Анализ товарных запасов на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ товарных запасов на примере торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов
2.провести анализ товарных запасов
3. провести планирование деятельности по двум новым направлениям на 2009 год.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Понятие и классификация товарных запасов
1.1Понятие и экономическая сущность товарных запасов……………….6
1.2 Классификация товарных запасов ………………………………..........7
1.3 Структура товарных запасов …………………………………............11
1.4 Факторы, влияющие на величину товарных запасов …...……........14
2 Методы анализа и планирования товарных запасов
2.1 Методы анализа товарных запасов …..………………………………17
2.2 Методы планирования и нормирования товарных запасов ……….19
3 Анализ и планирование товарных запасов
Ершовского РайПО
3.1 Характеристика и анализ основных экономических
показателей Ершовского РайПО……………………………………..26
3.2 Анализ состояния товарных запасов в Ершовском РайПО.............32
3.2.1 Анализ обеспеченности Ершовского РайПО товарными
запасами…………………………………………………………………32
3.2.2 Анализ товарооборачиваемости под влиянием изменения
объёма товарооборота и величины товарных запасов…….. ……….....36
3.3 Расчет нормы и плановой суммы товарных запасов…………….....38
3.4 Оценка эффективности разработанного плана товарных запасов…42
Выводы и предложения …………………………………………………...44
Список используемой литературы ………………………………….……48

Файлы: 1 файл

курсовая петров.docx

— 98.81 Кб (Скачать)

Содержание                                                                                                 стр.      Введение………………………………………………………………………. 4

1   Понятие и классификация товарных  запасов

1.1Понятие  и экономическая сущность товарных  запасов……………….6

1.2 Классификация товарных запасов ………………………………..........7

    1. Структура товарных запасов …………………………………............11

1.4 Факторы,  влияющие на величину товарных  запасов  …...……........14

2    Методы анализа и планирования товарных запасов

2.1 Методы анализа товарных запасов …..………………………………17

2.2 Методы планирования и нормирования товарных запасов ……….19

3    Анализ и планирование товарных запасов

      Ершовского РайПО

3.1 Характеристика  и анализ основных экономических 

      показателей Ершовского РайПО……………………………………..26

3.2 Анализ состояния товарных запасов в Ершовском РайПО.............32

3.2.1  Анализ обеспеченности Ершовского РайПО товарными

     запасами…………………………………………………………………32

3.2.2  Анализ товарооборачиваемости под влиянием изменения

объёма  товарооборота и величины товарных запасов…….. ……….....36

3.3 Расчет нормы и плановой суммы товарных запасов…………….....38

3.4 Оценка эффективности разработанного плана товарных запасов…42

Выводы  и предложения …………………………………………………...44

Список  используемой литературы ………………………………….……48

Приложения  ………………………………………………………………...49 
 
 
 
 
 

Введение 

     Торговля  является одной из важнейших отраслей народного хозяйства страны. Функции  торговли весьма многогранны, обширны  и дифференцированы. Торговля призвана решать исключительно важные задачи, информационные содержательные и методологические особенности которых проявляются  на фоне общего механизма расширенного воспроизводства. Это механизм включает стадии производства материальных благ, распределения, обмена и их потребления. Все три стадии взаимосвязаны  и взаимообусловлены и образуют сложную динамическую систему, находящуюся  в состоянии непрерывных количественных изменений, многообразных структурных  и функциональных преобразований.

     Движения  материальных благ, товаров народного  потребления из сферы производства в сферу потребления называется товарным обращением. Оно определяет содержательные особенности торговли как обособленной экономической  системы. Торговля, таким образом, замыкает начальную и конечную стадии общего воспроизводственного процесса, главным  результатом которого, является валовой (совокупный) общественный продукт.

     Торговля  распространяет свои функции не на всю величину совокупного общественного  продукта, а лишь на одну его часть - предметы потребления. Только предметы потребления, призваны удовлетворить  многочисленные потребности людей, формируют понятие товарного  обращения.

     Запасы  в торговле образуются на всех стадиях  движения товаров от производства к  потребителю. В процессе движения товаров  торговые предприятия занимают особое место, выступая заключительным звеном, опосредующим отношения между производителями  и потребителями продукции.

     До  момента продажи любой товар  относится к категории товарного  запаса. Существование товарных запасов  как категории обусловлено необходимостью обеспечение нормального процесса обращения товаров. Товарные запасы меняют свой размер, они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами.

     С ростом объема реализации, как правило, увеличивается абсолютная сумма  товарных запасов. Недостаточный размер товарных запасов ведет к перебоям в торговле, негативные последствия: экономические в виде потери товарооборота  и социальные в форме неудовлетворенного спроса на товары. Излишние запасы приводят к замораживанию оборотных средств, росту товарных потерь.

     В связи с новизной и актуальностью  поставленных вопросов тема анализа  товарных запасов взята для исследования в рамках данной работы.

     Целью данной работы является анализ товарных запасов на примере торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. рассмотреть  понятие и экономическую сущность  товарных запасов

2.провести анализ товарных запасов

3. провести планирование деятельности по двум новым направлениям на 2009 год.

     В качестве объекта исследования в  работе выступает торговая организация  Ершовское РайПО. В качестве предмета исследования в работе выступают товарные запасы предприятия.

     В качестве методов исследования в  работе выбраны методы экономического и регрессионного анализа.

     Периодом  исследования в работе выступают  2007 и 2008 годы. Периодом планирования 2009 год.

     В структуре работы выделяют теоретическую  часть, практическую часть по исследования показателей деятельности предприятия и практическую часть с расчетом планов на предстоящий финансовый 2009 год.

     1 Понятие и классификация  товарных запасов 

    1. Понятие и  экономическая сущность товарных запасов.
 

     Товарные  запасы - это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и  розничных товарных предприятий. Необходимость  образования товарных запасов обусловлена  следующими факторами:

  1. время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузку-разгрузку;
  2. сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;
  3. несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает необходимость подсортировки, упаковки и подработки;
  4. особенности в территориальном размещении производства;
  5. условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;
  6. звенность товародвижения;
  7. возможности хранения товара и др.

     Вообще  существование товарных запасов  как категории товарного обращения  вызвано необходимостью обеспечения  нормального процесса обращения  товаров.

     Любой товар до момента продажи относится  к категории товарного запаса. С экономической точки зрения эта форма существования товара является статичной (физически он может  находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер - они  постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.

     Экономическое содержание процесса товарооборачиваемости, который представляет собой законченный процесс, начинающийся с вовлечения товаров в сферу товарного обращения и завершающегося его переходом в сферу потребления, составляют процессы кругооборота товаров, смены статичной формы запаса динамичной формой товарооборота.[1]  

    1. Классификация товарных запасов
 

     Товарные  запасы торговых предприятий классифицируют по следующим признакам:

     

     

     

     

     

     

     

     

       

     Рисунок 1.1 – Классификация товарных запасов.

  • по месту нахождения различают товарные запасы в предприятиях торговли, в промышленности, в пути. Товарные запасы на предприятиях торговли включают в себя товарные запасы, находящиеся в розничной торговой сети и на складах оптовых баз. Они необходимы для обеспечения ритмичной работы торговых предприятий, широкого ассортимента товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей;
  • по назначению товарные запасы делят на запасы текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза. Товарные запасы текущего хранения составляют основную массу всех запасов торгового предприятия. Они предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в товарах и должны постоянно пополняться. Для товарных запасов сезонного накопления характерна сезонность производства и потребления отдельных видов товаров. К товарам сезонного накопления относят меховые товары, картофель, фрукты, овощи, ёлочные украшения и т.д. Товарные запасы досрочного завоза предназначены для обеспечения бесперебойной торговли в отдалённых районах в период между сроками завоза товаров, в силу климатических условий. Кроме этих видов товарных запасов в эту группу некоторые авторы относят и товарные запасы целевого назначения. Они создаются на предприятиях торговли для обеспечения определённых целей, не связанных с текущей реализацией товаров. Например, для стимулирования сдачи населением вторсырья; для выдачи товарных выигрышей по лотереям; для стимулирования закупки у населения отдельных видов сельскохозяйственного сырья или продуктов и т.д.;
  • по срокам  различают товарные запасы на отчётную дату, входные или начальные, то есть на начало периода, выходные или конечные, то есть на конец периода;
  • по показателям – абсолютные в стоимостном и натуральном измерении и относительные в днях-оборотах;
  • по величине товарные запасы бывают максимальные, минимальные и средние. Масса товарных запасов в розничных предприятиях должна находиться в предельном соответствии с объёмом товарооборота. Малые товарные запасы иногда привлекают менеджеров низкими расходами по их содержанию. Однако малые запасы таят в себе угрозу. В условиях быстроменяющейся конъюнктуры торговли и под влиянием случайных факторов при малом запасе могут возникнуть перебои в торговле отдельными наименованиями товаров. Что в конечном итоге  приведёт  к утрате позиций в конкурентной борьбе, потерям в розничном товарообороте, потере возможных доходов и прибыли.

Большие запасы позволяют привлечь покупателей  широким ассортиментом товаров, обеспечить регулярную, бесперебойную  торговлю всеми наименованиями товаров. Вместе с тем большие запасы связаны  с опасностями на предприятии: повышение  расходов по их содержанию, замедление оборачиваемости средств, вложенных  в товары. Возникает риск потери качества товаров при длительном хранении, устаревания фасона, модели, что в свою очередь может привести к трудностям сбыта, росту расходов, снижению прибыли.

     Таким образом, слишком малые и слишком  большие размеры товарных запасов  могут отрицательно сказаться на финансовых результатах торговой деятельности.

     Помимо  такой классификации товарных запасов, данной в учебниках по экономике  предприятия, существует и  другая, которая учитывает функции, выполняемые  товарными запасами, и время их учета. Так, например, в логистике  выделяют следующие признаки классификации  товарных запасов:

  • по исполняемой функции товарные запасы подразделяют на: текущие, подготовительные, страховые, сезонные и переходящие. Текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения организаций торговли и потребителей. Текущие запасы составляют основную часть товарных запасов, и их величина постоянно меняется. Подготовительные запасы (или запасы буферные) формируются в случае необходимости подготовить товарную продукцию к отпуску потребителям. Например, доработка, подсортировка, фасовка, упаковка готовой продукции, придание ей товарного вида. Гарантийные запасы (или запасы страховые) предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения периодичности  и величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути из-за непогоды и т. д. В отличие от текущих  запасов размер гарантийных запасов – величина постоянная. Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства и их реализации. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу торговой организации во время сезонного перерыва в производстве и потреблении продукции. Переходящие запасы – это остатки товарных запасов на конец отчетного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления товаров в отчетном и следующем за отчетным периодом до очередной поставки.
  • по времени учёта, такая классификация позволяет выделить различные количественные уровни запасов. Их соотношение показано на рисунке:

Информация о работе Анализ товарных запасов на предприятии