Пути оптимизации товарных запасов в предприятиях розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 18:57, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является исследование организации торгово-закупочной деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по ее совершенствованию.

Достижению поставленной цели в работе способствовали постановка и решение следующих задач:

1. Изучение теоретических основ управления товарным ассортиментом на предприятии розничной торговли;

2. Анализ коммерческой деятельности предприятия;

3. Разработка предложений по оптимизации величины и структуры товарного ассортимента предприятия.

Оглавление

Введение

1. Теоретические основы формирования и управления товарным ассортиментом на предприятии розничной торговли

1.1 Понятие об ассортименте и торговой номенклатуре товаров

1.2 Основные факторы формирования торгового ассортимента на предприятиях розничной торговли

1.3 Методы и методики формирования товарного ассортимента

2. Управление товарным ассортиментом ООО «Пушкинский»

2.1 Краткая характеристика гастронома «Пушкинский»

2.2 Анализ основных показателей коммерческой деятельности гастронома «Пушкинский за 2006-2008 гг.

2.3 Ассортиментная политика предприятия

3. Предложения по совершенствованию управления товарным ассортиментом гастронома «Пушкинский»

3.1 Оптимизация ассортимента

3.2 Оптимизация размера товарного ассортимента гастронома «Пушкинский»

3.3 Оценка и пересмотр товарного ассортимента гастронома «Пушкинский»

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

экономика предприятия.docx

— 868.94 Кб (Скачать)
 

Стоимость товарных запасов в динамике увеличилась  на 40,48% или на 40676 тыс. руб. Положительно можно оценить тот факт, что  увеличение товарных запасов происходит меньшими темпами по сравнению с  товарооборотом. Динамика изменений  товарных групп товарных запасов  идентична изменений товарооборота. По группе «Салаты» произошло уменьшение стоимости товарных запасов, что  является оправданным, т.к. данная товарная группа относится к скоропортящимся  и в динамике по ней наблюдается  небольшое увеличение объема продаж.

Обеспеченность  товарными ресурсами устанавливают  по средствам отношения в сопоставимых величинах товарных ресурсов к общему объёму товарооборота. Получается коэффициент  обеспеченности, который показывает, сколько приходится товарных запасов  на 1 рубль товарооборота.

Уровень обеспеченности товарооборота товарными запасами характеризуется также размером товарных запасов в днях оборотах. Этот показатель показывает, на сколько  дней торговли хватит товарных запасов. Кроме того, он характеризует эффективность  использования товарных запасов. 

Таблица 2.8. –  Анализ обеспеченности товарными запасами ООО «Пушкинский» за 2006-2008 гг.

Товарная  группа Товарообеспеченность Абсолютные  изменения
  рубли дни  
  2006 год 2007 год 2008 год 2006 год 2007 год 2008 год рубли дни
Продовольственные товары
Винно-водочные изделия 0,27 0,25 0,20 98,27 90,40 71,46 -0,07 -26,81
Слабоалкогольные  напитки 0,31 0,29 0,19 112,35 103,35 66,87 -0,13 -45,48
Безалкогольные  напитки 0,19 0,17 0,12 67,14 61,76 42,23 -0,07 -24,91
Молочная  продукция 0,28 0,25 0,20 99,59 91,61 70,28 -0,08 -29,31
Сыры 0,19 0,18 0,14 69,94 64,34 50,27 -0,05 -19,67
Мясная  гастрономия 0,23 0,21 0,18 83,06 76,41 65,90 -0,05 -17,16
Мясопродукты 0,22 0,20 0,12 78,99 72,66 42,58 -0,10 -36,41
Рыба 0,26 0,24 0,16 93,25 85,78 56,78 -0,10 -36,47
Хлебобулочные изделия 0,28 0,26 0,21 102,22 94,03 74,25 -0,08 -27,97
Кондитерские  изделия 0,22 0,20 0,16 77,94 71,70 55,82 -0,06 -22,12
Замороженные  продукты 0,35 0,32 0,19 126,34 116,22 68,11 -0,16 -58,23
Овощи-фрукты 0,18 0,16 0,11 63,87 58,75 39,67 -0,07 -24,20
Бакалея 0,35 0,32 0,18 125,60 115,54 66,48 -0,16 -59,12
Консервы 0,30 0,27 0,19 107,60 98,98 67,29 -0,11 -40,31
Чай, кофе 0,34 0,31 0,18 121,63 111,89 65,57 -0,16 -56,06
Соусы, специи 0,43 0,40 0,39 155,42 142,97 140,76 -0,04 -14,66
Салаты 0,19 0,17 0,08 66,61 61,27 28,73 -0,11 -37,88
Растительное  масло 0,25 0,23 0,14 89,67 82,48 51,04 -0,11 -38,62
Чипсы, снеки 0,36 0,33 0,26 128,22 117,95 94,26 -0,09 -33,96
Детское питание и детские товары 0,35 0,32 0,20 127,16 116,98 71,29 -0,15 -55,87
Товары  для животных 0,36 0,33 0,37 130,55 120,09 132,72 0,01 2,16
Непродовольственные товары
Табак 0,22 0,21 0,16 80,54 74,08 57,58 -0,06 -22,95
Бытовая химия 0,27 0,24 0,18 95,64 87,98 63,42 -0,09 -32,22
Средства  ухода за собой 0,27 0,25 0,17 97,62 89,80 60,33 -0,10 -37,30
Сопутствующие товары 0,24 0,23 0,15 88,07 81,02 55,30 -0,09 -32,77
 

В динамике наблюдается  уменьшение товаробеспеченности по всем группам товаров, за исключением  группы «Товары для животных»  увеличение товарообеспеченности, по которой составило 0,01 руб. на один рубль  товарооборота или 2,16 дня. Наибольшее уменьшение товарообеспеченности произошло  по продуктовой группе, а именно по:

- замороженным  продуктам - 0,16 руб. на один  рубль товарооборота или 58,23 дня;

- бакалеи - 0,16 руб. на один рубль товарооборота  или 59,12 дня;

- чай, кофе - 0,16 руб. на один рубль товарооборота  или 56,06 дня;

- детское питание  и детские товары - 0,15 руб. на  один рубль товарооборота или  55,87 дня.

По группе непродовольственных  товаров также произошло уменьшение товарообеспеченности по всем категориям товаров.

Учитывая тот  факт, что в динамике наблюдается  увеличение товарооборота по всем категориям товаров уменьшение вложения денежных средств в товарные запасы может  привести к дефициту товаров, а как  следствие к снижению результатов  хозяйственной деятельности.  

Таблица 2.9. - Расчет влияния факторов на товарооборачиваемость  ООО «Пушкинский» за 2006-2008 гг

Товарная  группа товарооборот  тыс. руб. средние товарные запасы, тыс. руб. Товарооборачиваемость , дни структура товар-та 2008 г Скоррек. Товар-т Скоррек. Товар-ть отклонение  товарооборачиваемости от предшествующей, дней
  2006 2008 2006 2008 2006 Скоррек. (гр.4*

360/гр.3)

2008       всего (гр.8-гр.6) в том  числе за счет
                        структуры товарооборота объема товарооборота (гр.7-гр.6) средних запасов(гр.8-гр.7)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Вино-водочные изделия 17651,45 38330,25 4818,49 7608,84 98,27 45,26 71,46 6,50% 638,77   -26,81   -53,02 26,21
Слабоалкогольные  напитки 22539,55 48944,78 7034,3 9091,09 112,35 51,74 66,87 8,30% 932,52   -45,48   -60,61 15,13
Безалкогольные  напитки 13578,04 29484,81 2532,34 3458,56 67,14 30,92 42,23 5,00% 335,71   -24,91   -36,22 11,31
Молочная  продукция 27970,76 60738,70 7737,73 11857,94 99,59 45,86 70,28 10,30% 1025,77   -29,31   -53,73 24,42
Сыры 6517,46 14152,71 1266,17 1976,324 69,94 32,21 50,27 2,40% 167,85   -19,67   -37,73 18,06
Мясная  гастрономия 32315,74 70173,84 7456,35 12846,11 83,06 38,25 65,90 11,90% 988,47   -17,16   -44,81 27,65
Мясопродукты 23082,67 50124,17 5064,69 5928,97 78,99 36,38 42,58 8,50% 671,41   -36,41   -42,61 6,21
Рыба 18466,13 40099,33 4783,32 6324,23 93,25 42,94 56,78 6,80% 634,11   -36,47   -50,31 13,83
Хлебобулочные изделия 7060,58 15332,10 2004,77 3162,11 102,22 47,07 74,25 2,60% 265,77   -27,97   -55,15 27,17
Кондитерские  изделия 18194,57 39509,64 3939,20 6126,60 77,94 35,89 55,82 6,70% 522,21   -22,12   -42,05 19,93
Замороженные  продукты 8418,38 18280,58 2954,40 3458,56 126,34 58,18 68,11 3,10% 391,66   -58,23   -68,16 9,93
Овощи-фрукты 19823,94 43047,82 3517,15 4743,17 63,87 29,41 39,67 7,30% 466,26   -24,20   -34,46 10,25
Бакалея 13306,48 28895,11 4642,63 5336,07 125,60 57,84 66,48 4,90% 615,46   -59,12   -67,76 8,64
Консервы 14121,16 30664,20 4220,58 5731,34 107,60 49,55 67,29 5,20% 559,51   -40,31   -58,05 17,74
Чай, кофе 6245,90 13563,01 2110,29 2470,40 121,63 56,01 65,57 2,0% 279,75   -56,06   -65,62 9,56
Соусы, специи 814,68 1769,09 351,71 691,71 155,42 71,57 140,76 0,30% 46,63   -14,66   -83,85 69,19
Салаты 5702,78 12383,62 1055,14 988,16 66,61 30,67 28,73 2,10% 139,88   -37,88   -35,93 -1,95
Растительное  масло 7060,58 15332,10 1758,57 2173,95 89,67 41,29 51,04 2,60% 233,13   -38,62   -48,37 9,75
Чипсы, снеки 4344,97 9435,14 1547,54 2470,40 128,22 59,05 94,26 1,60% 205,15   -33,96   -69,17 35,21
Детское питание и детские товары 2987,17 6486,66 1055,14 1284,61 127,16 58,56 71,29 1,10% 139,88   -55,87   -68,60 12,74
Товары  для животных 1357,80 2948,48 492,40 1086,97 130,55 60,12 132,72 0,50% 65,28   2,16   -70,43 72,60
Табак 12802,15 27799,96 2863,96 4446,72 80,54 37,09 57,58 11,00% 885,89   -22,95   -43,45 20,50
Бытовая химия 45389,45 98563,49 12058,8 17363,42 95,64 44,04 63,42 39,00% 3730,06   -32,22   -51,60 19,37
Средства  ухода за собой 37242,62 80872,61 10099,25 13551,94 97,62 44,96 60,33 32,00% 3123,93   -37,30   -52,67 15,37
Сопутствующие товары 20948,98 45490,84 5124,99 6987,71 88,07 40,56 55,30 18,00% 1585,28   -32,77   -47,51 14,74
Всего 387944 842423 100490 141166 93,25 42,94 60,33   18650,32 186,50 -32,93 93,25 -50,31 17,38

Факторный анализ товарооборачиваемости проведенный  в таблице 2.9. показал, что влияние  товарооборота имело отрицательное  значение по всем видам товаров. Товарные запасы имели напротив положительное  влияние на товарооборачиваемость  практически по всем товарным группам. Общее уменьшение товарооборачиваемости  составило 32,93 дня, в том числе  изменение объема товарооборота  оказало отрицательное влияние  в размере 50,31 дней, увеличение товарных запасов сказалось на росте товарооборачиваемости  в размере 17,38 дней. 

2.3 Ассортиментная  политика предприятия 

Товары групп  А и В обеспечивают основной товарооборот компании и составляют 90,69% или 68% ассортимента. Поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие. Общепринятой является практика, когда по товарам группы А создается  избыточный страховой запас, а по товарам группы В - достаточный. Использование XYZ-анализа позволяет точнее настроить  систему управления товарными ресурсами  и за счет этого снизить суммарный  товарный запас. 

Таблица 2.10 –  Расчет АВС – анализа

Наименование Общий товарооборот, за 2008 год тыс. руб. Доля в обороте Доля в обороте  с накопительным итогом Группа
ИТОГО 842423 100%    
Бытовая химия 103618,03 12,30% 12,30% A
Средства  ухода за собой 80872,61 9,60% 21,90% A
Мясная  гастрономия 76660,49 9,10% 31,00% A
Молочная  продукция 70763,53 8,40% 39,40% A
Слабоалкогольные  напитки 54252,04 6,44% 45,84% A
Винно-водочные изделия 45406,60 5,39% 51,23% B
Сопутствующие товары 41699,94 4,95% 56,18% B
Рыба 37740,55 4,48% 60,66% B
Кондитерские  изделия 36561,16 4,34% 65,00% B
Мясопродукты 35381,77 4,20% 69,20% B
Консервы 34202,37 4,06% 73,26% B
Бакалея 31843,59 3,78% 77,04% B
Овощи-фрукты 28305,41 3,36% 80,40% B
Табак 26536,32 3,15% 83,55% B
Безалкогольные  напитки 20639,36 2,45% 86,00% B
Замороженные  продукты 20639,36 2,45% 88,45% B
Хлебобулочные изделия 18870,28 2,24% 90,69% B
Чай, кофе 14742,40 1,75% 92,44% C
Чипсы, снеки 14742,40 1,75% 94,19% C
Растительное  масло 12973,31 1,54% 95,73% C
Сыры 11793,92 1,40% 97,13% C
Детское питание и детские товары 7666,05 0,91% 98,04% C
Товары  для животных 6486,66 0,77% 98,81% C
Салаты 5896,96 0,70% 99,51% C
Соусы, специи 4127,87 0,49% 100,00% C
 

Рисунок 2.11 –  Распределение ассортимента по АВС- группам 

Таблица 3.2- Расчет XYZ –анализа

Наименование 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Общий товар-т, за 2008 год 

тыс. руб.

Среднее значение Коэфф. вариации Группа
ИТОГО 160060 193757 210606 278000 842423 210606    
Бытовая химия 18651,2 21759,8 27976,9 34193,9 103618,03 25904,5 23,07% Y
Средства  ухода за собой 14152,7 16983,2 21835,6 27092,3 80872,61 20218,2 24,37% Y
Мясная  гастрономия 14565,5 14565,5 22231,5 25298 76660,49 19165,1 24,66% Y
Молочная  продукция 14152,7 16275,6 19106,2 21229,1 70763,53 17690,9 15,23% Y
Слабоалкогольные  напитки 11392,9 13563 14105,5 15190,6 54252,04 13563 10,20% Y
Вино-водочные изделия 9081,32 10443,5 11351,6 14530,1 45406,60 11351,6 17,66% Y
Сопутствующие товары 8756,99 8339,99 10842 13344 41699,94 10425 19,08% Y
Рыба 6793,3 7925,52 10189,9 12454,4 37740,55 9435,14 23,07% Y
Кондитерские  изделия 6946,62 8774,68 9505,9 10968,3 36561,16 9140,29 15,87% Y
Мясопродукты 7783,99 6722,54 9553,08 10968,3 35381,77 8845,44 18,44% Y
Консервы 6498,45 8550,59 9234,64 9576,66 34202,37 8550,59 14,00% Y
Бакалея 6368,72 6368,72 9234,64 9553,08 31843,59 7960,9 19,08% Y
Овощи-фрукты 5661,08 7359,41 7642,46 7642,46 28305,41 7076,35 11,66% Y
Табак 6103,35 5307,26 7164,81 7960,9 26536,32 6634,08 15,23% Y
Безалкогольные  напитки 4334,27 4334,27 4953,45 6810,99 20639,36 5159,84 19,70% Y
Замороженные  продукты 4540,66 4953,45 5779,02 5366,23 20639,36 5159,84 8,94% X
Хлебобулочные изделия 4717,57 4906,27 4717,57 4528,87 18870,28 4717,57 2,83% X
Чай, кофе 3538,18 3390,75 3980,45 3833,02 14742,40 3685,6 6,32% X
Чипсы, снеки 3685,6 2801,06 3502,79 4275,3 14742,40 3685,6 14,63% Y
Растительное  масло 3502,79 2983,86 3502,79 2983,86 12973,31 3243,33 8,00% X
Сыры 3066,42 2830,54 3066,42 2830,54 11793,92 2948,48 4,00% X
Детское питание и детские товары 1456,55 1993,17 2299,81 1916,51 7666,05 1916,51 15,75% Y
Товары  для животных 1427,06 1816,26 1427,06 1816,26 6486,66 1621,66 12,00% Y
Салаты 1356,3 1592,18 1651,15 1415,27 5896,96 1474,24 8,49% X
Соусы, специи 1073,25 1609,87 990,689 1073,25 4127,87 1031,97 28,21% Z
 

Таблица 2.12 - Совмещение АВС - XYZ –анализов

Наименование Общий товарооборот, за 2008 год тыс. руб. Доля в обороте Доля в обороте  с накопительным итогом Группа Коэффициент вариации Группа Совмещение
ИТОГО 842423 100%          
Бытовая химия 103618,03 12,30% 12,30% A 0,23 Y AY
Средства  ухода за собой 80872,61 9,60% 21,90% A 0,24 Y AY
Мясная  гастрономия 76660,49 9,10% 31,00% A 0,25 Y AY
Молочная  продукция 70763,53 8,40% 39,40% A 0,15 Y AY
Слабоалкогольные  напитки 54252,04 6,44% 45,84% A 0,10 Y AY
Винно-водочные изделия 45406,60 5,39% 51,23% B 0,18 Y BY
Сопутствующие товары 41699,94 4,95% 56,18% B 0,19 Y BY
Рыба 37740,55 4,48% 60,66% B 0,23 Y BY
Кондитерские  изделия 36561,16 4,34% 65,00% B 0,16 Y BY
Мясопродукты 35381,77 4,20% 69,20% B 0,18 Y BY
Консервы 34202,37 4,06% 73,26% B 0,14 Y BY
Бакалея 31843,59 3,78% 77,04% B 0,19 Y BY
Овощи-фрукты 28305,41 3,36% 80,40% B 0,12 Y BY
Табак 26536,32 3,15% 83,55% B 0,15 Y BY
Безалкогольные  напитки 20639,36 2,45% 86,00% B 0,20 Y BY
Замороженные  продукты 20639,36 2,45% 88,45% B 0,09 X BX
Хлебобулочные изделия 18870,28 2,24% 90,69% B 0,03 X BX
Чай, кофе 14742,40 1,75% 92,44% C 0,06 X CX
Чипсы, снеки 14742,40 1,75% 94,19% C 0,15 Y CY
Растительное  масло 12973,31 1,54% 95,73% C 0,08 X CX
Сыры 11793,92 1,40% 97,13% C 0,04 X CX
Детское питание и детские товары 7666,05 0,91% 98,04% C 0,16 Y CY
Товары  для животных 6486,66 0,77% 98,81% C 0,12 Y CY
Салаты 5896,96 0,70% 99,51% C 0,08 X CX
Соусы, специи 4127,87 0,49% 100,00% C 0,28 Z CZ

Информация о работе Пути оптимизации товарных запасов в предприятиях розничной торговли