Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 18:57, дипломная работа
Целью написания дипломной работы является исследование организации торгово-закупочной деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по ее совершенствованию.
Достижению поставленной цели в работе способствовали постановка и решение следующих задач:
1. Изучение теоретических основ управления товарным ассортиментом на предприятии розничной торговли;
2. Анализ коммерческой деятельности предприятия;
3. Разработка предложений по оптимизации величины и структуры товарного ассортимента предприятия.
Введение
1. Теоретические основы формирования и управления товарным ассортиментом на предприятии розничной торговли
1.1 Понятие об ассортименте и торговой номенклатуре товаров
1.2 Основные факторы формирования торгового ассортимента на предприятиях розничной торговли
1.3 Методы и методики формирования товарного ассортимента
2. Управление товарным ассортиментом ООО «Пушкинский»
2.1 Краткая характеристика гастронома «Пушкинский»
2.2 Анализ основных показателей коммерческой деятельности гастронома «Пушкинский за 2006-2008 гг.
2.3 Ассортиментная политика предприятия
3. Предложения по совершенствованию управления товарным ассортиментом гастронома «Пушкинский»
3.1 Оптимизация ассортимента
3.2 Оптимизация размера товарного ассортимента гастронома «Пушкинский»
3.3 Оценка и пересмотр товарного ассортимента гастронома «Пушкинский»
Заключение
Список используемой литературы
Покупательский
спрос выступает в качестве основного
фактора, влияющего на формирование
ассортимента, которое направлено на
максимальное удовлетворение спроса населения
и вместе с тем на активное воздействие
на спрос в сторону его
При формировании ассортимента продовольственных товаров в розничных торговых предприятиях следует учитывать некоторые особенности спроса на продукты питания. Так, спрос на продовольственные товары по сравнению со спросом на непродовольственные товары обладает высокой степенью устойчивости, а в отдельных случаях - известной консервативностью. Потребитель привыкает к определенным видам продуктов (сортам хлеба, сыра, кондитерских изделий и т. д.), поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу
При формировании
в розничной торговой сети ассортимента
продовольственных товаров
Покупательский
спрос на товары простого и сложного
ассортимента также имеет свои отличия,
которые необходимо учитывать при
формировании ассортимента. Так, на товары
простого ассортимента, которые имеют
незначительное количество разновидностей,
спрос в основном конкретный, твердо-формулируемый
и не допускающий замены этих товаров.
Наоборот, при покупке товаров
сложного ассортимента, насчитывающих
десятки и сотни
Ряд продовольственных товаров возможно в производственных условиях максимально подготовить к употреблению в виде полуфабрикатов, концентратов, кулинарных изделий. При современном ритме жизни спрос на эти товары особенно растет.
Необходимо также
отметить, что на спрос и потребление
многих товаров, в особенности продуктов
питания оказывает влияние
На спрос оказывают
также влияние факторы
размеры денежных доходов населения, его численность, социальный, профессиональный и половозрастной состав;
- уровень розничных цен и их соотношений;
- деятельность
предприятий общественного
- объем привозов
продуктов животноводства и
- географические и климатические особенности проживания населения;
- национальные
и исторические особенности
Большинство перечисленных факторов спроса может быть учтено при формировании ассортимента товаров, так как многие имеют конкретное числовое выражение и являются постоянно действующими для определенного района. Их можно рассматривать в качестве элементов, определяющих силу воздействия спроса на формирования ассортимента.
При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса. Различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсный.
Устойчивый или
твердо сформулированный спрос предъявляется
на определенный товар и не допускает
его замены каким-либо другим, даже
однородным товаром. Спрос на многие
продовольственные в отличие
от непродовольственных товаров
характеризуется высокой
Альтернативный
(неустойчивый) спрос формируется
окончательно в магазине в процессе
непосредственного ознакомления покупателей
с товаром и его особенностями.
Альтернативный спрос допускает
взаимозаменяемость товаров в пределах
группы, подгруппы или разновидности
товаров. К товарам альтернативного
спроса можно отнести, например, кондитерские
изделия, обувь, одежду и др. Импульсный
спрос возникает
Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Покупатель чаще всего обязательно определяет для себя предельную цену или диапазон цен, в пределах которого он собирается уплатить за покупку. Поэтому одним из критериев рационального построения ассортимента товаров в магазине служит обеспечение правильного сочетания товаров с различной стоимостью. В условиях непрерывного расширения и обновления ассортимента товаров, выпускаемых промышленностью, возрастающих требований покупателей к ассортименту и качеству товаров вопросы правильного формирования товарного ассортимента для розничных торговых предприятий различных типов приобретают исключительно важное значение. Наряду с покупательским спросом, в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, выступает производство товаров.
Потребности населения
в товарах складываются исторически;
в них отражается достигнутый
обществом уровень
Как отмечалось,
на формирование торгового ассортимента
оказывает влияние также тип
магазина и зона его деятельности.
Тип торгового предприятия, характеризующийся
ассортиментным профилем и его торговой
площадью, определяет направление в
формировании ассортимента. Например,
продовольственные магазины, как
известно, по ассортиментному профилю
подразделяются на магазины с универсальным
ассортиментом товаров (универсамы)
и неспециализированные магазины с
вывеской «Продукты». В соответствии
с типом магазина проводится и
формирование ассортимента, т. е. установление
номенклатуры товарных групп и развернутого
(детального) ассортимента товаров
для реализации в этих магазинах.
Так, при формировании ассортимента
универсама необходимо обеспечить его
универсализацию, т. е. наличие продовольственных
товаров, всех основных товарных групп
с определенной детализацией по подгруппам
и наименованиям и
Формирование ассортимента нельзя вести оторвано от зоны деятельности торговых предприятий, в зависимости от которой они подразделяются на:
- предприятия,
обслуживающие жилую зону в
пределах пешеходной
- предприятия,
обслуживающие город и
Магазины «Товары
повседневного спроса», размещаясь
преимущественно в жилой зоне,
предназначены для снабжения
населения основными продуктами
и непродовольственными товарами повседневного
спроса. Специализированные же магазины
обслуживания население города, например,
районного значения, должны иметь
широкий внутригрупповой
Экономически
обоснованная и установленная для
магазинов номенклатура товаров
оказывает, в конечном итоге, положительное
влияние на экономические показатели
торгово-хозяйственной
Формирование
ассортимента товаров в магазинах
с учетом перечисленных выше основных
факторов позволяет обеспечить удовлетворение
покупательского спроса, повышение
экономической эффективности
1.3 Методы и
методики формирования
В современных
условиях конкуренции рынок определяет
необходимый ему ассортимент, поэтому
задачей предприятия является удовлетворить
спрос лучше и эффективнее, чем
конкуренты. При неоптимальной структуре
ассортимента происходит снижение как
потенциального, так и реального
уровня прибыли, потеря конкурентных позиций
на перспективных потребительских
и товарных рынках и, как следствие
этого, наблюдается снижение экономической
устойчивости предприятия. Поэтому
формирование оптимального ассортимента,
способствующего оптимизации
Для анализа методов формирования товарного ассортимента целесообразно рассмотреть методы, предложенные такими авторами, как, Ф. Котлер, Е. Дихтль и X. Хершген, П.С. Завьялов, при этом также интересно рассмотрение матрицы Маркона. Данные методы отличаются между собой, поэтому дают достаточно полное представление о методах формирования товарного ассортимента. Выделим их преимущества и недостатки.
Управления ассортиментом,
с точки зрения Ф. Котлера, должно
проходить в два этапа: 1. Анализ
товарной линии – это этап, включающий
в себя постоянный сбор информации
об объеме продаж и прибыли по каждой
товарной единице, определение долей
отдельных товарных единиц в объеме
продаж и прибыли товарной линии.
Если на несколько товарных единиц
приходится высокая доля объема продаж,
значит товарная линии уязвима. На данном
этапе определяется и рыночный профиль
товарной линии, для чего строится карта
позиционирования, которая отражает
позиции товарной линии предприятия
по отношению к продукции
Преимуществом методики Ф. Котлера является то, что карта позиционирования, которая строится на этапе анализа товарной линии, отражает позиции товарной линии предприятия по отношению к продукции конкурентов, тем самым полезна для выработки рыночной стратегии товарной линии. Недостатком считается то, что при наполнении товарной линии возникает риск вытеснения одних товаров другими, а также введение в заблуждение клиентов компании. Поэтому для избежания нежелательного эффекта от взаимодействия товаров-субститутов необходимо придавать каждой товарной единице четко различимые особенности, кроме того рассматриваемой методике характерно отсутствие количественных оценок.
Е. Дихтль и X. Хершген
предлагают формировать ассортимент
с учетом экономических целей
предприятия, на основе критериев максимизации
прибыли, увеличения объема сбыта и
других. Они различают два направления
оценки товаров: 1. Количественная оценка,
основанная на учетной информации,
состоящая из анализа структуры
сбыта, который показывает абсолютное
и относительное значение отдельных
товаров и ассортиментных групп
в общем объеме сбыта, а также
показывает отклонение от плановых величин
и показателей за прошлые периоды,
анализа покрытия затрат (расчет издержек
и доходов позволяет
Информация о работе Пути оптимизации товарных запасов в предприятиях розничной торговли