Пути оптимизации товарных запасов в предприятиях розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 18:57, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является исследование организации торгово-закупочной деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по ее совершенствованию.

Достижению поставленной цели в работе способствовали постановка и решение следующих задач:

1. Изучение теоретических основ управления товарным ассортиментом на предприятии розничной торговли;

2. Анализ коммерческой деятельности предприятия;

3. Разработка предложений по оптимизации величины и структуры товарного ассортимента предприятия.

Оглавление

Введение

1. Теоретические основы формирования и управления товарным ассортиментом на предприятии розничной торговли

1.1 Понятие об ассортименте и торговой номенклатуре товаров

1.2 Основные факторы формирования торгового ассортимента на предприятиях розничной торговли

1.3 Методы и методики формирования товарного ассортимента

2. Управление товарным ассортиментом ООО «Пушкинский»

2.1 Краткая характеристика гастронома «Пушкинский»

2.2 Анализ основных показателей коммерческой деятельности гастронома «Пушкинский за 2006-2008 гг.

2.3 Ассортиментная политика предприятия

3. Предложения по совершенствованию управления товарным ассортиментом гастронома «Пушкинский»

3.1 Оптимизация ассортимента

3.2 Оптимизация размера товарного ассортимента гастронома «Пушкинский»

3.3 Оценка и пересмотр товарного ассортимента гастронома «Пушкинский»

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

экономика предприятия.docx

— 868.94 Кб (Скачать)

В1 — следует  выявлять пути повышения доходности этой продукции (возможности повышения  цен, поиск более выгодных поставщиков  для снижения себестоимости и  т.д.), так как за счет высоких объемов  продаж, даже незначительный рост доходности приведет к ощутимому росту прибыли  предприятия в целом.

В2 — необходимо искать возможности для увеличения продаж продукции данной товарной группы (проведение промо-акций, реклама и  т.д.). Благодаря высокой рентабельности продукции данной группы, темпы роста  прибыли предприятия будут выше темпов роста продаж этих товаров.

С — наименее ценные для предприятия товары; необходимо рассмотреть возможности замены ряда товаров из этой группы, а также  оценить эффективность исключения наименее прибыльных товаров.

При анализе  ассортимента необходимо также учитывать:

Учет времени  присутствия товара на рынке, так  как спрос у потребителей на товары-новинки  и товары, утвердившиеся на рынке, различен. Поэтому нужно дать товару время (2 – 3 мес.) для узнаваемости его  потребителем, чтобы иметь возможность  принять эффективное решение, основываясь  на участии товара в товарообороте  и доходе.

Анализ представленности данной продукции у конкурентов. При более широком ассортименте у конкурентов, потребители могут  отдать предпочтение им в будущем. Следовательно, важно отслеживать пользующуюся спросом продукцию, присутствующую в ассортименте конкурирующего предприятия.

Существующие  рыночные тенденции, например, растущая популярность приверженцев к здоровому  образу жизни диктует производителям наличие специальных продуктов  в ассортименте.

Проведя такую  диагностику своего ассортимента, компания может определить перспективы развития ассортимента на ближайший период, найти средства повышения его  прибыльности. В ыработать различные  стратегии поддержания либо восстановления баланса своего продуктового портфеля

Доказано, что  производственные затраты очень  чувствительны к ассортименту. Например, сокращение наполовину ассортимента повышает производительность на 30%, сокращает  издержки на 17% и существенно снижает  точку безубыточности. Повторное  сокращение ассортимента повышает производительность на 75%, сокращает издержки на 30% и  снижает точку безубыточности более  чем на 50%.

В большинстве  случаев с увеличением ассортимента издержки увеличиваются - обычно на 20-35% на единицу продукции при удвоении ассортимента. Это теория проверенная  на практике, однако, чрезмерное сокращение ассортимента кроме снижения производственных затрат может также привести к  резкому снижению продаж, так как  узкий ассортимент не будет удовлетворять  потребителей. Необходимо так сбалансировать ассортимент, чтобы предприятие  не несло лишних производственных затрат, а потребитель остался доволен  предложенной ему продукцией. К такому оптимальному результату должна привести описанная выше методика анализа  и управления ассортиментом.

Учет времени  присутствия товара на рынке необходим, так как спрос у потребителей на товары-новинки и товары утвердившиеся  на рынке различен. Поэтому нужно  дать товару время (от 3 мес) для узнаваемости его потребителем, чтобы иметь  возможность принять эффективное  решение, основываясь на участии  товара в товарообороте и доходе.

Анализ представленности данной продукции у конкурентов  особенно важен в условиях современной  конкурентной борьбы. При более широком  ассортименте у конкурентов, потребители  могут отдать предпочтение им в будущем. Следовательно, важно отслеживать  пользующуюся спросом продукцию, присутствующую в ассортименте конкурирующего предприятия.

Рассмотрение  наличия товаров субститутов  – это важный этап в формировании ассортиментной матрицы, так как  при их наличии в как в собственной  ассортиментной матрице, так и в  матрице конкурентов может привести к вытеснению ими товаров со схожими  свойствами (например, продающихся  по более дорогой цене). Таким  образом, возникает риск «залеживания»  продукции при наличии товаров  аналогов. При анализе способов использования  товаров рассматривается возможность  использования одним товаром  ресурсов другого, то есть рассматривается  потенциальная прибыльность альтернативного  товара. Рассмотрение ассортимента с  точки зрения присутствия в нем  товаров разного диапазона цен  становится важным при острой конкурентной борьбе. Становится важным удерживать потребителей всех классов, соответствуя их интересам и требованиям. Таким  образом, в ассортименте должна присутствовать продукция разного диапазона  цен, как «народных» товаров, товаров  средней ценовой категории, так  и престижных товаров. Известность, рекламируемость продукта учитывается  в первую очередь при назначении цен на товар и включении его  в ассортиментную матрицу.

Следует отметить, что для поддержания высокого уровня продаж необходимо проводить  своевременный анализ эффективности  работы отдела сбыта и проводимых мероприятий. Можно предложить следующий  алгоритм анализа эффективной работы отдела сбыта (рис.1.4)

Рисунок 1.4 –  Анализ эффективности работы отдела сбыта 

Анализ эффективности  работы отдела сбыта хозяйствующего субъекта состоит из пяти этапов:

Управление процессом  анализа эффективности – это  этап, на котором осуществляется прогнозирование  продаж по всем группам товаров, направленное на избежание ситуации затоваривания, и производится учет факторов, влияющих на уровень спроса (сезонность, праздники  и др.).

Сбор информации, необходимой для анализа –  это этап, на котором собирается информация, полученная в ходе прогнозирования  продаж (прогнозы), данные о продажах за предыдущий период времени и информация о мероприятиях, которые планируется  провести с целью увеличения продаж.

Хранение собранной  информации – это этап, выполняющий  решающую роль в сохранении целостности  системы, так как без своевременного обмена информацией между элементами системы не могут функционировать. Накопление информации приводит к усложнению процесса управления, усилению влияния  прошлых решений и процессов  на текущие. Для хранения информации могут использоваться папки, скоросшиватели, картотеки, базы данных. На данном этапе  также выполняют документационные, первично-счетные, учетные и вычислительные операции и процедуры. Документ служит основным носителем информации в  системе управления.

Сравнение плановых и фактических показателей эффективности  – это этап, на котором необходимо:

выявить те сферы  деятельности, где будет оправдан наиболее тщательный контроль;

установить стандарты  деятельности;

создать систему  сбора информации о деятельности;

сравнить результаты деятельности со стандартами;

принять меры по корректированию нежелательных  отклонений.

Создание отчетов  – это этап, позволяющий с помощью  современных средств анализа  получить информацию для принятия решений, выявляя закономерности для поиска важной, но не обязательно очевидной  информации из больших наборов данных.

Все сферы управления между собой взаимосвязаны, так  как управление является системным  образованием. Поэтому любые изменения  в каком-либо элементе управления вызывают соответствующие изменения во всех других его составляющих.

Оптимальный товарный ассортимент является одной из основных составляющих маркетинга, которая прямо  воздействует на сбытовую деятельность, что важно для достижения конкурентоспособности  продукции.  

2.Управление  товарным ассортиментом ООО «Пушкинский» 

2.1 Краткая характеристика  гастронома «Пушкинский» 

Организационно-правовая форма фирмы Общество с ограниченной ответственностью «Пушкинский», зарегистрирована 26 августа 2004 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой  №8 УО. «Общество с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов…»(ст. 87 ГК РФ).

Магазин ООО «Пушкинский», расположенный  по адресу: г. Томск, ул. Пушкина 17осуществляет свою деятельность с ноября 2004 года. В этот период времени руководство  ООО «Пушкинский» осуществило покупку  и переоборудование этого магазина. Предприятие создано с целью  комплексного обеспечения населения  товарами. В соответствии с основной задачей стоящей перед магазином, осуществляются следующие виды деятельности:

осуществление научно-технической, производственной, финансовой деятельности;

осуществление в установленном порядке необходимых  мероприятий по рекламе своих  услуг; участие и организация  выставок;

заключение хозяйственных  и иных договоров в пределах своей  компетенции;

торгово-закупочная деятельность;

оказание бытовых, посреднических, транспортных и иных услуг;

другие виды деятельности, предусмотренные в  уставе предприятия.

Гастроном осуществляет виды деятельности, подлежащие обязательному  лицензированию (розничная реализация алкогольной продукции) и санитарно-эпидемиологическому  заключению (услуга розничной продовольственной  торговли). В связи с этим были получены разрешительные документы, на право осуществления данных видов  деятельности. Лицензия на право розничной  реализации алкогольной продукцией (выдана лицензионным отделом Министерства торговли и бытовых услуг УО).

Деятельность  предприятия осуществляется на основе самостоятельно разработанных планов. Перспективные планы, а также  годовые и текущие утверждаются руководством ООО «Пушкинский».

Предприятие осуществляет самостоятельную финансовую деятельность в пределах, установленных действующим  законодательством. Предприятие строит свои отношения с юридическими лицами, частными предпринимателями во всех сферах своей деятельности исключительно  на основе договоров. В своей деятельности предприятие учитывает также  и интересы потребителей, соблюдая требования к качеству товаров и ycлyг.

Предприятие свободно в выборе формы и предмета хозяйственных  договоров и обязательств, любых  других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Магазин реализует товары, работы, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или  на договорной основе, если иное не предусматривает  законодательством РФ. Контроль и  ревизия производственной и хозяйственной  деятельности предприятия осуществляется налоговыми, природоохранными и другими  органами, имеющими право контроля.

Структура управления на предприятии ООО "Пушкинский" механическая (дивизиональная).

Связи в структуре  имеются как вертикальные, так  и горизонтальные.

Механические  структуры характеризуются следующими принципами:

централизованное  принятие решений (то есть, право принять  окончательное решение принадлежит  одному человеку - директору).

четкое разделение труда - что приводит к повышению  квалификации специалистов в каждой области.

иерархичность уровней управления (то есть, каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему)

принцип единогласия.

осуществление приема на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Преимущества: возможность  высшего руководства концентрировать  внимание на стратегических задачах  путем передачи полномочий по оперативной  деятельности на уровень отделений; концентрация усилий на конечном результате, уменьшение количества централизованных служб, что благоприятствует улучшению  функционального обслуживания в  целом; интеграция персонала автономного  отделения в связи с его  ориентацией на конечный результат. 

Рисунок 2.1 -Организационная  структура гастронома «Пушкинский»

Недостатки: представление сравнительно широких полномочий «дивизионам» и  их руководителям обострило проблему – сочетание самостоятельности «дивизионов» и их ответственности за общие для всей организации конечные результаты.

Высший уровень  управления – институционный уровень, средний – управленческий уровень, нижний – технический уровень  управления.

На генеральном  директоре ООО «Пушкинский» лежит  решение огромного число задач. Например, принятие ориентированных  на выбранный сегмент рынка решений, направленных на удовлетворение потребностей клиентов, определение общих направлений  политики предприятия в рамках поставленных целей и задач, в том числе  проведение финансовой политики, к  которой могут быть отнесены такие  вопросы, как определение лимитов  расходов на содержание персонала, предельные расходы на административные и хозяйственные  нужды.

Руководитель  высшего звена вправе также решать, какая система расчетов с клиентами  наиболее предпочтительна, какие кредитные, дисконтные и бонусные карточки будут  приниматься в предприятии.

Информация о работе Пути оптимизации товарных запасов в предприятиях розничной торговли