемых услуг, а также параметры и способы оценки их уровня и качества (прототип SLA). На выходе — понимание необходимого каждому подразделению ассортимента услуг и оценка их реальной стоимости, обеспечивающие возможность выбора между сохранением собственной непрофильной деятельности и приобретением стандартизированных услуг на внешнем рынке.
Большую роль в формировании сервисного управления в сфере ИТ сыграли концепция ITSM и свод лучших практик ITIL. В России данный подход начал активно развиваться и применяться на практике с начала 2000-х гг. За прошедшие 10 лет использование рекомендаций ITIL/ITSM помогло многим российским предприятиям превратить службы и отделы ИТ в полноценных и эффективных поставщиков ИТ-услуг для своих внутренних подразделений. Для перехода на качественно новый уровень управления ИТ-услугами и для организации взаимодействия и повышения эффективности работы с внешними поставщиками российским предприятиям и рынку в целом необходимо делать следующий шаг. А именно необходимо как можно быстрее адаптировать, изучить и начать применять на практике уже имеющиеся на рынке международные стандарты и лучшие практики аутсорсинга. Свод знаний, необходимых для успешной работы в индустрии аутсорсинга, сегодня содержится в OPBoK, разработанном международным сообществом экспертов IAOP.