Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:39, курсовая работа
Целью данной работы является анализ товарных запасов на примере торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов
2.провести анализ товарных запасов
3. провести планирование деятельности по двум новым направлениям на 2009 год.
Введение………………………………………………………………………. 4
1 Понятие и классификация товарных запасов
1.1Понятие и экономическая сущность товарных запасов……………….6
1.2 Классификация товарных запасов ………………………………..........7
1.3 Структура товарных запасов …………………………………............11
1.4 Факторы, влияющие на величину товарных запасов …...……........14
2 Методы анализа и планирования товарных запасов
2.1 Методы анализа товарных запасов …..………………………………17
2.2 Методы планирования и нормирования товарных запасов ……….19
3 Анализ и планирование товарных запасов
Ершовского РайПО
3.1 Характеристика и анализ основных экономических
показателей Ершовского РайПО……………………………………..26
3.2 Анализ состояния товарных запасов в Ершовском РайПО.............32
3.2.1 Анализ обеспеченности Ершовского РайПО товарными
запасами…………………………………………………………………32
3.2.2 Анализ товарооборачиваемости под влиянием изменения
объёма товарооборота и величины товарных запасов…….. ……….....36
3.3 Расчет нормы и плановой суммы товарных запасов…………….....38
3.4 Оценка эффективности разработанного плана товарных запасов…42
Выводы и предложения …………………………………………………...44
Список используемой литературы ………………………………….……48
На предприятиях торговли проводят анализ и учёт товарных ресурсов. Основными задачами анализа товарных запасов являются: выявление соответствия их нормативам; установление динамики и оценка изменений, происшедших в объёме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров; выявление и расчёт факторов, повлиявших на изменение товарных запасов.
При
изучении товарных запасов на торговом
предприятии традиционно
З1 + П = Р + Др + З2 ,[1,c.324]
где З1 – товарные запасы на начало анализируемого периода, руб.;
П – поступление товаров в анализируемом периоде, руб.;
Р - реализация или объём товарооборота в данном периоде, руб.;
Др – документированный расход товаров за анализируемый период, не являющийся продажей, руб.;
З2 - товарные запасы на конец анализируемого периода, руб.
Этот
метод позволяет обеспечить оперативный
учёт и анализ товарных запасов во
взаимосвязи с другими
Анализируя
товарные запасы, торговое предприятие
решает следующие основные задачи:
выявление соответствия фактических
товарных запасов их нормативу; установление
динамики и оценки изменений, происшедших
в объёме и структуре товарных
запасов, в скорости оборачиваемости
отдельных групп товаров; выявление
и расчёт факторов, оказавших влияние
на изменение товарных запасов. Результаты
экономического анализа ложатся
в основу разработки конкретных мероприятий
по улучшению состояния товарных
запасов и ускорению
Анализ товарных запасов на предприятии розничной торговли за определённый период включает:
В
результате анализа должны быть даны
ответы на вопросы: какие факторы
оказали влияние на формирование
и развитие товарных запасов; обеспечивают
ли бесперебойную продажу товаров
имеющиеся товарные запасы; соответствует
ли фактический объём товарных запасов
покупательскому спросу населения
и другие.
2.2 Методы
планирования и нормирования
товарных запасов
Результаты анализа используются для планирования и нормирования товарных запасов. В настоящее время обязательного планирования товарных запасов не существует. Исходя из объёмов деятельности и численности персонала, мелкие предприятия торговли не ведут планирования товарных запасов или планируют их приблизительно. Средние и крупные торговые предприятия не могут отказаться от планирования и нормирования товарных запасов, так как эти показатели являются отправными моментами для определения объёмов закупки товаров в ассортиментном разрезе.
Целью планирования и нормирования товарных запасов является установление среднего запаса в днях, который обеспечил бы бесперебойную продажу товаров широкого ассортимента при наименьших затратах. В данной курсовой работе мы рассмотрим только нормирование товарных запасов и проведём их анализ.
В зависимости от наличия экономической информации и ряда других условий нормирование товарных запасов ведут различными методами. Наиболее применимы опытно-статистический, технико-экономический, экономико-статистический и метод удельных приращений.
Опытно-статистический метод основан на изучении сложившейся оборачиваемости отдельных видов товаров за прошлые годы, на учёте влияния различных факторов на скорость обращения. Для определения норматива на предстоящий период строятся динамические ряды фактических товарных запасов текущего хранения, и анализируется годовая товарооборачиваемость за 3-5 прошедших лет. Выявленные при анализе тенденции развития запасов экстраполируются с учётом объективных и субъективных факторов. В результате влияния этих факторов исчисляется расчётный норматив в днях оборота.
Но этот метод расчёта товарных запасов недостаточно совершенен, так как сводится в основном к простой экстраполяции фактически сложившегося уровня товарных запасов за ряд лет. При этом в расчёт переносится в той или иной степени недостатки прошлого, не в полной мере учитывается влияние факторов, формирующих объём товарных запасов, что приводит к необоснованности норматива.
Чаще
всего торговые предприятия используют
метод технико-экономических
расчётов, он является достоверным и
точным. Суть его состоит в том, что расчёт
норм запаса товаров проводится по элементам
в соответствии с процессом формирования
запаса. При этом норма товарных запасов
включает следующие элементы: время для
приёмки, проверки и подготовки товаров
к продаже; время пребывания товаров в
форме торгового запаса; гарантийный запас
(в случае неравномерности поставок, изменений
в обороте и покупательском спросе) (смотри
рис.4).
Рисунок
2.1 – Элементы товарного запаса.
Основной частью норматива товарного запаса является торговый запас, который состоит из двух частей:
Гарантийный
запас предназначен для обеспечения
бесперебойной продажи товаров
в случае возникновения непредвиденных
обстоятельств (резкое возрастание
спроса, невозможность осуществить
своевременную закупку и
Представительский
ассортиментный набор – это демонстрационный
запас, находящийся в торговом зале,
который должен содержать всё
многообразие ассортимента товаров
данной товарной группы. Запас в
размере однодневного оборота также
хранится в торговом зале, ежедневно
пополняется за счёт запаса текущего
пополнения и предназначается для
непосредственного отпуска
Таким
образом, результатом технико-
Н
= ПП + РЗ + 1/2ЗТП + ГЗ , [1,c.328]
где Н – норма товарного запаса в днях;
ПП – время на приёмку и подготовку товаров к продаже, дни;
РЗ – рабочий запас, дни;
ЗТП – запас текущего пополнения, дни;
ГЗ – гарантийный запас, дни.
Метод технико-экономических расчётов имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны этот метод позволяет учесть особенности формирования и использования товарного запаса по каждой группе товаров. Но с другой стороны он очень трудоёмкий и требует наличия большого объёма информации, которая не всегда систематизируется в торговых предприятиях.
При
использовании экономико-
Первый,
второй и третий шаги заключаются
в расчёте средних
К1ср
= (К1 + К2) / 2 ,[1,c.331]
К2ср = (К2 + К3) / 2
…………………………
Кnср = (К…ср + Кn-1ср) / 2.
Четвертый
шаг – расчёт среднегодового изменения
товарного запаса (∆) за весь анализируемый
период:
∆
= ( Кnср – К1ср) / (n – 1)
Пятый шаг – обоснование норматива товарного запаса на планируемый год:
Кпл
= Кпрош + 2∆
или
Кпл
= Котч + ∆
Сумма
планируемых товарных запасов будет
рассчитываться как произведение планируемого
однодневного товарооборота на
планируемый коэффициент, то есть:
ТЗпл
= Орто * Кпл
Разновидностью
экономико-статистического
ТЗпл
= (ТЗ0 * ( ∆РТОпл * УП + 100 )) / 100
где ТЗ0 – сумма товарного запаса отчётного года, руб.;
∆РТОпл – темп прироста товарооборота в планируемом году по сравнению с отчётным, %;
УП
– удельные приращения товарных запасов
за предыдущие 3-5 лет.
УП
= ∆ТЗ /∆РТО
∆РТО - среднегодовой темп прироста товарооборота, %.