Оффшорный аутсорсинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:08, доклад

Краткое описание

Нередко крупные контракты на аутсорсинг заключаются корпорациями, которые пытаются таким образом повысить свой инвестиционный рейтинг. Аутсорсинг приводит к значительному сокращению численности персонала в основной компании. В итоге выручка на одного работника оказывается на порядок выше, чем в среднем по отрасли. Это импонирует биржевым брокерам, и положительно влияет на курс акций. Подобный прием, в частности, использовала скандально известная энергетическая компания Enron. Вкупе с сокрытием долгов и искажением финансовой отчетности такая стратегия до какого-то момента себя оправдывала – инвесторы вкладывали в Enron большие деньги, а котировки акций компании стремительно росли.

Файлы: 1 файл

koroleva.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

Московский Государственный Институт Международных Отношений

(Университет) МИД России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра  мировой экономики

 

Доклад на тему:

Оффшорный аутсорсинг: причины и социально-экономические  последствия для стран базирования  и принимающих стран.

 

 

 

 

 

Студентки II курса,

1-ой академической группы

     Факультета  МЭО

 

Королёвой Дарьи Антоновны

 

 

Москва, 2006 год

Аутсорсингом называют долгосрочные соглашения по выполнению отдельных функций предприятия внешней организацией (провайдером), которая берёт на себя все обязательства по исполнению данных функций и располагает необходимыми для этого ресурсами.

Исторически первыми  аутсорсерами стали юридические компании в странах с законодательством, основанном на прецедентном праве. Концепция аутсорсинга как принципа новой стратегии управления была создана в 1963 году компанией «electronic data system», до сих пор специализирующейся на аутсорсинге информационных технологий, или IT-аутсорсинге.

Суть аутсорсинга можно  выразить так: надо заниматься не тем, что можешь сделать лучше, а тем, что можешь купить дешевле всего. Поэтому в современном мире проблема выбора «make or buy» («производить или покупать») всё чаще находит своё разрешение в использовании аутсорсинга.

Аутсорсинг позволяет предприятию увеличить свою  конкурентоспособность, оно получает возможность сконцентрироваться на профильном бизнесе. Решение же остальных проблем и исполнение вспомогательных функций можно поручить тому, кто это делает лучше и дешевле, такое распределение работы приносит прибыль исполнителю и даёт заказчику такие преимущества как:

-уменьшение издержек и экономия ресурсов,

-повышение качества услуг, которые передаются специалистам,

     -упрощение управления производственными процессами (для   планирования, например, важна прозрачность расчёта цены, выставляемой контрактным производителем).

Это приводит в итоге к повышению эффективности производства.

Кроме того, нередко крупные  контракты на аутсорсинг заключаются  корпорациями, которые пытаются таким  образом повысить свой инвестиционный рейтинг. Аутсорсинг приводит к значительному сокращению численности персонала в основной компании. В итоге выручка на одного работника оказывается на порядок выше, чем в среднем по отрасли. Это импонирует биржевым брокерам, и положительно влияет на курс акций. Подобный прием, в частности, использовала скандально известная энергетическая компания Enron. Вкупе с сокрытием долгов и искажением финансовой отчетности такая стратегия до какого-то момента себя оправдывала – инвесторы вкладывали в Enron большие деньги, а котировки акций компании стремительно росли.

У аутсорсинга могут  быть и негативные последствия. Основным моментом здесь является то, что предприятие зависит от провайдера и в связи с этим несет определенные риски. Так,

-в самой компании устаревают внутренние экспертные знания, и она может стать уязвимой;

-существует риск недобросовестности аутсорсера, что может привести к утечке информации или снижению качества продукции;

-из-за потери контроля над собственными ресурсами и отрыва руководства от части деятельности фирмы возникает риск неадекватных решений;

-неожиданное расторжение контракта аутсорсером или его банкротство влекут за собой необходимость срочного поиска нового провайдера.

-Кроме того, предприятие несет издержки, связанные с изменением организации бизнеса (происходят увольнения, работники могут ощущать неуверенность, напряжение).

Затраты по проекту, передаваемому  в аутсорсинг, сравниваются со стоимостью реализации его собственными силами. Чаще всего контракты подписываются, если  цена фирмы провайдера, как минимум, на 15 – 20% ниже текущих затрат.

Конечно, при заключении и исполнении аутсорсинговых контрактов, могут допускаться ошибки, которые иногда приводят к недовольству результатами их исполнения. В исследовании американской консалтинговой компании Dun&Bradstreet было выявлено, что 20 – 25% опрошенных компаний сочли эффективность выполнения аутсорсинговых соглашений после 2 лет с момента их подписания неудовлетворительными. Около 70% представителей опрошенных компаний сказали, что партнёры по аутсорсингу «не понимают, что должны делать», и что «стоимость контрактов была очень высокой, а качество оказанных услуг – низким».

 Следует подчеркнуть, что аутсорсинг является не панацеей от всех бед, а лишь средством для достижения стратегических целей.

Итак, всё связанное с разработкой стратегии,  поддержкой решений или контролем оставляется в компании. А рутинные задачи, связанные с обработкой операций – это явные кандидаты на аутсорсинг.

На рынке закрепились следующие виды аутсорсинга:

-аутсорсинг производственный. На аутсорсинг отдается непосредственно процесс производства. Становится возможным продавать товар под своей маркой и даже не владеть средствами производства. Так, Ford Motors сократила самостоятельное производство комплектующих до 30%, хотя в начале прошлого века завод Генри Форда выпускал полный набор компонентов для автомобиля.

- аутсорсинг IT и программного сервиса (администрирование сети, сервисная поддержка программного обеспечения или компьютерный ликбез штатных сотрудников).

- аутсорсинг вспомогательных бизнес-процессов (т.е. бухгалтерский учёт, маркетинг, кадровый менеджмент, логистика, реклама).

Кроме того, отдельно можно выделить правовой аутсорсинг (юридическую поддержку).

 

В условиях глобализации особую роль играет оффшорный аутсорсинг, который предполагает передачу каких-либо функций компании провайдерам, расположенным в других странах. В последнее время (начиная с 2000 года) оффшорный аутсорсинг становится все более актуальным, причем в немалой степени это обуславливается развитием Интернета. Крупнейшие компании, стремясь повысить свою конкурентоспособность, все чаще прибегают к оффшорному аутсорсингу. Так, ожидается, что в этом году объем рынка провайдеров оффшорного аутсорсинга бизнес-процессов, например, в Индии составит около 7 миллиардов $, причем еще в 2002 году он составлял 2 миллиарда. К 2006 году уже 37% компаний США используют оффшорный аутсорсинг.

Некоторые крупные компании, такие как British airways (BA), GE перемещают все кроме ключевых процессы в Китай или Индию. Например, собственное производство шведского мебельного гиганта IKEA выпускает около 10-15% от общего ассортимента продукции, большая часть остальной продукции выпускается иностранными фирмами. Компания Toyota ограничила свою деятельность проектированием, сборкой и сбытом.

Другие передают свои второстепенные процессы одному из узкоспециализированных  провайдеров, обычно в Индии, что часто применяется для аутсорсинга IT.

Также распространено использование сетей международных центров, принадлежащих мега-провайдерам, работающим  в разных странах мира и использующих возможности разных стран.

Оффшорный аутсорсинг распространен  также на рынке телефонного обслуживания клиентов, его используют даже некоторые  американские политики, речи для которых  пишутся в Индии.

В основе оффшорного аутсорсинга  лежит разница в оплате труда  в странах базирования и принимающих  странах. Надо отметить, что преимущества оффшорного аутсорсинга превосходят те, которые можно получить при простом переводе бизнеса за рубеж в поисках дешёвой рабочей силы, тем более что поиск квалифицированной рабочей силы на местах и организация там филиала может представлять значительные трудности. Аутсорсер же знаком и с местной спецификой и им освоены передовые технологии. К основным принимающим странам относятся Индия, Китай, Восточная Европа, Филиппины, Панама, Ирландия, Египет и некоторые другие, обладающие такими свойствами как:

-наличие в них большого объема квалифицированной рабочей силы,

-низкооплачиваемый труд,

-высокое качество образования,

-знание на местах иностранных языков,

-высокая мотивацией сотрудников (для которых работа в компании – провайдере означает возможность работать по специальности и значительный карьерный рост),

- благоприятная политика, проводимая государством,

- улучшение в телекоммуникационной  структуре.

При этом у каждой страны, безусловно, есть свои преимущества и  недостатки. Так, например, В Индии  хорошо владеют английским, в то время как в Восточной Европе и Китае знание языка на порядок хуже. В России есть много высококвалифицированных программистов, но нестабильная политическая ситуация может негативно сказаться на работе провайдера. Но положение в принимающей стране может меняться. Так как в последние годы значительно возросла конкуренция между провайдерами, то страны соревнуются друг с другом и в проведении законодательных и нормативных инициатив, создании инфраструктуры. Китай, например, работает над улучшением бизнес – климата в стране, проводя реформы в области интеллектуальной собственности и применяя особый налоговый режим к прямым иностранным инвестициям в страну. В связи с этим наблюдается растущая  уверенность компаний в использовании возможностей этих регионов.

С течением времени выбор страны стал всё чаще решаться силами провайдеров. Компании стали пользоваться услугами аутсорсинговых центров, обслуживающих многих клиентов.

Оффшорный аутсорсинг требует  правильной и чёткой оценки рисков и преимуществ. Основные преимущества и недостатки оффшорного аутсорсинга  для компаний в целом те же, что и преимущества и недостатки обычного аутсорсинга. Но компании имеют возможность в большей степени уменьшать издержки, хотя несут более высокие риски, связанные, например, с потерей тщательного контроля родительской компании за качеством продукта

 

Теперь рассмотрим социально-экономические последствия аутсорсинга.

Позитивными сторонами  использования оффшорного аутсорсинга  является то, что, получая конкурентные преимущества за счёт уменьшения издержек, компании  стран базирования

- увеличивают объём сбыта и прибыль,

- происходит увеличение объемов экспорта,

-  повышается капитализация корпораций,

- происходит рост отчислений в бюджет,

- растёт ВВП страны.

Казалось бы, очевидным негативным последствием для страны базирования компании – клиента аутсорсинговых услуг является сокращение рабочих мест. Правительству и социальным службам необходимо более гибко реагировать на изменение конъюнктуры занятости населения, обеспечивать своевременную переквалификацию специалистов, занятых в бизнес – процессах, вытесняемых аутсорсерами, повышать социальное обеспечение соответствующих групп населения. Правительства стран базирования также могут принимать протекционистские меры, ограничивая или вовсе запрещая оффшорный аутсорсинг в определённых областях. Однако проблема безработицы скорее касается отдельного работника в частности. Исследование, проведённое по заказу американской промышленной группы Information Technology Association of America, показало, что использование аутсорсинга для США увеличило общую занятость в стране, подтолкнуло  заработную плату, снизило инфляцию и создало дополнительный спрос на экспорт из США. Вероятно, имеет значение тот факт, что не все процессы можно передать за границу, а только те из них, что можно определить как набор правил. Задания, которые требуют больше творчества, плохо управляются на расстоянии. Таким образом, высвобождаемые работники получают возможность заниматься более интеллектуальной деятельностью, создавать собственный бизнес, то есть не терять доходы.

К позитивным сторонам для принимающих стран относится то, что

-- аутсорсеры предоставляют работу местному населению;

--более того, работу получают квалифицированные кадры, т.е. выпускники университетов получают возможность работать по специальности, а не пополняют ряды безработных или торговцев с рынка;

--аутсорсинг способствует ускоренному развитию отстающих стран, им предоставляется возможность быстрее интегрироваться в мировую экономику. Например, в Ирландии уровень жизни на момент вступления в ЕС в 1973 году был в два раза ниже, чем во Франции. Ежегодный 7%-ый рост, во многом обусловленный аутсорсингом, начавшийся с середины 80-х, позволил достигнуть уровня доходов населения, сравнимого с французским в 1998 году. Та же перспектива ожидает сейчас Восточную Европу.

--Кроме того, оффшорный аутсорсинг усиливает хозяйственные связи между государствами;

-- возникающая конкуренция между провайдерами и специалистами в развитых странах способствует общему повышению качества продукции,

-- росту производительности труда,

-- технологическому развитию,

-- росту доходов государства.

 

В заключение хочется  отметить, что явление аутсорсинга  – это примета времени, такая, как и научно-технический прогресс. Нельзя сказать хорошо это или плохо. Аутсорсинг – это этап глобализации. Наше общество непрерывно развивается, и на каждом новом этапе своего развития происходит отмирание каких-либо отраслей экономики. Если же учесть, что аутсорсинг способствует уменьшению издержек, а тем самым и уменьшению цены конечной продукции без потери качества, то можно с уверенностью утверждать, что данное явление оказывает позитивное влияние на развитие общества. Ведь никого не интересует, где продукт произведён, основное желание потребителя – «низкие цены на всё, что мы покупаем» (фактор Wal-Mart).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Йордон, Эдвард. Аутсорсинг / Эдвард Йордон; пер. англ. О. Труфанова. – М.: Лори, 2006. – 368 с.

2. Михайлов Д.М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса:  учебное пособие / Д.М. Михайлов. – М.: КНОРУС, 2006. – 256 с.

3. Клементс, Стюарт. Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора / Стюарт Клементс, Майкл Доннеллан при участии Седрика Рида; под общ. Ред. В.В. Голда; пер. англ. Н.И. Кобзаревой. – М.: Вершина, 2006. – 416 с.: ил., табл.

4. Ефимова С., Пешкова  Т., Коник Н., Рытик С. Аутсорсинг. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом»», 2006. – 160 с.

Информация о работе Оффшорный аутсорсинг