Пути оптимизации товарных запасов в предприятиях розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 18:57, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является исследование организации торгово-закупочной деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по ее совершенствованию.

Достижению поставленной цели в работе способствовали постановка и решение следующих задач:

1. Изучение теоретических основ управления товарным ассортиментом на предприятии розничной торговли;

2. Анализ коммерческой деятельности предприятия;

3. Разработка предложений по оптимизации величины и структуры товарного ассортимента предприятия.

Оглавление

Введение

1. Теоретические основы формирования и управления товарным ассортиментом на предприятии розничной торговли

1.1 Понятие об ассортименте и торговой номенклатуре товаров

1.2 Основные факторы формирования торгового ассортимента на предприятиях розничной торговли

1.3 Методы и методики формирования товарного ассортимента

2. Управление товарным ассортиментом ООО «Пушкинский»

2.1 Краткая характеристика гастронома «Пушкинский»

2.2 Анализ основных показателей коммерческой деятельности гастронома «Пушкинский за 2006-2008 гг.

2.3 Ассортиментная политика предприятия

3. Предложения по совершенствованию управления товарным ассортиментом гастронома «Пушкинский»

3.1 Оптимизация ассортимента

3.2 Оптимизация размера товарного ассортимента гастронома «Пушкинский»

3.3 Оценка и пересмотр товарного ассортимента гастронома «Пушкинский»

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

экономика предприятия.docx

— 868.94 Кб (Скачать)

В этой связи  для организации может оказаться  целесообразным продать часть товара со скидкой. Средний уровень валового дохода от реализации в 2008 году составляет 27,66%.

Допустим, что  предоставление 10%-ной скидки на залежалые  товары позволит организации реализовать 45% от общей суммы залежалых товаров, что в абсолютном выражении составляет 191,25 тыс. руб. С учетом скидки, данная сумма составит 172,12 руб. Реальная потеря выручки в связи с инфляцией  составит 18,44 тыс. руб. (172,12-(172,12:1,12)).

Таким образом, предоставление 10%-ной скидки на продукты питания позволяет организации  сократить расходы от инфляции и  увеличить в 2008 году прибыль.

Зная, что товарооборачиваемость  в среднем за год составляет 35,76 оборота в среднем за год дополнительный товарооборот по себестоимости составит 1027,97 руб. (35,76*33,78). Таким образом, дополнительный валовой доход будет равен 1489,89 тыс. руб.

Условно переменные издержки обращения от реализации составят 328,37 тыс. руб. (1489,89*22,04)/100.

В результате продажи  залежалых товаров со скидкой, организация  ООО «Пушкинский» получит за год  дополнительную прибыль 1161,52 тыс. руб. (1489,89-328,37). 

Таблица 3.2. - Расчет дополнительных доходов от реализации залежалых товаров со скидкой 10%

Показатели Расчет Величина
А Б 1 2
1 Величина товарных запасов на 1.01.2009г., тыс. руб.   141166
2 Выручка от продажи  товаров за 2008 год, тыс. руб.   842423
3 Среднегодовая стоимость товарных запасов, тыс. руб.   146151
4 Стоимость залежалых  товаров по розничным ценам, тыс.руб.   425
5 Средний уровень  валового дохода от продажи в 2008 году, %   27,66
6 Выручка от продажи  залежалых товаров (около 45% их остатков), тыс. руб. 425*45% 191,25
7 Скидка на залежалые  товары, %   10
8 Выручка от продажи  залежалых товаров с учетом скидки, тыс. руб. 191,25*(100-10):100 172,12
9 Себестоимость 45% залежалых товаров,

тыс. руб.

191,25*(100-72,33):100 138,34
10 Валовый доход  от продажи залежалых товаров, тыс. руб. 172,12-138,34 33,78
11 Фактическая скорость обращения товаров в 2008 году, обор.   35,76
12 Дополнительный  товарооборот по себестоимости (в среднем  за год, тыс. руб.) 35,76*33,78 1207,97
13 Торговая наценка, % 27,66:(100-27,66)*100 38,24
14 Дополнительный  валовый доход за год,

тыс. руб.

1207,97*38,24:100 461,92
15 Дополнительный  товарооборот в продажных ценах, тыс. руб. 1207,97+461,92 1489,89
16 Средний уровень  условно-переменных издержек обращения, %   22,04
17 Дополнительные  условно-переменные издержки обращения, тыс. руб. 1489,89*22,04:100 328,37
18 Дополнительная  прибыль за год от реинвестирования полученных средств от продажи товаров  со скидкой, тыс. руб. 1489,89-328,37 1161,52
 

3.3 Оценка и  пересмотр товарного ассортимента  гастронома «Пушкинский» 

Рост основных экономических показателей деятельности торгового предприятия, а также  обеспечение необходимого уровня обслуживания в значительной степени зависят  от правильного формирования ассортимента товаров в магазине.

Эффективная ассортиментная политика в основном зависит от умения планировать ассортимент, прогнозировать с высокой вероятностью структуру  потребительского спроса.

Проблема управления ассортиментом является одной из пограничных областей в сфере  менеджмента и маркетинга.

Ассортимент гастронома на сегодняшний день состоит из продовольственных  и непродовольственных товаров. Наименьшую прибыль в товарном ассортименте предприятии приносит товарная группа «Салаты», поэтому было предложено исключить данную группу товаров  из ассортимента предприятия. Проанализировав  динамику продаж, можно прийти к  выводу, что в 2010 году не ожидается  снижение спроса и покупательской способности  на остальные товарные группы, приносящие наименьшую дою в прибыли предприятия. Основной ассортимент товаров гастронома «Пушкинский» можно представить  в таблице 3.1. 

Таблица 3.1 –  Ассортимент товаров гастронома «Пушкинский» на 2010 год

Товарная  группа
Продовольственные товары
Вино-водочные изделия
Слабоалкогольные  напитки
Безалкогольные  напитки
Молочная  продукция
Сыры
Мясная  гастрономия
Мясопродукты
Рыба
Хлебобулочные изделия
Кондитерские  изделия
Замороженные  продукты
Овощи-фрукты
Бакалея
Консервы
Чай, кофе
Соусы, специи
Растительное  масло
Чипсы, снеки
Детское питание и детские товары
Товары  для животных
Непродовольственные товары
Табак
Бытовая химия
Средства  ухода за собой
Сопутствующие товары

Заключение 

В процессе выполнения дипломной работы «Оптимизация управления товарным ассортиментом на предприятиях розничной торговли», в соответствии с ее целью, была собрана и систематизирована  информация по теоретическому обоснованию  и методологии управления товарным ассортиментом предприятия; на основе анализа предметно-объектного материала  были разработаны предложения ООО "Пушкинский" по повышению эффективности  управления торговым ассортиментом  предприятия.

Актуальность  темы заключается в том, что достижение главной цели торгового предприятия  зависит от ритмичности работы предприятия, правильной организации закупочно-сбытовой деятельности, эффективности формирования товарного ассортимента предприятия.

Объектом исследования дипломной работы являлся гастроном  «Пушкинский».

Организационно-правовая форма фирмы Общество с ограниченной ответственностью «Пушкинский», зарегистрирована 26 августа 2004 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой  №8 УО. Гастроном осуществляет виды деятельности, подлежащие обязательному  лицензированию (розничная реализация алкогольной продукции) и санитарно-эпидемиологическому  заключению (услуга розничной продовольственной  торговли). Магазин реализует товары, работы, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или  на договорной основе, если иное не предусматривает  законодательством РФ. Структура  управления на предприятии ООО "Пушкинский" механическая (дивизиональная).

Планирование  ассортимента ведется посредством  категорийного менеджмента, при  котором каждая товарная категория  рассматривается как самостоятельная  бизнес-единица и заключаются  в максимальном удовлетворении потребностей покупателей и одновременно в  повышении эффективности взаимодействия между поставщиком и продавцом. Основная цель, которая ставится при  управлении ассортиментом - это достижение плановых показателей маржинального  дохода.

В рамках данной дипломной работы были решены поставленные в начале исследования задачи, т.е.:

оценена эффективность  управления текущими финансовыми потребностями  и собственными оборотными средствами предприятия;

раскрыта функциональная роль запасов в торговом процессе;

проведен анализ товарооборота и товарных запасов  в разрезе видов продукции

проведен факторный  анализ товарооборачиваемости.

На основе проведенного анализа результатов коммерческой деятельности сделаны следующие  выводы:

структура активов  компании обусловлена ее отраслевой принадлежностью. Как следствие, основными  статьями баланса ООО «Пушкинский» являются «Готовая продукция и товары для перепродажи», а также «Товары отгруженные» (суммарная доля в валюте баланса -65%);

доля внеоборотных активов в составе имущества  Общества составляет 0,01%. Низкое значение доли внеоборотных активов обусловлено  тем, что балансодержателем основных средств предприятия (грузовой автотранспорт, торговые стеллажи, оборудование, электропогрузчики  и т.п.) является ООО «КрасФур», с  которым заключаются договоры аренды;

на протяжении 2006-2008 гг. 000 «Пушкинский» демонстрирует  регулярный рост выручки от реализации. В частности, за 2008 год выручка  составила 842423 тыс. руб., что превышает  уровень реализации за предыдущие периоды;

помимо увеличения объема продаж наблюдается положительная  динамика показателей прибыльности деятельности ООО «Пушкинский»;

показатели финансовой устойчивости демонстрируют возрастание  финансовой устойчивости предприятия. В частности, на последнюю отчетную дату по сравнению с началом анализируемого периода существенно возрос коэффициент  автономии, характеризующий долю активов, сформированных за счет собственного капитала, коэффициент маневренности, обеспеченности собственными оборотными средствами;

динамика показателей  оборачиваемости носит разнонаправленный  характер. По сравнению с 2007 годом  по многим показателям наблюдается  сокращение периода оборота, что  свидетельствует об эффективном  использовании капитала;

в динамике наблюдается  увеличение товарооборота предприятия  на 454479 тыс. руб. или на 117,15% в относительном  выражении. Увеличение товарооборота  происходит как по продовольственным, так и по непродовольственным  товарам;

стоимость товарных запасов в динамике увеличилась  на 40,48% или на 40676 тыс. руб. Положительно можно оценить тот факт, что  увеличение товарных запасов происходит меньшими темпами по сравнению с  товарооборотом;

в динамике наблюдается  уменьшение товаробеспеченности по всем группам товаров, за исключением  группы «Товары для животных»;

факторный анализ товарооборачиваемости показал, что  влияние товарооборота имело  отрицательное значение практически  по всем видам товаров. Товарные запасы имели напротив положительное влияние  на товарооборачиваемость. Общее увеличение товарооборачиваемости составило 32,93 дня, в том числе изменение  объема товарооборота оказало отрицательное  влияние в размере 50,31 дней, увеличение товарных запасов сказалось на росте  товарооборачиваемости в размере 17,38 дней.

Проведенный анализ АВС и XYZ – анализов показал,

товары групп  А и В обеспечивают основной товарооборот компании и составляют 90,69% или 68% ассортимента.

товарные запасы групп СХ, СY и СZ занимают наименьшую долю. Точные оптимизационные расчеты  по данным группам товаров не производится. По товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

По товарам  группы CY можно перейти на систему  с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой  запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.

На основе проведенного анализа были предложены мероприятия  по совершенствованию управлению товарными  запасами на предприятия.

С целью оптимизации  товарных запасов входящих в группу С и получения дополнительной прибыли было предложено реализовать  залежалые товарные запасы со скидкой. При этом полученный экономический  эффект составит 1161,52 тыс. руб. является вполне значительным, учитывая отсутствие дополнительных затрат, связанных с  его использованием. Товарную группу «Салаты» предложено исключить из ассортимента, т.к. она приносит наименьшую прибыль  и в динамике рост продаж по данной группе товаров составил 3,41%.

Очевидно, что  при более детальном и профессиональном подходе к планированию закупочной деятельности, предприятие может  получить и более значительный экономический  эффект в будущем. Данное решение  может принять его руководитель по истечении текущего года, сравнив  результаты деятельности предприятия  при традиционном и профессиональном подходе к планированию закупочной деятельности. 

Список используемой литературы 

Алексеев Н.С. Теоретические основы товароведения  непродовольственных товаров. –  М., Прогресс, 2003. – 254с.

Бланк И.А. Торговый менеджмент. - М.: Украинско-Финский  институт менеджмента и бизнеса, 2007.-408с.

Бланк И.А. Управление торговым предприятием.-М.: Ассоциация авторов и издателей. Тандем, 2008-416с.

Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника-Центр, Эльга, 2001 – 452 с.

Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта– М.: Финансы и статистика, 2005г.

Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация. М, ИНФРА - М, 2005. –256с.

Брагина С.С., Данько К.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. – СПб: Питер, 2007- 301 с.

Информация о работе Пути оптимизации товарных запасов в предприятиях розничной торговли