Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:09, курсовая работа
В данной работе анализируется состояние и деятельность ОАО «Бетиз-ЖБИ», которое находится в неплохом финансовом положении, но все же на него оказывается значительное негативное влияние сегодняшнего мирового кризиса.
В ходе работы были использованы данные статистической и бухгалтерской отчетности предприятия за 2009-2010 гг.
Цель курсовой работы – является разработка научно-обоснованных рекомендаций по антикризисному управлению персоналом предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Сущность и содержание антикризисного управления персоналом предприятия 6
1.2. Принципы и методы антикризисного управления персоналом предприятия 11
1.3. Этапы антикризисного управления персоналом предприятия 16
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «БЕТИЗ-ЖБИ» 25
2.1. Общая характеристика и основные показатели деятельности ОАО «Бетиз-ЖБИ» 25
2.2. Анализ численности, состава и движения работников ОАО «Бетиз-ЖБИ» 35
2.3. Анализ управления персоналом ОАО «Бетиз-ЖБИ» 44
2.4. Обоснования необходимости антикризисного управления персоналом ОАО «Бетиз-ЖБИ» 46
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «БЕТИЗ-ЖБИ» 48
3.1. Основные рекомендуемые мероприятия по антикризисному управлению персоналом предприятия 48
3.2. Оценка антикризисного эффекта от реализации предложенных рекомендаций 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Критерий «оплата труда», определяемый такими социальными индикаторами как хорошая заработная плата, возможности дополнительной оплаты, ощущение справедливости в оплате труда, ощущение экономического благосостояния, отмечен положительными ответами у 56% респондентов. Графическое изображение оценки степени удовлетворенности оплатой труда продемонстрировано на следующей диаграмме (рис. 4).
Критерий «служебная карьера», определяемый такими социальными индикаторами как планирование служебной карьеры, руководство способствует карьере, сочетание личных целей и целей организации, объективная аттестация кадров, желание долговременной работы, возможность роста (отсутствие апатии и застоя), отмечен положительными ответами 60% респондентов. Графическое изображение оценки степени удовлетворенности служебной карьерой продемонстрировано на следующей диаграмме (рис.5).
Рис. 4. Оценка степени
удовлетворенности оплатой труда ОАО
«Бетиз-ЖБИ»
Рис.5. Оценка
степени удовлетворенности служебной
карьерой
Критерий «руководство
Рис. 6. Оценка степени удовлетворенности руководством ОАО «Бетиз-ЖБИ»
Критерий «рабочее место», определяемый такими социальными индикаторами как территориальная близость к дому, хороший офис и мебель, современная оргтехника, уровень организации рабочего места, уровень нормирования труда, ощущение личной безопасности, отмечен положительными ответами 40% респондентов. Графическое изображение оценки степени удовлетворенности рабочим местом продемонстрировано на следующей диаграмме (рис.7).
Рис. 7. Оценка степени удовлетворенности рабочим местом ОАО «Бетиз-ЖБИ»
Конкретный
показатель удовлетворенности трудом
определялся как средняя арифметическая
величина 27 цифровых значений ответов.
Таблица 7
Ниже 3 | 3 – 3,5 | 3,5 - 4 | Свыше 4 |
Очень низкий | Относительно низкий | Относительно высокий | Очень высокий |
Результаты опроса распределились следующим образом:
Ниже 3 – 12% опрошенных;
3 – 3,5 – 36% опрошенных;
3,5 – 4 – 44% опрошенных;
Свыше 4 – 8% опрошенных.
Распределение
респондентов по выделенным группам
продемонстрировано на следующей диаграмме
(рис.8).
Рис. 8. Результаты опроса удовлетворенности трудом ОАО «Бетиз-ЖБИ»
В основе философии предприятия лежит философия управления персоналом. Суть философии управления персоналом организации понимается как улучшение качества трудовой жизни, предполагающее наиболее полное удовлетворение работником личных потребностей. Качество трудовой жизни характеризуется организацией труда и его содержательностью; вознаграждением и признанием труда работника; безопасностью и условиями труда; социально-бытовой инфраструктурой предприятия; профессиональным ростом и уверенностью в будущем; отношениями работника с коллегами и его участием в принятии решений; местом работы в жизни человека и его правовой защищенностью на предприятии.
Кадровая политика на предприятии существует и прописана в локальных нормативных актах: Коллективный договор, философия предприятия, Правила внутреннего трудового распорядка, Уставе предприятия, а также в трудовом договоре, который заключается с каждым сотрудником при приеме не работу.
Основные принципы формирования кадрового состава предприятия - расчёт постоянства персонала, привлечение и продвижение наиболее талантливых и профессиональных работников, которые своим вкладом повышают эффективность работы всего предприятия и создают надёжную репутацию. Дадим характеристику кадрам управления ОАО «Бетиз-ЖБИ». Кадры управления вырабатывают цель, обеспечивают нормальное функционирование объекта управления и достижения поставленной цели.
Структуру персонала аппарата управления на конец 2010 г. более наглядно можно рассмотреть на рис. 9.
Общая
численность работников комбината 1357
чел. Из них работников управления 250 чел.,
в том числе руководителей – 95 чел., специалистов
– 148 чел., технических исполнителей –
7 чел., а рабочих соответственно 1107 чел.
Рис. 9.
Структура кадров аппарата управления
на конец 2010 г.
Качественная характеристика работников аппарата управления представлена в табл. 7,8,9.
В таблице 7 представлена структура персонала ОАО «Бетиз-ЖБИ» по стажу работы.
Таблица 7
Характеристика работников управления по стажу работы 2010 г.
Категории
Работников |
0-5 лет | 5-10 лет | 10-15 лет | 15-20 лет | более 20лет | |||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
Руководители | 2 | 0,3% | 12 | 4,7% | 62 | 32,5% | 14 | 14,1% | 5 | 5,9% |
Специалисты | 4 | 0,6% | 29 | 11,3% | 48 | 25,1% | 55 | 55,6% | 12 | 14,1% |
технические работники | 2 | 0,3% | 3 | 1,2% | 2 | 1,0% | 3 | 3,0% | 10 | 11,8% |
Рабочие | 582 | 80,3% | 169 | 65,8% | 45 | 23,6% | 21 | 21,2% | 55 | 64,7% |
подсобные рабочие | 123 | 17,0% | 43 | 16,7% | 33 | 17,3% | 3 | 3,0% | 3 | 3,5% |
Мастера | 12 | 1,7% | 1 | 0,4% | 1 | 0,5% | 3 | 3,0% | 0,0% | |
Итого | 725 | 100,0% | 257 | 100,0% | 191 | 100,0% | 99 | 100,0% | 85 | 100,0% |
В зависимости от стажа работников аппарата управления наибольшую долю занимают руководители, отработавшие на предприятии 10-15 лет, специалисты - 5-20 лет, а технические исполнители – от 0 до 15 лет.
Характеристика работников по возрасту представлена в таблице 8.
Таблица
8
Характеристика работников по возрасту 2010 г.
Категории
работников |
до 25 лет | 25-35 лет | 35-45 лет | 45-55 лет | 55-65 лет | |||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | Чел. | % | чел. | % | |
руководители | 2 | 0,3% | 18 | 7,0% | 37 | 19,4% | 32 | 32,3% | 6 | 7,1% |
специалисты | 9 | 1,2% | 26 | 10,1% | 62 | 32,5% | 40 | 40,4% | 11 | 12,9% |
технические работники | 1 | 0,1% | 2 | 0,8% | 4 | 2,1% | 13 | 13,1% | 0 | 0,0% |
Рабочие | 316 | 43,6% | 131 | 51,0% | 182 | 95,3% | 68 | 68,7% | 175 | 205,9% |
подсобные рабочие | 81 | 11,2% | 43 | 16,7% | 61 | 31,9% | 12 | 12,1% | 8 | 9,4% |
Мастера | 3 | 0,4% | 6 | 2,3% | 8 | 4,2% | 0 | 0,0% | 0 | 0,0% |
Итого | 412 | 56,8% | 226 | 87,9% | 354 | 185,3% | 165 | 166,7% | 200 | 235,3% |
Судя по данным таблицы 8 можно отметить, что основная численность руководителей и специалистов приходится на возрастные группы 35-45 лет и 45-55 лет, и немного меньше на группу 25-35 лет. Это следует оценить положительно, т.к. в данном возрасте работники имеют продолжительный стаж и опыт работы, и способны к активной и творческой деятельности. В возрастных группах до 25 лет и 55-65 лет находится лишь небольшая часть руководителей и специалистов. Основной процент технических исполнителей приходится на возрастную группу 25-45 лет.
Рассмотрим
образовательную структуру
Из данных таблицы видно, что существует определённая зависимость между уровнем образования и категорией в которой находятся работники управления. Почти все руководители имеют высшее или среднее специальное (небольшая часть) образование. Большинство специалистов также имеют высшее и среднее специальное образование, и лишь небольшая часть специалистов имеют среднее образование. Большинство технических исполнителей соответствует среднему уровню образования.
Таблица 9
Характеристика работников по уровню образования 2010 г.
Категория
Работников |
Среднее | Среднее специальное | Высшее | |||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
Руководители | 2 | 0,3% | 11 | 4,3% | 82 | 42,9% |
Специалисты | 17 | 2,3% | 38 | 14,8% | 93 | 48,7% |
технические работники | 5 | 0,7% | 2 | 0,8% | 13 | 6,8% |
Рабочие | 215 | 29,7% | 375 | 145,9% | 282 | 147,6% |
подсобные рабочие | 51 | 7,0% | 143 | 55,6% | 11 | 5,8% |
Мастера | 2 | 0,3% | 4 | 1,6% | 11 | 5,8% |
Итого | 292 | 40,3% | 573 | 223,0% | 492 | 257,6% |