Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:09, курсовая работа
В данной работе анализируется состояние и деятельность ОАО «Бетиз-ЖБИ», которое находится в неплохом финансовом положении, но все же на него оказывается значительное негативное влияние сегодняшнего мирового кризиса.
В ходе работы были использованы данные статистической и бухгалтерской отчетности предприятия за 2009-2010 гг.
Цель курсовой работы – является разработка научно-обоснованных рекомендаций по антикризисному управлению персоналом предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Сущность и содержание антикризисного управления персоналом предприятия 6
1.2. Принципы и методы антикризисного управления персоналом предприятия 11
1.3. Этапы антикризисного управления персоналом предприятия 16
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «БЕТИЗ-ЖБИ» 25
2.1. Общая характеристика и основные показатели деятельности ОАО «Бетиз-ЖБИ» 25
2.2. Анализ численности, состава и движения работников ОАО «Бетиз-ЖБИ» 35
2.3. Анализ управления персоналом ОАО «Бетиз-ЖБИ» 44
2.4. Обоснования необходимости антикризисного управления персоналом ОАО «Бетиз-ЖБИ» 46
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «БЕТИЗ-ЖБИ» 48
3.1. Основные рекомендуемые мероприятия по антикризисному управлению персоналом предприятия 48
3.2. Оценка антикризисного эффекта от реализации предложенных рекомендаций 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ управления персоналом влияют факторы двух типов - внешние по отношению к организации и внутренние.
Основные факторы внешней среды могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Особенности законодательного регулирования трудовых отношений. Например, присутствие в нормах некоторых стран запретов на применение тестов при приеме на работу вынуждает сотрудников служб управления персоналом быть очень изобретательными в проектировании программ отбора и ориентации персонала.
2. Ситуация на рынке труда. Прежде всего, необходимо учитывать наличие конкуренции, источники комплектования, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы.
3. Профессиональные и общественные объединения, в которые, так или иначе, вовлечены работники предприятия. Стратегию деятельности подобных объединений, их традиции и приоритеты в средствах борьбы необходимо учитывать для создания и реализации эффективных кадровых программ.
Среди внутренних факторов наиболее значимыми представляются следующие:
1. Цели предприятия, их временная перспектива и степень проработанности. Так, например, организации, нацеленной на быстрое получение прибыли и затем сворачивание работы, требуются совершенно иные профессионалы по сравнению с предприятием, ориентированным на постепенное развертывание крупного производства со множеством филиалов.
2. Стиль управления, закрепленный, в том числе и в структуре организации. Сравнение организации, построенной жестко централизованным образом, в отличие от предпочитающей принцип децентрализации показывает, что этим предприятиям требуется различный состав профессионалов.
3. Условия труда. Вот некоторые наиболее важные из характеристик работ, привлекающих или отталкивающих людей:
Как правило, наличие даже небольшого числа непривлекательных для работников задач требует от менеджера по персоналу создания специальных программ привлечения и удержания сотрудников в организации.
4. Качественные характеристики трудового коллектива. Так, работа в составе успешного коллектива может быть дополнительным стимулом, способствующим стабильной продуктивной работе и удовлетворенности трудом.
5. Стиль руководства. Важно, чтобы независимо от того, какой стиль руководства предпочитается конкретным менеджером, достигались следующие цели в области работы с персоналом:
Таким
образом, одной из важнейших проблем в
кризис является построение и совершенствование
антикризисной системы управления персоналом
организации. Основу для построения эффективной
системы антикризисного управления персоналом
должна дать работа кадровой службы, значение
которой в последнее время всё возрастает.
Кадровое подразделение становиться центром
кадровой политики. Современное планирование
и развитие производства уже не может
обходиться без эффективной работы кадровых
служб.
Одной
из теоретических проблем
Принципы управления персоналом (ПУП) - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления. ПУП отражают объективные тенденции, социальные и экономические законы, научные рекомендации общественной психологии, теории менеджмента и организации. Они базируются на всем арсенале научного знания, определяющем возможности эффективного регулирования и координации человеческой деятельности.4
Все многообразие ПУП целесообразно разделить на общие, базисные принципы, регулирующие деятельность государственных органов управления в целом; специфические принципы, определяющие управление кадровым потенциалом в хозяйственных организациях; частные принципы, регулирующие функционирование отдельных сторон деятельности управленческого персонала.
К
общим принципам
Группу специфических принципов можно разделить на две подгруппы.
В
первую подгруппу включены принципы,
относящиеся к убеждениям, которые
создают доверие между
Вторая подгруппа получила официальное признание и активное применение в крупнейшей корпорации мира IBM. В эту подгруппу включены десять «передовых принципов»:
Что касается группы частных принципов, то ряд исследователей к ним относит принципы деятельности кадровых служб по отбору, расстановке, селекции, подготовке и переподготовке персонала.
Учитывая теоретические наработки, отечественный и зарубежный опыт работы с персоналом, культурные, морально-нравственные, социально-экономические черты и особенности современного менталитета, а также неустойчивое функционирование и развитие многих хозяйственных организаций, целесообразно отказаться от традиционного отечественного подхода к определению принципов управления персоналом (демократического централизма, администрирования и др.). Можно предпринять попытку определить и сформулировать такие принципы антикризисного управления персоналом, которые полнее, конкретнее отражали бы современный весьма противоречивый этап социально-экономического развития и позволяли бы менеджерам и предпринимателям своевременно предотвращать кризисы, эффективно управлять персоналом в условиях кризисного состояния организации и обеспечивать выход организации из кризисного состояния с минимальными потерями.5
К группе общих принципов антикризисного управления можно отнести следующие принципы: системности; равных возможностей; уважения человека и его достоинства; командного единства; горизонтального сотрудничества; правовой и социальной защищенности.
Таким образом, управление персоналом в условиях неустойчивого, а порой и кризисного состояния организации представляет собой разностороннюю, тщательно спланированную и продуманную деятельность, опирающуюся на систему научно обоснованных принципов, искусство и здравый смысл предпринимателей и менеджеров.6
Принципы
действуют эффективно тогда, когда
они взаимодействуют и дополняют друг
друга, будучи интегрированными в целостную
систему (рис.2.)
Рис.2. Целостная
система антикризисного управления персоналом
В системе антикризисного управления персоналом предприятия важной место занимают методы антикризисного управления.
Перечень и характеристики методов работы с кадрами в режиме антикризисного управления приведены в табл.2.
Метод адаптивных изменений. Конфликты разрешаются посредством компромиссов, сделок и перемещений в руководящем составе. Этот метод дает возможность осуществлять изменения в условиях, когда у сторонников изменений нет административной власти, но есть сильная мотивация к внедрению нововведений и сформирован соответствующий образ мышления.
Таблица 2
Методы работы с кадрами в режиме антикризисного управления
Метод | Условия применения | Достоинства | Недостатки |
Адаптивных изменений | Небольшая срочность | Слабое сопротивление | Длительность получения результата |
Принудительных организационных изменений | Большая срочность | Быстрота изменений | Большое сопротивление |
Управления сопротивлением | Средняя срочность | Слабое сопротивление, подгонка к моменту | Риск неудачи, сложность |
Кризисный | Угроза существования | Слабое сопротивление | Жесткий дефицит времени |
Метод принудительных организационных изменений. Предусматривает использование силы. Процесс дорогостоящий и не желательный в социальном плане, но дающий преимущества в период кризиса стратегического реагирования. Использовать можно в условиях острого дефицита времени.
Метод управления сопротивлением. Администрация находится в кризисной ситуации, если изменения во внешней среде угрожают существованию администрации. Когда наступает кризис, сопротивление обычно уступает место поддержке. В подобной ситуации задача руководства - не борьба с сопротивлением, а принятие мер по предупреждению паники. О первых признаках выхода из кризиса свидетельствует возобновление сопротивления.
Кризисный метод. Когда кризис неизбежен, руководители, осознающие это ранее других, могут предпринять следующие действия:
Сопротивление контролируется по минимуму с помощью «стартовой площадки». Затем последовательно применяется мотивация. Далее в ходе планирования разрабатывается процесс внедрения изменений. Сопротивление находится под контролем в течение всего процесса изменений.
В процессе диагностики состояния, выбирая конкретный метод, кроме указанных областей эффективного их применения необходимо учитывать два основных параметра:
1) временной горизонт (степень сложности организационных нововведений, имеющихся временных ресурсов для их успешной реализации);
2) профессиональную, психологическую, техническую готовность персонала к стратегически важным изменениям на предприятии.
Таким образом, при всём многообразии подходов к антикризисному управлению персоналом есть общие принципы управления, универсальные методы и приёмы. Тем не менее, каждая организация имеет свои индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать. Практическое применение предложенного инструментария позволит эффективно управлять трудовым потенциалом предприятия в рамках стратегического антикризисного менеджмента.