Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 18:57, дипломная работа
Целью написания дипломной работы является исследование организации торгово-закупочной деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по ее совершенствованию.
Достижению поставленной цели в работе способствовали постановка и решение следующих задач:
1. Изучение теоретических основ управления товарным ассортиментом на предприятии розничной торговли;
2. Анализ коммерческой деятельности предприятия;
3. Разработка предложений по оптимизации величины и структуры товарного ассортимента предприятия.
Введение
1. Теоретические основы формирования и управления товарным ассортиментом на предприятии розничной торговли
1.1 Понятие об ассортименте и торговой номенклатуре товаров
1.2 Основные факторы формирования торгового ассортимента на предприятиях розничной торговли
1.3 Методы и методики формирования товарного ассортимента
2. Управление товарным ассортиментом ООО «Пушкинский»
2.1 Краткая характеристика гастронома «Пушкинский»
2.2 Анализ основных показателей коммерческой деятельности гастронома «Пушкинский за 2006-2008 гг.
2.3 Ассортиментная политика предприятия
3. Предложения по совершенствованию управления товарным ассортиментом гастронома «Пушкинский»
3.1 Оптимизация ассортимента
3.2 Оптимизация размера товарного ассортимента гастронома «Пушкинский»
3.3 Оценка и пересмотр товарного ассортимента гастронома «Пушкинский»
Заключение
Список используемой литературы
Кроме оценки продуктов
с точки зрения экономических
целей предприятия Е. Дихтль и X. Хершген
предлагают использовать оценку продукта
на базе суждений потребителей. Также
они рассматривают применение методов
стратегического анализа
Преимуществом
концепции является то, что с ее
помощью можно проверить
В работе Завьялова
П.С. по формированию ассортимента рассматриваются
необходимые составляющие системы
формирования ассортимента: определение
текущих и перспективных
Преимуществом
работы П.С. Завьялова является конкретизация
необходимых составляющих системы
формирования товарного ассортимента,
но автор не приводит алгоритма формирования
и управления товарным ассортиментом,
что можно отнести к
Специалистами фирмы Маркон для анализа ассортимента разработали матрицу "Маркон", представляющая собой простую аналитическую структуру, комбинирующую информацию важную для текущего и стратегического управления. Согласно данному методу, исходные данные группируются на качественные, определяющие типовые характеристики конкретных изделий и количественные, включающие основные экономические данные. В Методе Маркона используются три параметра:
Общая валовая
маржа, маржинальный доход или маржинальная
прибыль (MCA):
MCA = PQ – CQ (1),
где
P – цена единицы продукции;
С – средние переменные затраты на единицу продукции;
Q – количество проданных единиц продукта.
Валовая маржа
на единицу продукции (MCU):
MCU = MCA / Q (2)
Процент валовой
маржи (MCI):
MCI = MCA/(P*Q) (3)
Различным параметрам
(Q, Р, С, MСА, MCU, MCI) каждого изделия
присваиваются двоичные коды (0 или
1) в зависимости от того, "выгоду"
или "проигрыш" относительно среднего
взвешенного значения ассортимента
дает изделие (по данному конкретному
параметру). Каждый изделие товарного
ассортимента определяется двумя сериями
двоичных кодов 0 или 1. Первая относится
к «решающим» параметрам: Q, Р, С, вторая
- к «контрольным»: MСА, MCU, MCI. Каждые
изделие характеризуется
Рисунок 1.1 –
Матрица «Маркон»
Таким образом, из 64 теоретически возможных ячеек остаются только 24 математически возможные ячейки подразделенные на однородные группы (не заштрихованы на рис. 1).
Ячейки, в которых
группируются изделия с высоким
общим запасом прибыли
Рисунок 1.2. Значение
ячеек таблица «Маркон»
Таким образом,
все изделия могут быть введены
в таблицу «Маркон» для формирования
выводов о развитии и совершенствовании
продукции, производстве отдельных
товаров. Преимуществом метода «Маркон»
является то, что при маркетинговом
анализе ассортимента все параметры,
характеризующие внутреннюю ситуацию
(оборот, количество, общий запас
прибыли, цена и др.) используются одновременно.
Основной недостаток метода – зависимость
результатов анализа от точности
переноса переменных затрат на конкретное
изделие. Анализ различных методик
формирования товарного ассортимента
и их особенностей позволили выявить
определенное сходство между ними.
Все методики основаны, в целом, на
исследование рыночного восприятия
продукции и на оценке продукции
с точки зрения экономической
эффективности предприятия. Формирование
и реализация ассортиментной политики
особенно важны при наличии свободы
выбора сферы и направления
Таким образом,
в рамках ассортиментной политики можно
предложить алгоритм формирования товарного
ассортимента для торговых предприятий
(рис 1.3).
Рисунок 1.3 - Алгоритм
формирования товарного ассортимента
Для проведения полноценного анализа ассортимента можно совместить несколько известных и универсальных методов, возможных для адаптации к ситуации в конкретной компании. Результаты анализа продуктового портфеля, полученные по различным методам, сравниваются между собой и на основании полученной информации формируются предложения по изменениям ассортимента.
1 ЭТАП: АВС анализ.
Идея метода
АВС анализа строится на основании
принципа Парето: «за большинство
возможных результатов отвечает
относительно небольшое число причин»,
в настоящий момент более известного
как «правило - 20 на 80». Данный метод
анализа получил большое
С помощью этого
анализа группы продукции разбиваются
по степени влияния на общий результат.
Причем принципом группировки может
быть величина выручки, получаемая от
конкретной группы продуктов, объем
продаж или какие-либо другие параметры.
Часто выручка более
2 ЭТАП: анализ по адаптированной матрице BCG .
Матрица бостонской
консалтинговой группы является классическим
универсальным инструментом для
анализа ассортиментного
Адаптированная матрица BCG строится по принципам:
Ось Х доля в объеме продаж компании (рассчитывается как отношение объема продаж продукта к объему продаж всей компании за соответствующий период);
Ось Y: темпы роста продаж продукта по отношению к предыдущему периоду (отношение объема продаж данного продукта за текущий период к объему продаж этого же продукта за предыдущий период). В случае если товар не присутствовал в ассортименте компании в прошлом году, рекомендуется темпы его роста принимать за 100%.
Точка раздела товаров по темпам роста можно определить как средний темп роста всех продуктов компании за оцениваемый период. Точка раздела товаров по величине доли в объеме продаж определяется путем экспертной оценки, после нанесения на матрицу всех товаров компании.
Размер точки, обозначающей товар, отражает вклад данного товара в прибыль компании либо, что оптимально, маржинальный доход на объем от продаж данного товара. По результатам построения матрицы BCG выделяются четыре группы товаров (в соответствии с попаданием конкретного товара в соответствующий квадрант): «звезды», «дойные коровы», «дикие кошки», «собаки». Для каждой из этих групп существует приоритетная стратегия. Так, например, товары с низким темпом роста и большой долей рынка - «дойные коровы», в соответствии с названием, требуют мало инвестиций, а приносят много денег. Поэтому они становятся источником средств для развития фирмы. Оптимальная стратегия по отношению к ним – «сбор урожая», т.е. минимальные вложения при максимальной отдаче. «Звезды» имеют высокий темп роста и приносят много прибыли. Это лидеры рынка, но для поддержания их позиции на рынке требуются значительные инвестиции. Однако, «звезды», в виду их лидерства приносят значительную прибыль, которую можно инвестировать в поддержание их рыночной позиции. В стадии зрелости эти группы товаров превращаются в «дойных коров». «Собаки» или «хромые утки» имеют малую долю рынка и низкие темпы роста. Как правило, себестоимость их производства относительно высока, по сравнению с конкурентами. Если это не сопутствующие товары, которые нужны для поддержания ассортимента, то оптимальным решением будет их удаление из ассортимента или, как минимум, полное прекращение инвестиций в эти товары.
И, наконец, «дикие
кошки» темпы роста имеют высокие,
но доля рынка маленькая. Это самая
неопределенная позиция. Эти товары
могут увеличить свою рыночную долю,
так как рынок еще не сформировался
окончательно, однако это требует
значительных инвестиций. Если они
оцениваются как перспективные
товары, то имеет смысл вкладывать
деньги в их развитие, для перевода
их в категорию «звезд». Если же компания
не намерена финансировать средства
в поддержку «диких кошек», то их
рост постепенно замедлится, и они
перейдут в категорию «собак».
Кроме того, по матрице
BCG интересно отслеживать
3 ЭТАП: анализ по методу Дибба-Симкина
Получаемая в результате данного анализа классификация товаров, позволяет определить основные направления развития отдельных товарных групп, выявить приоритетные позиции ассортимента, оценить эффективность структуры ассортимента и пути ее оптимизации. Для анализа используются данные о динамике продаж и себестоимости продукции (включающей только переменные затраты, без учета постоянных затрат). На основе соотношения объема продаж в стоимостном выражении и вклада в покрытие затрат товар относится к одной из 4-групп. Финансовый вклад в покрытие затрат (МДО) = выручка от реализации – переменные затраты.
Классификация
групп:
А — наиболее ценная для предприятия группа; товары, входящие в эту группу могут служить эталонами при выборе нового товара для включения в ассортимент. Необходимо стремиться к увеличению числа товарных позиций в этой группе, так как увеличение продаж именно этих товаров оказывает наибольшее влияние на прибыль предприятия.
Информация о работе Пути оптимизации товарных запасов в предприятиях розничной торговли