Пути оптимизации товарных запасов в предприятиях розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 18:57, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является исследование организации торгово-закупочной деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по ее совершенствованию.

Достижению поставленной цели в работе способствовали постановка и решение следующих задач:

1. Изучение теоретических основ управления товарным ассортиментом на предприятии розничной торговли;

2. Анализ коммерческой деятельности предприятия;

3. Разработка предложений по оптимизации величины и структуры товарного ассортимента предприятия.

Оглавление

Введение

1. Теоретические основы формирования и управления товарным ассортиментом на предприятии розничной торговли

1.1 Понятие об ассортименте и торговой номенклатуре товаров

1.2 Основные факторы формирования торгового ассортимента на предприятиях розничной торговли

1.3 Методы и методики формирования товарного ассортимента

2. Управление товарным ассортиментом ООО «Пушкинский»

2.1 Краткая характеристика гастронома «Пушкинский»

2.2 Анализ основных показателей коммерческой деятельности гастронома «Пушкинский за 2006-2008 гг.

2.3 Ассортиментная политика предприятия

3. Предложения по совершенствованию управления товарным ассортиментом гастронома «Пушкинский»

3.1 Оптимизация ассортимента

3.2 Оптимизация размера товарного ассортимента гастронома «Пушкинский»

3.3 Оценка и пересмотр товарного ассортимента гастронома «Пушкинский»

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

экономика предприятия.docx

— 868.94 Кб (Скачать)

Руководитель  отдела снабжения, товаровед как  руководители среднего звена определяют принципиальные вопросы закупочной политики, в частности ориентацию на определенных поставщиков. Они по согласованию с генеральным директором ООО «Пушкинский» вправе определить круг поставщиков, деловые отношения  с которыми магазин будет поддерживать в первую очередь. Управленцы среднего звена обеспечивают реализацию политики предприятия, разработанной высшим руководством, и несут ответственность  за доведение приказов, указаний, инструкций, детальных заданий до подразделений, а также за их своевременное выполнение.

Низший уровень  управления представлен руководителями, находящимися непосредственно над  работниками – администратор  зала.

Администратор зала руководит и организует работу заведующих секций, менеджеров торгового  зала, уборщиков зала. Контролирует персонал в соблюдении правил обслуживания посетителей, внутреннего распорядка, личной гигиены, ношения фирменной  одежды. Обеспечивает подготовку зала к открытию магазина и обеспечивает четкую связь складов и торгового  зала.

На фоне высокой  привлекательности отрасли (30% роста  в год) конкурентная позиция компании оценивается как средняя. В этом случае компания имеет стабильно  высокую прибыль, и стратегически  верным решением будет инвестировать  в усиление конкурентной позиции  компании в этой отрасли (факторы  усиления выявляются ниже). 

Таблица 2.1 - SWOT-анализ

Сильные стороны

Отработанные  технологии торговли

Возможность привлекать «дешевые и длинные» деньги

Наличие 4х торговых помещений, 2 из которых в центре города и 2 в спальных районах

Сильный бренд  и лояльность клиентов

Слабые стороны

Не достаточно привлекательный дизайн и интерьер магазинов

Недозагруженность технологического оборудования и пропускной способности

Низкий уровень  лояльности персонала («полевые» данные)

Не эффективные PR & promotion

Возможности

Пока не очень  высокий уровень конкуренции

Бурное развитие строительства торговых площадей в  городе

Рост реальных доходов населения и наличие  платежеспособного спроса

Психологическая лояльность населения к «новым»  форматам торговли (самообслуживание, гипермаркет)

Угрозы

Увеличивающийся уровень конкуренции со стороны  национальных и зарубежных операторов

Возможна не достаточная лояльность органов  власти

Слабые позиции  в борьбе за персонал в сравнении  с зарубежными компаниями

 

Критические угрозы:

Усиливающаяся конкуренция со стороны глобальных операторов розничной торговли на фоне не активного внешнего маркетинга компании.

Компенсация за счет активного инвестирования в  маркетинг.

Усиливающаяся конкуренция на рынке квалифицированного торгового персонала на фоне низкого  уровня его лояльности.

Компенсация за счет разработки и внедрения корпоративной  программы и комплекса мер  для повышения лояльности персонала.

Стратегические  преимущества:

Наличие четырех  магазинов в различных частях города и возможность расширения сети за счет дешевого финансирования. Для приходящих операторов это не актуально.

Действия: активное освоение новых районов города. 

Таблица 2.2 - Аналитическая  схема М.Портера.

Угрозы  со стороны поставщиков.

Появление крупных  операторов может ослабить лояльность поставщиков и спровоцировать ужесточение  условий

Низкий уровень  угрозы

Угрозы появления  новых участников рынка

Появление «Седьмого  континента» и «Патерсона»

Высокий уровень  угрозы

Угрозы о  стороны потребителей.

Возрастающие  требования к качеству обслуживания

Снижение лояльности клиентов

Средний уровень  угрозы

  Угрозы со стороны  имеющихся конкурентов

Развитие сетей  «Абрикос» и «Копеечка».

Появление продуктовых  очередей в ТРЦ «Фуд-Сити» и  суп-т «Русский»

Уровень угрозы ниже среднего.

 
  Угрозы появления  субститутов (товаров-заменителей)

Возможно бурное развитие других форматов торговли (магазины шаговой доступности )

Уровень угрозы ниже среднего

 
 

Стратегический  анализ на основе схемы М.Портера  выявляет еще одну серьезную угрозу: потеря лояльности клиентов, компенсация  которой возможна за счет разработки и внедрения современных программ лояльности.

Выводы

Таким образом, проведя анализ макро- и микросреды, в которой функционирует компания можно сформировать основные принципы успешной стратегии компании в Томске на ближайший год:

Компания должна активно инвестировать в развитие и усиление конкурентной позиции  на рынке, используя внутренние резервы  и возможности корпорации.

Ключевыми областями  инвестирования являются:

- эффективные  маркетинговые программы (брендинг, реклама, программы лояльности),

- развитие и  повышение лояльности персонала  компании (эффективные схемы мотивации,  внутрифирменное обучение, и развитие  корпоративной культуры)

- открытие новых  магазинов во всех районах  города

В целях формирования благоприятного имиджа компании и более  выгодного ее позиционирования в  районах присутствия конкурентов  следует подчеркивать корпоративный  стиль в оформлении и интерьере  магазинов

В условиях растущих требований к качеству обслуживания необходимо обратить особое внимание на уровень профессионализма торгового  персонала.

Исследования  предпочтений клиентов универсамов  г. Томска в отношении необходимого набора сервисов в магазине выявили  значительный интерес к следующим  дополнительным услугам в магазине:

- хранение вещей

- туалет

- парковка

- консультации

Необходимо, так  же обратить внимание на качество предоставления этих видов услуг.

Планирование  ассортимента ведется посредством  категорийного менеджмента, при  котором каждая товарная категория  рассматривается как самостоятельная  бизнес-единица и заключаются  в максимальном удовлетворении потребностей покупателей и одновременно в  повышении эффективности взаимодействия между поставщиком и продавцом. Основная цель, которая ставится при  управлении ассортиментом - это достижение плановых показателей маржинального  дохода.

По каждой товарной категории выделяется набор присущих ей потребительских свойств, из них  определяются ключевые. При формировании ассортиментных групп в каждом магазине (как существующем, так и вновь  открывающемся) категорийный менеджер использует результаты маркетинговых  исследований (анализ потребительской  корзины, мониторинг цен и предложений  конкурентов и др.), так и сведения о продаже и оборачиваемости  товаров в данной торговой точке. Ассортиментная группа состоит из конкретных номенклатурных позиций, которые должны быть всегда представлены на полочном пространстве, и количества товара, необходимого для бесперебойной  работы между поставками партий продукции.

При пополнении запасов в случае отсутствия необходимых  изделий на складах поставки товар, исходя из значений потребительских  свойств, подбирается по принципу NBL, то есть с максимально похожим набором потребительских свойств и наиболее близкий по цене.

На основе ассортиментных групп всех магазинов, остатков товара как на складах магазина, так и  на основных (распределительных) складах  поставки, категорийный менеджер выстраивает  отношения с поставщиком (что  именно и в какие сроки необходимо закупить).

Вводя новые  товары и варьируя приоритеты потребительских  характеристик, а также изменяя  фиксированный ассортимент, категорийный менеджер оптимизирует ассортимент  магазинов с учетом специфики  их расположения и сезонных колебаний  спроса. При этом планирование продаж и закупок осуществляется таким  образом, чтобы оборачиваемость  товарного запаса в целом по ассортименту составляла не более 45 дней, по «стратегическому»  товару - не более 90 дней (под «стратегическим» понимается товар повышенного спроса, по которому не должно быть нулевых  запасов). 

Таблица 2.3 - Доля основных поставщиков ООО в структуре  закупок в 2008 г.

Наименование Доля поставщиков
ЗАО «Аграрная  группа» 8,43%
ОАО «Юнимилк» 7,49%
ОАО «Томское пиво» 5,58%
ООО «М-пластика» 5,42%
ООО «Лама» 3,74%
ЗАО ГК «Пластик-Центр» 3,51%
ООО ТД «Сково» 3,15%
ООО «Диколь  плюс» 2,68%
Другие  компании 60,0%
Итого: 100%
 

2.2 Анализ основных  показателей коммерческой деятельности  гастронома «Пушкинский за 2006-2008 гг. 

Приведенная ниже информация по финансовому состоянию  ООО «Пушкинский» основана на финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с Российскими стандартами финансовой отчетности. Единицей измерения являются тысячи рублей.

Балансовая стоимость  имущества ООО «Пушкинский» за период с 31.12.2006г. по 31.12.2008г. увеличилась в 1,84 раза, достигнув значения 226,5 млн. руб.:

Рисунок 2.3.–  Динамика валюты баланса ООО «Пушкинский» 

Структура активов  компании обусловлена ее отраслевой принадлежностью. Как следствие, основными  статьями баланса ООО «Пушкинский» являются «Готовая продукция и товары для перепродажи», а также «Товары  отгруженные» (суммарная доля в валюте баланса -65%).

Удельный вес  краткосрочной дебиторской задолженности  составляет 32%. Вся дебиторская задолженность  общества является текущей, просроченная и нереальная к взысканию задолженность  отсутствует. Основными дебиторами по состоянию на 31.12.2006г. являются предприятия  Группы:

ООО «Посуда-Центр» - 34 133 тыс. руб. (47,7%);

ООО «Посуда-Центр  Регион» - 31 483 тыс. руб. (44%);

Суммарная доля других видов оборотных активов  не превышает 3%.

Доля внеоборотных активов в составе имущества  Общества составляет 0,01%. Низкое значение доли внеоборотных активов обусловлено  тем, что балансодержателем основных средств предприятия (грузовой автотранспорт, торговые стеллажи, оборудование, электропогрузчики  и т.п.) является ООО «КрасФур», с  которым заключаются договоры аренды.

Таким образом, ООО ««Пушкинский» имеет «легкую» структуру имущества, что отражает мобильность его активов.

Рисунок 2.4.–  Структура актива баланса ООО  «Пушкинский» на 31.12.2008 

Благодаря положительным  результатам деятельности компании в предыдущие периоды, произошло  существенное накопление нераспределенной прибыли, в результате чего абсолютная величина собственного капитала по состоянию  на 31.12.2008г. достигла 44359 тыс. руб., увеличившись по сравнению с 31.12.2006г. в 10,9 раз.

Доля кредиторской задолженности в структуре пассивов ООО «Пушкинский» по состоянию на 31.12.2008 г. составляет 80,33%. За счет краткосрочных  кредитов и займов сформировано 31,1% активов компании. 

Рисунок 2.5.–  Структура пассива баланса ООО  «Пушкинский» на 31.12.2008

В структуре  баланса ООО «Пушкинский» наблюдаются  существенные положительные изменения, улучшающие финансовое положение и  платежеспособность компании.

ООО «Пушкинский» имеет безупречную кредитную  историю. Среди кредиторов предприятия  такие крупные федеральные банки, как ОАО «Урса Банк» и ОАО  «Банк Москвы». Компанией не было допущено ни одного случая просрочек платежа по кредитным договорам. 

Информация о работе Пути оптимизации товарных запасов в предприятиях розничной торговли